Особенности применения историко-культурного стандарта как научной основы содержания школьного исторического образования ☼
. Автор Олегова Нина Александровна
Особенности применения историко-культурного стандарта как научной основы содержания школьного исторического образования
Олегова Нина Александровна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 70»
г.. Нижний Тагил Свердловская область
Аннотация: В статье, представлены основные разделы, задачи и концептуальные основы историко-культурного стандарта.
Представлены, рекомендации, которые могут быть положены в основу концепции нового школьного учебника по курсу «История России», а также поуровневое усвоение курса Истории России.
Ключевые слова: ФГОС, концепция, разделы, стандарт, подходы, компоненты.
В начале 2013 года Президентом РФ на заседании Совета по межнациональным отношениям в очередной раз коснулись темы образования.
В этот раз, было решено, создать учебники истории без двойных толкований и на хорошем русском языке, и особо отмечалось, что новые учебники должны быть «рассчитаны на различные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее периодов, почитания ко всем страницам нашего прошлого».
За основу был предложено, взять, историко-культурный стандарт, этот стандарт, содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий [1, c. 6].
Историко-культурный стандарт играет роль научного ядра содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории.
Сама концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации [1, c. 8].
Историко-культурный стандарт состоит из девяти разделов, рис.1.
Итак, мы видим, что разделы представленного стандарта, отражают, основные значительные эпохи истории России, о которых на наш взгляд, должен имеет представления каждый. И, мы согласны с авторами стандарта, которые исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие периоды.
Задачи историко-культурного стандарта:
создать условия для получения выпускниками пр
очных знаний по истории России;
сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;
показать историю России как неотъемлемую часть м
ирового исторического процесса;
раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян
[2,
c
. 49]
.
В виде схемы кратко представим концептуальные основы историко-культурного стандарта, рис.2.
Рис.2. Компоненты историко-культурного стандарта
Итак, из представленного рисунка, мы видим, то, что чтобы достичь все поставленных, задач, необходимо четко следовать концептуальным основам историко-культурного стандарта [3, c. 16].
Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира [4, c. 33].
Исходя из указанных подходов, сформулированы следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу концепции нового школьного учебника по курсу «История России»:
Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности.
Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения, и успехи, но также и ошибки и просчеты.
С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.
При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества.
Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений
[4,
c
. 36]
.
В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами – этого можно достичь, за счет увеличения число часов (параграфов) по истории.
В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории, трагедии, разумеется, нельзя замалчивать – это достигается за счет того, что необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.
История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника, но необходимо давать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории - так как мы уже отмечали, что Россия, это многонациональная страна.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС, в условиях так называемой «концентрической» системы преподавания истории, следует кардинально пересмотреть содержание курса истории в старшей школе.
Знакомство с отечественной историей происходит в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», и мы согласны, что материал данного курса, необходимо, насытить историческим материалом, чтобы в дальнейшем заинтересовать малышей в изучении истории.
На I уровне школьного исторического образования – это 5–9 классы, усвоение программного материала должно осуществляться в хронологической последовательности в соответствии с возрастными возможностями учащихся.
Усвоение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне – привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом – и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации.
На II уровне школьного исторического образования – это 10–11 классы, знания, которые учащиеся получили в основной школе, должны служить основой для аналитического разбора исторического процесса – с общими характеристиками и оценками, включая элементы компаративного анализа в курсе «Россия в мире».
Итак, мы проанализировали историко-культурный стандарт как научную основу содержания школьного исторического образования, и нами было выявлено, что при знакомстве с отечественной историей, необходимо четко следовать представленным компонентам. На наш взгляд, самое главное – это давать учащимся самим разбираться и анализировать помимо учебников, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы, привлекать их к работе с информационными технологиями, поскольку кто владеет информацией, владеет миром. И в дальнейшем их полученные знания и умения пригодятся не только в обучении, но и в жизни.
Список литературы
Вяземский, Е.Е. Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 9. – С. 3–10 с.
Иоффе, А.Н.
Целеполагание в преподавании истории и обществоз
нания.
/
А.Н. Иоффе
//
Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал.
– 2013. – № 8. – С. 49–52.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечествен
ной истории// Вестник образования. – 2014. – №13.
Личман, Б.В. Толерантность идеологического многообразия в государственном учебнике по истории России / Б.В. Личман // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 4. – С. 33–37.