Авторитет учителя: как завоевать и не потерять
Сохранить статью:
Почему важен? Авторитет учителя позволяет добиться мощного воспитательного воздействия. Он опирается не на должностные обязанности, а на высокие личностные качестве вкупе с профессиональным опытом.
Как добиться? Разумеется, завоевание авторитета учителем – это сложный процесс, который имеет свои особенности в зависимости от возраста обучающихся. Работа с подростками отличается от обучения в начальной школе. Так как же добиться нужного влияния?
- Авторитет учителя как средство воспитания
- 4 специфических особенности авторитета учителя
- Отличия истинного авторитета учителя от ложного
- Стадии становления педагогического авторитета учителя
- С чего начать работу в новом классе, чтобы завоевать авторитет
- 4 правила, которые помогут сохранить авторитет учителя
Авторитет учителя как средство воспитания
Что представляет собой авторитет учителя? Это инструмент, который используют в целях воспитания учеников. Данное явление понять непросто. Отношение учащихся к авторитетному педагогу всегда особое. От него исходит позитивный настрой. Чем влиятельнее преподаватель, тем ценнее для учеников кажутся предметы, которые он преподает.
Требования видятся более заслуженными, а каждое оброненное слово имеет больший вес. На престиж тоже нужно заработать постоянным трудом без намека на обман. Существует мнение, что раз человек стал учителем, то он на автомате приобрел авторитет и ученики будут его слушаться.
Авторитет подразделяется на два типа: личностный и профессиональный.
Личностный компонент подразумевает следующее:
- привязанность к студентам и учительству;
- почтительное отношение к учащимся и вера в них;
- взаимоуважение;
- поведение педагога в целом (грамотная устная речь, владение невербальными способами общения, аккуратная одежда и т. п.);
- внешний вид преподавателя, его манеры, этикет и поступки;
- умение выставить себя в выгодном свете на людях;
- грамотная речь и четкое произношение;
- упорство и дотошность;
- профессионализм в своей области;
- чувство педагогического такта, то бишь умение быстро находить в конкретном случае отношений с учениками правильный способ воздействия на их сознание, не теряя при этом свое лицо.
Профессионально-психологические качества учителя развиваются посредством работы над собой (только в системе) и подражания лучшему опыту других, ему подобных. Знайте, что хорошего преподавателя и воспитателя создает только педагогический коллектив.
Какой стиль общения (демократический, властный, либеральный) изначально сложился у учителя с учениками, такой авторитет он и заработает по итогу. Что касается личностных качеств (любовь к детям, к своей работе, уважительное отношение к студенту, манеры и этикет, позитивный взгляд на мир, упорство, серьезность, благородство, выдержка, и т. д.) и профессиональных (понимание специфики своей работы, умение находить правильный подход, стиль взаимодействия и т. д.), то они имеют много общих точек соприкосновения.
4 специфических особенности авторитета учителя
- Нравственная суть личности педагога – его открытость, чистосердечие, упорство, выдержка, отсутствие самоуверенности в оценках и особенно давлении, все-таки ребенок, учащийся, студент уважает и доверяет ему, считая наставника априори хорошим человеком.
- Духовная работа, которая проявляется в склонности преподавателя предъявлять высокие требования к себе, в его безусловном следовании своим убеждениям и идеям, твердая уверенность в своих взглядах на политику страны, ее культурные ценности.
- Высокий интеллект, сила духа, свобода в суждениях, культурность, эрудиция и воспитанность.
- Уважительное отношение к личности каждого воспитанника, которое благотворно влияет на общение преподавателя с учащимися и создает атмосферу нравственно-эстетического притяжения.
Как ни крути, но каждое из требований к авторитету педагога имеет вес и достойно первого места. Влияние как таковое представляет собой целый комплекс профессионально-личностных качеств, которые имеют особую власть над умами и сердцами обучающихся.
Авторитетный преподаватель в глазах людей — это добрый, чуткий, внимательный, грамотный и культурный человек, профессионал своего дела, разбирающийся в стремлениях и интересах студентов, принимающий во внимание индивидуальность каждого. Преподавательский авторитет проявляет себя через передачу знаний, общение, внешний вид и личность.
В чем проявляется авторитет любимого учителя? Если он настоящий, то отношение учеников к преподавателю доверительное. Такое взаимоотношение приносит только благость.
Отличия истинного авторитета учителя от ложного
Вы уже хорошо поняли, какие качества должны быть у серьезного и значимого преподавателя в идеале. Ложная интерпретация определения авторитета учителя — это следствие такого типа поведения учеников с педагогом, при котором учеба для первых становится последним делом, они просто потребители.
А учитель, в свою очередь, стремится к полному подчинению своих подопечных, лишая значимости все их достижения и умело давя на психику, а также убирая любое творчество из процесса обучения. Знаете ли, очень сложно уважать и считаться с человеком, который не замечает никого, кроме самого себя.
Ложный авторитет делится на нижеперечисленные виды:
- Авторитет расстояния. Педагог умышленно проводит черту-дистанцию между им самим и учениками: в классе общается в сухом, официальном тоне, после уроков становится недоступным, также искусственно возвышает себя.
- Авторитет педантизма. Педагог с целым «букетом» бесполезных норм, правил и церемоний. Стоит только ученику немного просчитаться, где-то недожать, считайте, что катастрофа уже на горизонте. Преподаватель часто упрекает детей даже за малейшие провинности. Вместо того, чтобы сосредоточиться на главном, он уделяет внимание ненужным и второстепенным, даже третьестепенным вещам.
В результате придирок самооценка учащихся снижается, никто не получает знания с удовольствием, дисциплина на уроках начинает хромать, а воздух в атмосфере, где отсутствует непринужденность, становится таким плотным, что его можно резать ножом.
- Авторитет резонерства. Учителю пришло в голову постоянно поучать подопечных. Таким образом бессмысленные нравоучения становятся главной панацеей от всех бед в плане воспитания. У учащихся ничего более не остается, кроме пустого смирения. Они быстро свыкаются с бурным словесным потоком, не усваивают ни одной фразы из сказанного, но в то же время потешаются над своим наставником.
- Авторитет мнимой доброты. Другая крайность, приносящая вред. Учитель потакает своим ученикам в плохом поведении, а взамен требует полного подчинения и обожания. «Плоды» такого авторитета получаются следующими: дети пренебрегают правилами преподавателя и переходят все границы.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Авторитет подавления. Педагог полагает, что только он прав. В ход идут различного рода наказания, насмешки за допущение ошибки, повышение голоса, превращение в пыль больших и маленьких успехов учащихся. Все это делается ради возвышения себя за счет других. У детей появляется панический страх, который с каждым днем все растет.
Стадии становления педагогического авторитета учителя
Основные стадии становления авторитета педагога подробнее (по М. Ю. Кондратьеву).
- Педагог – источник информации
Взаимоотношения между преподавателем и его подопечными основаны на значимости педагога как источника необходимых сведений. Их мозг жаден до новых знаний. Им все равно, что представляет собой учитель как человек и какими личными качествами он обладает. Такие отношения ограничены определенными условиями, возникают в случае недостатка информации. Стоит ученикам получить знания в полной мере, как общение прекращается.
- Педагог – референтное лицо
Здесь взаимоотношения формируются несколько иначе. Для учащихся мнение их преподавателя о том или ином событии больше не является пустым звуком. Его точку зрения ценят и берут себе на вооружение. На эталонную личность всегда равняются как в жизни, так и в работе.
- Педагог авторитетное лицо
Такому преподавателю уже заранее доверяют, его мнение неоспоримо, и как он скажет, так и будет. Практически все испытывают к нему сильное чувство душевной привязанности.
Добиться влияния и удержать его – тяжелый каждодневный труд. Педагогу мало сохранять себя в «авторитетной» форме. Стремление к поднятию духа — вот что важно. Хорошо, если он осмысливает каждый шаг в общении со студентами, трезво оценивает свое поведение, борется со слабостью воли, укрощает самомнение и гордыню, бережет человеческое достоинство и честь преподавателя и знает, что такое моральная ответственность.
С чего начать работу в новом классе, чтобы завоевать авторитет
Без четких требований дело не пойдет на лад
Дети хоть в семилетнем, хоть в одиннадцатилетнем возрасте, неважно, любят, когда взрослые разъясняют им все без обиняков. Чем младше ребенок, тем серьезнее он к этому относится. Авторитет учителя в начальной школе вообще имеет большой вес. Младшеклассники более восприимчивы к словам педагога. Что до старшеклассников, то они в состоянии и сами о себе позаботиться в определенных ситуациях. Однако и более взрослому поколению не помешают основы ориентирования в учебе и жизни.
При первом знакомстве со школьниками (праздник исключение) учителю следует четко дать понять, что он от них хочет. У детей по окончании монолога должна прочно засесть в голове мысль о том, что разрешается и запрещается делать и каковы последствия всех этих действий.
Мало огласить весь список правил. Педагогу нужно еще и строго ему следовать. Из учащихся никого не выделять, относиться ко всем в равной степени.
Отставить разговоры на уроке. За них вы вправе потребовать дополнительное задание, которое в обязательном порядке должно находиться рядом на столе. Не забудьте про оценку.
Если подавляющее большинство отлично справится с проверочной, значит, следующая пара уроков пройдет без домашнего задания. Без сомнения, все будут стремиться к лучшему. От вас требуется только быть в ответе за свои обещания. Никакого обмана. Не подорвите доверия своих подопечных.
Не будьте равнодушны к ученикам
Учитель — это не только машина для огласки требований. Ему надлежит не только брать, но и отдавать. Все люди хотят, чтобы им уделяли достаточно внимания. Почему дети на уроках плохо себя ведут? Потому что к ним не проявили должного интереса, не позаботились о них. Об этом тоже стоит подумать.
Следите за увлечениями и успехами детей:
- прежде всего радуйтесь тому, что они делают шаги вперед;
- находите общие точки в плане любимых занятий: скорее всего, вы испытываете кайф от одних и тех же компьютерных игр или играете на одинаковых музыкальных инструментах;
- помните о поздравлениях на праздники.
Простая, но хорошая и милая идея для дня рождения спойте песню имениннику или предварительно написанные пожелания поместите в конверт и подарите.
Будьте всегда честны с детьми, слушайте их с неподдельным интересом (когда они поздравляют вас, например, или открывают свои секреты перед вами), чаще улыбайтесь и будьте в хорошем расположении духа. Находящимся в одной упряжке педагогу и подопечным должно быть хорошо. В команде нет места искусственным проблемам.
4 правила, которые помогут сохранить авторитет учителя
Мало заявить о своем авторитете. Не менее сложно удержать его. Стоит взять на заметку эти незамысловатые правила:
- Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим.
Это выглядит нелепо. Наоборот, отдавайте предпочтение сравнению сегодняшнего ученика с тем, каким он был вчера. В лучшем случае фиксируйте успехи или обсудите все варианты, как исправить положение.
- При вынужденном вынесении выговора отведите ребенка в сторону и скажите ему, что хотите, с глазу на глаз. Если хотите его похвалить, делайте это в присутствии других детей.
- Человек красен не сам по себе, а своими стараниями и результатами в каком-либо деле.
Время от времени так хочется человеку сказать, какой он исключительный… Понимаем. Но будьте все же сдержаннее: скажите ему об этом так, чтобы ни один посторонний не услышал. С маленькими детьми ситуация несколько иная: разрешается говорить лично про них хорошие слова в присутствии родителей. Если сделать это как подобает, деликатно и осторожно, то выиграют от этого все. Такой прием отлично работает с детьми, в чьих семьях не все ладно.
Ребенок чувствует, что учитель не обращает внимания на его вчерашние прогулы, не отчитывает за прошлое и сосредотачивается на решении проблемы в настоящем. При данных обстоятельствах про второго говорят, что его попросту подменили. Первый тоже не отстает и следом меняется, лезет из кожи вон, чтобы никого не подставить.
- Для учащегося вы источник жизнелюбия и решимости, как для мучающегося от жажды ручей.
Если ученик все еще комплексует, но при этом видит, что вера учителя в него непоколебима, то он способен прыгать выше головы и не сдаваться после очередного промаха.
Таким образом, учителю необходимо быть влиятельным, иначе учебно-воспитательный процесс не будет протекать гладко. Авторитет — это сложное общественное явление, в основе которого заключается чувство социального взаимодействия, и меняющаяся система, развивающаяся постепенно. В нем представлены общие законы педагогики и особенности конкретного человека. На авторитете строится общение учителя и учащихся, это результат и вместе с тем демонстрирование отношений.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: