Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Развитие эмоционального интеллекта. Работа №330823

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие эмоционального интеллекта

Цель : формирование навыков развития эмоционального интеллекта

Задачи:

1.      Познакомить педагогов с понятием эмоционального интеллекта

2.      Рассмотреть основные виды эмоций и их невербальную составляющую

3.      Попробовать на практике различные упражнения, направленные на развитие эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

 

Работа:
Развитие эмоционального интеллекта
Цель : формирование навыков развития эмоционального интеллекта
Задачи:
Познакомить педагогов с понятием эмоционального интеллекта
Рассмотреть основные виды эмоций и их невербальную составляющую
Попробовать на практике различные упражнения, направленные на развитие эмоционального интеллекта
Ход мероприятия:
Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать свои эмоции и эмоции других людей. Чем раньше ребенок начнет развивать эту способность, тем скорее это скажется на качестве его отношений, настроении и образе жизни. Кроме того, в будущем он легко сможет справляться со стрессом на работе, эффективно решать конфликты и добиваться нужной информации и действий от коллег.
Из чего состоит эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект— сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Понятие эмоциональный интеллект можно разделить напять составляющих:
Осознание себя — умение распознавать, что с тобой происходит в конкретный момент времени и говорить об этом другим.
Саморегуляция — управление своими эмоциями, способность брать на себя ответственность за свою жизнь, а не искать виноватых.
Мотивация — адекватная реакция на перемены, навык обобщения людей и внушения им веры в лучшее.
Эмпатия — настроенность на других людей в любом состоянии, считывание их невербального языка, принятие их состояния.
Социальные навыки — понимание людей.
Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть - все это различные формы субъективного отношения человека к действительности: эмоции и чувства.
Слово ``эмоция'' происходит от латинского слова ``emovere'', что значит возбуждать, волновать, потрясать.
Определение.Эмоции и чувства- это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Функции эмоций
В современной психологии выделяют несколько основных функций эмоций:сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую.
Сигнальная (информационная)функцияэмоций.Возникновение эмоций и чувств информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта.
Оценочная функция эмоций.Эмоция выступает обобщенной оценкой ситуации, в которой находится субъект. Эмоции и чувства помогают ему ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
Приспособительная функция эмоций.Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.
Регуляторная функция эмоцийвозникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций.
Коммуникативная функция эмоцийсвидетельствует о том, что без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Выражая эмоции через чувства, человек проявляет свое отношение к действительности и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса). Демонстрируя свои переживания, один человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства.
Стабилизирующая (защитная) функция эмоций. Эмоции являются регулятором поведения, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта.
Мотивирующая функция эмоций. Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере воздействий внешней среды, побуждают нас к определенным действиям.
Способы развития эмоционального интеллекта в образовательном процессе
1.Делиться чувствами.
Учителя — самые лучшие примеры эмоционального регулирования. Делитесь своими чувствами, своими эмоциями, которые испытываете в течение дня, урока, — это верный способ помочь обучающимся понять связь между чувствами и поведением.
2.Задать нужный тон.
Начинайте школьный день, спрашивая учеников о вещах, которые могут их беспокоить. Спросите о домашнем задании, о том, что они ели на завтрак, и так далее. Идея состоит в том, чтобы обсудить любые события, которые, вероятно, вызвали у детей чувства и эмоции. Это задает тон на урок, а также дает вам подсказку, у кого из ребят сегодня может быть трудный день и почему.
3.Учить фиксировать и осознавать эмоции.
Для развития эмоциональной устойчивости необходимо не только мыслить позитивно, но учить подростка принимать и анализировать события, которые влияют на него и его настроение. Когда школьники начинают осознавать, что они чувствуют на протяжении дня, то делают для себя очень много открытий.
Очень хороша для осознания своих эмоций рефлексия, которой дети подводят итоги, высказываются о том, что они сегодня чувствовали, что им понравилось или не понравилось и почему.
Вопрос почему — по сути, главный, ведь именно здесь ребёнок начинает понимать свои эмоции: потому что мне было обидно…, или потому что я разозлился…, или мне грустно, потому что я скучаю… и так далее. По сути рефлексия — это эффективнейший инструмент для развития саморефлексии.
4.Важность эмоционального контроля.
В целом, эмоциональный контроль — это способность влиять на то, что поддается контролю. Например, мы не можем по-настоящему управлять поведением коллеги-грубияна, но в силах справиться с собой. Понимая это, можно применять специальные упражнения, которые помогут нам контролировать свои эмоции и снизить уровень стресса.
Есть множество техник, например, управление эмоциями через тело. Тело и разум человека — части одной системы, поэтому физическое и эмоциональное состояние тесно взаимосвязаны. Это интересный, а главное, применимый в любых условиях подход, которому мы можем научить наших детей.
Упражнение Эмоции и тело
Ребятам предлагается выполнить следующие действия.
1. Опустите голову, безвольно понурьте плечи и, глядя в пол, грустным голосом произнесите: Я успешный человек, у меня все получается…
2. Затем поднимите руки вверх, глядя в небо с поднятым подбородком, расправьте спину и скажите уверенным голосом: Я неудачник, у меня все идет наперекосяк, ничего не получается...
Что вы почувствовали? Оказывается, мозг не понимает слов! А вот мимика и жесты посылают сигналы в подкорку мозга (древнюю лимбическую систему), и мы начинаем чувствовать то, что транслирует тело.
Когда дети, выполняя это упражнение, почувствуют разницу, рекомендуйте им принимать позу лидера хотя бы на пару минут в день на протяжении двух недель, на третью неделю они увидят, как поменялся мир вокруг них!
Упражнение Меняем перспективу
Подросткам свойственно переоценивать масштаб происходящих с ними неприятностей. Чтобы взять себя в руки, предложите им представить, что они смотрят на то, что их огорчает, с высоты Останкинской телебашни. Обидчики и неприятности находятся далеко внизу, а вокруг кипит жизнь, прохожие идут по своим делам. Можно подняться ещё выше и представить, что они смотрят на свою жизнь с высоты самолёта, а потом — с расстояния земной орбиты. Вспомнив и осознав, что, помимо их проблем, в мире есть ещё много всего, ребята могут возвращаться к делам. Если они правильно выполнят упражнение, паника и лишняя суета должны исчезнуть.
6.Практика эмоциональной грамотности.
Эмоциональная грамотность помогает сфокусировать собственные чувства и желания. Чтобы отточить этот навык, следует учить детей выражать свои мысли через Я-послания.
Я-послание — обращение, в котором человек без обвинений высказывает собеседнику свои чувства и желания. Говорит я вместо ты (это позволяет овладеть чувством, а не транслировать его на другую личность). Описывает свои эмоции, формулирует пожелания: я чувствую…, потому что…, я хотел бы....
Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя смысл их нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово должен: ты должен учиться, должен убраться в комнате, должен гулять с собакой, должен слушать, что тебе говорят.
Хороший пример — упражнение, когда из привычных реплик родителей ребята пытаются построить высказывания с положительным эмоциональным окрасом.
Вот как можно расшифровать несколько привычных родительских высказываний:
ты должен учиться = я беспокоюсь о твоем будущем,
ты должен убраться в комнате = тебе будет комфортнее,
ты должен гулять с собакой = твой щенок тоже живой, и он по тебе скучает.
Звучит куда более оптимистично!
Далее к каждому должен можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, ты должен учиться может значить я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни.
7.Понять внутренние мотивы.
Сердце эмоционального интеллекта — мотивация. Мотивация — это внутренние моторы, которые заставляют идти вперед и выходить из зоны комфорта. Человека нельзя мотивировать извне. Можно только создать условия, в которых эти моторы заработают. Одних мотивация побуждает взбираться на Эверест, других — сбивать ноги в кровь в пуантах, чтобы стать балериной. Чтобы осознать свои мотивы, нужно проделать серьезную внутреннюю работу. Для некоторых людей это становится путем длиною в жизнь.
Упражнение Мои мотивы
Подростку предлагается задать себе вопрос почему? последовательно 5 раз и последовательно на него ответить.
Например:
Почему я хожу в школу? — Потому что это мое развитие…
Почему для меня важно развитие? — Чтобы доказать себе…
Почему мне нужно доказать себе…? — Мне важно быть достойным…
Почему мне важно быть достойным…? — Я смогу позволить себе…
Почему мне важно позволить себе…? — Чтобы чувствовать себя свободным и делать то, что я люблю…
Эти 5 простых вопросов и ответов дают ребенку видение своих глубинных мотивов к действию.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×