Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПОНЯТИЕ «РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» И УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Алилуева Виктория Игоревна

Алилуева Виктория Игоревна

МАОУ г. Иркутска СОШ № 63, учитель английского языка в начальной школе

 

ПОНЯТИЕ «РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» И УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация:  в статье рассматривается понятие «универсальные учебные действия, «регулятивные учебные действия», раскрывается содержание регулятивных учебных действий и условия их развития в учебном процессе.

 

Ключевые слова: регулятивные учебные действия, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, младший школьник

 

 

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения универсальные учебные действия выступают одним из ключевых понятий, относящихся к характеристике результатов обучения.  Под универсальными учебными действиями понимают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию на основе сознательного и активного присвоения социального опыта [5].

В образовательном процессе школы формирование универсальных учебных действий осуществляется с помощью разных учебных предметов. Учебные предметы характеризуются определенными возможностями для формирования учебных действий в разной степени.

По мнению Г.А. Цукерман, среди всех видов учебных действий в рамках данного исследования особый интерес представляет  изучение регулятивного компонента универсальных учебных действий, так как он является основой для формирования остальных общепознавательных учебных действий [6, с.23]. 

В.В. Давыдов считает, что формирование регулятивных учебных действий связано с тем, что в младшем школьном возрасте одним из психических новообразований является развитие  произвольной сферы. Произвольность представляет собой сознательную, преднамеренную, опосредованную регуляцию действия в  соответствии с меняющимися условиями [2, с.70].

С позиции А.Г. Асмолова, важное значение регулятивного компонента заключается в том, что он является базисом поэтапного становления познавательной и учебной деятельности путем определения цели, планирования действий, контроля за выполнением действий, коррекции своих действий и оценки результатов деятельности [1, с.38].

Учебная деятельность направлена на два аспекта: на усвоение содержательно-обобщенных способов решения различных задач  и на усвоение теоретических  знаний, которые выступают ориентировочной основой способов решения задач.  В учебной деятельности контроль выступает неотъемлемой составляющей и рассматривается  Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым как отдельный компонент в структуре учебной деятельности. Наряду с этим в структуру учебной деятельности  входят: потребности, мотивы, учебная задача, учебные действия [2, с.84]. 

Регулятивные учебные действия, отражающие содержание учебной деятельности в начальной школе включают в себя следующие компоненты:

- целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- планирование - определение последовательности  промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

По мнению Е.А. Пономаревой, для развития регулятивных учебных действий важно при организации учебного процесса учитывать следующие условия:

1.    Приучать обучающихся к использованию планирования решения учебной задачи во внешней речи.

2.    Осуществлять постановку задачи оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания должны выступать учебные действия и их результаты, способы взаимодействия.

3.    Анализировать изменения в учебной деятельности на основе собственных достижений учащихся, успехи и неудачи, причины неудач.

4.    Использовать оценку для определения путей совершенствования учебной деятельности.

5.    Поощрять активность и инициативность обучающихся.

6.    Применять разные формы учебного сотрудничества: взаимную проверку заданий, групповые задания, учебный конфликт, объяснение способов действия, портфолио [4, с.40].

Важное значение в регулирующей деятельности играет оценка. Она оказывает влияние на мотивацию обучающихся, успешность учебной деятельности, формирование самооценки. При этом необходимо, чтобы младшие школьники владели способами оценки, поскольку это ключевое условие развитие самооценки.

В структуре действия оценки присутствуют следующие компоненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отражение результата в знаково-символической форме. Оценка является показателем успешности для обучающегося его учебной деятельности.

Г.А. Цукерман указывает, что для развития оценки учебной деятельности необходимо учитывать следующие условия:

1.    Ставить задачу оценивания своей деятельности перед обучающимися.

2.    Осуществлять сравнительный анализ результатов деятельности на основе учебных достижений.

3.    Формировать установку на повышение качества своей деятельности.

4.    Формировать отношения сотрудничества, на основе уважения, принятия, эмпатии и т.д.[6, с.40].

В тоже время исследователи отмечают, что данные условия необходимо конкретизировать для разных учебных предметов. Критерии оценки должны быть дифференцированы.

Речевые средства играют важное значение в формировании регуляторных функций. По функциональному критерию различают коммуникативную, констатирующую, регулирующую, обобщающую речь. Особое значение имеет регулирующая речь. Она включает такие виды речи, как планирующая, стимулирующая, контролирующая, оценивающая и корректирующая.

Для развития регулирующей речи учащихся начальной школы, по мнению В.В. Давыдова необходимо учитывать следующие психологические условия:

- осмысленность и регулирующая речь обеспечивается посредством организации совместной учебной деятельности;

-   в речи должно присутствовать  отражение учебной задачи, исходных данных, вопросов, учебных действий;

-  в речи должны содержаться внешнеречевое планирование действий партнера по решению задачи, стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполнения задания и его оценка, коррекция ошибок;

-  необходимо осуществлять формирование произвольной и осознанной речи, признаком которой будут выступать умение  подбирать речевые средства и корректно оформлять речевое высказывание [2, с.65].

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что  для эффективной организации процесса развития регулятивных учебных действий важное значение имеет не только использование разнообразных приемов, но и учет всего комплекса условий построения учебного процесса, развития отдельных компонентов и саморегуляции в целом.

 

 

Список литературы

 

1.    Асмолов А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.  М.: Просвещение, 2011.  152 с.

2.    Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 163 с.

3.  Осипова  Н.В.  Показатели  сформированности  универсальных  учебных  действий  обучающихся  //  Управление  начальной  школой.  2010. №  10. С.  26-33.

4.  Пономарева  Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.  2010. № 2.  С. 39-42.

5.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М.: Просвещение, 2012. [электронный ресурс]. URL: http: // standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=959

6.    Цукерман, Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка. М.: АПК и ПРО, 2004. 76 с.

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×