Использование приемов технологии Укрупнения Дидактических Единиц на уроках русского языка ☼
Автор: Власенко Татьяна Васильевна
Использование приемов технологии
Укрупнения Дидактических Единиц на уроках русского языка.
Продуктивность методики УДЕ доказана практически преподавателями разных учебных предметов. Преподаватели русского языка, отдавая предпочтение различным приемам УДЕ, почувствовали практическую ценность этой методики.
Укрупненная дидактическая единица - это клеточка учебного процесса, состоящая из элементов, обладающих информационной общностью.
Идея УДЕ отвечает тенденции современного познания к интеграции и синтезу информации.
В современных учебниках по разным главам разведены понятия, которые легче усваиваются при одновременном изучении. При переходе к укрупненным темам, объединяющим группы родственных понятий, в сознании школьника возникают качественно новые знания, ибо благодаря методике УДЕ постигается особая информация, доступная постижению лишь в пределах крупной единицы усвоения.
Понимание принципов УДЕ позволит учителю конструировать собственные уроки и процесс обучения на базе укрупненных знаний.
В технологии УДЕ важно различать следующие основные элементы:
1. совместное и одновременное изучение родственных разделов, одновременное изучение аналогичных или противоположных понятий;
2. взаимообратные задания (прямые и обратные задания),
3. матричные задания (использование матриц при объяснении или закреплении материала;
4. представление информации в образно-наглядной форме (рисуночная, графическая, табличная);
5. блочная подача материала;
6. работа на уроке по единому тексту;
7. интегрированные знания (интегрированные уроки);
8. восстановление деформированных упражнений (метод пустых клеток) и т.д.
Большая часть этих приемов УДЕ применима на уроках русского языка, т.к. методика УДЕ - вещь универсальная. О высокой эффективности этой методики говорит уже то, что она обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Для преподавания русского языка это очень важно.
Укрупненный подход в изучении русского языка выражается в максимальном привлечении средств систематизации и обобщения знаний в виде матриц, граф-схем, блок-схем.
МАТРИЦЫ.
Традиционно учитель-словесник прибегает на уроках к помощи таблиц. Удачной таблицей, позволяющей наглядно изобразить материал, является матрица. Эффективность этого приема концентрации учебной информации объясняется тем, что в ней используется способность зрительного анализатора различать четко и очень быстро направления (влево-вправо, вверх-вниз, выше-ниже). Матрица - это таблица с двумя входами. На этом принципе устроена таблица Пифагора, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Подобные матрицы можно построить и на уроках русского языка, и они могут быть использованы как на уроках объяснения нового материала, так и на уроках закрепления, обобщения, повторения изученного материала.
Матрица на уроке при объяснении материала может быть дана полностью или частично заполненная, и недостающая информация должна быть восстановлена учащимися. Матрица позволит зрительно воспринять новую тему, потому что наибольшая прочность усвоения достигается при подаче учебной информации на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном, так как зрительные каналы переработки информации в сто раз мощнее слуховых.
Матрица «Члены предложения»
Признаки Сравнения
Члены предложения |
Главный или второстепенный |
Отвечает на вопрос |
Способ выражения |
Подчеркивается |
подлежащее
|
главный |
Кто? Что? | Сущ., мест., Словосоч. |
____________ |
сказуемое
|
главный | Что делать? Какой? Каков? Есть что такое? | Глагол Прилагат. Кр. Прилаг. Существ. |
____________ ____________ |
дополнение
|
второстепенный | Вопросы косвенных падежей | Сущ., Мест. В косв. п. |
------------------ |
определение
|
второстепенный | Какой? Чей? | Прилагат. Местоимение |
|
обстоятельство
|
второстепенный | Как? Когда? Где? Куда? Откуда? | Наречие, Сущ. с пр. |
_ . _ . _ . _ . _ |
Одним из технологических приемов УДЕ, улучшающим усвоение материала, является его укрупнение или блочная подача. Если традиционная программа предлагает последовательное изучение, то при блочной подаче ученик имеет возможность сравнивать, анализировать, находить общее и различное. Опыт такой работы показывает, что при такой подаче учащиеся легче воспринимают и лучше усваивают материал, более прочно он закрепляется в памяти.
Для блочной подачи учебного материала можно использовать матрицы.
В шестом классе целесообразно подать блоком тему "Разряды и степени сравнения прилагательных", используя при этом следующую таблицу:
Разряды имен прилагательных
и степени сравнения
КАЧЕСТВЕННЫЕ |
относительные |
притяжательные | ||
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ | ||||
Начальная форма |
сравнительная |
превосходная |
Серебряный Кожаный Городской Местный
|
ЧЕЙ?
Лисий Медвежий Отцов Сестрин
|
добрый
| Простая Сравнительная ЕЕ, ЕЙ, Е,ШЕ добрЕЕ составная сравнительная более+ н.ф. более добрый
| Простая Превосходная ЕЙШ,АЙШ добрЕЙШий составная превосходная самый + н.ф. самый добрый |
Также при блочной подаче учебного материала используются граф-схемы и блок-схемы:
Граф-схема "Члены предложения"
Члены предложения
Главные второстепенные
Подлежащее сказуемое дополнение определение обстоятельство
Простое составное
(Простое составное составное
глагольное глагольное именное
сказуемое) сказуемое сказуемое
БЛОК-СХЕМА "РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ
Вопросительные Относительные
Кто? Что? Какой? Кто, что, какой
Возвратные Неопределенные
Себя некто, нечто, кто-то,
кое-кто, что-нибудь
МЕСТОИМЕНИЕ
Личные Отрицательные
Я - мы, никто, ничто,
Ты - вы, никакой, ничей
Он, она, оно - они
Определительные Притяжательные Указательные
сам, самый, весь, всякий, чей? Тот, этот, такой
каждый, иной, другой мой, твой, наш, их
МЕТОД ДЕФОРМИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Метод восстановления деформированных упражнений (использование пустых клеток) очень широко применяется на уроках математики. Но этот метод может быть использован и на уроках русского языка. Например, при изучении темы "Морфемика" могут быть даны следующие задания:
СИЛА СИЛЬНЕЙШИЙ
ПРИШКОЛЬНЫЙ
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Обобщение означает переход знания на более высокий уровень. Обобщение связано с аналогией. Умозаключение по аналогии является непременной составной частью творческого мышления, так как этим путем мысль человека выходит за пределы известного, пролагая путь к неизвестному. Применение обобщения связано с преобразованием мыслей, с умственным экспериментированием, ведет к самостоятельному расширению и углублению имеющихся знаний.
Интересной видится работа на уроках по единому тексту, чтобы при работе прослеживалась последовательность:
ТЕКСТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО ТЕКСТ
Дедуктивность (изучение от общего к частному) определяется рассмотрением текстов с точки зрения взаимосвязи всех разделов русского языка: синтаксиса, морфологии, лексики, морфемики, фонетики (т.е. от более крупной единицы языка к самой мелкой). Такое изучение методически оправдано, так как позволяет не только изучать разделы науки о языке от общего к частному, но позволяет также сочетать изучение нового материала с одновременным повторением изученного, уделять больше внимания отработке орфографических и пунктуационных навыков.