Домашнее задание для родителей дошкольников и школьников
Сохранить статью:
Что это? Домашнее задание для родителей разрабатывается педагогами дошкольных учреждений, а также учителями начальных классов. Чаще всего это игровые формы взаимодействия, в рамках которых взрослым необходимо поработать со своими малышами.
Почему важны? Такого рода «взрослое ДЗ» крайне важно хотя бы для того, чтобы папы и мамы научились общаться с собственным ребенком. Ведь совместная игра сплачивает всю семью, ну и конечно, приучает в дальнейшем ответственно подходить к выполнению домашних заданий в средних и старших классах.
- Что дает домашнее задание для родителей дошкольников
- Рекомендации для родителей по выполнению домашнего задания с детьми дошкольного возраста
- Топ-7 домашних заданий для родителей дошкольников
- Значение и функции домашнего задания для детей в школьные годы
- Роль родителей в процессе выполнения школьного домашнего задания
Что дает домашнее задание для родителей дошкольников
Несмотря на свое название домашнее задание для родителей дается для совместного выполнения с ребенком в целях повышения уровня его развития.
- Расширяется объем знаний об окружающем мире. Недостаток познаний нередко приводит к возникновению речевой недостаточности, а она, в свою очередь, замедляет естественный процесс формирования функций нервной системы, снижает стремление к познанию нового и негативно влияет на умение ребенка приспосабливаться к правилам поведения в социуме.
- Увеличивается словарный запас и навык правильной постановки фраз. В домашнем задании присутствует несколько рассказов небольшого объема, которые соединяются между собой одной сюжетной линией.
- Нарабатывается умение грамотно излагать свои мысли.
- Развиваются психические познавательные процессы, такие как мышление, восприятие, память, воображение, внимание.
- Улучшается четкость представления об общепринятых внешних свойствах предмета: его цвете, форме и размерах.
- Формируется комплекс скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений руками, а также минимальные навыки графической работы. Сюда относится способность правильно располагать карандаш в руке, проводить на бумаге ровные линии, закрашивать определенные фигуры, не выходя за их пределы, и т. д.
Значение творчества для развития интеллекта школьников сложно переоценить. И конечно, четко направленное воздействие родителей и педагогов на формирование активных мыслительных процессов у ребенка напрямую связано с улучшением качества речи.
Рекомендации для родителей по выполнению домашнего задания с детьми дошкольного возраста
С какими правилами работы необходимо ознакомить родителей:
- Материалы и изображения, присутствующие в домашнем задании, важно изучать совместно с ребенком. Информацию для занятий также возможно подбирать самостоятельно.
- Обсудите с ребенком вопросы, предложенные в заданиях, и дайте ему время самому обдумать и дать на них ответы. Таким образом вы повышаете заинтересованность ребенка в расширении кругозора и веру в свои силы.
- Если у ребенка возникают трудности с ответом на вопрос, помогите ему правильно сформулировать свою мысль, но не отвечайте за него.
- При ограниченных речевых возможностях ребенок отвечает на вопрос всего одним словом, выполняя домашнее задание в вербальной форме. Если у дошкольника наблюдается более высокая степень нарушения речи, ему разрешается изъясняться с помощью указательных жестов. Для развития речевых навыков в подобных случаях может быть назначена консультация специалиста и в индивидуальном порядке выдаваться домашнее задание логопеда для родителей и ребенка.
- Дайте возможность ребенку поделиться новой информацией с другими членами вашей семьи, рассказать о том, какие задания вы выполнили вместе и с чем он смог справиться сам.
- Не стоит забывать о том, что совместная работа над заданиями с ребенком – это качественное времяпрепровождение для него, которое положительно сказывается на создании доверительных отношений между родителями и ребенком, укреплении привязанности, взаимопонимания и дружбы.
Топ-7 домашних заданий для родителей дошкольников
- «Мой любимый детский сад»
Уважаемые родители, любое время, поведенное совместно с вашими детьми, можно и нужно использовать в образовательных целях.
В то время, пока вы гуляете с ребенком на улице осенью, обсудите с ним самые яркие признаки этого времени года, как меняется живая и неживая природа из сезона в сезон. Постарайтесь замечать в разговоре с ребенком все детали: осенью часто бывает хмурая и пасмурная погода, серое небо, сырость и холодный ветер, моросящий дождь и т. д.
Покажите ему разноцветные листья и то, как они опадают с веток деревьев. Расскажите, что людям осенью нужно одеваться тепло, солнечные лучи можно увидеть все реже, птицы улетают на зимовку на юг, именно осенью созревает большинство овощей и фруктов.
Дайте понять ребенку, что детский сад – это как большая семья, в нем тоже есть заботливые и добрые взрослые, которые придумывают разные интересные игры, кормят, читают сказки перед сном и ходят на прогулку с детьми. Расскажите о тех, кто работает в детском саду: воспитателях и нянях, поварах, медсестрах и охранниках. Поговорите с ребенком о том, что нового у него произошло за день в детском саду.
- «Игрушки»
Еще одно интересное домашнее задание для родителей дошкольников, которое в игровой форме поможет ребенку изучить цвета и формы, запомнить некоторые правила, касающиеся уборки своей игровой зоны.
Покажите ребенку несколько разных игрушек и объясните на примере каждой из них, какие существуют формы, цвета и размеры. Обсудите, для каких игр они подходят. К примеру, машина может не просто ездить по полу, но и возить в своем кузове другие предметы. Для нее можно обустроить гараж из деталей конструктора или кубиков. После игр всегда объясняйте ребенку, что все игрушки должны быть убраны на свои места, так в комнате будет чисто, и находиться в ней приятно.
Прочтите ребенку следующее стихотворение:
Мы в игрушки поиграли,
Убирать их дружно стали.
Уложили куклу спать
На удобную кровать.
В гараж машинку закатили,
Рядом кубики сложили.
Вот матрешку мы собрали,
В шкаф с игрушками убрали.
Навели порядок мы.
Каждое действие ребенка важно комментировать. Например: ты убрал свои игрушки в коробку/шкаф/стеллаж, достань игрушку из коробки, нужно убрать свои вещи на полку и т. д.
на наши новости
500 000 пользователей!
- «Чего нет?»
Положите рядом с ребенком четыре предмета, пусть он назовет и запомнит их. После этого попросите его закрыть глаза и уберите один из предметов. Предложите ответить на вопрос, что именно пропало.
- «Кто я?»
Одной из важнейших задач родителей является формирование у ребенка самостоятельности, базовых навыков самообслуживания, чистоплотности и аккуратности. Ежедневно закрепляйте знания о предметах личной гигиены: для чего используют мыло, как правильно пользоваться зубной щеткой и пастой, какие функции выполняют ножницы, полотенца и расческа.
В процессе игры расспросите ребенка о том, что ему известно о частях тела: для чего человеку глаза, уши, рот и т. д.
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Расскажите дошкольнику о различиях левой и правой сторон тела на личном примере. Для лучшего усвоения информации можно воспользоваться подручными предметами: например, надеть на одну руку браслет или часы.
- «Одежда»
Интересной для ребенка будет тема одежды. Поговорите с ним о том, что ему больше всего нравится носить, в чем ему удобно. Расскажите о предметах гардероба других членов семьи, покажите и назовите их. Задайте ребенку вопрос о том, знает ли он, как называются отдельные элементы одежды (карман, воротник, рукава и т. д). Объясните, что вообще называется одеждой и какая она бывает (юбка, джинсы, свитер, футболки и т. д.)
- «Дай название той одежде, что на тебе сегодня».
Сегодня я надел(а) шорты и футболку. Сегодня я в сарафане.
- «Домашние животные»
А каких домашних питомцев знает ваш ребенок? Спросите у него, показывая картинки, как именно называются различные домашние животные: кошка, собака, корова, овца и т. д.
Воспроизведите разные звуки, которые издают домашние животные.
Кот: «Мяу!»
Корова: «МУ-МУ!»
Конь: «И-го-го!»
Коза: «Ме!»
Собака: «Гав-гав!»
Вместе с ребенком постарайтесь нарисовать домашних животных и поговорите о звуках, которые они издают. Попросите его показать, как кошка двигает лапкой, когда умывается, как жует на лугу траву корова или как лошадь бьет копытом.
Значение и функции домашнего задания для детей в школьные годы
Небольшая памятка для родителей: домашнее задание, как считают психологи, входит в число наиболее значимых элементов учебного процесса. Для того чтобы самостоятельно выполнять задачи, ребенку приходится учиться искать нужную информацию в различных источниках, и в процессе у него формируется личное мнение относительно обучения.
У домашнего задания есть и другие, не менее важные функции. Одной из основных является помощь в усвоении новой информации и закрепление полученных в результате выполнения заданий навыков, даже если школьник долгое время отсутствовал на уроках и пропустил сложные темы.
Вторая функция – формирование самостоятельности у учащегося, способности сосредотачиваться на теме урока и ответственности за выполнение данных педагогом заданий.
Третья функция – научить ребенка выстраивать правильный ход рассуждения, проводить анализ данных и делать выводы. Во время урока работа выполняется коллективно, учащиеся совместно ищут решение задачи и в случае ошибок педагог помогает их исправить. Дома ребенку приходится решать задания самостоятельно, проверять и исправлять неточности.
В чем состоит основная цель домашнего задания:
- В прививании ребенку силы воли, веры в свои силы и ответственности.
- В обучении ребенка различным методам поиска информации и работе с ней.
- В тренировке усидчивости, внимательности и способности сосредоточиться на решении задачи.
- В развитии исследовательских навыков у учащегося, таких как сравнение, предположение, продумывание различных путей развития событий и результата при их прохождении.
Специалист в области психологии Эльконин-Давыдов считал, что со временем граница между работой в классе и домашним заданием должна исчезать, давая возможность перейти к непрерывному, индивидуальному самостоятельному труду учащегося.
Как показывает статистика, школьники со способностями ниже средней степени отводят на выполнение домашних заданий от 1 до 3 часов в неделю, но при этом результаты их труда аналогичны результатам школьников, имеющих среднюю степень развития и вовсе не выполняющих домашнюю работу.
Если учащиеся со средней степенью способностей тратят на выполнение домашних заданий от 3 до 5 часов в неделю, они достигают уровня наиболее способных школьников, также не выполняющих домашнюю работу.
Роль родителей в процессе выполнения школьного домашнего задания
Нередко случается так, что родители пытаются оказать помощь ребенку в решении заданий, тем самым избавляя его от трудностей учебного процесса. Они берут на себя всю работу по написанию сочинений, исправлению ошибок и вместо пользы для ребенка лишают его возможности проявить себя и получить удовольствие от результата проделанного труда.
К тому же у ребенка, которому помогают родители, не развиваются навыки самостоятельного мышления, ответственности за выполнение данных педагогом заданий и в целом пропадает стимул учиться.
Постоянное пребывание родителей рядом с детьми во время выполнения домашних заданий расслабляет школьников, они перестают вкладывать свои силы в мыслительный процесс, ведь гораздо проще спросить ответ у взрослых, чем дойти до него самому.
Какую информацию требуется предоставить родителям учеников:
- Каждый ребенок индивидуален, и ко всем важно найти подход.
- В обязанности родителей входит подготовка рабочего пространства для ребенка, обеспечение тишины и комфортной для работы обстановки, установка распорядка дня с выделением времени на выполнение домашнего задания.
- Родитель не должен помогать в решении задач и тем более искать ответ за учащегося.
- Проверку домашней работы проводить после полного ее завершения, и в случае обнаружения ошибок разобраться вместе со школьником, почему они появились.
- Если у ребенка во время решения задач возникают сложности, не игнорируйте их, проведите их анализ вместе и сразу. Объясните ребенку, что ответственное выполнение домашних заданий сделает работу на уроках значительно проще и что дома родители всегда готовы помочь в усвоении сложного материала.
- Хвалить ребенка нужно как можно чаще, от этого возрастает его уверенность в себе.
- И главное помните, что учеба в школе и домашние задания – это лишь часть жизни.
В ходе решения домашней работы задача родителей состоит в воспитании силы воли ребенка, формировании у него навыков в поиске и обработке информации из разнообразных источников и развитии исследовательских умений.
Родитель должен оказывать помощь ребенку при возникновении сложностей в изучении и закреплении нового материала, при этом не беря на себя обязанности школьника. И самое важное правило – как родители, так и педагоги всегда должны помнить о том, что все дети уникальны, ко всем требуется найти подход и будни ребенка необходимо максимально разнообразить, не фокусируя все его силы исключительно на учебе.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: