Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 06.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Игра на фортепиано двумя руками на начальном этапе. Работа №328996

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Детская музыкальная школа п. Чульман

Филиал Детской школы искусств г. Нерюнгри

                   Доклад

«Игра на фортепиано двумя руками на начальном этапе. На примере популярной музыки»

Выполнила: Гусева Ольга Николаевна

Преподаватель фортепиано

ДШИ п.Чульман

2023г

1.Введение

В работе с учениками подготовительных классов, а это обычно 5,6летние юные любители музыки. Когда ученики еще только проходят так называемый «до нотный период», и пока не знают нот, не могут самостоятельно играть на фортепиано, интересной мотивационной деятельностью на занятиях, является работа над популярными мелодиями песен.

Постепенно с обучением нотной грамоте ребенка, навыкам чтения с листа, этот вид деятельности отходит на второй план, а иногда к нему и вовсе вернуться невозможно, так как, прежде всего педагог следит за выполнением программы, разучиванием пьес, полифонии, этюдов, крупной формы, и эта музыка не всегда понятна и интересна ребенку и его родителям.

Зачастую по этой причине у учеников встречается снижение интереса к занятиям обучения игре на фортепиано.

Работа на уроках по подбору аккомпанемента популярной музыки, знакомых песен, иногда помогает повысить интерес и мотивацию у ребенка, вовлечь в творческий процесс.

Тем более что на просторах интернета много нот популярных песен изложенных в виде вокальной строчки для правой руки и буквенных обозначений, для левой руки. Опытные музыканты знают, как пользоваться данными изложениями. А для начинающих любителей много не понятного. Что это за буквенные обозначения. И как ими пользоваться? В данной разработке, я попытаюсь дать материал именно для работы с начинающими любителями музыки. Для удобства разбив этот материал поурочно. Предполагается что на уроке помимо разучивания данной песни, педагогом ставятся и задачи по приобретению навыка чтения нот, игра упражнений. Отработка игровых навыков. Изучения темпа и ритма. Описаны возникающие проблемы и пути их устранения.

Данная разработка будет интересна преподавателям фортепиано, и просто любителям музыки.

2 Разбор основных принципов игры на фортепиано, нотных изложений с буквенным сопровождением над вокальной строчкой, на примере песни «В траве сидел кузнечик».

Эта песня любима и знакома старшему поколению, когда в недалеком прошлом исполнялась сольно и в хоровом исполнении и звучала по телевидению и радио.

Мамам, папам, бабушкам и дедушкам будет приятно услышать ее в исполнении своих детей и внуков. Таким образом, в процесс обучения вовлекаются и взрослые, а это самый главный фактор, проекта «Музыка для всех». И ученик знает, что его творчество интересно и близким для него людям.

Этапы работы. Урок 1.

Задача: знакомство с песней.

Прежде всего надо понимать, что популярная некогда музыка, может быть совершенно не знакома ребенку. Его надо с ней познакомить. Для этого педагог играет и исполняет песню сам, перед этим познакомив ребенка с сюжетом песни. Прочитав стихи, надо разобрать новые возможно незнакомые слова для ученика. Далее анализируем саму мелодию. Задаем наводящие вопросы ученику:

а.) Куда движется мелодия? (Вверх или в низ?)

б.) Движение мелодии плавное (звуки идут поступенно) или скачкообразное(интервальное).

После показа, предлагаем проанализировать, то есть прочитать эту песню по нотам. Чтоб попутно вырабатывать навык чтения с листа. Работаем небольшими фрагментами, буквально по такту. Чтоб ученику было проще запомнить мелодию.

Затем пробуем играть данный фрагмент на память, даем задание на дом: -ЗАПОМНИТЬ МЕЛОДИЮ и слова данного фрагмента.

Задание следует давать учитывая способности ребенка, исходя из его музыкального опыта, а также накопленных игровых навыков. Не всегда у ученика есть ярко выраженные способности. При системных занятиях и желании эти способности могут развиться.

Урок 2.

Задача: разучивание мелодии (с чередованием рук)

На данном уроке следует вспомнить материал предыдущего урока. Проанализировать что получилось, подкорректировать недочеты.

Ученик на первых порах мелодию может исполнять поочередно обеими руками, принципом передачи мелодии из руки в руку. Предлагаем исполнить песню совместно: - мелодию ученику, а аккомпанемент педагогу. Эта работа требует от ученика большей сосредоточенности, ведь помимо исполнения мелодии, надо слушать аккомпанемент который играет педагог. Ребенок уже с первых уроков, получает навык исполнения ансамблем, и главный принцип этой работы: - слушать друг друга, налаживать партнерские взаимоотношения, учиться уважать друг друга.

Так с помощью музыки, уже на начальном этапе, ребенок учиться социализироваться в обществе. Музыка участвует в воспитании.

Итак вернемся к музыке. Следует с большим терпением отнестись к совместному исполнению. Замотивировать ученика, сказав, - «Послушай, как стала интересней и богаче звучать наша песня».

На первых порах ученик может играть слишком быстро, либо медленно, либо вообще неритмично. Выявляем недочеты.

Если проблема с темпом: - беседуем о самом понятии «темпа», спрашиваем у ученика, как он понимает это слово. Можно предложить прогуляться вместе по классу или коридору. Обратить его внимание, что движемся вместе, спокойно рядом.

При проблеме с ритмом: педагог должен понять причину, а их может быть несколько. Возможно ребенок ритм еще не уловил, не запомнил, тогда проучиваем ритм отдельно с помощью хлопков. Можно использовать барабан, либо другие шумовые инструменты. Не бойтесь что эта работа отвлечет от задач урока. Если устранить проблему, работа пойдет быстрее.

Другая причина при проблеме с ритмом: не достаточно приобретенных игровых навыков. Зажатость игрового аппарата, мышц спины, рук. Ученик боится инструмента, либо стесняется.

Необходимо проявить такт, и помочь справиться ученику, с помощью упражнений, для свободы кистевого аппарата. Этих упражнений очень много, и у каждого педагога в копилке есть свои секреты. Мне нравится упражнение «Кисти художника», мы представляем наши руки словно кисти у художника и в воздухе рисуем разные предметы, можно начинать с простых кругов больших, либо маленьких. Ученик вовлекается в эту игру, стеснение проходит. Со временем при чуткой работе педагога эти проблемы уйдут.

Урок 3.

Задача: учим с ребенком партию аккомпанемента.

К данному уроку предполагается, что ученик уже хорошо знаком с мелодией, и исполнял фрагмент песни с педагогом в ансамбле.

Беседа с ребенком- Ты слышал, как мы вместе играли эту песню, тебе понравилось ее звучание?

 Сегодня на уроке я доверю тебе исполнение аккомпанемента. В нотах он выписан латинскими буквами. Буква F, это клавиша ФА. Играем со счетом н размер четыре четверти, на «раз» играем только те фрагменты, где в нотах указана данная буква. Левой рукой, третьим либо вторым пальцем, в малой октаве. Запомни название этой октавы. Она очень важна для аккомпанемента, потому что обогащает звучание музыки низкими звуками.

Педагог исполняет в данных моментах мелодию. И объясняет, чтобы играть двумя руками, надо мелодию научиться играть одной рукой. Распределяя нагрузку на пальцы равномерно.

Знакомимся с принципами аппликатуры. Подбираем удобные пальчики и учимся играть мелодию только правой рукой.

Задание на дом- научится играть фрагмент мелодии только правой рукой. И левой рукой фрагмент аккомпанемента буквы F.

Урок 4.

Задача: закрепление приобретенных исполнительских навыков.

Поэтапная отработка отдельно руками мелодии аккомпанемента.

Вспоминаем пройденный материал и движемся далее. Знакомимся с новой буквой "C», это клавиша ДО малой октавы.

Играем по нотам левой рукой уже знакомую букву «F» клавишу фа, и добавляем новую «С» клавишу ДО. Считаем до четырех, а на раз берем бас. Следим за свободным и равномерным погружением руки до дна, звучание сравниваем,- «мишка играет на трубе). В ходе разучивания баса или аккомпанемента, педагог подыгрывает мелодию песни правой рукой. Чтобы у ученика сформировывался нужный слуховой опыт звучания песни. Для того чтобы впоследствии ученик мог воспроизвести песню сам.

На данном этапе разучивания можно предложить небольшой фрагмент исполнить ученику самому двумя руками. И дать задание на дом поучить песню каждой рукой вместе, и пытаться играть двумя руками.

Следует понимать сложность данной работы для ученика, и работать над небольшими фрагментами, увеличивая их постепенно и поэтапно. Потому что если будет очень сложно интерес может пропасть. К элементам которые не получаются, следует возвращаться неоднократно.

Урок 5

Задача: изучаем клавиши Es и Aеs Посмотри внимательно в ноты, Буква Е это клавиша Ми, маленькая добавленная буква «s», обозначает уже другую клавишу МИ БЕМОЛЬ.

Бемоль это знак, который повышает клавишу на полтона, обозначается –еs.

И дальше в нотах встречается еще одно буквенное обозначение Aеs это клавиша Ля бемоль. Запоминаем новые клавиши играем их левой рукой, ищем их далее в нотах. Считаем сколько раз они нам встретились.

Далее вспоминаем ранее пройденные клавиши фа, до. И в медленном темпе левой рукой играем по нотам, и читаем буквенные обозначения. Поскольку ребенок еще не знаком с алфавитом, не стоит его знакомить с буквенной системой обозначения аккордов полностью. Дозировать для его возраста информацию, и давать конкретно то, что востребовано на данный момент.

Также на этом уроке надо вспомнить и закрепить работу над правой рукой. И повторить фрагмент с прошлого урока игры песни двумя руками, сначала совместно с педагогом, а далее учеником самостоятельно. ДОМА повторить по нотам партию левой руки и правой руки, Пробовать играть двумя руками.

Урок 6 и последующие

Задачи: отработка аккомпанемента в левой руке и отдельно мелодии в правой руке. Далее на уроках расширяем фрагменты партии правой и левой руки, постепенно доводим до конца. И также небольшими фрагментами соединяем и заучиваем двумя руками. Работа ведется по принципам применённым на предыдущих уроках. А именно: повтор материала, анализ недочетов, корректировка, отработка, доучивайте.

Также параллельно с игрой на инструменте запоминаем слова песни, учимся петь и играть одновременно под музыку. Это помогает ребенку осмысливать исполняемое произведение, вырабатывает чувство ритма, ведь петь надо тоже правильно- под музыку.

Когда песня хорошо выучена, ее необходимо исполнить на концерте, чтоб вырабатывать артистические навыки у юного ученика. И игра на концерте, а именно подготовка к концерту, может стать хорошим мотивирующим толчком в работе.

Виды простых аккомпанементов.

На данном этапе предложен самый простой вид аккомпанемента: Играть бас на сильную долю (на раз, в размере 4/4

Но в последствии его можно усложнить.

1.Добавить к основному звуку терцию (пример ФА ЛЯ)

2.Добавить к основному звуку две терции (пример ФА-ЛЯ-ДО)

3.Играть бас четвертями, все доли подряд терциями.

4.Играть бас четвертями, все доли подряд аккордами.

5.Применять поочередное движение квинтами.

А еще можно скачать минусовую партию в нужной тональности, и предложить ребенку поиграть или спеть с оркестром.

Вывод

Песня это тот жанр, с которым легче всего найти ключик к юному музыканту. С помощью грамотно подобранного репертуара песен о Родине, маме, папе, мире, природе мягко воздействовать на мышление ребенка, воспитывая в нем положительные качества. Такие как любовь к Родине, доброту, отзывчивость. И вместе с тем развивая личность ребенка как Музыканта. Все эти задачи и отражены в проекте «Музыка для всех», призванном объединить усилия трех ступеней развития ребенка ДОУ, ученика СОШ, артиста ДШИ, для воспитания образованного и культурного гражданина нашего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Детская музыкальная школа п. Чульман

Филиал Детской школы искусств г. Нерюнгри

 

 

 

Методическая разработка

Для проекта «Музыка для всех»

«Игра на фортепиано двумя руками на начальном этапе. На примере популярной музыки»

 

 

 

 

 

Выполнила: Гусева Ольга Николаевна

Преподаватель фортепиано

ДШИ п.Чульман

2023г

 

1.Введение

В работе с учениками подготовительных классов, а это обычно 5,6летние юные любители музыки. Когда ученики еще только проходят так называемый «до нотный период», и пока не знают нот, не могут самостоятельно играть на фортепиано, интересной мотивационной деятельностью на занятиях, является работа над популярными мелодиями песен.

Постепенно с обучением нотной грамоте ребенка, навыкам чтения с листа, этот вид деятельности отходит на второй план, а иногда к нему и вовсе вернуться невозможно, так как, прежде всего педагог следит за выполнением программы, разучиванием пьес, полифонии, этюдов, крупной формы, и эта музыка не всегда понятна и интересна ребенку и его родителям.

Зачастую по этой причине у учеников встречается снижение интереса к занятиям обучения игре на фортепиано.

Работа на уроках по подбору аккомпанемента популярной музыки, знакомых песен, иногда помогает повысить интерес и мотивацию у ребенка, вовлечь в творческий процесс.

Тем более что на просторах интернета много нот популярных песен изложенных в виде вокальной строчки для правой руки и буквенных обозначений, для левой руки. Опытные музыканты знают, как пользоваться данными изложениями. А для начинающих любителей много не понятного. Что это за буквенные обозначения. И как ими пользоваться? В данной разработке, я попытаюсь дать материал именно для работы с начинающими любителями музыки. Для удобства разбив этот материал поурочно. Предполагается что на уроке помимо разучивания данной песни, педагогом ставятся и задачи по приобретению навыка чтения нот, игра упражнений. Отработка игровых навыков. Изучения темпа и ритма. Описаны возникающие проблемы и пути их устранения.

Данная разработка будет интересна преподавателям фортепиано, и просто любителям музыки.

 

 

2 Разбор основных принципов игры на фортепиано, нотных изложений с буквенным сопровождением над вокальной строчкой, на примере песни «В траве сидел кузнечик».

Эта песня любима и знакома старшему поколению, когда в недалеком прошлом исполнялась сольно и в хоровом исполнении и звучала по телевидению и радио.

Мамам, папам, бабушкам и дедушкам будет приятно услышать ее в исполнении своих детей и внуков. Таким образом, в процесс обучения вовлекаются и взрослые, а это самый главный фактор, проекта «Музыка для всех». И ученик знает, что его творчество интересно и близким для него людям.

 

Этапы работы. Урок 1.

Задача: знакомство с песней.

Прежде всего надо понимать, что популярная некогда музыка, может быть совершенно не знакома ребенку. Его надо с ней познакомить. Для этого педагог играет и исполняет песню сам, перед этим познакомив ребенка с сюжетом песни. Прочитав стихи, надо разобрать новые возможно незнакомые слова для ученика. Далее анализируем саму мелодию. Задаем наводящие вопросы ученику:

а.) Куда движется мелодия? (Вверх или в низ?)

б.) Движение мелодии плавное (звуки идут поступенно) или скачкообразное(интервальное).

После показа, предлагаем проанализировать, то есть прочитать эту песню по нотам. Чтоб попутно вырабатывать навык чтения с листа. Работаем небольшими фрагментами, буквально по такту. Чтоб ученику было проще запомнить мелодию.

Затем пробуем играть данный фрагмент на память, даем задание на дом: -ЗАПОМНИТЬ МЕЛОДИЮ и слова данного фрагмента.

Задание следует давать учитывая способности ребенка, исходя из его музыкального опыта, а также накопленных игровых навыков. Не всегда у ученика есть ярко выраженные способности. При системных занятиях и желании эти способности могут развиться.

Урок 2.

Задача: разучивание мелодии чередованием рук)

На данном уроке следует вспомнить материал предыдущего урока. Проанализировать что получилось, подкорректировать недочеты.

Ученик на первых порах мелодию может исполнять поочередно обеими руками, принципом передачи мелодии из руки в руку. Предлагаем исполнить песню совместно: - мелодию ученику, а аккомпанемент педагогу. Эта работа требует от ученика большей сосредоточенности, ведь помимо исполнения мелодии, надо слушать аккомпанемент который играет педагог. Ребенок уже с первых уроков, получает навык исполнения ансамблем, и главный принцип этой работы: - слушать друг друга, налаживать партнерские взаимоотношения, учиться уважать друг друга.
Так с помощью музыки, уже на начальном этапе, ребенок учиться социализироваться в обществе. Музыка участвует в воспитании.

Итак вернемся к музыке. Следует с большим терпением отнестись к совместному исполнению. Замотивировать ученика, сказав, - «Послушай, как стала интересней и богаче звучать наша песня».

На первых порах ученик может играть слишком быстро, либо медленно, либо вообще неритмично. Выявляем недочеты.

Если проблема с темпом: - беседуем о самом понятии «темпа», спрашиваем у ученика, как он понимает это слово. Можно предложить прогуляться вместе по классу или коридору. Обратить его внимание, что движемся вместе, спокойно рядом.

При проблеме с ритмом: педагог должен понять причину, а их может быть несколько. Возможно ребенок ритм еще не уловил, не запомнил, тогда проучиваем ритм отдельно с помощью хлопков. Можно использовать барабан, либо другие шумовые инструменты. Не бойтесь что эта работа отвлечет от задач урока. Если устранить проблему, работа пойдет быстрее.

Другая причина при проблеме с ритмом: не достаточно приобретенных игровых навыков. Зажатость игрового аппарата, мышц спины, рук. Ученик боится инструмента, либо стесняется.

Необходимо проявить такт, и помочь справиться ученику, с помощью упражнений, для свободы кистевого аппарата. Этих упражнений очень много, и у каждого педагога в копилке есть свои секреты. Мне нравится упражнение «Кисти художника», мы представляем наши руки словно кисти у художника и в воздухе рисуем разные предметы, можно начинать с простых кругов больших, либо маленьких. Ученик вовлекается в эту игру, стеснение проходит. Со временем при чуткой работе педагога эти проблемы уйдут.

Урок 3.

Задача: учим с ребенком партию аккомпанемента.

К данному уроку предполагается, что ученик уже хорошо знаком с мелодией, и исполнял фрагмент песни с педагогом в ансамбле.

Беседа с ребенком- Ты слышал, как мы вместе играли эту песню, тебе понравилось ее звучание?

Сегодня на уроке я доверю тебе исполнение аккомпанемента. В нотах он выписан латинскими буквами. Буква F, это клавиша ФА. Играем со счетом н размер четыре четверти, на «раз» играем только те фрагменты, где в нотах указана данная буква. Левой рукой, третьим либо вторым пальцем, в малой октаве. Запомни название этой октавы. Она очень важна для аккомпанемента, потому что обогащает звучание музыки низкими звуками.

Педагог исполняет в данных моментах мелодию. И объясняет, чтобы играть двумя руками, надо мелодию научиться играть одной рукой. Распределяя нагрузку на пальцы равномерно.

Знакомимся с принципами аппликатуры. Подбираем удобные пальчики и учимся играть мелодию только правой рукой.

Задание на дом- научится играть фрагмент мелодии только правой рукой. И левой рукой фрагмент аккомпанемента буквы F.

Урок 4.

Задача: закрепление приобретенных исполнительских навыков.

Поэтапная отработка отдельно руками мелодии аккомпанемента.

Вспоминаем пройденный материал и движемся далее. Знакомимся с новой буквой "C», это клавиша ДО малой октавы.

Играем по нотам левой рукой уже знакомую букву «F» клавишу фа, и добавляем новую «С» клавишу ДО. Считаем до четырех, а на раз берем бас. Следим за свободным и равномерным погружением руки до дна, звучание сравниваем,- «мишка играет на трубе). В ходе разучивания баса или аккомпанемента, педагог подыгрывает мелодию песни правой рукой. Чтобы у ученика сформировывался нужный слуховой опыт звучания песни. Для того чтобы впоследствии ученик мог воспроизвести песню сам.

На данном этапе разучивания можно предложить небольшой фрагмент исполнить ученику самому двумя руками. И дать задание на дом поучить песню каждой рукой вместе, и пытаться играть двумя руками.

Следует понимать сложность данной работы для ученика, и работать над небольшими фрагментами, увеличивая их постепенно и поэтапно. Потому что если будет очень сложно интерес может пропасть. К элементам которые не получаются, следует возвращаться неоднократно.

 

Урок 5

Задача: изучаем клавиши Es и Aеs Посмотри внимательно в ноты, Буква Е это клавиша Ми, маленькая добавленная буква «s», обозначает уже другую клавишу МИ БЕМОЛЬ.

Бемоль это знак, который повышает клавишу на полтона, обозначается –еs.

И дальше в нотах встречается еще одно буквенное обозначение Aеs это клавиша Ля бемоль. Запоминаем новые клавиши играем их левой рукой, ищем их далее в нотах. Считаем сколько раз они нам встретились.

Далее вспоминаем ранее пройденные клавиши фа, до. И в медленном темпе левой рукой играем по нотам, и читаем буквенные обозначения. Поскольку ребенок еще не знаком с алфавитом, не стоит его знакомить с буквенной системой обозначения аккордов полностью. Дозировать для его возраста информацию, и давать конкретно то, что востребовано на данный момент.

Также на этом уроке надо вспомнить и закрепить работу над правой рукой. И повторить фрагмент с прошлого урока игры песни двумя руками, сначала совместно с педагогом, а далее учеником самостоятельно. ДОМА повторить по нотам партию левой руки и правой руки, Пробовать играть двумя руками.

Урок 6 и последующие

Задачи: отработка аккомпанемента в левой руке и отдельно мелодии в правой руке. Далее на уроках расширяем фрагменты партии правой и левой руки, постепенно доводим до конца. И также небольшими фрагментами соединяем и заучиваем двумя руками. Работа ведется по принципам применённым на предыдущих уроках. А именно: повтор материала, анализ недочетов, корректировка, отработка, доучивайте.

Также параллельно с игрой на инструменте запоминаем слова песни, учимся петь и играть одновременно под музыку. Это помогает ребенку осмысливать исполняемое произведение, вырабатывает чувство ритма, ведь петь надо тоже правильно- под музыку.
Когда песня хорошо выучена, ее необходимо исполнить на концерте, чтоб вырабатывать артистические навыки у юного ученика. И игра на концерте, а именно подготовка к концерту, может стать хорошим мотивирующим толчком в работе.

Виды простых аккомпанементов.

На данном этапе предложен самый простой вид аккомпанемента: Играть бас на сильную долю (на раз, в размере 4/4

Но в последствии его можно усложнить.

1.Добавить к основному звуку терцию (пример ФА ЛЯ)

2.Добавить к основному звуку две терции (пример ФА-ЛЯ-ДО)

3.Играть бас четвертями, все доли подряд терциями.

4.Играть бас четвертями, все доли подряд аккордами.

5.Применять поочередное движение квинтами.

А еще можно скачать минусовую партию в нужной тональности, и предложить ребенку поиграть или спеть с оркестром.

Вывод

Песня это тот жанр, с которым легче всего найти ключик к юному музыканту. С помощью грамотно подобранного репертуара песен о Родине, маме, папе, мире, природе мягко воздействовать на мышление ребенка, воспитывая в нем положительные качества. Такие как любовь к Родине, доброту, отзывчивость. И вместе с тем развивая личность ребенка как Музыканта. Все эти задачи и отражены в проекте «Музыка для всех», призванном объединить усилия трех ступеней развития ребенка ДОУ, ученика СОШ, артиста ДШИ, для воспитания образованного и культурного гражданина нашего общества.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×