Цели системы образования в современной России
Сохранить статью:
О чем речь? Казалось бы, целью системы образования является полноценная передача знаний подрастающему поколению. Однако в современных реалиях обычного «научения» уже недостаточно для полноценной адаптации личности в обществе.
На что обратить внимание? Сегодня на первое место выходит самостоятельность как свойство индивида не просто ориентироваться в поле знаний, но и своевременно находить ту информацию, которая необходима в данный момент.
Основные характеристики системы образования
Образовательная система – комплекс связанных между собой элементов, к которым относятся совокупность образовательных программ, сеть учебных учреждений и органов, управления образованием. Общая цель системы в этом случае – удовлетворить потребности общества и индивида в образовании.
Характеристики образовательной системы:
Инновационная деятельность
Она обеспечивает модернизацию и развитие образования, совершенствует научно-педагогическое, учебно-методическое, организационно-правовое обеспечение образования, осуществляется в форме инновационных проектов и программ. В образовательной организации могут применяться авторские учебные программы, внедряться новые технологии и профильное обучение.
Организация учебно-воспитательного процесса
Она осуществляется посредством:
- взаимодействия педагогов предметных областей (например: математики и филологи);
- контакта между учителями разных ступеней обучения (начальная и основная школы);
- обмена опытом между педагогами различных школ (территориальные педагогические конференции, семинары с целью обмена опытом);
- взаимодействия между педагогами и родителями (родительские собрания классные и общешкольные, индивидуальные беседы и т.д.);
- включения учащихся в организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса (дни самоуправления);
- взаимодействия образовательной организации с другими общественными и государственными институтами.
Оценка эффективности используемой программы обучения
Она осуществляется путём планирования результатов, диагностики их достижения, контроля полученных знаний.
В центре образовательной среды находится ученик. Учебно-воспитательная программа должна разрабатываться и реализовываться с учётом познавательных, возрастных, личностных особенностей и потребностей учащихся. Кроме того, процесс получения образования должен ориентироваться на запросы и ожидания общества и государства.
Ключевые цели системы образования в России
Цели системы образования системы в РФ – обеспечение права человека на образование, формирование посредством учебных программ гармонично развитой и компетентной личности, реализующей свой потенциал в собственных интересах и интересах общества.
Многие организации среднего, среднего специального и высшего образования учебно-воспитательные программы создают в виде модели выпускника школы или вуза (профессиограммы). В них отражаются коммуникативные навыки, знание сильных и слабых личностных качеств, представление о рынке образовательных услуг, готовность к профессиональной самореализации в современном мире, владение основными навыками учебной деятельности.
Специальные знания формируются в процессе изучения предметных дисциплин. Объём определяется спецификой предмета, длительностью учебного курса, специализацией образовательной организации, индивидуальными способностями ученика.
Цели системы образования определяются как стратегическое направление деятельности участников процесса обучения.
Полученные знания, приобретённые умения, привитые навыки позволяют создать в сознании обучающегося целостную картину окружающего мира, сформировать научное мировоззрение.
В российской системе образования особо востребованным является развитие творческого потенциала личности, умение применять ранее полученные знания в новой ситуации. Ученик должен видеть проблему, находить способ её решения, добывать недостающие сведения самостоятельно. Энциклопедические знания не гарантируют развитие и использование человеком своего творческого потенциала.
При определении целей обучения каждого конкретного ученика необходимо опираться на его потребности и мотивацию, координировать интересы с общественными запросами. Это обеспечит наибольший результат в процессе обучения, удовлетворяющий всех участников.
4 способа построения содержания образовательной деятельности
Цели и задачи российской системы образования определяют содержание деятельности участников образовательного процесса, конкретизируются в учебном плане организации. Содержание каждой предметной области учебного плана прописывается в программах. Требования программы отражаются в учебниках и методических рекомендациях. Она создаёт условия для самоопределения и самореализации ученика по отношению к изучаемой предметной области.
Состав и содержание образовательных программ определяют организацию учебного процесса.
В литературе встречается описание четырёх способов организации процесса обучения:
- Первый способ – это линейное построение учебного материала. Оно представляет собой выстраивание отдельных частей содержания материала друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы изучения.
- Второй способ – концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. Такой способ позволяет возвращаться к учебному материалу в разные периоды обучения, усложняя и расширяя содержание.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Третий способ представления содержания образования – спиралеобразный. Ставится проблема, к решению которой ученики и учитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Позволяет ученикам, не теряя из поля зрения объект изучения, увеличивать и углублять круг знаний, связанных с ним.
- Четвертый – модульный способ. Заключается в структурировании содержания учебного курса в виде отдельных изучаемых блоков. Учебная тема распределяется на мировоззренческое, содержательно-описательное, операционально-деятельностное, контрольно-проверочное направления.
Формы и форматы системы образования
Достижению стратегических целей развития системы образования помогают правильно подобранные способы получения образования.
Процесс освоения образовательной программы может осуществляться в конкретной организации в коллективе учеников, успешное освоение учебного материала подтверждается сдачей итоговых экзаменов.
В зависимости от предпочтений ученика и его окружения, а также личностных особенностей, ребёнок может учиться индивидуально на дому с помощью педагогов. Успешность прохождения учебного курса и усвоения изучаемого материала подтверждается сдачей экзаменов в определённой образовательной организации.
В настоящее время всё большую популярность получает дистанционная форма обучения. Обучение осуществляется с помощью информационных и телекоммуникационных технологий с использованием компьютерных программ.
Заочная форма подразумевает обучение с помощью переписки, заочных консультаций с преподавателями, осуществления контрольных мероприятий, зачётов и экзаменов.
Наиболее распространёнными являются следующие формы организации и осуществления образовательного процесса:
- Урок – основная форма обучения в школе. Педагог в течение 40-45 минут организует познавательную деятельность постоянной группы учащихся.
- Лекция – основная форма обучения в вузе. Различают вводные, установочные, обзорные и другие виды лекций.
- Семинар – коллективное обсуждение изучаемых вопросов, позволяет обмениваться знаниями об учебном предмете между различными участниками.
- Конференция – проводится с несколькими учебными группами, с целью расширения, закрепления изучаемого материала.
- Практикум – обучающиеся под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы, приобретая навыки проведения эксперимента.
- Учебная экскурсия позволяет осуществлять наблюдение за изучаемым объектом в его естественных условиях. Экскурсии бывают природоведческими (парк), производственными (завод), историческими (музей), культурными (театр).
Кроме перечисленных форм организации учебного процесса, существуют и многие другие.
В мировой и отечественной педагогической практике используется несколько наиболее распространённых систем обучения:
- классно-урочная – занятия проводятся с постоянным составом учащихся по заранее определённому расписанию;
- индивидуальная – обучение осуществляется по индивидуальному учебному плану, составленному с учётом возможностей и потребностей конкретного ученика;
- кабинетная – обучение происходит в помещении, оборудованном в соответствии с содержанием изучаемого предмета;
- разноуровневая – предполагает разную степень усвоения учеником учебного материала с дифференцированным оцениванием его знаний;
- интенсивная – основное учебное время отводится на изучение определённой предметной области (ускоренное обучение);
- бригадно-групповая – позволяет приобрести очень важные в современном мире навыки коллективной работы.
Как бы ни осуществлялся процесс обучения, свидетельством достижения основных целей современной системы образования является успешное прохождение в той или иной форме экзаменационных испытаний.
Система образования в стране дифференцируется на федеральную, региональную, муниципальную. Такой подход позволяет конкретизировать содержание образования в зависимости от потребностей на разном административном уровне.
В ближайшем будущем человечеству предстоит решение задач исчерпаемости природных ресурсов, обеспечения продовольствием и чистой водой, здоровья, экологии и т.д. Поэтому к традиционным проблемам образования и воспитания молодого человека добавляются глобальные.
Они связаны с развитием планетарного мышления, осознанием общемировых экологических, экономических, политических проблем, формированием способности к решению актуальных общечеловеческих задач. Система образования должна подготовить кадры, способные решать подобные задачи.
В динамично меняющемся мире обучение должно обеспечить не только достижение традиционных целей системы образования (передача опыта и суммы знаний от предыдущего поколения следующему), но и приобретение учащимися навыков самообразования и саморазвития.
Формирование этих навыков обеспечивает достижение стратегических целей развития системы образования, так как позволит человеку быть востребованным в обществе и иметь возможность самореализоваться.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: