Использование деревянных ложек в русском фольклоре. Создание ансамбля ложкарей в детском саду ☼
Автор: Гуряшина Анжелика Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Малыш» Зерноградского района
Использование деревянных ложек в русском фольклоре.
Создание ансамбля ложкарей
в детском саду.
Составила: А.Н. Гуряшина,
музыкальный руководитель
2016г
Деревянные ложки –
Постучите немножко.
Хочешь – пляску сыграй,
А хочешь – суп хлебай!
Актуальность темы.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: музыкальная непосредственная образовательная деятельность, театральная деятельность, выступления на праздниках, кружковая работа. В разных видах деятельности: пение, слушание музыки, музыкально–ритмические движения.
Наблюдения за детьми в детском саду показывают, что способности к музыке проявляются не у всех. Применяя в непосредственно образовательной деятельности различные музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные ритмические задания с деревянными ложками. Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым («ритмическим») ударным инструментам. Инструменты этой группы весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. На них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.
Воспитывая у детей через приобщение к истокам русской народной культуры, желание играть на народных инструментах и стремление более полно развивать уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня использовать в моей работе деревянные ложки и организовать ансамбль ложкарей. Создание детского ансамбля дошкольников – очень сложное и трудоёмкое дело, но нужное. Игра в ансамбле сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость. Игра в ансамбле вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Вот почему участие детей в ансамбле ложкарей рассматриваю как одно из действенных средств формирования патриотизма. В непосредственно образовательной деятельности знакомимся с детьми с русскими народными традициями, обычаями, бытом, народным фольклором.
Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста они сложны, и я использую в основном лишь несколько приёмов игры. Но это те «кирпичики», из которых ребёнок с помощью наставника сможет построить сложные ритмические сооружения. Хотя и сами по себе эти приёмы являются отличным материалом для музицирования и развития детей.
Приемы:
- держа ложки за ручки, ударять друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками». Этот простейший прием используется в самом начале обучения игре на ложках;
- игра двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена), по плечу и ладони, по ноге и ладони (находящейся над ногой);
- положив одну ложку выпуклой стороной на левую ладонь (и создавая, таким образом, своеобразный резонатор), ударять по ней другой ложкой, получая более компактные, «округлые» звуки, напоминающие цоканье копыт;
- поочерёдно играть на своих ложках и на ложках соседа. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные.
Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы. Оно проводится с постепенным усложнением задания от занятия к занятию.
Вначале стараюсь привлечь внимание детей обыгрыванием самой ложки. Затем знакомлю малышей со звучанием, и предлагаю ребятам повторить за мной несложный ритмический рисунок . Стараюсь создать у детей радостное настроение от общения с музыкой: так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так развивается чувство ритма.
Во второй младшей группе знакомлю детей с деревянными ложками как ударным инструментом (объясняю, что звук извлекаю ударом одной ложки о другую).
В средней группе уделяю внимание положению рук и одновременным ритмичным хлопкам. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют на ложках. Знакомим детей с понятием долгий и короткий звук. При сопоставлении долгих звуков – «прямые удары» и коротких - «скользящие» отрабатывается координация совместных действий детей для игры в ансамбле.
Со старшей группы дети не испытывают сложности игры в ансамбле. Проводим беседы об истории деревянных ложек, их разновидности, показываю слайды, видеоклипы, презентации детских ансамблей ложкарей.
В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков?
Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе, совместно со знакомством с композиторами, с анализом музыкального произведения.
Создавая ансамбль, ложкарей я поставила перед собой следующие задачи:
1. Учить детей выразительному, искреннему исполнению в игре на ложках понятных, интересных им несложных музыкальных произведений.
2. Учить детей овладевать необходимыми исполнительскими навыками в коллективной игре:
- учить правилам поведения в работе ансамбля (дирижерский жест, посадка) - учить ритмично, передавать длительности, ритмический рисунок, динамические оттенки, темп;
- учить солировать, вырабатывать технику игры, координацию и синхронность в действиях ансамбля (играть согласованно по партиям, не отставать и не опережать, одновременно начинать игру и заканчивать, слушать игру других).
3. Заложить основы гармонического развития (развития внимания, слуха, чувства ритма, музыкальных и индивидуальных способностей).
4. Учить детей вслушиваться в музыку и анализировать музыкальные произведения (форма, жанр, темп, характер).
5. Дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов, пропагандировать народное творчество.
Широко внедряя в работе с ансамблем музыкальный фольклор, мы привлекаем наших воспитанников к мысли таких нравственных понятий, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.
Содержание и структура непосредственно образовательной деятельности строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану.
Критерии отбора детей:
Численный состав ансамбля ложкарей может быть до 20 человек.
Диагностический отбор детей ведется по следующим критериям:
- наличие чувства ритма;
- ладовое восприятие;
- творческие проявления в музицировании;
- хорошая координация и реакция в движениях;
- с условием, в ансамбле все должны быть правши;
- желание детей и родителей.
Все методики обучения в ансамбле включают в себя индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его способностей, характера, физического здоровья. Преподносятся в игровом варианте, не навязывая своего восприятия и мнения, а предлагая детям находить свои варианты и приемы и, как следствие, развивает нестандартное мышление, фантазию, творчество, память, внимание, увеличивает словарный запас музыкальными терминами, музыкальные и исполнительские навыки.
В работе используются следующие методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание и апробирование подлинных музыкальных инструментов, иллюстраций, таблиц, портретов композиторов;
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания);
• практический (восприятие музыки и ритмических соотношений, анализ музыкальных произведений, игра по схемам и на слух);
• эвристический (развитие находчивости и активности);
• частично-поисковый (импровизации, помогающие детям воспринимать музыкальные произведения, понять элементарные основы музыкальной грамоты и вырабатывать исполнительские навыки игры);
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
• сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе); мотивационный (убеждение, поощрение);
• жест руки (ребенок повторяет технику исполнения приемов игры, как педагог).
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на деревянных ложках в ансамбле приносит детям радость, создаёт предпосылки для дальнейшего развития с русской народной музыкой, формирует интерес к познанию русского фольклора.
Систематическое, последовательное применение деревянных ложек в русском фольклоре вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческому развитию.
Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее.