Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сказка как средство развития связной речи у детей 4–5 лет (средний дошкольный возраст ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Ибрагимова Лилия Ильдаровна

«Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет (средний дошкольный возраст)»

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять специальные методы и приемы, в том числе и сказки.

Едва научившись ходить, человек знакомиться со своими первыми сказками. Малыша окружает волшебный мир сказочных вещей, овощей, животных, зверюшек – это персонажи русских народных сказок «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Два жадных медвежонка» и других удивительных героев авторских сказок.

Но, ребенок взрослеет и вместе с ним растет сказочный мир, становится все более волшебным, ярким. И вот он уже переживает за любимых сказочных героев. Вместе с Иваном-царевичем мчится на сером волке за пером жар-птицы, ищет смерть Кащея Бессмертного, побеждает Чудо-Юдо и злодейку бабу Ягу, всегда заранее зная, что все в сказке закончится хорошо. А их число не уменьшается, а наоборот пополняется новыми именами. К ребенку приходят удивительно легко запоминаясь, поэтические сказочные строки и образы А. С. Пушкина, оставаясь всегда в душе русского человека: «Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит… »

Можно привести бесконечное множество примеров чудесных превращений и историй, в которых всегда добро побеждает зло. ЭТО ЧУДО И ЕСТЬ СКАЗКА. Человеку свойственно верить в чудеса и ждать их в любом возрасте. В душе мы все – «взрослые дети», поэтому вместе с классиком можем сказать: «Что за прелесть, эти сказки! ». Ценность их ни с чем не сравнима и не соизмерима.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о предметном мире; сказки позволяют ребенку развиваться этически нравственно. В древнейших русских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках, утверждается мысль о том, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество.

Ю. А. Лебедев пишет, что сказка занимает особое место в жизни ребёнка. Исключительна роль сказки в развитии и становлении личности ребёнка. Сказочный мир пробуждает и развивает воображение ребёнка, помогает восприятию объектов природы на равных, наделяет детей чувствами, мышлением, желаниями.

В каждой семье есть сказки, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. Но проблема в том, что, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

Решая задачи развития связной речи, нужно акцентировать внимание на развитие общих познавательных способностей детей: учить наблюдать, строить предположения, объяснять причины и следствия событий и т. д. Это возможно при использовании в воспитательном процессе фольклорного материала.

Таким образом, восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, и, следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи.

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×