Формы обучения в педагогике: от урока до конференции
Сохранить статью:
О чем речь? Формы обучения в педагогике – виды занятий. Они позволяют организовать образовательный процесс в соответствии с потребностями учеников и задачами, поставленными в рамках учебно-познавательной деятельности.
На что обратить внимание? Фактически, речь идет о внешней стороне обучения. Поэтому нужно обратить особое внимание на выбор подходящей формы, поскольку она во многом предопределяет эффективность процесса. О том, как это правильно сделать, читайте далее.
Оглавление:-
- Что такое формы обучения в педагогике
- 9 ключевых функций форм обучения в педагогике
- Исторические формы обучения и воспитания в педагогике
- Классно-урочная и внеурочная системы как основные формы организации процесса обучения в педагогике
- Преимущества и недостатки урока как преобладающей современной формы обучения в педагогике
- Можно ли сочетать основные формы обучения в педагогике
Что такое виды преподавания в педагогике
Форма обучения в педагогике – это способ, которым учитель доносит до учеников новые знания, применяемый в определенном порядке и режиме.
Характеристики формы:
- количество участников,
- время и место протекания процесса,
- порядок его осуществления.
Поскольку дидактическая система постоянно развивается, формы систем обучения в педагогике также не стоят на месте – совершенствуются старые и появляются новые. Форма, или способ, обучения развивается по мере развития общества.
9 ключевых функций форм обучения в педагогике
- Обучающе-образовательная – обеспечение наилучших условий для передачи ЗУНов (знаний, умений, навыков), помощь в формировании практических способностей.
- Воспитательная – постепенное знакомство школьника с различными видами деятельности, формирование у него положительных личностных качеств.
- Организационная – подача нового материала на основе методики и четкой организации процесса, строгий выбор вспомогательных средств.
- Психологическая – выработка у учащихся определенного рабочего биоритма, когда они привыкают получать знания в одно и то же время.
- Развивающая – наполнение учебных занятий содержанием и использование активных методов преподавания.
- Интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная деятельность детей в процессе получения знаний, обмен информацией между учащимися, отдельный подход к каждому из них.
- Систематизирующая и структурирующая – равномерное распределение учебного материала по часам, темам, способам (какой материал преподносится на уроке, а какой дается для самостоятельного изучения дома), с учетом формы организации обучения.
- Стимулирующая – мотивация учащихся к активному усвоению нового материала.
- Дополняющая и координирующая – в педагогике организационные формы обучения дополняют и корректируют друг друга.
Исторические формы обучения и воспитания в педагогике
Исторически сложились следующие виды преподавания:
- Индивидуальная форма обучения в педагогике – ученик и учитель общались один на один, задания выполнялись индивидуально (например, мастер брал себе в дом ученика, который жил у него и обучался грамоте и ремеслу). Сегодня индивидуальная форма обучения сохранилась при «подтягивании» отстающих детей в школе и на занятиях с репетитором для улучшения качества знаний, требуемых при поступлении в учебное заведение.
- Индивидуально-групповая форма обучения в педагогике. В классе находились дети разных возрастов с различной степенью подготовки. Учитель занимался с группой детей, а остальным давал задания для самостоятельной работы. Обучение было индивидуальным – учитель у каждого ученика спрашивал пройденный материал, объяснял следующую тему и давал задание. В ходе такой учебы лишь часть детей приобретала простейшие навыки чтения, письма и счета, а остальные оставались неграмотными.
К концу XVI – началу XVII века эти две формы обучения постепенно утратили свою актуальность. На их место пришли новые способы, связанные с быстрым развитием производства и повышением роли духовности в обществе.
- Групповые формы обучения в педагогике возникли в XVI веке, явились началом формирования классно-урочной формы обучения.
- Коллективные формы обучения в педагогике появились в начале XX века в России благодаря А. Г. Ривину. В 1918 году он организовал школу, в которую собрал 40 разновозрастных детей (от 10 до 16 лет). Сегодня такую школу назвали бы частными курсами. Учащиеся были разбиты на пары, состав которых постоянно менялся. Каждый из учеников изучал новую тему, затем объяснял ее другим членам группы, выслушивал от них объяснения новых тем и таким образом усваивал материал.
Занятия проходили без расписания и уроков, но их результаты ошеломляли. За один год обучения по такой системе дети усваивали объем материала, на который у учеников обычной школы уходило 3-4 года. Коллективная форма обучения не получила распространения в современной системе образования, но отдельные элементы этого способа используют педагоги во многих образовательных учреждениях.
Говоря кратко о таких формах обучения в педагогике, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, стоит отметить, что все они связаны с местом проведения занятий.
Классно-урочная и внеурочная системы как основные формы организации процесса обучения в педагогике
Выделяют две основные формы организации обучения в педагогике:
- классно-урочная система;
- внеурочная работа.
Урок – это основной элемент классно-урочной системы. Такая форма организации обучения позволяет педагогу проводить учебные занятия с одной и той же группой учеников, одинаковых по возрасту и уровню подготовки и по утвержденному расписанию.
Один урок – это освоение материала по одному предмету из школьной программы. В свою очередь, знания, полученные на данном уроке, служат основой для дальнейшего обучения.
Урок – это независимая, имеющая логическое завершение организационно-структурная единица образовательного процесса.
Урок является одной из основных форм обучения в педагогике. Во время урока учитель может работать с учеником персонально или заниматься с группой (классом) учащихся одного возраста.
Уроки появились в системе образования порядка 400 лет назад и почти не претерпели изменений в своей структуре. Они готовятся по конкретной теме и включают в себя следующие компоненты:
- проверка домашнего задания;
- объяснение и анализ новой темы;
- закрепление знаний нового материала.
Урок, как неделимая единица учебного процесса, имеет логическое завершение и служит базой для дальнейшего обучения.
на наши новости
500 000 пользователей!
Урок имеет собственное содержание и способ проведения. К примеру, уроки при изучении истории по своему содержанию подразделяются на «историю древних времен», «историю Отечества», «новую историю», «новейшую историю». Провести урок учитель может различными способами: в виде лекции, обсуждения, дискуссии и даже экскурсии.
Также уроки могут отличаться по своей цели, уровню обучения и учащихся, принадлежности к конкретному этапу учебной программы либо по преобладающим компонентам.
Уроки будут эффективны только в том случае, если они проводятся в соответствии с расписанием в классах, которые имеют постоянный состав учеников одного возраста и уровня развития. Желательно использовать во время урока и дополнительные формы обучения в педагогике в виде современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.
Значимость и результативность этой формы обучения резко возрастет, если в структуру урока ввести решение логических задач и использовать индивидуальный подход к ученикам.
Формы внеурочного обучения в педагогике могут быть представлены:
- Экскурсией. Занятие в форме экскурсии – один из любимых видов занятий среди учащихся. Вместо привычной школьной обстановки они оказываются на природе, в музее, на производстве, где получают новые знания, обладающие реальным подтверждением.
- Факультативных занятий. Факультативы особенно популярны среди старшеклассников. На этих занятиях собираются те, кому интересен данный курс или предмет, не входящий в обязательную школьную программу. Учащиеся сами хотят расширить свой кругозор или развить творческие способности.
- Домашней учебной работы. Задание на дом, которое обязательно получают все ученики – это еще одна виды преподавания. В процессе домашней учебной работы школьник повторяет уже пройденные темы, глубже вникает в изучение нового материала.
- Внеклассной учебной работы. Учащиеся могут заниматься учебной работой и вне школы. В перечень подобных занятий входят посещение предметных кружков, научных обществ и секций, участие в школьных олимпиадах, конкурсах, выставках технического творчества.
- Консультаций. В понятие виды преподавания в педагогике входят также дополнительные или консультативные занятия, в процессе которых стимулируется интерес учеников к различным предметам либо оказывается помощь отстающим в усвоении и закреплении новых тем.
- Семинаров и конференций. Современные педагоги все чаще проводят во время урока ученические конференции и семинары. Учитель заранее распределяет темы для докладов между учениками, дает список литературы, а школьники готовят свои сообщения и выступают с ними перед аудиторией. Такая форма занятий учит детей самостоятельно работать с первоисточниками и не бояться публичных выступлений.
Преимущества и недостатки урока как преобладающей современной формы обучения в педагогике
Преимущества урока как формы обучения:
- общая организационная структура;
- постоянная группа участников образовательного процесса;
- удобство временного промежутка (расписания);
- коллективная работа всего класса на положительный результат;
- создание благоприятных условий и доброжелательной атмосферы на заданное время в коллективе учащихся.
Урок – это законченная часть образовательного процесса, обладающая целью, темой, задачами и практическим значением.
Из недостатков этой формы обучения в дошкольной педагогике и в школе следует выделить следующие:
- невозможность постоянно использовать индивидуальный подход к каждому ученику в классе;
- вынужденная ориентированность на всех учеников одновременно, а не на слабых и сильных;
- уравнивание всех учеников вне зависимости от их способностей, возможностей, уровня знаний;
- отсутствие возможности регулярно контролировать и выявлять уровень знаний каждого ученика.
Можно ли сочетать основные формы обучения в педагогике
Многообразие обучающих форм позволяет выбрать среди них те, которые отлично сочетаются между собой и дополняют друг друга.
Примеры форм обучения в педагогике, которые легко сочетаются между собой в любых вариациях:
- Объяснительно-иллюстративная форма. Наиболее традиционная при изучении нового материала. Учитель объясняет тему с использованием наглядных пособий: картин, графиков, схем, таблиц и т.п. Ученики должны усвоить новые знания и повторить основные тезисы урока.
- Догматическая форма предполагает обучение без доказательств.
- Проблемная, дискуссионная, поисковая форма. В основе лежит самостоятельная работа учеников в плане поиска информации по теме урока, сбора доказательств и примеров. Форма обучения направлена на формирование новых навыков и умений.
- Развивающая форма предполагает теоретическое изучение предмета с условием того, что у учащихся будет выработано осознание и понимание учебного процесса.
- Поисковая, эвристическая форма. Основывается на проблемном и развивающем принципах. Направлена на самообучение и самореализацию.
- Индивидуальная, личностно-ориентированная форма обучения в педагогике ДОУ и школы направлена на выявление способностей каждого обучаемого и их развитие.
- Дистанционная, компьютерная форма обучения, особенно популярная в последнее время, позволяет проводить занятия без прямого контакта преподавателя и ученика, но с учетом индивидуальных особенностей обучаемого. В образовательном процессе активное участие принимают современные технологии: компьютерные программы, приложения, тесты, презентации.
- Модульная форма построена на изучении предметов блоками, в результате чего наблюдается высокое усвоение полученных знаний.
- Межпредметная форма основана на изучении смежных дисциплин.
Использование нескольких форм обучения в педагогике будет продуктивным, если при их выборе учитывать цель урока, предмет изучения и уровень знаний учеников.
Материал основан на следующих источниках:
- Всероссийский педагогический портал
- Минпросвещениф РФ
- Учительская газета
- Портал Российской образование
- Портал учителя РФ
Формы обучения играют важную роль в процессе образования детей. Различные виды занятий помогают в организации образовательной среды и определенной структуры для достижения главной цели — эффективного усвоения знаний и развития навыков учащихся.
Существуют различные формы обучения, такие как занятия в определенном режиме и экспериментирование. Разностороннее проведение занятий позволяет использовать различные методы и технологии обучения, а экспериментирование — позволяет детям активно участвовать в образовательном процессе, развивать свои навыки и учиться решать различные задачи. Основная цель форм обучения в педагогике — развитие учеников и достижение определенных результатов.
Важным элементом форм обучения является также поддержка учеников. Педагоги должны создать поддерживающую и стимулирующую среду, где каждый ученик будет чувствовать себя важным и уважаемым. Поддержка включает в себя как индивидуальную работу с учениками, так и работу в группах.
Формы обучения играют важную роль в организации образовательного процесса. Они позволяют создать структуру и режим проведения занятий, использовать различные методы и технологии обучения, а также поддерживать учеников в процессе обучения. Важно использовать разнообразные формы обучения для достижения определенных результатов и развития учеников
[elementor-template id=»11299″]
Понравилась статья? Поделитесь: