Главным культурным событием нынешнего года стало объявление 2022 года-Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Мы второй год работаем с мини-музеем «В единстве народов сила России».
В нашей группе воспитываются дети таких народов как: киргизы, узбеки, армяне, русские. У каждой семьи свои культурные традиции, свои ценности, система воспитания.
Поэтому возникла идея разработки и проведения исследовательского проекта «Мир детских открытий» на тему: «Вместе весело шагать» по этнокультурному воспитанию.
Наш проект предполагает исследовательскую деятельность, которую организует взрослый (педагог и родитель), а осуществляет ребенок. Мы предполагаем, что материалом исследования для детей будут традиции и культура его семьи. Продуктом проекта будут являться детские исследования.
Как только мы начали работать с музеем и начали наш проект, родители стали активнее приобщать детей к народным праздникам, рассказывают о них детям. Родители детей- инофонов активно знакомят детей с русскими народными праздниками, такими как: «Новый год», «Масленица», «Святки-колядки» и др. Родители участвуют в организации праздников в детском саду. На Масленицу родители пекут блины, наряжают детей в русские народные костюмы. Знакомство детей с народным творчеством России- это лучший путь в воспитании, который позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
"ДЕТСКИЙ САД №489 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА"
(МКДОУ д/сад № 489 комбинированного вида)
В.Высоцкого ул., 21, Новосибирск, 630133
тел.(383) 240-91-12, ds_489@edu54.ru
ИНН 5405112061/КПП 5405011001
_________________________________________________________________
Исследовательский проект
«Мир детских открытий»
на тему:
«Вместе весело шагать»
по этнокультурному воспитанию детей
Разработали: воспитатели МКДОУ
д/с 489 комбинированного вида
Муленок О.В, Алексеева С.А.
г. Новосибирск, 2022г.
Паспорт проекта
Тема
Вместе весело шагать
Вид проекта
Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Сроки
Сентябрь 2021г.-май 2022г.
Авторы проекта
Муленок О.В, Алексеева С.А
Цель проекта
Вовлечение родителей и детей разных национальностей в единый воспитательно-образовательный процесс на основе сотрудничества и сплочение детско-родительского коллектива.
Задачи проекта
Расширять представления детей о людях разных национальностей;
Познакомить детей с культурой и традициями других народов, с которыми они встречаются в группе;
Воспитывать интерес детей к исследовательской деятельности;
Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
Организовать детско-родительский клуб «Вместе весело шагать» в группе WhatsApp.
Развивать этнокультурный мини-музей «В единстве народов сила России».
Планируемые результаты
Повысится компетентность родителей в вопросах этнокультурного воспитания детей.
Будут созданы необходимые условия для осуществления познавательного развития детей.
Увеличатся знания детей по народным традициям, промыслам.
Увеличится число участников детско-родительского клуба «Вместе весело шагать».
Мини- музей пополниться новыми экспонатами.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….3
Паспорт проекта……………………………………………………4
Этапы реализации проекта………………………………………...8
Календарно-тематическое планирование…………………………10
Результаты реализации проекта…………………………………..13
Список использованной литературы……………………………..14
Приложение………………………………………………………..15
Пояснительная записка
Большое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им культурных ценностей, норм поведения, толерантности, эмпатии, умений жить и взаимодействовать с людьми разных национальностей.
Мы особое внимание уделяем формированию навыков межкультурного взаимодействия. Поэтому возникла идея разработки и проведения исследовательского проекта «Мир детских открытий» на тему: «Вместе весело шагать» по этнокультурному воспитанию. Мероприятия проекта направлены на познание детьми культуры своего народа, культуры других народов, национальностей, на изучение семейных традиций. В целом проект будет способствовать вовлечению родителей и детей разных национальностей в единый воспитательно-образовательный процесс, созданию условий для межкультурной коммуникации, развитию сотрудничества и сплочению детско-родительского коллектива.
Проект также предполагает исследовательскую деятельность, которую организует взрослый (педагог и родитель), а осуществляет ребенок. Мы предполагаем, что материалом исследования для детей будут традиции и культура его семьи. Продуктом проекта будут являться детские исследования на тему: «Как празднуют Новый год в разных странах», «Какие существуют традиции в нашей семье?», «Национальная кухня киргизов (русских, армян, узбеков) или что готовят у нас дома». Каждый ребенок и его семья работают над своим исследованием. Презентовать свое исследование дети будут с родителями в форме презентаций, книжек-малышек, плакатов, рисунков на заключительном итоговом мероприятии: детско-родительской конференции «Вместе весело шагать».
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта связана с тем, что мы живем в многонациональной стране и воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп составляет важную задачу для обеспечения согласия, безопасности и мира. Поэтому уже в детских садах уделяется повышенное внимание этнокультурному воспитанию детей.
В нашей группе воспитываются дети таких народов как: киргизы, узбеки, армяне, русские. У каждой семьи свои культурные традиции, свои ценности, система воспитания.
За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493).
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Интерес дошкольника к окружающим его людям, их культуре, обычая, традициям надо развивать с детских лет. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы предполагаем вовлечение детей и их родителей в исследовательскую деятельность.
Результатом реализации проекта является приобретенный опыт ребенка по проведению исследований, по изучению культуры и традиций своего народа, по изучению особенностей традиций других народов, расширение словарного запаса и обогащение общения на основе усвоения межкультурных норм коммуникации.
Цель: вовлечение родителей и детей разных национальностей в единый воспитательно-образовательный процесс на основе сотрудничества и сплочение детско-родительского коллектива.
Задачи:
Для детей:
Расширять представления детей
о людях разных национальностей
;
Познакомить детей с культурой и традициями других народов, с которыми они встречаются в группе
;
Воспитывать интерес детей к исследовательской деятельности;
Развивать коммуникативную
компетентность детей и умение общаться со взрослыми в различных ситуациях;
Для родителей:
Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность,
уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
Для воспитателей:
Развивать творческий потенциал детей;
Организовать детско-родительский клуб «Вместе весело шагать»
в группе
.
Развивать
этнокультурный мини-музей
«В единстве народов сила России»
;
Представить родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Риски:
Не все родители могут согласиться на участие в проекте;
Участие одних и тех же семей в мероприятиях в рамках проекта.
Вид проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта:воспитатели Муленок О.В., Алексеева С.А.,дети 6-7лет, родители.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2021г.
Изучить и проанализировать методическую литературу по
этнокультурному
воспитанию.
Изучить национальные традиции народов, дети которых во
спитываются в нашей группе
(узбекских, армянских,
киргизских
, русских).
Составить
пл
анирование
исследовательской
деятельности
по
этнокультурному
воспитанию.
Подобрать
материал
(сказок, картотек народных игр (узбекских, армянских,
киргизских
, русских).
Составить сценарии
праздников, конспектов бесед на ознакомление дошкольников с культурой разных народов.
Провести опрос детей
по теме проекта
(
Приложение №1
)
Провести а
нкетирование родителей (Приложение №1
.1
).
Составить план работы клуба (Приложение №2
).
2 этап – основной. Срок реализации: сентябрь 2021г.-май 2022г.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс
занятий по проекту
.
Установление партнёрских отношений в работе детско-родительско
го клуба «Вместе весело шагать» в группе
(приложение №3)
Приобщение детей и
родителей в
создании мини-музея
«
В единстве народов сила России»
(приложение №
4
).
Календарно-тематическое планирование
Дата
Работа с детьми, программное содержание
Работа с родителями
Сентябрь
Знакомство с русской культурой, народнымисказками:
«Чудесные лапоточки»
«Самое дорогое»
«Умный мужик»
«Золотой топор»
«Мужик и барин»
Конкурс рисунков «Угадай любимую сказку моей мамы»
Беседа: «Какие существуют традиции в вашей семье?»
Консультация по проекту «Вместе весело шагать».
Участие в конкурсе рисунков «Угадай любимую сказку моей мамы» (родители читают сказки, а дети рисуют).
Октябрь
Знакомство с киргизской народной культурой, сказками:
Азрет-султан и бедная девушка
Апенди и бай
Апенди и его осел
Гульбара и Сабира
Жадная ворона.
Беседа: «Какие существуют национальные традиции в вашей семье?» ( киргизского народа)
Консультация для родителей на тему: «Исследование как способ познания культуры других народов»
Приглашение родителей на беседы с детьми с рассказами о культуре их народа.
Ноябрь
Знакомство с армянской народной культурой,сказками:
Азаран Блбул
Айцатур
Безрукая
Волшебная роза
(армянская сказка)
Беседа: «Как у вас в семье празднуют праздники?» (по традициям армянского народа)
Мастер-класс «Как провести исследование вместе с ребенком».
Консультации для родителей: «Россия-многонациональная страна», «Ознакомление детей с народами разных стран».
Декабрь
Знакомство с узбекской народной культурой, сказками:
- Алдар Куса и купец
- Апанди и падишах
- Ах и Ох.
Просмотр мультфильма о Ходже Насреддине.
Беседа: «Как у вас встречают Новый год?» (по традициям узбекского народа)
Представление исследовательских проектов «Как празднуют новый год в других странах».
Беседа с родителями о проведении мини-исследования о традициях празднования нового года в других странах.
Мастер-класс «Как подготовить презентацию вместе с ребенком для исследования»
Январь
Знакомство с русской игровой культурой.
Сказка «Пастушья дудочка».
Просмотр мультфильма «Чудесный колокольчик».
Русская подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».
Конкурс детских исследований на тему: «Какие существуют традиции и игры в нашей семье?»
Беседа «Все мы разные».
Мастер-класс «Как представить исследование ребенка» (изготовление развивающих альбомов «Страны мира», «Дружба народов в нашей стране»)
Февраль
Сюжетно-ролевая игра «Готовим национальный обед»
Конкурс детских исследований на тему: «Национальная кухня киргизов (русских, армян, узбек) или что готовят у нас дома».
Консультация «Как развивать интерес к познавательной деятельности детей?»
Март
Знакомство с (киргизской, узбекской, армянской) игровой культурой.
Беседа «Культуру знай и уважай»
День открытых дверей. Рассказы родителей о культуре своего народа.
Изготовление лепбука «Братство народов».
Апрель
История родного края «Край родной, где я живу». Новосибирск- Малая Родина.
Презентация истории города Новосибирска, его достопримечательностях
Май
Заключительная часть.
Выставка-фотоотчет «Наши исследования»
Заключительное итоговое мероприятие:
детско-родительская конференция «Вместе весело шагать».
3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2022г.
Определить эффективность проведенной работы
(Приложение № 5)
Провести анализ полученных результатов.
Публикация исследовательского проекта «Мир детских открытий» в сети интернет.
Детско-родительская конференция «Вместе весело шагать»
.
Ожидаемые результаты:
Повысится компетентность
родителей в вопросах этнокультурного воспитания детей.
Будут с
оздан
ы необходимые
условия для
осуществления
познавательного развития детей
.
Увеличатся знания
детей по народным традициям, промыслам. Активизируется интерес к народному искусству.
Увеличится
число участников детско-родительского клуба «Вместе весело шагать»
.
М
ини-
музей пополниться новыми экспонатами,
В проекте примут участие 80% родителей и детей.
Состоится де
тско-родительская конференция «
Вместе весело шагать»
Практический выход:
Ежемесячный сбор экспонатов для мини-музея;
Ежемесячный свод участник
ов клуба «Вместе весело шагать»
;
Альбом иллюстраций к сказкам;
Конкурс
рисунков «Угадай любимую сказку моей мамы»
Консультация для
родителей на тему
: «Исследование как способ познания культуры других народов»
Мастер-класс «Как провести исследование вместе с ребенком»
Мастер-класс «Как подготовить презентацию вместе с ребенком для исследования»
Мастер-класс «Как представить иссл
едование ребенка (изготовление альбома «
Страны мира
»
)
Консультация «Как развивать интерес к познавательной деятельности детей?»
День открытых дверей.
Презентация истории города Новосибирска, его достопримечательностях.
Выставка-фотоотчет «Наши исследования»
Детско-родительская конференция
«Вместе весело шагать».
Результаты реализации проекта:
В результате реализации проекта созданы необходимые условия для вовлечения родителей и детей разных национальностей в единый воспитательно-образовательный процесс, на основе развития сотрудничества и сплочение детско-родительского коллектива.
У детей произошли следующие изменения:
-расширились представления о людях разных национальностей;
-дети познакомились с культурой и традициями других народов, с которыми они встречаются в нашей группе.
-развились навыки общения между детьми разных национальностей, толерантность, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач;
- проявляют интерес к исследовательской деятельности.
У родителей:
-удовлетворённость обучением, воспитанием, жизнедеятельностью ДОУ;
-увеличилась активность и вовлечённость родителей в мероприятиях детского сада;
-повысился уровень компетентности родителей в вопросах этнокультурного воспитания детей, в организации работы по этнокультурному музею и оснащению пространственной предметно-развивающей среды.
- увеличилось участие родителей в реализации проекта. По результатам мониторинга нам удалось привлечь большое количество семей -80%.
Основные расходы:
Наименование оборудования
Имеющееся оборудование (стоимость)
Необходимое оборудование (стоимость)
ноутбук
35000
МФУ
12000
Бумага, фломастеры,клей и т.д.
4000
Тонер для МФУ
1000
Плёнка для ламинирования бумаги
1200
Методическая литература, энциклопедии
2000
3000
Итого: 47.400р.
38.200
9.200
Заключение: Мы считаем, что данный проект позволит в условиях ДОУ формировать у детей дошкольного возраста представление о семье, её традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами: воспитатели, родители, дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.
Список литературы.
1.Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. - М., 1998.
2.Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук: 13.00.01. - Элиста, 1999. - 39 с.
3.Хрипунова, Т. М. Освоение русской народной культуры как важный этап воспитания будущего патриота и гражданина / Т. М. Хрипунова // Модернизация дошкольного образования на селе / [под общ. ред. Н. С. Моровой]. - М., 2004. - С. 147-152.
4.Киргизские народные сказки https://skazkibasni.com/kirgizskie-narodnye-skazki
5.Узбекские народные сказки https://uzbegskie-skazki.larec-skazok.ru
6.Армянские народные сказки https://armjanskie-skazki.larec-skazok.ru
7.Редкие русские народные сказки. Бытовые https://mishka-knizhka.ru/russkie-bytovye-skazki/
Приложение № 1
Мониторинг уровня знаний детей подготовительной группы на начальном этапе проекта.
В нашей группе мы уже не первый год знакомим детей с разными национальностями. Группа у нас многонациональная. Поэтому на начальном этапе у детей уже имеются знания о разных культурах мира. Дети могут отличить: киргизский головной убор от армянского, белорусский орнамент от русского и мн. др.
Приложение № 1.1
Анкета для родителей «Народные праздники в детском саду и дома»
Цель - изучение представлений родителей о роли народных традиций в развитии детей.
1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему? __________________________________________________________________
2. Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие? __________________________________________________________________
3. Какие народные праздники Вы знаете? __________________________________________________________________
4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье? __________________________________________________________________
5. О каком празднике Вы узнали у своих предков? __________________________________________________________________
6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка? __________________________________________________________________
7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края? __________________________________________________________________
8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»? __________________________________________________________________
9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду? __________________________________________________________________
10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям? __________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
В результате проведенного анкетирования мы увидели, что родители активно приобщают детей к народным праздникам, рассказывают о них детям. Родители детей- инофонов активно знакомят детей с русскими народными праздниками, такими как «Новый год», «Масленица», «Пасха».
Родители участвуют в организации праздников в детском саду. На «День народного единства» родители приносят своим детям национальные костюмы.
На Масленицу родители так же пекут блины, наряжают детей в русские народы платки, косоворотки.
Приложение № 2.
План работы детско-родительского клуба
«Вместе весело шагать».
Период
Мероприятия
Ответственные
Сентябрь
Создание клуба «Вместе весело шагать» в группе WhatsApp.
Знакомство с русской народной культурой. Беседа и показ предметов старины.
Воспитатели.
Родители.
Октябрь
Знакомство с киргизской народной культурой, сказками.
Родители.
Ноябрь
Знакомство с армянской народной культурой, сказками.
Подготовка и создание мультфильма «Дружная страна».
Родители.
Воспитатели.
Декабрь
Мастер-класс «Как празднуют новый год в других странах».
Воспитатели.
Январь
Мастер-класс «Изготовление альбома «Страны мира».
Презентация вместе с ребёнком «Как мы встретили Новый год?»
Воспитатели.
Родители.
Февраль
Презентация вместе с ребёнком «Национальная кухня киргизов (русских, армян, узбек) или что готовят у нас дома».
Родители
Март
День открытых дверей. Рассказы родителей о культуре своего народа.
Родители
Апрель
Презентация истории города Новосибирска, его достопримечательностях.
Воспитатели
Май
Заключительное итоговое мероприятие.
Детско-родительская конференция «Вместе весело шагать».
Воспитатели, родители.
Приложение № 3.
Партнёрские отношения в работе детско-родительского клуба
«Вместе весело шагать».
Создание детско - родительского клуба «Вместе весело шагать» в группе WhatsApp 15. 09.2021 г.
Выступление Феофановой Алёны Владимировны.
Знакомство детей с русской культурой.
Выступление Матлубахон Абдурасуловны.
Знакомство детей с кыргызской культурой.
Представление проекта Сафарян Виктории Гагиковны о праздновании нового года.
Подготовка и создание мультфильма «Дружная страна».
Создание папки передвижки о
«Культуре разного народа России»
Альбом «Страны мира»
Презентация вместе с ребёнком «Как мы встретили Новый год?» Родители презентовали проекты, мы их объединили в одно видео.
Презентация вместе с ребёнком «Национальная кухня киргизов (русских, армян, узбек) или что готовят у нас дома
Приложение № 4.
Приобщение и участие родителей в создании мини-музея.
Цель: Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея.
Задачи:
1. Сформировать конкретные представления о предметах народного быта и их назначений.
2. Ориентировать семьи воспитанников на духовно-нравственное воспитание детей.
3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.
Мини- музей "В единстве народов сила России". Создание мини - музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. В нашем мини-музее представлен экспонаты разных народов.
Приложение № 5
Определение эффективности проведенной работы
Мониторинг приобщения родителей Мониторинг приобщения
к жизни группы на начальном этапе. родителей на втором этапе.
Мониторинг приобщения родителей на начало года показывает активное участие родителей в жизни детского сада. Родители проявляют интерес к межкультурному воспитанию. Но на втором этапе можно заметить, что 3 родителя выбыли по своей инициативе из клуба, но интерес у других родителей стал больше.