Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Дары Фребеля» как средство развития одаренности у дошкольников. Работа №334123

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Педагоги и родители говорят про таких детей - «гении с пеленок».  Определить, кто из детей одарен — трудно. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем… Опыт показывает, что начиная с 3–4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями.

Наиболее ценным дидактическим материалом способным пополнить развивающую среду мы можем назвать мобильный методический комплекс, адаптированный к особенностям восприятия дошкольников «Дары Фрёбеля». 

Работа:

Ахметова Галина Ильшатовна

заместитель заведующей по ВМР

МКДОУ №5 г. Нолинска Кировской области

 

«Дары Фребеля» как средство развития

одаренности у дошкольников

 

Врожденные способности, хороший интеллект, талант, энергия и настойчивость. Всем этим обладают одаренные дети.

 

Педагоги и родители говорят про таких детей - «гении с пеленок». Определить, кто из детей одарен — трудно. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем… Опыт показывает, что начиная с 3–4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути неспособного, либо по пути обыкновенного, либо по пути одаренного ребенка. Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

на занятиях все легко и быстро схватывают;

знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

быстро запоминают услышанное или прочитанное;

решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей.

 

На слайде вы можете увидеть несколько ступенек способностей, каждая из которых это путь восхождения воспитанника к вершинам своего развития. Как отмечал советский генетик Владимир Эфроимсон: «Гении и замечательные таланты почти всегда появлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда им представлялись оптимальные возможности развития и реализации». Такие возможности для ребенка могут дать родители и педагоги ОО. Задача взрослых — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Основными направлениями работы детского сада с одаренными детьми могут быть:

выявление одаренных детей

(используются методики: «Карта одаренности», детская методика В.

Михала

«Завершение предложения», проективная методика «Не существующее животное» и т.д.);

о

беспечение

вариативности образования

(разнообразие

образовательных программ, УМК, средств и методов обучения и воспитания дошкольников, образцов образовательной де

ятельности (включение детей в проектную деятельность, развитие научно-исследовательс

ких навыков и творческих способ

ностей);

индивидуализация образования

(разработка и реализация ИОМ

,

построение

образовательной траектории

ребенка с ООП

);

создание условий

для развития творческого потенциала детей

(

введение дополнительных ставок

,

организация образовательной среды

, пополнение современными дидактическими и обучающими пособиями, организация кружковой деятельности

и дополнительного образования

).

Все эти направления работы отражены в той или иной мере в стандарте дошкольного образования.

 

Для того, чтобы на практике реализовывать идеи стандарта и концепцию развивающего образования два детских сада г.Нолинска и детский сад д.Рябиновщина включены в работу экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме «Вариативно-развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС дошкольного образования».

 

Целью исследования является изучение образовательных эффектов реализации моделей вариативно-развивающего образования программы «Тропинки», как инструмента достижения требований ФГОС ДО и развития творческого потенциала личности дошкольника. В структуру программы «Тропинки» входят детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы, которые и называются «тропинками». Ключевая идея Программы - мир как «знакомый незнакомец». Ребенку предстоит узнать в большом Мире «знакомого незнакомца», увидеть в его зеркале самого себя и свой внутренний мир – еще более загадочный, чем внешний, открыть богатый и непредсказуемый творческий потенциал других людей».

В основе программы лежит сенсорное воспитание, как основа для познания окружающего мира, развития функций речи и всех видов восприятия ребенка (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, и т. д.) и игра как основа деятельности ребенка, стихия, в которой он живет. Тропинка предполагает много творческих заданий, больше времени выделяется для самостоятельной деятельности, и свою задачу педагоги видят в том, чтобы создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок максимально раскрыл бы свои способности. Наиболее ценным дидактическим материалом способным пополнить развивающую среду мы можем назвать мобильный методический комплекс, адаптированный к особенностям восприятия дошкольников «Дары Фрёбеля».

 

С его помощью педагог создает условия для организации совместной деятельности взрослого и детей, для самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Всего Фрёбель разработал шесть «даров».

Дар первый - Шерстяные шарики. Играть с ними можно с трех месяцев. Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды, помогает ребенку различать цвета, развивает мелкую моторику, дает первичное понимание формы, развивает пространственное мышление, знакомить ребёнка с утверждением и отрицанием.

Второй дар - Основные цвета: шар, кубик и цилиндр. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. С помощью их ребёнок знакомится с геометрическими телами и различиями между ними, развивает исследовательские навыки. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.

Третий дар - куб, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет. Посредством этого дара ребёнок, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый, пятый и шестой дар – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.

 

В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей. Что входит в дополнительные материалы Фрёбеля?

Дар 7 Цветные фигуры: геометрические тела разного цвета (квадратики, треугольники, круги, полукруги). Основное требование при работе с данным даром – это плоскость, на которой ребенок будет выкладывать фигуры. Исследуя фигуры, ребенок понимает, что у них есть грани, углы, одни дружат-соединяются гранями, а другие нет.

Дар 8 - Палочки разного цвета и размера. С помощью данного дара учат сортировке и упорядочиванию фигур по цвету, форме; соотношению количества и размера; составу числа; осуществляется тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Дети учатся выполнять простейшие математические действия – сложение и вычитание.

Дар 9 - Кольца и полукольца. Широко используются в создании «форм красоты», сооружений, не похожих ни на «формы познания», ни на «формы жизни». С помощью этого дара развивается логическое мышление, зрительно-моторная координация, мелкая моторика, речевые способности, творческое воображение.

Дар 10 - Фишки. С помощью фишек можно закреплять состав числа, обучать счету, последовательности действий, выкладывать по образцу, использовать как заместители, для украшения построек,

 

Дар 11 – Цветные тела. Используются для тренировки мелкой моторики, развития умений классификации, сортировки, сравнения, выполнение заданий по образцу, по заданному алгоритму.

 

Дар 12 Мозайка. Шнуровка. Можно использовать при развитии математических представлений, изучать комбинации форм и цветов, развивать сенсомоторные навыкы, умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию.

Дар 13 – Башенки. С помощью башенок происходит закрепление названий геометрических фигур, развивается умение словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа, сбоку, между, развивается логика, мышление, творческое воображение.

Дар 14 – Арки и цифры. Используются при конструировании с целью развития представлений о целом и его частях, дети усваивают цифры, соотносят цифры к кол-ву подобранного материала, учатся поддерживать порядок.

 

«Дары Фрёбеля» можно использовать при работе по разным образовательным программам, они позволяют детям развиваться творчески, проявлять свою фантазию и воображение, способствуют развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности и все это происходит в игре. Они безопасны, изготовлены из качественного натурального дерева материала, удобны и просты в использовании, проверены двухсотлетней историей.

 

В детском саду общеразвивающего вида, т.е. обычном детском саду, где не созданы специальные условия для работы с детьми, имеющими те или иные особенности развития, отследить динамику развития одаренности ребенка достаточно не просто. В таких детских садах группы, наполнены максимально, но опытный воспитатель, который любит свою работу, эмоционально привязан к своим воспитанникам, всегда заметит и максимально обогатит мир этого ребенка полезным и интересным материалом.

 

И при условии, что у педагога и родителя будет желание и возможность увидеть в своем ребенке талант, они смогут зажечь искорку одаренности, развить этот талант до должного уровня.

 

Мы надеемся, что нашим воспитанникам и дальше будет комфортно с нами проживать детство и сделаем все, чтобы талантов в нашей стране стало больше.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×