Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Значение принципа наглядности в обучении» ☼ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Шевченко Наталья Михайловна

 

 «Значение принципа наглядности в обучении»

 

 

 

Шевченко Наталья Михайловна

 

учитель начальных классов

 

высшей квалификационной категории

 

МБОУ Углегорская СОШ

 

Тацинского района

 

Ростовской области

 

         В современной педагогической науке все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая содержание изучаемых курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и учении. Социальные запросы, предъявляемые сегодня школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является потребность использования новых технологий в обучении, новых форм проведения интересных занятий, которые развивали бы у учащихся речь, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность. Здесь особое значение следует уделить принципу наглядности, в основе которого лежат определенные соотношения чувственного и логического в процессе обучения.

 

            Принцип наглядности, как один из основных принципов обучения, в современной дидактике понимается шире как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Это, в свою очередь, означает расширение сферы их применения.

 

            Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. Название этого принципа происходит от слов - взгляд, осмотр, глядеть, смотреть.

 

            Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения.

 

            Идея наглядного обучения начала распространяться в 17 веке, когда под влиянием демократических движений и Реформации резкой критике подвергалась школа средневековья с ее догматизмом и вербально-абстрактным стилем преподавания. Эту идею представляли известные просветители М.Монтегю (1533 - 1592) и Ф.Бэкон (1562 - 1626), но более конкретно ею занимались создатели дидактики как науки: В.Ратке (1571 - 1635), который использовал принцип наглядности в преподавании языков, и, прежде всего Я.Коменский, который развил его в “Великой дидактике” и применил в других произведениях.

 

            Коменский впервые теоретически обосновал принцип наглядности и называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные  знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

 

Развивая идеи Коменского о наглядности в обучении, Песталоцци переоценивал наглядность, ошибочно считая ее абсолютной основой всякого познания.

 

        К.Д.Ушинский подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих “ формами, красками, ощущениями “. Наглядное обучение “ строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или же прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье “. Такой ход учения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мышлению, а не наоборот Ушинский считал единственно правильным, естественным, основывающимся на ясных психологических законах.

 

            Подтверждая и развивая мысли Коменского и Песталоцци о необходимости использования возможно большего количества органов чувств в восприятии конкретной действительности, Ушинский говорил о необходимости сочетания наглядного обучения с мыслительной деятельностью учащихся, имея в виду, что наша мыслительная способность всегда имеет дело с материалами, почерпнутыми из реального мира. Образную речь учителя он соотносил к средствам наглядности, а наглядность считал одним из путей сближения учителя с классом, подтверждая это тем, что даже молчаливые дети под влиянием удачно выбранных средств наглядности говорят свободно и непринужденно.

 

            Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). В основе этой теории лежит следующая : всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.

 

            Современная дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

 

            Различают следующие виды наглядности:

 

  1. Натуральная наглядность - или естественная наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы, с которыми учащиеся знакомятся на занятиях (объекты и явления, демонстрируемые учителем, раздаточный материал) или вне занятий (во время экскурсий), коллекции, приборы, аппараты.

  2.  Объемная наглядность - геометрические фигуры и тела, муляжи, глобус.

  3. Изобразительная наглядность    карты, плакаты, таблицы, чертежи,  рисунки, схемы,  графики,  картины,  диаграммы.

  4. Проекционно-интерактивная наглядность - кинофильмы, видеофильмы, слайды, обучающие игры, электронные приложения к учебникам.

 

Некоторые авторы выделяют в особую группу звуконаглядные средства, к которым относят звукозаписывающие и воспроизводящие звук приборы (магнитофоны и др.), а также словесную наглядность, применение в обучении художественного слова.

 

        Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

 

        Принцип наглядности обучения способствует приобретению осознанных знаний, вызывает познавательную активность учащихся, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступности обучения и других дидактических принципов.

 

        Степень использования наглядности и характер различны на различных ступенях обучения. Наиболее полно используется она в начальных классах, где довольно широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. В средних и особенно старших классах наглядность сочетается с теоретическими положениями, которые излагаются учителем или формулируются в учебнике и играют роль исходного начала в обучении.

 

        Психологические исследования и изучение опыта работы учителей говорят о том, что принцип наглядности может иметь не только положительное, но и отрицательное значение.

 

        Чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное ее использование затрудняет формирование понятий, так как отвлекает внимание учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов или явлений и усиливает второстепенные по сущности, но иногда более заметные по внешнему признаки, приводит к ошибочным обобщениям и выводам. Далеко не всегда точное воспроизведение предметов, о которых говорит на уроке учитель, способствует пониманию и усвоению материала. Так, например, при изучении математики, особенно в начальных классах, не следует увлекаться внешней стороной оформления наглядных средств, изображая их схематически и обращая больше внимания на установление логических связей между ними.

 

        Учитель всегда должен помнить о том, что наглядность - не цель, а средство успешного обучения.

 

        Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания. Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е. если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее. Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, т. к первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна.

 

        Таким образом, можно определить следующие функции наглядности:

 

  • помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
  • помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
  • формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
  • дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.

 

       На начальном этапе обучения большое внимание отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что у младших школьников особенно превалирует  образное мышление. Поэтому наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы младших школьников, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

 

       При использовании печатного наглядного материала, педагогу необходимо иметь в виду следующее: 1. Каждая таблица наглядно показывает ученику узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности материала, который будет разъяснен  педагогом. 2. Наглядность охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап работы. 3. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-1х, выделяются наиболее важные моменты, во-2х, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей. 4. Рисунки в пособии выполняются очень четко и ясно. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков. Не следует бояться "сухости" рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной. 5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом. Методические пояснения могут быть краткими, но они должны давать ясные указания ученику. 6. На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку. 7. Цветовая гамма должна быть оптимальной для зрительного восприятия детей, не должна утомлять глаза.  8. Количество ячеек таблицы в соответствии со спецификой содержания и характером выделенного фрагмента текста. Снабжать отступами верхние, нижние и боковые поля.

 

        При использовании мультимедийной наглядности в начальной школе,  кадры видеосюжета должны быть однозначны, чтобы внимание учащихся сконцентрировать не на самом сюжете, а на конкретных предметах и ситуациях. По мере усложнения изучаемого материала усложняются и сами задания. Они приобретают характер коммуникативной направленности, например, пересказ фрагмента или рассказ о своем отношении к увиденному. Появляется возможность работы в парах по вопросно-ответной системе, что провоцирует общение и развивает речевые умения.

 

        Самыми главными требованиями к любому виду наглядности являются: умеренность в оформлении и полезность в содержании. Именно в таком ракурсе должны создаваться наглядные материалы не только для младших школьников, но и для учащихся старших классов.

 

Правила применения наглядностей крайне просты.

 

  1. Все, что можно, предоставляйте своим ученикам для восприятия органами чувств.
  2. Не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий. Оптимальным следует считать при изучении новой трудной темы 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля.
  3. Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, воспитывайте внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
  4. Варьируйте наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить их от несущественных.
  5. Следите, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношения причины и следствия.
  6. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, продумайте место его применения в зависимости от его дидактических возможностей.
  7. Отбирайте  такие наглядные средства, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
  8. Используйте наглядность в качестве самостоятельного источника знаний.
  9. Помните, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической наглядности.

 

            Принцип наглядности получил всеобщее признание и возымел высокую значимости в обучении, но уникальные возможности человеческого зрения по переработке и распознаванию изображений еще недостаточно используются как в обычных, так и компьютерных учебниках, а вместе с тем и в других мультимедийных наглядностях.

 

            От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.

 

            Широкое использование того или иного вида иллюстраций, в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, иллюстрирования понятий и определений, явлений и процессов, а также оптимального использования иллюстраций для "оживления" всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Вышеперечисленные задачи в части реализации принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью новых информационных технологий.

 

            Какое же новое качество приобретает принцип наглядности обучения при использовании информационных технологий, в частности для разрабатывающихся электронных учебных изданий? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:

 

  • с одной стороны, средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;

  • с другой, в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание "наглядной абстракции", то есть разнообразных моделей (в т. ч. условно-графическая интерпретация), явлений, процессов.

                Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности обучения, а именно - высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми признано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения.

                По какому принципу осуществлять отбор перечня видов и количества иллюстративного материала? Ответ на поставленный вопрос содержится в следующих критериях, позволяющих отчасти определить целесообразность использования того или иного вида иллюстраций. В частности, как показывает опыт, иллюстративный материал нужно использовать в следующих случаях:

 

  • в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих
    дополнительного наглядного разъяснения;

  • для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце
    модуля, темы, параграфа); для общего "оживления" учебного материала и повышения мотивации.

                Так сколько должно быть иллюстраций, например, в одной теме? Ответ однозначен: количество иллюстраций диктуется содержанием учебного материала и психолого-возрастными особенностями контингента обучаемых. Конкретное количество иллюстраций на страницу или тему курса специально не может быть установлено.

                Принцип наглядности в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

                Использовать наглядные средства в обучении важно не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей, т. к. это одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

                В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

                Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.

                Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях  должных условий для обучения.  Все эти факторы в совокупности дают возможность педагогу творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

    Литература

 

    1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.

    2. Зимняя И. А. Педагогическая психология – М.: Логос, 2000.

    3. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955.

    4. Новые педагогические и информационные технологии /Под ред. Е.С.Полат- М., 1999.

    5. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д.Шадрикова. – М., 1990.

    6. Страхов И. В. Воспитание внимания у школьников. М.: Валдос, 2002.

    7.  Фридман, А. М. Наглядность и моделирование в обучении – М.: Знание, 1984.

    8. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.

    9. Шахмаев Н. М. Технические средства обучения. — М.: Просвещение, 2001.

     

     

     

     

     

    Пожалуйста, подождите.
    x
    ×