Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные педагогические технологии в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Чорнобрывая Галина Михайловна

XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.
       В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. В этих, меняющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий, методов и приемов. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, применять разнообразные формы и методы, формирующие активную роль ребенка, обмениваться опытом между педагогами.
Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.
      Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. 
      Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость целей и задач; наличие этапов: 
первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки.
        Педагогические технологии можно  использовать как  в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников.
        Педагогическая технология новое направление (с 50-х годов) в Педагогической науке, занимается конструированием оптимальных обучающих и воспитательных систем, проектированием образовательных процессов. Как правило, педагогическая технология представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий. Педагогическая     технология     обеспечивает     гарантированный  результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики. Технология обеспечивает управляемость образовательного процесса. Инновационные педагогические технологии и системы обучения и воспитания дошкольников отличаются вариативностью, своеобразием и спецификой проявления на практике, ибо они отражают уровень педагогического мастерства и творчества. Появление педагогических систем и технологий продиктовано социальным заказом, уровнем психолого-педагогической науки, кадровым потенциалом работников. Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество), образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.  Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс гарантировал достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата);
- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
- заключительная оценка результата – уровень развития дошкольника.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:

·         Концептуальность

·         Системность

·         Управляемость

·         Эффективность

·         Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.     Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:  - логикой процесса,  - взаимосвязью его частей,  - целостностью.     Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.     Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.     Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей. Структура образовательной технологии     Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

·         Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

·         Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

·         Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Реализация любой образовательной технологии осуществляется на основе следующих принципов:

·         гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса ДОУ;

·         целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать  различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;

·         учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка  на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

·         учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации образовательного процесса ин­тересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятель­ности, инициативности;

·         комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе — свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе та­кого взаимодействия ребенок может выбирать виды дет­ской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

·         педагогической поддержки — решение совместно с ребен­ком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ре­бенка способами и приемами; основной критерий реали­зации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоцио­нальной напряженности;

·         профессионального сотрудничества и сотворчества — про­фессиональное взаимодействие воспитателей и специали­стов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

К числу современных образовательных технологий , которые обогащают субъектный опыт детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка можно отнести:

·         здоровьесберегающие технологии;

·         технологии проектной деятельности

·         технология исследовательской деятельности

·          информационно-коммуникационные технологии;

·         личностно-ориентированные технологии;

·         игровая технология

·         технология «ТРИЗ

·           технология проблемного обучения и др.

       Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды.
Игра выполняет развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую функции.
Структура данной технологии следующая: игровая задача, правила, деятельность и результат. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и ученья. Игровым технологиям присущи следующие особенности (по С. А. Шмакову):
-  свободная развивающая деятельность (она возникает по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса деятельности);
- творческий характер деятельности (ребенок импровизирует в игре);
 - эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи.  Это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего ребенок получает знания.
Структурные компоненты реализации данной технологии: постановка проблемной ситуации, варианты решения (выбор варианта), разрешение проблемы.
Особенности данной технологии:
- проблематизация учебной информации (удивление, любопытство ребенка);
- активная деятельность ребенка;
- связь обучения с жизнью, игрой и трудом;
- исследовательский характер познания.
 Технология проблемного обучения обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества.
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности  педагога и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Взрослый  ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
Достоинства проблемного обучения:
Проблемное обучение включает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их)
4) проверка правильности решения проблемы.
В свою очередь, умения педагогов  управлять процессом разрешения проблемных ситуаций сводятся к следующим: предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации; мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов; выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих проблему; умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в случае несовпадения точек зрения детей и взрослого.
Таким образом технология проблемного обучения обеспечивает развитие ребенка не только через накопление количественных изменений, но и, через изменение своей жизненной позиции, его переход в новое качество. Позволяет воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни.
Здоровьесберегающие  технологии 
   Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.    Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

·         медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников,  контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

·          физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

·         обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

·          здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

·         образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

·          обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

·         К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Технологии проектной деятельности Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Классификация учебных проектов:

·         «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

·         «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

·          «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

·          «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

·         по доминирующему методу: 

·         исследовательские,

·         информационные,

·         творческие,

·         игровые,

·         приключенческие,

·         практико-ориентированные.

·         по характеру содержания: 

·         включают ребенка и его семью,

·         ребенка и природу,

·         ребенка и рукотворный мир,

·         ребенка, общество и его культурные ценности.

·         по характеру участия ребенка в проекте: 

·         заказчик,

·         эксперт,

·         исполнитель,

·         участник от зарождения идеи до получения результата.

·         по характеру контактов: 

·         осуществляется внутри одной возрастной группы,

·         в контакте с другой возрастной группой,

·         внутри ДОУ,

·         в контакте с семьей,

·         учреждениями культуры,

·         общественными организациями (открытый проект).

·         по количеству участников: 

·         индивидуальный,

·         парный,

·         групповой,

·         фронтальный.

·         по продолжительности: 

·         краткосрочный,

·         средней продолжительности,

·          долгосрочный.

 Технология исследовательской деятельности.

 Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской  деятельности:  - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие  ситуации; - трудовые поручения, действия. Содержание познавательно-исследовательской деятельности

·         Опыты (экспериментирование)

·         Состояние и превращение вещества.

·         Движение   воздуха, воды. 

·         Свойства почвы и минералов.

·         Условия жизни растений.

·         Коллекционирование (классификационная работа) 

·         Виды растений.

·         Виды животных.

·         Виды строительных сооружений.

·         Виды транспорта.

·         Виды профессий.

·         Путешествие по карте

·         Стороны света.

·          Рельефы местности.

·         Природные    ландшафты и их обитатели. 

·         Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

·         Путешествие по «реке времени»

·         Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

·          История    жилища и благоустройства.

Информационно-коммуникационные технологии Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

·         идти в ногу со временем,

·         стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,

·         наставником в выборе  компьютерных программ,  

·         сформировать основы информационной культуры его личности,

·         повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.  Требования к компьютерным программам ДОУ:

·         Исследовательский характер

·         Легкость для самостоятельных занятий детей

·         Развитие широкого спектра навыков и представлений

·         Возрастное соответствие

·         Занимательность.

Классификация программ:

·         Развитие воображения, мышления, памяти

·         Говорящие словари иностранных языков

·         Простейшие графические редакторы

·         Игры-путешествия

·         Обучение чтению, математике

·         Использование мультимедийных презентаций

 Преимущества компьютера:

·         предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

·         несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

·         движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

·         обладает стимулом познавательной активности детей;

·         предоставляет возможность индивидуализации обучения;

·         в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

·         позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

·         Недостаточная методическая подготовленность педагога

·         Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

·         Бесплановость, случайность применения ИКТ

·         Перегруженность занятия демонстрацией.

 ИКТ в работе современного педагога: 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно - ориентированная технология 
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

·         гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.  Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

·         Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы». Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития. Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
-постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
-подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
-оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
-заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Технология «ТРИЗ» ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.         Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.         Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию. Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

·         Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

·         Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.

·         Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

 

Важность овладения основами технологизации образовательного процесса объясняется несколькими факторами. Во-первых, для современного дошкольного образования характерна тенденция к реализации системного подхода в решении педагогических проблем, относящихся к проектированию образовательного процесса, к созданию авторской педагогической системы и конструированию деятельности детей. Во-вторых, педагогические технологии существенно активизируют образовательный процесс, создают условия для творческой деятельности детей.         В-третьих, возрастает потребность в компетентных педагогах, способных разрабатывать модели, проекты, авторские программы, технологии образования дошкольников. 
Особая необходимость  внедрения образовательных технологий в дошкольных учреждениях приобретает в новых социально-экономических условиях, связанных с модернизацией и технологизацией образовательного пространства, с введением государственных образовательных стандартов.
      Таким образом, основная цель образовательной деятельности как социального феномена сегодня не может быть достигнута вне «технологического» поля – той сферы профессиональной педагогической деятельности, которая соответствует  современным научным воззрения.

Пожалуйста, подождите.
x
×