Методика организации классного часа ☼
Автор: Куулар Сайзана Станиславовна
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА
Методика организации классного часа прежде всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.
Классные часы очень разнообразны по содержанию, формам и методам их подготовки и проведения. Эффективность классных часов зависит от организации цикла основной формы работы на учебный год, тщательной подготовки к нему педагогов и детей.
Классному руководителю необходимо:
§ опираться на цели и задачи, циклограмму основных традиционных мероприятий и дел воспитательной системы школы;
§ определить цель и задачи всей воспитательной деятельности в классе;
§ попытаться систематизировать воспитательный процесс в классе, спланировать основные формы;
§ темы, содержание классных часов определить, исходя из результатов уровня воспитанности, нравственных представлений учащихся (с помощью анкет, бесед), традиций школы;
§ составить (или обсудить) совместно с учащимися и родителями тематику классных часов на новый учебный год или при наличии в школе календарно-тематического планирования уточнить формы проведения и содержание;
§ продумать организацию подготовки и проведения классных часов: определить творческие группы учащихся по желанию и возможностям, привлечь родителей, педагогов, узких специалистов, сотрудников школы и внешкольных учреждений.
Технологические аспекты организации классного часа:
Подготовка к классному часу предполагает следующие действия:
§ определение (уточнение) темы классного часа, формулировка его цели;
§ определение формы проведения;
§ отбор материала, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся – особенности класса и уровень их развития, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);
§ составление плана подготовки и проведения классного часа (следует предусмотреть привлечение школьников к активному участию в подготовке классного часа - как можно больше участников);
§ использование разнообразных форм и методов, повышающих интерес к данной теме;
§ подбор наглядных пособий, музыкального и другого оформления, создание благоприятной обстановки;
§ определение участия в классном часе других действующих лиц: родителей, учащихся других классов, учителей, специалистов по обсуждаемой теме и т.д.;
§ определение роли и позиции классного руководителя в процессе подготовки и проведения классного часа;
§ распределение заданий между творческими группами учащихся и отдельными участниками;
§ выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей;
§ проведение классного часа;
§ анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).
Особое внимание при подготовке к классному часу следует уделить психологическому настрою учащихся. Настрой начинается с момента оповещения о классном часе. Лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все учащиеся, разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы классного часа, оформляют помещение и т. д
Структура плана классного часа
Структура плана классного часа состоит из 3-х частей: вступительной, основной, заключительной.
§ Вступительная часть предусматривает постановку вопроса. Ее задача – мобилизовать внимание школьников, обеспечить серьезное отношение к теме, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.
§ Основная часть определяется воспитательными задачами классного часа и предусматривает решение поставленной проблемы. Здесь рассматриваются основное содержание классного часа.
§ В заключительной части подводятся итоги, определяется значимость решения.
Советы по организации классного часа:
1. Содержание классного часа следует строить так, чтобы постепенно переходить от “предметной” информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.
2. Быть внимательным к выступлениям учащихся, корректировать, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с ними, помочь найти правильные решения проблемы.
3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия учащихся.
4. Тон учителя должен быть доброжелательным, располагающим к открытому доверительному общению.
5. Предложить учащимся самим выбрать удобное место и приятного соседа.
6. Постепенно накапливать свои традиции проведения классного часа.
7. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе на организационном классном собрании и определить творческие группы по подготовке и организации.
8. Дать право учащимся участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который им чем-то более интересен.
9. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения.
10. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
11. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитывают, классный час – час общения.
12. Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика.
Итак, классный час — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.