Разноуровневые задания на уроках в начальной школе ☼
Автор: Овчинникова Татьяна Владимировна
Использование разноуровневых заданий на уроках
в начальной школе
Каждому из нас хочется, чтобы ученик был успешен. Поэтому наша задача сделать процесс обучения доступным и интересным. Главное научиться создавать ситуации успеха и для сильного и для слабого ученика.
В классе дети с разными интеллектуальными возможностями и психическими особенностями. Чаще всего в своей работе мы ведем обучение, ориентируясь на «среднего» ученика и сильные ученики вынуждены работать не в полную силу. Очень часто можно услышать на уроке: «А что ещё решать?».
В своей работе в основном опираюсь на учебники, но для более способных включаю в урок дополнительный материал, как теоретического, так и практического характера.
Разноуровневые задания можно использовать на разных этапах работы: при изучении нового материала; при учете знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления; дифференцированная домашняя работа.
Основные требования к заданиям:
Если задания 1 уровня. Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения. Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»
Если задания 2 уровня. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.
«Пронаблюдай, раздели по каким-либо признакам на группы; измени вопрос задачи так, чтобы она решалась большим количеством действий; исключи лишнее».
3 уровень. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации. «Приведи свои примеры на какие-либо правила, закон; сделай вывод, заполни таблицу своими примерами, сочини; придумай; подбери».
Для распределения заданий по этим 3 уровням я использую конверты разных цветов. Чем светлее цвет конверта, тем задание в нём легче, т. е. 1 уровня. Чем темнее цвет, тем, соответственно, сложнее 2 или 3 уровня. Дети самостоятельно выбирают, какой конверт им взять.
Прежде чем ребёнок возьмёт тот или иной конверт даётся инструкция:
1. Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание, допустим, в розовом конверте.
2. Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание в оранжевом конверте.
3. Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание в красном конверте.
Проверка индивидуальной деятельности учеников осуществляется чаще всего на перемене.
Приведу несколько примеров. Это простые задания, рассчитанные на 5-10 минут.
Алфавит
1 уровень. Раскрась картинку по буквам
2 уровень. Отгадай ребусы
3 уровень. Расшифруй слова
Алфавит.
1 уровень. Запиши первые десять букв алфавита.
2 уровень. Продолжи алфавит: л, .., … ... ц
3 уровень. Расшифруй слова, используя алфавит.
и, а, с, т; т, о, г, с, ь; т, о, н, е
Русский язык
1 уровень. Вставь пропущенные буквы:
1. Тетради — тетра . ь, тетра . ка, походы — похо. . , березовый — бере . ка, колхозы — колхо . , верблюды — верблю . , шалаши — шала . , грибочек — гри . .
2 уровень. Выбери проверочные слова.
1. Проходит, выходка — прохо . , площадочка, площади— площа . ка, бобы, бобик — бо . , лягушата, лягушечный —лягу . ка, возик, привозит — во . , насосы, насосный — насо . .
3 уровень. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное
1. Шу . ка — шубы, ве . ка — . . , ря . — . . , ла . ки — . . . , зага . ка — . . . , ша . ка — . . . , варе . ки - . . .
Русский язык
1 уровень. Разбери предложение: по членам предложения (опираясь на памятку), памятка прилагается.
2 уровень. Найди предложение, относящееся к схеме.
(Дается 2-3 предложения)
3 уровень. Составьте самостоятельно предложение к заданной схеме.
Окружающий мир
1 уровень:
Выдели объекты природы: дерево, стакан, тетрадь, цветок.
2 уровень:
Продолжи ряд явлений природы: снегопад, радуга, ...
3 уровень:
Что ты знаешь о радуге?
Тема «Животные»
1 уровень: Подчеркни диких животных: лиса, кулан, корова, баран, олень
2 уровень: Продолжи ряд: баран, верблюд, ...
3 уровень: Отгадай загадку: Хозяин лесной просыпается весной,
а зимой по вьюжный вой спит в избушке снеговой.
Расскажи, что ты знаешь об этом животном?
Математика. 2 класс «Однозначные и двузначные числа».
1 уровень. Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3
Раздели их на группы.
2 уровень. Даны цифры 5, 9, 0, 2. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа. Замени одну цифру так, чтобы двузначных чисел можно было составить больше, чем из данных цифр.
3 уровень. Определи, сколько знаков потребуется, чтобы зашифровать заданные числа: 46, 64, 44, 66, 76, 67, 77, 17
Математика. 3 класс «Умножение числа на 1 и 0. деление числа на 1».
1 уровень. Выполни действия.
1:1 7:1 0*9 10*1 0:1 17*0 10:1 1*1
Раздели выражения на группы.
2 уровень. Какое число надо написать, чтобы равенства стали верными?
7 * … = 0 7 * … = 7
3 уровень. Определи значения выражений. Найди «ловушку».
Ψ*1 λ:1 Λ*1 λ:λ 0*Ω Σ*0 0:Λ 1*λ
Ну и небольшой пример по русскому языку «Обобщение знаний об имени существительном».
1 уровень.
1. Подчеркните только имена существительные.
Чайник, кричать, хороший, Маша, нора, большая, летал.
2. Определи род имени существительного.
Берег, яблоня, море, еж, яблоко, дверь, сон.
3. Вставь пропущенное существительное.
Вчера мы ходили в ________. Вечером ребята играли на ________.
4. Подчеркни имена собственные.
Река Волга, город Нальчик, мальчик Гена, гора Эльбрус.
2 уровень.
1. Образуй существительные и определи род.
храбрый мудрый бедный
2. Подбери к данным существительным антонимы.
радость плач добро друг
3. Подбери к данным существительным подходящие по смыслу существительные.
кусок конец килограмм обложка
4. Составь из данных слов предложения и подчеркни имена собственные.
Буренка, на, паслась, корова, лугу.
Петров, живет, Миша, деревне, у, в.
3 уровень.
1. Подбери к данным словам антонимы и определи род.
Правда ночь шум доброта
2. Подбери к данным словам синонимы.
врач неправда булка
3. Укажи род и число нарицательных существительных.
Россия – огромная страна. На юге цветут пальмы. Есть в России реки, моря, горы, озера. В горах – металл, руда, уголь, газ.
Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Они ощущают себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках
Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и чаще всего пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней, но с каждым годом обучения растёт количество учащихся выбирающих 3 уровень.