Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 08.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Детско-родительская конференция «Вместе весело шагать». . Работа №295674

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Главным культурным событием нынешнего года стало объявление 2022 года-Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Мы второй год работаем с мини-музеем «В единстве народов сила России».

В нашей группе воспитываются дети таких народов как: киргизы, узбеки, армяне, русские. У каждой семьи свои культурные традиции, свои ценности, система воспитания.

Поэтому возникла идея разработки и проведения исследовательского проекта «Мир детских открытий» на тему: «Вместе весело шагать» по этнокультурному воспитанию.

Наш проект предполагает исследовательскую деятельность, которую организует взрослый (педагог и родитель), а осуществляет ребенок. Мы предполагаем, что материалом исследования для детей будут традиции и культура его семьи. Продуктом проекта будут являться детские исследования.

 

Как только мы начали работать с музеем и начали наш проект, родители стали активнее приобщать детей к народным праздникам, рассказывают о них детям. Родители детей- инофонов активно знакомят детей с русскими народными праздниками, такими как: «Новый год», «Масленица», «Святки-колядки» и др. Родители участвуют в организации праздников в детском саду.  На Масленицу родители пекут блины, наряжают детей в русские народные костюмы. Знакомство детей с народным творчеством  России- это лучший путь в воспитании, который позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа.

 

Работа:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

"ДЕТСКИЙ САД №489 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА"

(МКДОУ д/сад № 489 комбинированного вида)

В.Высоцкого ул., 21, Новосибирск, 630133

тел.(383) 240-91-12, ds_489@edu54.ru

ИНН 5405112061/КПП 5405011001

_________________________________________________________________

 

Исследовательский проект

«Мир детских открытий»

на тему:

«Вместе весело шагать»

по этнокультурному воспитанию детей

 

Разработали: воспитатели МКДОУ

д/с 489 комбинированного вида

Муленок О.В, Алексеева С.А.

 

 

г. Новосибирск, 2022г.

Паспорт проекта

Тема

Вместе весело шагать

Вид проекта

Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Сроки

Сентябрь 2021г.-май 2022г.

Авторы проекта

Муленок О.В, Алексеева С.А

Цель проекта

Вовлечение родителей и детей разных национальностей в единый воспитательно-образовательный процесс на основе сотрудничества и сплочение детско-родительского коллектива.

Задачи проекта

Расширять представления детей о людях разных национальностей;

Познакомить детей с культурой и традициями других народов, с которыми они встречаются в группе;

Воспитывать интерес детей к исследовательской деятельности;

Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;

Организовать детско-родительский клуб «Вместе весело шагать» в группе WhatsApp.

Развивать этнокультурный мини-музей «В единстве народов сила России».

 

Планируемые результаты

Повысится компетентность родителей в вопросах этнокультурного воспитания детей.

Будут созданы необходимые условия для осуществления познавательного развития детей.

Увеличатся знания детей по народным традициям, промыслам.

Увеличится число участников детско-родительского клуба «Вместе весело шагать».

Мини- музей пополниться новыми экспонатами.

 

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………….3

Паспорт проекта……………………………………………………4

Этапы реализации проекта………………………………………...8

Календарно-тематическое планирование…………………………10

Результаты реализации проекта…………………………………..13

Список использованной литературы……………………………..14

Приложение………………………………………………………..15


Пояснительная записка

Большое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им культурных ценностей, норм поведения, толерантности, эмпатии, умений жить и взаимодействовать с людьми разных национальностей.

Мы особое внимание уделяем формированию навыков межкультурного взаимодействия. Поэтому возникла идея разработки и проведения исследовательского проекта «Мир детских открытий» на тему: «Вместе весело шагать» по этнокультурному воспитанию. Мероприятия проекта направлены на познание детьми культуры своего народа, культуры других народов, национальностей, на изучение семейных традиций. В целом проект будет способствовать вовлечению родителей и детей разных национальностей в единый воспитательно-образовательный процесс, созданию условий для межкультурной коммуникации, развитию сотрудничества и сплочению детско-родительского коллектива.

Проект также предполагает исследовательскую деятельность, которую организует взрослый (педагог и родитель), а осуществляет ребенок. Мы предполагаем, что материалом исследования для детей будут традиции и культура его семьи. Продуктом проекта будут являться детские исследования на тему: «Как празднуют Новый год в разных странах», «Какие существуют традиции в нашей семье?», «Национальная кухня киргизов (русских, армян, узбеков) или что готовят у нас дома». Каждый ребенок и его семья работают над своим исследованием. Презентовать свое исследование дети будут с родителями в форме презентаций, книжек-малышек, плакатов, рисунков на заключительном итоговом мероприятии: детско-родительской конференции «Вместе весело шагать».

 

 


Актуальность проекта

Актуальность данного проекта связана с тем, что мы живем в многонациональной стране и воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп составляет важную задачу для обеспечения согласия, безопасности и мира. Поэтому уже в детских садах уделяется повышенное внимание этнокультурному воспитанию детей.

В нашей группе воспитываются дети таких народов как: киргизы, узбеки, армяне, русские. У каждой семьи свои культурные традиции, свои ценности, система воспитания.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493).

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Интерес дошкольника к окружающим его людям, их культуре, обычая, традициям надо развивать с детских лет. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы предполагаем вовлечение детей и их родителей в исследовательскую деятельность.

Результатом реализации проекта является приобретенный опыт ребенка по проведению исследований, по изучению культуры и традиций своего народа, по изучению особенностей традиций других народов, расширение словарного запаса и обогащение общения на основе усвоения межкультурных норм коммуникации.

Цель: вовлечение родителей и детей разных национальностей в единый воспитательно-образовательный процесс на основе сотрудничества и сплочение детско-родительского коллектива.

Задачи:

Для детей:

Расширять представления детей

о людях разных национальностей

;

Познакомить детей с культурой и традициями других народов, с которыми они встречаются в группе

;

Воспитывать интерес детей к исследовательской деятельности;

Развивать коммуникативную

компетентность детей и умение общаться со взрослыми в различных ситуациях;

Для родителей:

Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;

Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность,

уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.

Для воспитателей:

Развивать творческий потенциал детей;

Организовать детско-родительский клуб «Вместе весело шагать»

в группе

WhatsApp

.

Развивать

этнокультурный мини-музей

«В единстве народов сила России»

;

Представить родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Риски:

Не все родители могут согласиться на участие в проекте;

Участие одних и тех же семей в мероприятиях в рамках проекта.

Вид проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта:воспитатели Муленок О.В., Алексеева С.А.,дети 6-7лет, родители.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2021г.

Изучить и проанализировать методическую литературу по

этнокультурному

воспитанию.

Изучить национальные традиции народов, дети которых во

спитываются в нашей группе

(узбекских, армянских,

киргизских

, русских).

Составить

пл

анирование

исследовательской

деятельности

по

этнокультурному

воспитанию.

Подобрать

материал

(сказок, картотек народных игр (узбекских, армянских,

киргизских

, русских).

Составить сценарии

праздников, конспектов бесед на ознакомление дошкольников с культурой разных народов.

Провести опрос детей

по теме проекта

(

Приложение №1

)

Провести а

нкетирование родителей (Приложение №1

.1

).

Составить план работы клуба (Приложение №2

).

2 этап – основной. Срок реализации: сентябрь 2021г.-май 2022г.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс

занятий по проекту

.

Установление партнёрских отношений в работе детско-родительско

го клуба «Вместе весело шагать» в группе

WhatsApp

(приложение №3)

Приобщение детей и

родителей в

создании мини-музея

«

В единстве народов сила России»

(приложение №

4

).

Календарно-тематическое планирование

Дата

Работа с детьми, программное содержание

Работа с родителями

Сентябрь

Знакомство с русской культурой, народнымисказками:

«Чудесные лапоточки»

«Самое дорогое»

«Умный мужик»

«Золотой топор»

«Мужик и барин»

Конкурс рисунков «Угадай любимую сказку моей мамы»

Беседа: «Какие существуют традиции в вашей семье?»

Консультация по проекту «Вместе весело шагать».

 

Участие в конкурсе рисунков «Угадай любимую сказку моей мамы» (родители читают сказки, а дети рисуют).

Октябрь

Знакомство с киргизской народной культурой, сказками:

Азрет-султан и бедная девушка
Апенди и бай
Апенди и его осел
Гульбара и Сабира

Жадная ворона.

Беседа: «Какие существуют национальные традиции в вашей семье?» ( киргизского народа)

Консультация для родителей на тему: «Исследование как способ познания культуры других народов»

Приглашение родителей на беседы с детьми с рассказами о культуре их народа.

Ноябрь

Знакомство с армянской народной культурой,сказками:

Азаран Блбул

Айцатур

Безрукая

Волшебная роза

(армянская сказка)

Беседа: «Как у вас в семье празднуют праздники?» (по традициям армянского народа)

Мастер-класс «Как провести исследование вместе с ребенком».

Консультации для родителей: «Россия-многонациональная страна», «Ознакомление детей с народами разных стран».

Декабрь

Знакомство с узбекской народной культурой, сказками:

- Алдар Куса и купец

- Апанди и падишах

- Ах и Ох.

Просмотр мультфильма о Ходже Насреддине.

Беседа: «Как у вас встречают Новый год?» (по традициям узбекского народа)

Представление исследовательских проектов «Как празднуют новый год в других странах».

Беседа с родителями о проведении мини-исследования о традициях празднования нового года в других странах.

Мастер-класс «Как подготовить презентацию вместе с ребенком для исследования»

Январь

Знакомство с русской игровой культурой.

Сказка «Пастушья дудочка».

Просмотр мультфильма «Чудесный колокольчик».

Русская подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».

Конкурс детских исследований на тему: «Какие существуют традиции и игры в нашей семье?»

Беседа «Все мы разные».

Мастер-класс «Как представить исследование ребенка» (изготовление развивающих альбомов «Страны мира», «Дружба народов в нашей стране»)

Февраль

Сюжетно-ролевая игра «Готовим национальный обед»

Конкурс детских исследований на тему: «Национальная кухня киргизов (русских, армян, узбек) или что готовят у нас дома».

Консультация «Как развивать интерес к познавательной деятельности детей?»

Март

Знакомство с (киргизской, узбекской, армянской) игровой культурой.

Беседа «Культуру знай и уважай»

День открытых дверей. Рассказы родителей о культуре своего народа.

Изготовление лепбука «Братство народов».

Апрель

История родного края «Край родной, где я живу». Новосибирск- Малая Родина.

Презентация истории города Новосибирска, его достопримечательностях

Май

Заключительная часть.

 

Выставка-фотоотчет «Наши исследования»

Заключительное итоговое мероприятие:

детско-родительская конференция «Вместе весело шагать».

 

 

3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2022г.

Определить эффективность проведенной работы

(Приложение № 5)

Провести анализ полученных результатов.

Публикация исследовательского проекта «Мир детских открытий» в сети интернет.

Детско-родительская конференция «Вместе весело шагать»

.

Ожидаемые результаты:

Повысится компетентность

родителей в вопросах этнокультурного воспитания детей.

Будут с

оздан

ы необходимые

условия для

осуществления

познавательного развития детей

.

Увеличатся знания

детей по народным традициям, промыслам. Активизируется интерес к народному искусству.

Увеличится

число участников детско-родительского клуба «Вместе весело шагать»

.

М

ини-

музей пополниться новыми экспонатами,

В проекте примут участие 80% родителей и детей.

Состоится де

тско-родительская конференция «

Вместе весело шагать»

Практический выход:

Ежемесячный сбор экспонатов для мини-музея;

Ежемесячный свод участник

ов клуба «Вместе весело шагать»

;

Альбом иллюстраций к сказкам;

Конкурс

рисунков «Угадай любимую сказку моей мамы»

Консультация для 

родителей на тему

: «Исследование как способ познания культуры других народов»

Мастер-класс «Как провести исследование вместе с ребенком»

Мастер-класс «Как подготовить презентацию вместе с ребенком для исследования»

Мастер-класс «Как представить иссл

едование ребенка (изготовление альбома «

Страны мира

»

)

Консультация «Как развивать интерес к познавательной деятельности детей?»

День открытых дверей.

Презентация истории города Новосибирска, его достопримечательностях.

Выставка-фотоотчет «Наши исследования»

Детско-родительская конференция

«Вместе весело шагать».

Результаты реализации проекта:

В результате реализации проекта созданы необходимые условия для вовлечения родителей и детей разных национальностей в единый воспитательно-образовательный процесс, на основе развития сотрудничества и сплочение детско-родительского коллектива.

У детей произошли следующие изменения:

-расширились представления о людях разных национальностей;

-дети познакомились с культурой и традициями других народов, с которыми они встречаются в нашей группе.

-развились навыки общения между детьми разных национальностей, толерантность, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач;

- проявляют интерес к исследовательской деятельности.

У родителей:

-удовлетворённость обучением, воспитанием, жизнедеятельностью ДОУ;

-увеличилась активность и вовлечённость родителей в мероприятиях детского сада;

-повысился уровень компетентности родителей в вопросах этнокультурного воспитания детей, в организации работы по этнокультурному музею и оснащению пространственной предметно-развивающей среды.

- увеличилось участие родителей в реализации проекта. По результатам мониторинга нам удалось привлечь большое количество семей -80%.

 

 

Основные расходы:

Наименование оборудования

Имеющееся оборудование (стоимость)

Необходимое оборудование (стоимость)

ноутбук

35000

 

МФУ

12000

 

Бумага, фломастеры,клей и т.д.

 

4000

Тонер для МФУ

 

1000

Плёнка для ламинирования бумаги

 

1200

Методическая литература, энциклопедии

2000

3000

Итого: 47.400р.

38.200

9.200

 

Заключение: Мы считаем, что данный проект позволит в условиях ДОУ формировать у детей дошкольного возраста представление о семье, её традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами: воспитатели, родители, дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. - М., 1998.

2.Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук: 13.00.01. - Элиста, 1999. - 39 с.

3.Хрипунова, Т. М. Освоение русской народной культуры как важный этап воспитания будущего патриота и гражданина / Т. М. Хрипунова // Модернизация дошкольного образования на селе / [под общ. ред. Н. С. Моровой]. - М., 2004. - С. 147-152.

4.Киргизские народные сказки https://skazkibasni.com/kirgizskie-narodnye-skazki

5.Узбекские народные сказки https://uzbegskie-skazki.larec-skazok.ru

6.Армянские народные сказки https://armjanskie-skazki.larec-skazok.ru

7.Редкие русские народные сказки. Бытовые https://mishka-knizhka.ru/russkie-bytovye-skazki/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Мониторинг уровня знаний детей подготовительной группы на начальном этапе проекта.

 

В нашей группе мы уже не первый год знакомим детей с разными национальностями. Группа у нас многонациональная. Поэтому на начальном этапе у детей уже имеются знания о разных культурах мира. Дети могут отличить: киргизский головной убор от армянского, белорусский орнамент от русского и мн. др.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.1

Анкета для родителей «Народные праздники в детском саду и дома»

Цель - изучение представлений родителей о роли народных традиций в развитии детей.

 

1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему? __________________________________________________________________

2. Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие? __________________________________________________________________

3. Какие народные праздники Вы знаете? __________________________________________________________________

4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье? __________________________________________________________________

5. О каком празднике Вы узнали у своих предков? __________________________________________________________________

6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка? __________________________________________________________________

7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края? __________________________________________________________________

8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»? __________________________________________________________________

9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду? __________________________________________________________________

10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям? __________________________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!

 

 

 

 

В результате проведенного анкетирования мы увидели, что родители активно приобщают детей к народным праздникам, рассказывают о них детям. Родители детей- инофонов активно знакомят детей с русскими народными праздниками, такими как «Новый год», «Масленица», «Пасха».

Родители участвуют в организации праздников в детском саду. На «День народного единства» родители приносят своим детям национальные костюмы.

 

 

 

 

На Масленицу родители так же пекут блины, наряжают детей в русские народы платки, косоворотки.

 

 

 

 

Приложение № 2.

План работы детско-родительского клуба

«Вместе весело шагать».

 

Период

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

Создание клуба «Вместе весело шагать» в группе WhatsApp.

Знакомство с русской народной культурой. Беседа и показ предметов старины.

Воспитатели.

 

Родители.

Октябрь

Знакомство с киргизской народной культурой, сказками.

 

 

Родители.

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с армянской народной культурой, сказками.

 

Подготовка и создание мультфильма «Дружная страна».

Родители.

 

 

Воспитатели.

Декабрь

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс «Как празднуют новый год в других странах».

Воспитатели.

Январь

 

 

 

 

Мастер-класс «Изготовление альбома «Страны мира».

 

Презентация вместе с ребёнком «Как мы встретили Новый год?»

Воспитатели.

 

 

Родители.

 

 

Февраль

 

 

 

Презентация вместе с ребёнком «Национальная кухня киргизов (русских, армян, узбек) или что готовят у нас дома».

Родители

Март

 

 

День открытых дверей. Рассказы родителей о культуре своего народа.

 

Родители

 

 

Апрель

 

 

 

Презентация истории города Новосибирска, его достопримечательностях.

 

Воспитатели

 

 

 

Май

Заключительное итоговое мероприятие.

Детско-родительская конференция «Вместе весело шагать».

Воспитатели, родители.

 

 

 

 

 

Приложение № 3.

Партнёрские отношения в работе детско-родительского клуба

«Вместе весело шагать».

Создание детско - родительского клуба «Вместе весело шагать» в группе WhatsApp 15. 09.2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

Выступление Феофановой Алёны Владимировны.

Знакомство детей с русской культурой.

 

 

 

 

Выступление Матлубахон Абдурасуловны.

Знакомство детей с кыргызской культурой.

 

 

 

Представление проекта Сафарян Виктории Гагиковны о праздновании нового года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка и создание мультфильма «Дружная страна».

 

 

 

 

Создание папки передвижки о

«Культуре разного народа России»

 

 

 

 

 

 

Альбом «Страны мира»

 

Презентация вместе с ребёнком «Как мы встретили Новый год?» Родители презентовали проекты, мы их объединили в одно видео.

 

Презентация вместе с ребёнком «Национальная кухня киргизов (русских, армян, узбек) или что готовят у нас дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4.

Приобщение и участие родителей в создании мини-музея.

Цель: Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея.

Задачи:

1. Сформировать конкретные представления о предметах народного быта и их назначений.

2. Ориентировать семьи воспитанников на духовно-нравственное воспитание детей.

3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.

Мини- музей "В единстве народов сила России". Создание мини - музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. В нашем мини-музее представлен экспонаты разных народов.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Определение эффективности проведенной работы

 

Мониторинг приобщения родителей Мониторинг приобщения

к жизни группы на начальном этапе. родителей на втором этапе.

Мониторинг приобщения родителей на начало года показывает активное участие родителей в жизни детского сада. Родители проявляют интерес к межкультурному воспитанию. Но на втором этапе можно заметить, что 3 родителя выбыли по своей инициативе из клуба, но интерес у других родителей стал больше.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×