Зарождение и современность ислама в Казахстане

Автор: Жулумбетова Нурсулу Айтжановна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Зарождение и современность ислама в Казахстане

 

В современном мире ислам становится одной из самых влиятельных религиозных систем, приобретает все большее влияние и все больше приверженцев. В настоящее время общая численность приверженцев ислама, третьей, самой поздней по времени возникновения, мировой религии, которая зародилась в Аравии в VII веке нашей эры, составляет около 1 миллиарда 500 миллионов человек (около 85-90% из них сунниты), проживающих преимущественно на территории стран в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Широкое распространение ислам получил и в республиках бывшего СССР, в том числе в Российской Федерации. Исследователи также отмечают, что изначально исламская идеология, государственность, власть были ориентированы на принцип справедливости. Это было характерно для золотого века так называемого «классического ислама», когда пророком Мухаммедом было основано первое исламское государство, где сменявшие после его кончины четыре «праведных халифа» большое внимание уделяли проблемам государственного устройства, а также обеспечению социальной справедливости в исламском государстве.

Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «покорность». Таким образом, более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.

Проникновение  ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в. Памятник той эпохи – сочинение Юсуфа Баласагунского (1015-1016) “Кудатгу билик”, в котором получила отражение мусульманская идеология.

Распространение ислама было замедлено монгольским завоеванием, принесшим в Среднюю Азию и Казахстан новые группы населения (тюрков и монголов) со своей традиционной религией. Тем не менее, в течение позднего средневековья и нового времени ислам неуклонно продвигался в кочевую степь, захватывая новые и новые группы населения.

Ислам был признан официальной идеологией Казахского ханства, основоположниками которого в ХV веке стали султаны Жанибек и Керей. С образованием казахской народности внедрение ислама способствовало укреплению верховной власти ханов и слиянию различных казахских племен в единую этническую общность. Жители Казахского ханства придерживались суннитского ислама ханафитского мазхаба, но при этом в общественной и частной жизни складывался своеобразный синтез ислама с элементами тенгрианства и шаманизма.

Казахская государственность с момента своего зарождения опиралась на мусульманские правовые нормы. Свою приверженность шариату утверждали все казахские ханы от Керея и Жанибека до последнего общеказахского хана Кенесары. Значительное влияние шариат оказал на кодексы степного государственного права, принятые Касым ханом и Есим ханом.

Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков. Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в. мусульманство не проникло в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения. В связи с особенностями бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов не было затворничества женщин. Они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения.Однако позиции ислама из года в год становились все более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях.С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счел нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на шариат.

О распространении мусульманства в Степи писал выдающийся казахский ученый Шокан Уалиханов, будучи сам свидетелем происходящих событий и изменений в духовной сфере в казахском обществе первой пол. XIX в. В статье "О мусульманстве в Степи" он пишет: “Мусульманство еще не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. У нас в Степи теперь период двоеверия, как было на Руси во времена преподобного Нестора”.

Особенностью ислама в Казахстане в колониальный период стало то, что он оказался в новой для него этно-социальной ситуации. В конце 70-х – начале 80-х годов XIX в. на территорию Юго-восточного Казахстана из пограничных районов Китая переселились две крупные мусульманские общины уйгуры и дунгане. Это были народы с давней оседло-земледельческой традицией, что укрепило позиции ислама на юге и без того более сильные, чем в кочевых районах.

Казахская культура на рубеже 19 начала 20 вв. несмотря на усиливающийся колониальный гнет, переживала своеобразный духовный подъем, который можно охарактеризовать как национальное возрождение. Именно к началу века в Казахстане появляется целая плеяда поэтов, писателей, религиозных и политических деятелей, выдвинувших на первый план культурную независимость. Причиной подобной популярности культурно-просветительной идеи является то обстоятельство, что к этому времени национально-освободительное движение казахского народа вступает в новую фазу своего развития.

С началом нового периода связан следующий этап в эволюции ислама на территории Казахстана. Следует сразу оговориться, что политика Советской власти в отношении ислама проводилась в рамках общей политики в отношении религии. Кроме того, все концептуальные положения этой политики разрабатывались центральным правительством в Москве и направлялись в республики. Соответственно, дублировались все решения о создании государственных структур по вопросам религии.

В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в. отмечается взлет того, что и было впоследствии названо «исламским возрождением» в Казахстане и других республиках Центральной Азии.

Исламская вера и связанные с ней традиции, как важные элементы национальной идентичности, начали свое возрождение и на Северном Кавказе, в Азербайджане, на Поволжье, Крыму, в Татарстане и других регионах бывшего СССР. Одновременно в те же 1990-е годы в постсоветских странах Центральной Азии начался весьма интенсивный процесс либерализации духовной жизни, который вызвал существенные структурные сдвиги в системе религиозного образования и рост числа приверженцев традиционного ислама, в особенности одного из его основных течений - мазхаба Абу Ханифы. На первом курултае мусульман Казахстана, который состоялся 12 января 1990 года, было образовано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК).

В Казахстане была создана сеть исламского образования, куда вошли Исламский университет (впоследствии переименован в Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак», в котором за период с 2001 по 2007 гг. получили религиозное образование 145 студентов). Исламский институт по повышению квалификации религиозных деятелей при Духовном управлении мусульман Казахстана. Кроме того, были открыты Казахско-Кувейтский университет (ныне Южно-Казахстанская гуманитарная академия), международный Казахско-арабский университет, международный Казахско-Турецкий университет. Эти высшие учебные заведения функционируют вне системы ДУМК и были открыты при финансовой помощи зарубежных государств. Кстати сказать, в 2000 г. был открыт Центр исследования исламского права при Казахской государственной академии права. В 2004 г. образовался Союз мусульман Казахстана.

С 1997 г. выпускается религиозно-познавательный журнал «Мир ислама» («Ислам Элемі>), журнал «Шапагат-Нур» (издается с 1998 года), журнал «Ислам» (издается с 2003 года), религиозно-познавательная газета «Ислам жэне вркениет» («Ислам и цивилизация»), газета «Иман» («Вера»), независимая газета «Рухани омір» («Духовная жизнь»), независимая республиканская информационная газета «Ислам» и др.

Как свидетельствуют имеющиеся материалы, традиционный ислам продолжает сохранять свой динамизм и оказывать воздействие на формирование общественно-духовной ситуации в стране. Кроме того, в некоторых регионах он приобретает более интенсивный характер. На растущую потенцию данного явления за последние годы указывает сам характер его развития в Казахстане и тот интерес, который проявляют к нему многие зарубежные и отечественные исследователи. Так, например, известный исламовед А.К.Муминов пишет: «Сейчас всякие политизированные течения в исламе пытаются использовать в своих целях ...наши недостатки. К сожалению, наша молодежь быстро попадает в их ловушки. Поэтому нам необходимо широко пропагандировать в народе мазхаб Абу Ханифы».

Проведенный анализ исследовательской группой Института востоковедения им.Р.Б.Сулейменова МОН РК по регионам страны показал то, что уровень религиозности в них достаточно высок, но при этом они различаются между собой по некоторым показателям. Население таких городов как Шымкент, Туркестан, Усть-Каменогорск по уровню является самым религиозным и при этом понимание значения религии трактует в его более классической форме. Население же таких городов как Актобе и Павлодар, являясь по уровню также одним из наиболее религиозных, воспринимает исламскую религию больше как традицию предков. Одним из факторов такой картины является то, считают эксперты, что в этих городах сильны патриархально-этические нормы. Интересный результат также дал г. Шымкент. При ответе на вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» основная часть населения противоречиво ответило - «Скорее да». Город Караганда, по большому счету, показал себя неглубоко религиозным.

Постоянный и значительный интерес мусульманского населения Казахстана к традиционному исламу, особенно в первой половине 1990-х гг., вызвал к активности другое явление, связанное с организацией и изучением

В Программе совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 гг., разработанной Министерством культуры и информации РК отмечается рост числа верующих в стране. Основная часть из них проживает в Южных регионах Казахстана, в основном за счет большого числа практикующих мусульман и других факторов, например, миграционных. Более многочисленны те, кто действуют в соответствии с установившейся традицией (соблюдающие религиозные традиции, обычаи и обряды, но не читают Коран и Сунну, не пропагандируют веру), т.е. верующие по традиции. Для них нет разницы между религиозными и национальными ценностями. Религия понимается ими как средство поддержки морали и культуры в обществе, т.е. в социально-утилитарном смысле.

В основу строительства новой государственной политики в Казахстане заложены принципы невмешательства религии в политику и равноправия религиозных общин. В Законе о религиозных объединениях (1992г.) были определены принципы взаимоотношений между государством и религиозными организациями: отделение религии от государства, равенство всех конфессий, запрет на образование партий религиозного характера, право религиозных объединений на собственность и хозяйственную деятельность. Их деятельность регулируется данным законом, а с  2011 г., в закон были внесены изменения и поправки. Следствиями обретения религиозной независимости стали: образование первого в истории Казахстана самостоятельного мусульманского духовного управления (муфтиата) в 1990г.  А в 2011 году было создано Агенство Республики Казахстан по делам религии - центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства, осуществляющий государственное руководство в сфере обеспечения межконфессионального согласия, прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями. Была создана сеть исламского образования. Немаловажным достижением современного времени является и то, что верующие имеют возможность совершать хадж, чего не было в советский период. Появились исламские печатные издания, распространяется исламская пропагандистская литература. Реконструируются старые и строятся новые мечети. Для сравнения: в 1979 году в Казахстане было всего 25 мечетей. Согласно последним данным, сегодня их насчитывается 2228. Свое достойное место  заняли религиозно-культурные общества. Например,  “Лига женщин-мусульманок”, “Ассоциация Фатима”, движение “Рифах” и др. Они ориентированы на культивирование этнической и религиозной самобытности народов с мусульманской традицией, что на практике отождествляется с воссозданием патриархальных ценностей традиционного общества. Деятельность этих объединений носит просветительский, благотворительный характер.

Следует отметить, что религиозная жизнь освободилась от тотального контроля государства. Казахстан, уважая права и верущих,  остается государством светским. Можно с уверенностью утверждать, что общественное сознание в целом разделяет и светские и религиозные взгляды.  Это обуславливается историческими особенностями распространения Ислама в Казахстане, спецификой его формирования и развитием религиозно-культурных и политических процессов в казахском обществе. Доказательсвом тому служит отсутствие в Казахстане конфликтов (в том числе и военных) на религиозной почве. Появившаяся угроза терроризма, которую связывают с Исламом, по большей части, влияние извне. Во многом это стремление различных зарубежных мусульманских организаций пропагандировать свое толкование и понимание исламского образа жизни, которое по многим параметрам не подходит казахстанским мусульманам. И, к сожалению, зачастую под лозунгом «Очистить Ислам!» миссионеры представляют интересы тех, кто преследует совершенно далекие от религии цели. Но даже в вопросе  о проблеме появления терроризма специалисты сходятся во мнении, что терроризм в Казахстане не приобретает размаха, как в других регионах бывшего Советского Союза.

Исламский фактор играет все более важную роль в современном мире, все активнее воздействует на политику, экономику, международные отношения, затрагивая геополитические интересы всех крупных держав.

Возрастание значимости исламского фактора обусловлено рядом причин, к которым относят, прежде всего, стратегическую важность и размеры исламского мира.

Ислам имеет определенные особенности, которые отличают его от других вероучений: это всеохватывающий характер религии, которая является не просто мировоззрением, или идеологией, или сводом духовных ценностей, а она – образ жизни, поскольку всеобъемлюще регламентирует жизнь верующего. Также ислам – это удивительная религия солидарности, которая объединяет всех правоверных, независимо от цвета кожи, национальной принадлежности.

Таким образом, можно резюмировать: Ислам в Казахстане приобрел свои специфические черты. Он занимает важное место в культурной и духовной жизни общества, являясь неотъемлемой составляющей. Так как ни время, ни меняющиеся политические режимы не смогли стереть его из души народа.              

           

 

 

 

                                                           Нурсулу Жулумбетова

                                               Магистр истории, учитель СШ №35 г. Актобе

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x