Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Педагогика общения и сотрудничества»;. Работа №318517

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В системе дошкольного образования России, за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога.

И сегодня мы с вами еще раз обратимся к вопросам педагогики сотрудничества, реализация которой в образовательном процессе ДОУ становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием в связи с введением ФГОС ДО.

Как я ее понимаю педагогику общения и сотрудничества

Педагогика сотрудничества – это, прежде всего педагогическое творчество. Умение договариваться, оказывать и просить помощи, речевое общение и коммуникативная компетентность – все это является компонентами понятия «сотрудничество».

 

Сотрудничая, мы стремимся к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическому равноправию, открытости, уважительному отношению к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности.

Работа:

В системе дошкольного образования России, за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога.

И сегодня мы с вами еще раз обратимся к вопросам педагогики сотрудничества, реализация которой в образовательном процессе ДОУ становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием в связи с введением ФГОС ДО.

Как я ее понимаю педагогику общения и сотрудничества

Педагогика сотрудничества – это, прежде всего педагогическое творчество. Умение договариваться, оказывать и просить помощи, речевое общение и коммуникативная компетентность – все это является компонентами понятия «сотрудничество».

Сотрудничая, мы стремимся к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическому равноправию, открытости, уважительному отношению к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности.

Педогогическое сотрудничество – это не просто открытость и настроенность воспитателей на детей, это еще и способность организовать совместное творчество через определенную систему принципов и методов.

Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Педагогическое общение - это продуктивное общениеЕго результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту.

Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

Сотрудничество как основа взаимодействия характеризуется:

• пространственным и временным соприсутствием,

• единством цели,

• организацией и управлением деятельностью,

• разделением функций, действий, операций,

• наличием позитивных межличностных отношений.

Как мы знаем в ДОУ может существовать несколько способов педагогического сотрудничества :

- Ребёнок - ребёнок

- Ребёнок – родитель

Педагог – родитель

Педагог – педагог

Педагог – ребёнок.

В системе взаимоотношений «педагог - педагог»

отношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения.

Наиболее распространенным способом педагогического сотрудничества при решении различных задач является обсуждение, проблемный вопрос.

Отношения «педагог - ребенок» достаточно серьезная педагогическая проблемаВо взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира:

это мир воспитателя с его опытом, знаниями, убеждениями, нравственными взглядами, ценностными ориентациями его поколения

и мир ребенка, с проблемами и противоречиями развития, формирования личности; стремлением все познать, попробовать; разноплановыми интересами, желаниями, потребностями.

«Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь». (Я. Корчак)

Давайте мы немного поиграем:

На подносе лежат 5-7 камней, предлагаю выбрать по камешку и постараться запомнить его, а затем, вернуть его на поднос, перемешиваю камешки и снова предлагаю найти каждому свой камешек.

- Что вам помогло узнать свой камешек? (особые приметы, индивидуальные качества)

- Вот так и наши воспитанники: все они дети, но каждый из них особенный, со своим характером, привычками. И к каждому необходим индивидуальный подход, для того чтобы эффективно выстроить линию взаимоотношений.

В отношениях «педагог - ребенок» существует несколько принципов. Давайте попробуем с вами их назвать.

Как вы думаете, какие это принципы?

Это принципы:

- ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть);

- уважения труда познания воспитанника;

- уважения неудач и слез ребенка;

- уважения тяжелой работы роста;

- уважения самобытности ребенка;

- безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

- оптимальной требовательности и уважения;

- опоры на положительное в ребенке;

- компромиссности спорных решений.

Правильно, и это означает:

- уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с воспитателем;

- интерес к миру ребенка и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху;

- восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.

Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с детьми.

Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с детьми.

«Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» (А. С. Макаренко)

Практический этап.

Я предлагаю поиграть:

Этюд на различные позиции в общении (пара, подготовленная заранее)

Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Общение в парах проходят в диалоговом режиме.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба сидят лицом друг к другу; затем один сидит на стуле, а другой стоит около своего стула; затем, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

- Как вам больше понравилось общаться? Почему?

Вывод: Вот также и с детьми важна позиция воспитателя не «над», а «рядом»«глаза в глаза». Это вселяет чувство доверия в душу ребенка.

Задание «Пройди над пропастью» (4чел.)

Цель: Показать, как важно уметь просит, принимать и оказывать помощь и поддержку. Оценить себя в сложившейся ситуации.

Участники выстраиваются в плотную шеренгу – они имитируют скалы. Перед ними, предельно близко от носков ног кладется лента или веревка – это узкая тропа над пропастью. Каждый из участников, начиная с первого, должен пройти по тропе над пропастью и не упасть в нее, встать в конце шеренги. (При этом, каждый передвигается, как считает удобным – хватается за «скалы», вытесняет ноги участников, ища место опоры, кто то движется спиной к «скале». Имитирующие скалы тоже ведут себя по разному – кто то старается помочь, поддерживает идущего, кто то отпихивает и оказывает сопротивление).

-Что вы почувствовали, коллеги? Поддержку или сопротивление, испытали ли вы желание помочь или были равнодушны к путнику?

Вывод: Все мы разные, но каждый из нас, когда-то нуждается в помощи, а она не всегда приходит сама. Ее надо уметь найти – прямо за ней обратиться. Если человек замечает, что вы нуждаетесь в помощи, и предлагает ее сам, ее надо уметь принять. Этому нужно учиться самим и формировать чувство взаимопомощи у детей.

Задание «Сила слова»

Цель: Показать влияние слова на человека. Расширить понимание того, что речь, будучи средством выражения, является и средством воздействия. Предложить участникам переосмыслить значение собственных мыслей, оформляющихся словами.

Участникам заранее раздаются записки со словами «сила»«слабость» и предлагают прочитать их про себя, представить то, что связано с этим словом, «погрузится» в смысл слова в течение 1-2 минут. Затем участники закрывают глаза, продолжая «погружение» и вытягивают одну руку перед собой. Участников предупреждают о том, что чтобы не происходило, они должны оставаться в состоянии «погружения» в смысл написанного слова. Ведущий пытается опустить руку участника и по сопротивлению руки узнает с каким словом записка ему досталась. («сила» – рука сопротивляется, «слабость» - рука свободно или с наименьшим сопротивлением опускается).

Вывод: Слово это великая сила. Будучи средством выражения, речь является вместе с тем средством воздействия. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысли или чувства, на сознание других людей. Если из нашей речи исчезнут слова «не могу»«не буду»«не умею», многое изменится к лучшему. На самом деле мы всемогущи. Это всегда необходимо учитывать и при общении с детьми.

Дети нуждаются в поддержке взрослых. Если ребенка не поддерживают, он часто легко сдается, использует выражения «я не могу»«я не знаю»«мне безразлично», защищается, создает конфликты, жалуется на самочувствие, обвиняет других, избегает общения, жалуется на отсутствие друзей, выглядит печальным. Таким образом, ребенок пытается нам доказать, что он нуждается в любви и поддержке.

А сейчас я предлагаю вам записать результаты кроссворда (раздать заранее).

Заключение:

«Квик - настройка» :

- Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь!

Улыбка - солнечный лучик в общении, противоядие, созданное самой природой от неприятностей.

- Трудности закаляют нас на пути к счастью.

- Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и даёт стареть нам.

Благодарю за внимание!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×