Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игровых приемов.Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.Только играя радостно и легко, ребенок осваивает нове навыки и знания,развивает ловкость, ноблюдательность,фантазию,память,учится размышлять,анализировать ,преодолевать трудности,одновременно впитывая неоценимый опыт общения.Формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.
1 слайд:
Тема: «Развитие математических представлений у дошкольников
на основе игрового материала»
2 слайд: Актуальность:
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.
Одним из основных направлений образовательной деятельности дошкольника является формирование элементарных математических представлений. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игровых приемов. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Только играя радостно и легко, раскрывает свои творческие способности ребенок, осваивает новые навыки и знания, развивает наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.
3 слайд: Цель моей работы заключается в Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в игровой форме и формирование математических представлений у дошкольников через игровую деятельность.
Задачи:
Развивать интерес к математическим представлениям в дошкольном возрасте.
Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность;
Организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей через игровую деятельность.
4 слайд: (его читать не надо)
Как заинтересовать математикой? Я стараюсь на занятиях и в повседневной жизни использовать различные «изюминки», которые хороши тем, что они будят фантазию ребенка, создают у них ощущение успеха, помогают оживить образовательную деятельность. Успех целиком зависит от игровых приемов, которые были выбраны для занятий.
В своей педагогической работе я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы, которые активизируют учебную деятельность дошкольников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения.
5 слайд: Для активизации учебной деятельности я практикую:
игровые проблемно-практические ситуации
игровые упражнения
дидактические игры
игры – эксперименты
игры – головоломки
логические загадки
приход или встреча сказочного героя
(Незнайка, Буратино, лесной житель, мультипликационного героя)
.
получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п
внесение волшебного предмета
(клубочек ниток, ящик, волшебная палочка)
моделирование – конструирование
метод специально созданных ошибок.
6 слайд: Использую следующие формы организации детей:
индивидуально – творческая деятельность
творческая деятельность в малой подгруппе
(3-6 человек)
учебно — игровая деятельность
игровой тренинг
Работая в данном направлении, стараюсь вызывать у детей интерес к игровому занимательному материалу с помощью загадок, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок.
6 слайд:
дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно - образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание
В своей работе я активно использую лэпбуки.
7 -8 слайд: фото лэпбуков
Они дают мне возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Детям очень нравится заниматься в свободное время математическими играми, используя лэпбук.
9 слайд: виды игр
Все игры можно разделить на несколько групп:
1 Игры с числами и цифрами
2 Игры путешествия во времени
3 Игры на ориентировке в пространстве
4 Игры с геометрическими фигурами
5 Игры на логическое мышление
10 слайд:
Например, знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как:
«Собери гусеницу»,
«Разложи по порядку»,
«Найди нужную цифру»,
«На что похожа цифра?».
Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры.
11 слайд:
В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры:
«Назови число на единицу больше - меньше»,
«Сравни и назови»,
«Какие числа пропущены?»,
«Реши примеры»,
«Назови соседей».
12 слайд:
Упражнения с цифрами:
«Математические пазлы»,
«Посчитай и назови»,
«Подбери нужную цифру».
13 слайд:
Игры с прищепками отлично развивают мелкую моторику, координацию движений, внимательность и логику. Помогают изучению и повторению счёта в пределах десяти.
«Посчитай предметы»,
«Посчитай и покажи цифру с помощью прищепки».
14 слайд:
Игры на состав числа формируют умения представлять числа в виде суммы двух слагаемых. Материал для детей сложный, но игровые приёмы помогают успешно справиться с этой задачей. Вот несколько вариантов игр:
«Радуга»,
«Числовой домик»,
«Весы»,
«Копилка».
15 слайд: Игры – путешествия во времени:
Математические игры - путешествия во времени,
служат для знакомства детей с частями суток, днями недели, временами года.
Это такие игры, как:
«Что сначала – что потом?»,
«Когда это бывает?»,
«Наш день»,
«Не ошибись»,
«Цветная неделя».
16 слайд: Пространственные представления у детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, спереди, далеко, близко.
17 слайд:
Игры: «Танграм», «Геометрическая мозаика», «Найди предмет такой же формы» формируют умение классифицировать геометрические фигуры по одному признаку, учат находить предметы определённой формы, развивают воображение и творческое мышление.
18 слайд:
Игры на логическое мышление развивают внимание, сообразительность
и память.
«Четвёртый лишний»,
«Продолжи ряд»,
«Что перепутал художник?»,
«Найди отличия».
19 слайд:
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В сюжетно-ролевых играх дети принимают роль взрослого, действуют согласно правилам, выполняя данную роль. Например, в игре «Магазин», дети пересчитывают предметы, взвешивают, считают деньги, дают сдачу. Сюжетно – ролевая игра даёт возможность детям использовать, закреплять и уточнять полученные математические знания.
20 слайд:
Для достижения положительных результатов в работе я наладила взаимосвязь с родителями.
Провела мастер – классы:
«Создание математических игр своими руками»,
«Как организовать игры с детьми дома»
Подготовила консультации:
«Что такое занимательный материал в обучении?»,
«Как использовать математические знания в повседневной жизни?».
Создала для родителей памятки:
«Игры по развитию математических представлений»,
«Организация игр с занимательным материалом дома»,
«Литература, помогающая развить математические способности ребенка».
Работая в тесном контакте с родителями, я добилась хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе.
Слайд 21
Таким образом, применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!