Цели и задачи учителя: какие бывают и как ставить
Сохранить статью:
О чем речь? Цели и задачи учителя накладывают отпечаток на процесс его работы. Суть работы педагога не в том, чтобы надиктовать информацию ученикам, а в умениях донести ее, научить использовать и сформировать личность в целом.
Как проверяют? Способность ставить перед собой цели и задачи – важный навык, который может быть проверен. Выделяют три показателя для оценки: умения в целеполагании, мастерство достижения намеченного на уроках и вовлечение в процесс постановки задач учеников.
Педагогические особенности учителя
Каждого преподавателя можно охарактеризовать в зависимости от его педагогических качеств. Особенности учителя в наибольшей мере определяются его потенциалом. Способности, в свою очередь, подразделяются на две группы: общие и специальные, отвечающие потребностям конкретной профессиональной деятельности.
Наличие данных первой категории помогает демонстрировать значительные достижения в любых рабочих сферах. Входящие во вторую группу отвечают за высокую результативность именно педагогической деятельности.
Перечислим специфические способности:
- эмпатия – Способность понимать и чувствовать детей, вникать в их проблемы, а также предугадывать специфику и степень трудностей, с которыми они могут столкнуться;
- самостоятельный подход к формированию методического и учебного материала;
- ясное и многогранное освещение и разъяснение одинаковой по содержанию учебной информации в целях ее успешного освоения обучающимися;
- обеспечение плодотворного и активного усвоения учениками знаний, умений и навыков с учетом их индивидуальных личностных характеристик;
- эффективное дозирование учебной информации, обеспечивающее как освоение материала в минимальные сроки, так и нравственное и интеллектуальное формирование личности учащихся;
- передача накопленного опыта не только ученикам, но и коллегам, а также умение использовать их наработки.
Цели учителя
Основой педагогической деятельности является осознанное целеполагание, активизирующее ее. Цель – это желаемый итог проделанной работы. Целеполагание позволяет преподавателям и ученикам предугадывать свои результаты в виде обобщенных мысленных моделей, на основании которых объединяются все элементы процесса образования и воспитания.
Цели работы педагога базируются на идейных и нравственных ценностях, принятых в социуме. Таким образом формируются традиционные подходы к педагогическому процессу, которые направлены на продуктивность обучения, подготовку новых поколений к деятельности в интересах общества и государства.
Цели и задачи современного учителя неразрывно связаны с процессами, происходящими в социуме. Для настоящего времени характерен постоянный научно-технический прогресс, что обусловливает необходимость уделять повышенное внимание уровню подготовленности будущих специалистов.
Сегодня главенствующий аспект цели педагогической деятельности – это всесторонне развитая и гармоничная личность. На ее формулировку непосредственное влияние оказывают современные запросы общества, связанные с цифровизацией, внедрением информационно-коммуникационных технологий, присутствием динамичных социальных процессов.
Понятие «разностороннее и гармоничное развитие личности» в настоящее время включает обязательное знакомство с последними достижениями науки, определение и раскрытие интересов и потенциала, нравственное, умственное и физическое развитие, привитие патриотизма, коллективизма, гуманизма.
На сегодняшний день главной целью работы педагога является создание разносторонне развитой личности, готовой к реализации творческих возможностей в условиях динамично изменяющейся социально-экономической среды как для удовлетворения собственных потребностей, так и нужд общества и государства.
Обучение и воспитание – основные виды деятельности с точки зрения современной педагогики.
Работа воспитателя предусматривает формирование воспитательной среды и руководство разнообразными видами деятельности обучающихся в целях создания условий для всестороннего личностного развития. Обучение нацелено на обеспечение познавательного интереса и взаимодействия учащихся.
Разделение педагогической деятельности на виды является условным, поскольку в ее процессе происходит решение вопросов образования, развития и воспитания. Такая дифференциация позволяет детально подойти к раскрытию значения терминов «обучение» и «воспитание».
Данные процессы изучаются по отдельности для их более глубокого понимания и осознания. На практике «обучающее воспитание» и «воспитывающее обучение» полностью сращиваются.
Предмет изучения педагогической деятельности – организация учебной деятельности, которая нацелена на овладение предметным социокультурным опытом как основой и условием развития.
Задачи работы учителя
Задачей называется продуманный комплекс последовательных действий, необходимых для достижения поставленной цели.
Для решения педагогических проблем необходимо иметь навыки логического мышления, общие для разрешения вопросов в любой сфере деятельности.
на наши новости
500 000 пользователей!
Педагог должен руководствоваться следующей логикой решения задач:
- Представление о сущности – преподавателю нужно четкое понимание проблемы, условия ее решения, известные и неизвестные элементы и т.п.
- Планирование – учителю необходимо установить связь между данными, известными и неизвестными. Если такая взаимосвязь будет найдена сразу, то упростить решение можно путем выделения вспомогательных дополнительных задач. Когда поиски связи безуспешны, рекомендуется возврат к теории, к доскональному рассмотрению известных данных и сферы, которой принадлежит вопрос.
- Создание и поступательное выполнения плана решения. Он должен быть составлен четко и подробно. Преподавателю необходимо отчетливое понимание каждого этапа плана.
- Анализ результата. «Взгляд назад» предполагает изучение итогов для проверки достоверности полученной информации, а также, чтобы удостовериться в правильности своих действий.
Отличительные характеристики педагогической задачи – объект и субъект.
Объективные критерии включают:
- масштаб;
- число условий, которое может быть избыточным или недостаточным;
- контекст, определяющий возможность осуществления решения в иных ситуациях;
- вариабельность и неоднозначность решения.
Субъективные критерии – это объем средств, затраченных преподавателем для достижения необходимого результата. Ресурсы для решения задач могут быть информационными, временными, физическими, психологическими, методическими и т.п.
К особенностям педагогических задач относятся нижеперечисленные характеристики:
- Содержательная, представляющая собой материал, на котором строится она: идеи, позиции, факты, суждения и т.п.
- Процессуальная, определяющая порядок и образ действий, необходимых для достижения результата.
- Контекстуальная, указывающая на область педагогики, с которой связан решаемый вопрос.
Главные задачи педагога
- Видеть ученика в образовательном процессе.
- Обеспечивать эффективность обучения, нацеленного на достижение учениками высоких результатов.
- Способствовать продуктивному взаимодействию всех участников обучающего процесса.
- Создавать благоприятную образовательную среду и пользоваться ее возможностями.
- Непрерывно заниматься самообразовательной деятельностью в целях профессионального и личностного роста.
- Уметь работать с информацией: разбираться в учебной и методической литературе, осуществлять компетентный подбор учебников, на которых будет базироваться обучение.
- Управлять профессиональной деятельностью и процессом образования.
Компетентность учителя в сфере постановки задач и целей
Грамотный подход в данной области свидетельствует о степени качества осуществления каждой стадии педагогического целеполагания:
- подбор и формулировка цели мероприятия или урока;
- перефразирование цели для обучающихся и воспитанников;
- формулировка и аргументирование цели задания или занятия;
- моделирование результата и разъяснение комплекса требований к нему;
- изложение метода достижения результата и определение набора требований к нему;
- мониторинг и оценивание процесса целеобразования учащихся и воспитанников, а также собственные действия по целеполаганию.
Грамотная работа учителя по постановке целей – залог успеха профессиональной деятельности.
Главные параметры компетентности преподавателя в целеполагании.
Умение ставить цели
Этот параметр свидетельствует о том, насколько внимательно преподаватель относится к отличительным характеристикам учащихся или воспитанников, определяя цель, назначая задачу и предлагая варианты достижения результата. На присутствие компетентности у педагога указывает применение им индивидуального подхода – стремления проникнуть во внутренний мир ученика и добиться принятия и понимания ребенком поставленной цели.
При целеполагании необходимо ориентироваться на обучающегося или воспитанника: знать и использовать в практической деятельности сведения о возрастных особенностях и индивидуальных характеристиках детей. Компетентный преподаватель может эффективно работать как с группой сверстников, так и с каждым ребенком в отдельности.
Экспертный лист оценки уровня квалификации учителя содержит следующие показатели:
- Обоснованная постановка цели в рамках изучения предмета.
- Определение цели сообразно возрастным характеристикам учеников.
- Корректировка задач учителем в соответствии со степенью готовности учащихся к освоению учебного материала.
- Постановка целей урока сообразно специфическим чертам учеников.
- Учет уровня знаний и развития учащихся при определении целей и задач учебного занятия.
Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу
Каждую цель возможно разложить на взаимосвязанный комплекс задач, представляющих собой результат, реально досягаемый в заданный временной промежуток и при определенных обстоятельствах.
Преподаватель должен не только обладать способностью переводить тему урока в цель, но и детализировать ее до системы задач, решаемых как в рамках одного, так и на протяжении ряда занятий. Сложность учебного материала и специфика темы занятия не должны влиять на осуществление данной деятельности. В любом случае педагогу необходимо конкретизировать цель урока любой тематики, даже если не существует подробных предписаний в методической литературе.
Экспертный лист оценки уровня квалификации учителя содержит следующие показатели:
- Формулирование задач, основываясь на теме занятия.
- Детализация цели урока до комплексной системы задач.
- Формулирование критериев реализации результата.
- Достижение понимания учащимися задач занятия.
- Соотнесение итогов обучения с заданными целями.
Для работников других категорий сферы образования умение переводить тему занятия в педагогическую задачу раскрывается посредством специфических характеристик их работы.
Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей
Этот параметр характеризует степень умения преподавателя превратить цель занятия или урока в цель для ребенка. Он показывает, в какой мере воспитанник или ученик воспринимает заданную цель как собственную и стремится достичь результата.
Эффективность учителя зависит от степени вовлеченности ребенка в процесс определения целей. Для вовлечения в целеполагание учащихся и воспитанников преподаватель должен сам хорошо разбираться в нем. Компетентный педагог применяет на практике такие методы: демонстрирует способ осуществление результата, описывает план действий и критерии, позволяющие контролировать, оценивать, прогнозировать изменения и т.д.
Таким образом целеполагание становится совместным, также у воспитанников и учащихся развивается способность самостоятельной постановки целей.
Экспертный лист оценки уровня квалификации учителя содержит следующие показатели:
- Вовлечение учеников в процесс постановки целей и задач.
- Предложение учащимся указать результат работы на учебном занятии и методы его достижения.
- Предложение ученикам самостоятельно определить цель урока сообразно с осваиваемой темой.
- Опрос о том, как учащиеся разобрались в целях и задачах учебного занятия.
- Участие учеников в определении целей и задач урока.
Продукт образовательной деятельности – выстраиваемый индивидуальный опыт ученика с учетом комплекса эмоционально-смысловых, предметных, морально-нравственных, оценочных компонентов. Оценка осуществляется в виде экзамена или зачета на итоговых аттестациях и проверках знаний.
Итог образовательной деятельности как реализации учителем педагогических целей проявляется в становлении учащегося как личности и субъекта обучения, в его личностном и интеллектуальном развитии.
Материал основан на следующих источниках:
- Учительская газета
- Всероссийский педагогический портал
- Портал Российской образование
- Воспитатели России
- Портал учителя РФ
В современном мире существует много различных форм обучения и воспитания детей в школе. Однако, самым интересным и творческим путем является использование различных способов и средств внеклассной работы.
Внеклассная работа позволяет показать детям и молодым людям другие стороны жизни, развить их интерес к различным формам культуры и спорта. Например, организация экскурсий, посещение выставок и музеев, занятия спортом и участие в спортивных соревнованиях могут помочь учащимся выбрать подходящий им путь в жизни.
Также, внеклассная работа способствует развитию творческой направленности учащихся. Организация творческих конкурсов, выставок и концертов позволяет детям проявить свои таланты и способности, а также развивает у них самостоятельность и ответственность.
Во время внеклассной работы формируется общеобразовательная и социально значимая культура учащихся. Участие в общественных организациях и проектах, посещение кружков и клубов, обсуждение полезных книг и фильмов помогает детям расширять свой кругозор и развивать важные качества, такие как коммуникабельность, толерантность и умение работать в коллективе.
Внеклассная работа является очень важной и полезной составляющей образовательного процесса. Она помогает учащимся выбрать свой путь в жизни, развивает их творческие способности и формирует общеобразовательную и социально значимую культуру. Поэтому, организация и поддержка внеклассной работы должны быть одной из основных задач образовательных учреждений.
[elementor-template id=»11299″]
Понравилась статья? Поделитесь: