Современная действительность выдвигает определённые требования к критериям и показателям социальной активности, необходимым для ребёнка младшего школьного возраста, которые выражаются: - в стремлении к оказанию помощи сверстникам и взрослым, проявлении заботы о делах коллектива, членах семьи, животных окружающих; - в предметно-операционных знаниях, умениях и навыках: учебнопознавательных, коммуникативных, организационно-трудовых; - в активной позиции в системе субъект-объектных отношений; - в умении планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом (исполнительность); - в проявлении настойчивости, инициативности в выполнении намеченного; - в проявлении самостоятельности и ответственности; - в сформированности понятий и представлений о необходимости проявления социальной активности: ценностные ориентации, система отношений к себе и людям. Данные требования, предъявляемые новой социальной действительностью, очень эффективны и вызывают у детей младшего возраста стремление им ответить, что приводит к быстрому формированию у них различных качеств личности, необходимых для успешного выполнения новых учебных обязанностей. Социальная активность младшего школьника в школе проявляется в мотивационном поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для школьника, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику. По мнению А.К. Марковой в младших классах в процессе развития социальной активности ведущим является мотивация взаимодействия со сверстниками, поэтому формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в общении и взаимодействии является главной из составляющих социальной активности обучающихся младшего школьного возраста. В общении младший школьник познаёт не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей с людьми, стимулирует обмен знаниями и опытом, чувствами и мнениями и может проявляться в форме частной потребности в друге, дружеских связях на фоне коллективных взаимоотношений. В процессе общения у ребенка возникает и развивается потребность в признании (сначала со стороны взрослых, а затем и своих сверстников), которая постепенно находит выражение в его притязаниях на признание. В.С. Мухина отмечает, что в сфере общения особое значение имеет обретённая в процессе развития потребность в признании, определяющая позитивный ход развития личности; она ориентирует ребёнка на достижение того, что является значимым в культуре, к которой принадлежит ребенок». Ребенок начальной школы несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он знает, что значит должен и обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он гордится поступком, одобряемым взрослым и стыдится не замеченного взрослым проступка. Безусловно, эти чувства ребенка влияют на развитие его личности. Младший школьник относится к взрослым и старшим детям как к эталону, но в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения, установленные в обществе - старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших. В младшем школьном возрасте сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества. Притязания на успех среди сверстников отрабатываются, прежде всего, в учебной деятельности или по поводу учебной деятельности. Ребенок, с одной стороны хочет «быть как все», а с другой, – «быть лучше, чем все». Современный опыт показывает, что социальная активность младших школьников является формой диалектической связи ребенка с окружающей действительностью, которая состоит в единстве внутреннего и внешнего отношений к деятельности, объективном положении обучающегося в предметно-социальной среде, формах самоутверждения и самореализации, степени участия в деятельности при овладении социальным опытом. Выявлена и структура социальной активности младших школьников, включающая: - систему потребностей и стремлений, реализуемую в социально значимой деятельности; - систему общественных и личных мотивов, определяющих направленность реализации активности; - ценностные ориентации и социальные установки как средства регуляции отношений с предметно-социальной действительностью; - самооценку и социально ценные качества личности. В психолого-педагогической разработаны критерии оценки социальной активности (нормативный, мотивационный, деятельностный, статусный), показатели и уровни сформированности социальной активности младших школьников. На основе системного и личностно-ориентированного подходов определены цели, задачи, принципы, этапы формирования социальной активности младших школьников и педагогические условия успешного формирования социальной активности младших школьников в условиях общеобразовательной школы: - организация развивающей среды на основе уровневой дифференциации обучения; - поэтапное формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту общественной деятельности; - постоянное усложнение и обогащение совместной деятельности младших школьников во взаимосвязи всех ее структурных компонентов; - придание процессу и результатам деятельности младших школьников субъективной значимости; - создание атмосферы эмоционального принятия при организации совместной деятельности обучающихся творческого характера; - активизация субъект-субъектных взаимодействий младших школьников в ходе процесса воспитания и обучения, способствующая возникновению социально ориентированной направленности общения. Исследователи социальной активности младших школьников сходятся во мнении, что теоретико-методологической основой её состава является понятие о ценностных ориентациях личности. Речь идет о психологическом образовании, которое представляет собой взаимосвязь и единство наиболее значимой для человека сферой действительности, той или иной стороной его жизни и способами осознания, выделения и утверждения себя, своего Я в системе отношений с окружающими людьми. Ценность как психологическое образование выражается в ценностных ориентациях, как системообразующих факторах саморазвития личности. Среди ценностных ориентаций, наиболее актуальных для современных младших школьников, исследователи (А.В. Зосимовский, И.С. Кон, В.А. Петровский, В.Г. Казанская и др.) выделяют: любовь, свободу, культуру, совесть, жизнь, красоту, человека и общение. Так, В.Г. Казанская установила, что процесс ориентации обучающихся на общечеловеческие ценности подготавливает условия для последующего развития и служит в некотором роде причиной самодвижения. Отмечая своеобразие внутренней позиции ребёнка младшего школьного возраста, психологи делают упор на мотивационную сферу, как важный структурный компонент социальной активности. Проявление социальной активности младших школьников обуславливает система следующих мотивов: мотивы самоопределения и самоутверждения в различных социальных общностях (школа, класс, неформальная группа, двор, улица и т.д.) - широкие социальные мотивы; мотивы личностного престижа, направленные на стремление занять определённое положение в сообществе, основанный на этом стремлении мотив самосовершенствования; мотивы личностных достижений, направленные на реализацию потребностей в самовыражении; познавательные, направленные на удовлетворение познавательных потребностей; индивидуальные, направленные на разрешение противоречий, обусловленных рассогласованием между индивидуальным опытом, внутренними побуждениями и внешними социально-педагогическими нормами и правилами; моральные мотивы (мотив долга, нравственные мотивы). Исследователи Л.И. Божович и Л.С. Славина выделяют две группы мотивов социальной активности младших школьников. Первая группа - мотивы, порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей его действительностью (стремление младшего школьника заслужить одобрение и внимание учителя, родителей, завоевать уважение и авторитет среди товарищей, обеспечить себе достойный статус). Такого рода общественные мотивы, как формы проявления социальной активности, охватывают и различные виды деятельностей детей младшего школьного возраста, так как любая серьезная деятельностью ребенка, и объективно, и для него самого, имеет общественный смысл. Вторая группа - мотивы, порождаемые преимущественно учебной деятельностью (учебные интересы, удовлетворение, которое дает ребенку трудовое усилие, напряженная интеллектуальная деятельность, преодоление трудностей). Значение этих мотивов отвечает содержанию социальной активности младшего школьника, поскольку усвоение знаний не только расширяет кругозор знаний, обогащает их ум знанием научных фактов и закономерностей, но и делает тем самым младшего школьника потенциально полезным членом общества. Важным мотивом является мотив самосовершенствования и самоопределения. Но для младшего школьника это перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем. В связи с той значимостью, которую младшие школьники придают мотивам самоопределения (будущая профессия, продолжение образования) и самосовершенствования (быть умным, развитым, культурным) важно чтобы в процессе обучения ученик «видел» свое движение вперед, свое ежедневное обогащение знаниями, умениями, свое движение от незнания к знанию. Непосредственно относящимся к формированию социальной активности личности младшего школьника является мотив долга - основного морального мотива, непосредственно побуждающего ребенка на конкретное поведение. При этом на первом этапе овладения моральными нормами, побуждающим ребенка к определенному поведению, является одобрение взрослых. Стремление следовать требованиям взрослых, а также усвоенным правилам и нормам начинает выступать для ребенка в форме некоторой обобщенной категории, которую можно обозначить словом «надо». Это и есть та первая моральная инстанция, которой начинает руководствоваться ребенок и которая становится для него не только соответствующим знанием, но и непосредственным переживанием необходимости поступать именно так, а не иначе. Ребенок младшего возраста осваивает мир на предметнодеятельностной и эмоционально-чувственной основе. Самоутверждение ребенка происходит постепенно, путем все более основательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности. Активность, как черта личности, предполагает, что обучающийся становится субъектом деятельности и руководит своим собственным развитием с учетом общечеловеческих ценностей, требований общества. Поэтому активность, как личностное образование, выражает состояние обучаемого и его отношение к деятельности. Развитие социальной активности младшего школьника сопровождает весь процесс развития личности: от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительный к творческому уровню. Существенное изменение в активности младших школьников отражается на их деятельности, а развитие личности отражается в состоянии активности. И если деятельность представляет собой единство объективносубъективных свойств личности, то активность его принадлежность, как субъекта деятельности выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер влияет на процесс целеполагания и осознание мотивации способов деятельности. Развитие же социальной активности младших школьников во многом зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим психолого-педагогические особенности механизма формирования социальной активности у детей младшего школьного возраста. В процессе формирования социально-активной позиции ребенка, прежде всего, важны знания и представления о том или ином явлении, его роли и значимости для общества и него самого. На основе полученных знаний у школьника складываются представления о необходимости участия в конкретном виде деятельности. И как уже выше говорилось, для данного возраста важны чувственные восприятия. Они придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках и поведении. Необходимым условием формирования социальной активности младшего школьника является развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников. Он участвует в общественной работе с желанием, деятельность и активность выступают в единстве. Интерес - движущая сила формирования социальной активности ребенка. Интерес связан с положительными эмоциями. Он мотивирует потребность, придает деятельности увлекательный характер. Формирование интереса к общественной деятельности является сложной задачей. Наиболее действенным является выстраивание нескольких целей, каждая из которых имеет свой масштаб: ближние цели должны вытекать из средних, а средние должны быть поддержаны дальше. В учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать, что компоненты социальной активности развиваются неравномерно и то, что обучающиеся развиваются по-разному, т.е. мы можем говорить о том, что в этот период не все, но некоторые качества социальной активности уже сформированы, но большинство еще на стадии формирования. В чем это выражается? Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он гордится поступком, одобряемым взрослым и стыдится не замеченного взрослым проступка. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности. Относясь к взрослым и более старшим детям как к образцу, младший школьник в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых, и подростков. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения - старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших. В младшем школьном возрасте сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества. Притязания на успех среди сверстников теперь отрабатываются, прежде всего, в учебной деятельности или по поводу учебной деятельности. По мнению В.С.Мухиной потребность в признании у младшего школьника проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «быть лучше, чем всех». По мнению Г.М. Шпак в ситуациях, значимых для детского общения, ребенок стремится к самоутверждению. Соревновательный мотив дает острые эмоциональные переживания: в случае промахов и неудач ребенок расстраивается до слез, для компенсации неуспеха хвастает чемлибо или третирует более успешного; в случае своего успеха ликует и снова хвастает. Соревновательный мотив обращен к самолюбию, он стимулирует ребенка к совершенствованию своих способностей и умений и в то же самое время создает у него состояние тревожности. Внутренняя жизнь ребенка полна напряжения». Для ребенка как субъекта воспитательного процесса характерны некоторые особенности возрастного личностного проявления. Ребенок младшего возраста осваивает мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Самоутверждение ребенка происходит постепенно, путем все более основательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности. Активность, как черта личности, предполагает, что обучающийся становится субъектом деятельности и руководит своим собственным развитием с учетом общечеловеческих ценностей, требований общества и поэтому активность, как личностное образование, выражает состояние обучаемого и его отношение к деятельности. Это состояние проявляется в психологическом настрое его деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личностной инициативе. Активность предусматривает преобразовательное отношение субъекта к объекту, которое предполагает наличие следующих моментов: избирательность подхода к объектам; постановка после выбора объекта цели, задачи, которую необходимо решить; преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы. Развитие активности обучаемого происходит, сопровождая весь процесс развития личности: от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительный к творческому уровню. Существенное изменение в активности отражается и на деятельности, а развитие личности отражается в состоянии активности. Если деятельность представляет собой единство объективно-субъективных свойств личности, то активность его принадлежность, как субъекта деятельности выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер, влияет на процесс целеполагания и осознание мотивации способов деятельности. Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение. И тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие. Исходя из выше сказанного, учителю нужно изучать особенности обучающихся, организуя общественную работу в классе таким образом, чтобы в ней принимали в той или иной степени участие все школьники. Младшие школьники обычно проявляют интерес к общественной работе, но у них нет достаточного опыта, не хватает настойчивости, упорства. Первые неудачи могут привести обучающихся к разочарованию, сформировать отрицательное отношение к данной работе, что способствует формированию таких качеств, как пассивность, равнодушие к жизни класса, школы, а затем и общества в целом. Поэтому необходима поддержка учителя в развитии общественной активности школьников, распределение поручений с учетом интересов обучающихся, в формировании ответственного отношения к порученному делу. Формирование социальной активности младшего школьника происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми, т.е. включенность в коллектив. Чем шире и богаче общение обучающихся в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств. В детском коллективе при совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которые помогают школьнику психологически грамотно строить свое взаимодействие с другими людьми. Взаимодействуя со сверстниками, обучающийся осваивает опыт лидерства и подчинения, развивает свои организаторские способности. Одним из важнейших условий формирования социальной активности у младшего школьника является педагогическое общение. Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Используя всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств, оно реализует коммуникативную, персептивную функцию. Социальная активная позиция обучающихся успешно развивается в условиях демократического стиля педагогического общения, когда педагог заинтересован в повышении роли обучающихся во взаимодействии, стремится привлекать каждого из них к решению общих проблем, когда создаются наиболее благоприятные условия для самореализации личности. Если в начальной школе учитель проявляет заботу о развитии самостоятельности обучающихся, уважает их мнение и считается с ним, если ему удается сформировать коллектив школьников, отличающийся высокой организованностью и активностью, у обучающихся формируется социальная активная позиция, которая совершенствуется в дальнейшем. Особое значение в формировании социальной активности младших школьников имеет ученическое самоуправление, где формируются организаторские умения. С этой целью учитель используют систему меняющихся поручений обучающихся, так чтобы каждый из них смог попробовать свои силы в организационных делах. Это может быть работа в группах сменного состава, где каждый ученик имеет возможность побывать в роли лидера, организатора какого-либо совместного дела. Как правило, это должны быть социально ориентированные дела, т.к. они создают необходимые условия для формирования жизненной позиции школьников. В таких делах дети привлечены к преобразующей практической деятельности. Это как серьезные настоящие и ответственные дела, так и деловые и сюжетно-ролевые игры. Таким образом, важнейшими особенностями формирования социальной активности младших школьников являются следующие:
- ведущая мотивация