Формы получения образования: разбираемся в деталях
Сохранить статью:
Какие есть варианты? Формы получения образования в России законодательно ограничены двумя способами: учиться в образовательной организации или вне ее. Однако на этом классификация не заканчивается, есть еще формы обучения.
На что обратить внимание? Родители ученика имеют право на смену формы и получения, и обучения. В зависимости от выбора процедура оформления будет иметь свои особенности. Также стоит помнить, что изменить форму получения образования можно в любое время.
Формы получения образования в РФ
На сегодняшний день в России принято два вида получения образования:
- в образовательном учреждении;
- на дому.
Основное отличие видов получения образовательных услуг — в ответственности за обучение детей. В первом варианте она полностью ложится на образовательное учреждение, а во втором — на самих родителей, которые могут сами выбирать учебники, обучающую программу, преподавателей и даже индивидуальное расписание занятий.
Под правом на выбор формы получения образования подразумевается тот факт, что ничто не обязывает любых детей обучаться в обычной школе по традиционному алгоритму.
Два вида получения образовательных услуг подразделяются на пять форм обучения — в соответствии с положениями закона об образовании, и в этом плане имеется полная свобода выбора. В стенах образовательного учреждения можно учиться в трех формах: в очной, очно-заочной и заочной. На дому — в виде семейного обучения и самообразования.
А сейчас поговорим о каждой форме организации образования подробнее:
- Очное обучение — самая частая и привычная нам форма. Ребенок ходит школу в том же режиме, что и другие дети, то есть посещает классные занятия, а также соблюдает расписание уроков, ему ставят отметки, он аттестуется вместе с одноклассниками.
- Очно-заочное обучение — ученик числится в образовательной организации, посещает ее по индивидуальному расписанию для сдачи и получения домашних работ. Но он проходит аттестацию на общих основаниях, обязательно пишет все контрольные работы в классе.
- Заочное обучение — ребенок учится дома, но он зачислен в школьный контингент, поэтому ему запрещено менять программу и переходить в другой класс, и он обязан соблюдать порядок аттестаций.
- Семейное обучение (с 1 по 9 класс), как и самообразование (10-11 классы) — самая гибкая и вариативная форма. Родители вправе выбирать программу и вид организации учебного процесса. Никто не будет интересоваться текущей успеваемостью и оценками ребенка, основное правило — вовремя сдавать экзамены, которые на семейной форме и при самообразовании проводятся в виде экстерна.
Граждане РФ могут выбрать не только форму получения основного образования, но и дополнительного: различные кружки, секции, курсы, программы профессиональной переподготовки и пр.
Смена формы получения образования
В соответствии с новым законом об образовании родители могут выбирать форму и вид обучения в школе. Это может делать и сам ученик, если он достиг возраста 16 лет. Поступление на очный вариант стандартное: надо подать документы в образовательную организацию. Преимущество в зачислении имеют дети, прописанные на территории, которая закреплена за данной школой.
Смена формы получения образовательных услуг можно сделать в течение всего учебного года. Период перевода ребенка также может быть разным. Порядок перевода бывает следующим:
Очно-заочное, заочное
- Родителям надо подать заявление на имя руководителя учебной организации, в котором четко прописать причины перевода. Данное заявление имеет вид уведомления, специального разрешения в этом случае не требуется.
- Родители заключают с руководством школы договор, в котором прописана схема проведения промежуточной и итоговой аттестации. Руководство обязано подробно разъяснить представителям ребенка все детали процесса обучения, получения заданий и учебных материалов.
- Согласование графика проведения консультаций и аттестаций. В том случае, если ребенок нарушает утвержденный график, руководство школы имеет право перевести его на очную форму.
Семейное, самообразование
- Родители или учащийся (в возрасте не младше 16 лет) выбирают образовательную организацию для прохождения аттестации и оформляют с его руководством договор. Обязательно следует согласовать с администрацией школы график проведения аттестаций.
- В образовательном учреждении, в котором ребенок числился раньше, надо написать заявление на смену формы обучения с указанием причины. Это нужно сделать даже тогда, если решено продолжать образование в том же учебном заведении.
- О переходе ребенка на семейное обучение родителям обязательно оповестить региональный департамент образования. Уведомление подается в свободной письменной форме или путем заполнения специального бланка на официальном сайте Департамента.
Учреждение образования не имеет право ответить отказом на перевод ребенка на любую форму обучения. При появлении проблем с переводом родители могут обратиться с претензией в Департамент образования и науки.
Формы обучения с точки зрения теории образования
По мнению теоретиков, под формами обучения имеются в виду и способы их организации, но их классифицируют по многим критериям, а не по какому-то одному.
По особенностям коммуникации
Российский педагог и автор учебников Андрей Хуторской в книге «Современная дидактика» дает такую трактовку о формах получения общего образования. Подобное деление можно считать наиболее часто встречающимся. Оно включает следующие типы обучения:
- Индивидуальная — учитель занимается один на один с ребенком.
- Групповая — ученики разбиваются на группы, в которых проводится обучение.
- Фронтальная — педагог взаимодействует сразу со всеми учащимися, в одинаковом ритме и для достижения общих обучающих задач.
- Парная — это принцип взаимообучения или взаимопроверки учеников, которые работают попарно. Можно считать данную форму простейшим видом peer-to-peer-обучения.
- Коллективная — обучение парами или небольшими группами со сменным составом. Что видно из названия, в данном виде взаимного обучения состав учеников динамичен. Во время выполнения задачи дети исполняют различные роли: проверяемого, проверяющего и наблюдателя. Они потом меняют друг друга. Основоположник теории коллективного вида обучения — наш отечественный педагог Виталий Дьяченко.
на наши новости
500 000 пользователей!
По взаимодействию элементов относительно основной обучающей цели
Валентин Андреев в книге «Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития» рассказывает об организационных формах образования, основанных на трехмерной модели. В одной из ее областей лежат уже перечисленные выше общие формы организации обучения — от индивидуальной до коллективной. В другой — внешние формы: урок, лекция, семинар, практическая работа, самостоятельная деятельность учащихся и пр.
Как считает автор, при замене хотя бы одной составляющей структуры (соответствия управления и самоуправления, цели, содержания, метода или средства обучения) происходит изменение внешней формы, она становится другой.
Третья область модели — это внутренние формы организации учебного процесса. Их структура устойчива по обучающей цели, если даже меняются прочие элементы. Валентин Андреев различает такие формы:
- вводный урок;
- занятие по углублению и закреплению знаний, умений и навыков;
- практическая работа;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- контроль знаний, умений и навыков;
- комбинированное занятие.
По месту обучения
Александр Новиков в статье «Формы обучения в современных условиях» рассказывает о классификации форм образования по месту проведения занятий:
- стационарные — проведение уроков в одном и том же здании, обычно, в учебном заведении (в школе, университете, учебном центре и пр.);
- выездные — обучение за пределами учебной организации (учебные выезды и походы, практические занятия на предприятиях, лагеря, работающие как летние школы).
По длительности обучения
Данный вид классификации также упоминает Иван Подласый. По текущему времени формы обучения разделяются на четыре вида:
- стандартный 45-минутный урок;
- спаренное 90-минутное занятие;
- спаренное 70-минутное укороченное занятие;
- урок разной продолжительности.
По активности деятельности преподавателя
Как считает Александр Новиков, по принципу включения в образовательный процесс педагога, можно выделить три формы обучения:
- Самообучение или самообразование — уже по названию ясно, что учитель не принимает участия в такой деятельности. Обучающийся сам читает литературу, отрабатывает практические навыки и, к примеру, учится на асинхронных онлайн-курсах. Так люди получают знания самостоятельно. Как усилить эффективность данного процесса, подробно описано в концепции хьютагогики.
- Самостоятельная работа — она бывает индивидуальной или коллективной. В данном виде деятельности педагог только дает задания и держит под контролем процесс их выполнения. Наиболее обычные виды самостоятельной работы — упражнения, решение задач, написание эссе (сочинений, рефератов, курсовых и дипломных работ), индивидуальный проект.
- Обучение с преподавателем — здесь учитель постоянно работает с обучающимися во время всего учебного процесса.
По принципу разбиения содержания обучения.
Это еще одна интересная классификация, которая также предложена тем же Александром Новиковым, подчеркивающая различие в двух принципах разделения содержания образовательной деятельности:
- Дисциплинарный механизм — это традиционная форма, в которой обучение разделяется на циклы (учебные предметы или курсы). Эта форма имеет другое название: предметное обучение.
- Комплексный механизм: содержание обучения делится на различные темы. К примеру, изучение родного города, управление промышленной организацией и пр. Эта форма называется и объектным обучением. Здесь можно привести такие примеры: проблемно-ориентированное обучение или обучение на основе феноменов.
В истории российского образования был пример массового применения данной системы, но на очень короткий срок. Событие имело место в начале 1920-х годов. Вместо отдельных предметов вводились комплексы — разные темы, объединенные одним явлением. Комплексы делились на три раздела: «Природа и человек», «Труд», «Общество».
По отношению к средствам телекоммуникаций
Последняя классификация — самая новая, появившаяся не так давно. О ней пишет Андрей Хуторской в «Современной дидактике». Относительно средств телекоммуникаций современные формы получения образования разделяются на:
- очную — учитель и учащиеся работают друг с другом;
- дистанционную — педагог и обучающиеся взаимодействуют с помощью технических средств в удаленном формате;
- смешанную — очно-дистанционное обучение, в котором сочетаются две вышеописанные формы.
В учебнике не говорится о гибридной форме обучения, но в настоящее время ее выделяют на практике. Это взаимодействие с преподавателем части обучающихся в очном режиме, а части — в дистанционном.
Дистанционное обучение подразделяется на два вида: синхронное и асинхронное. Первый вид: педагог и ученик работают в реальном времени (к примеру, в ходе прямого вебинара), а во втором оно разведено во времени (допустим, ученик смотрит онлайн-урок в записи, когда он может, делает домашнюю работу и отправляет педагогу, учитель ставит оценку и дает обратную связь).
Место экстерната в классификации формы получения образования
Экстернат не считается ни формой получения образовательных услуг (их две — в образовательной организации или на дому, в виде семейного образования или самообразования), ни формой обучения (очное, очно-заочное, заочное).
Экстерн — так называется человек, зачисленный в учебное учреждение для прохождения аттестации на общих основаниях, но он учится в форме семейного образования или самообразования. То есть экстернат — форма прохождения аттестации в образовательной организации, при получении образования в семье или самостоятельно.
- В соответствии со статьей 33 Федерального закона, экстернами называются лица, зачисленные в организацию, которая осуществляет образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
- Согласно Федеральному закону, экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и имеют все академические права, изложенные в статье 34 Федерального закона. Экстерны имеют те же права, что и все обучающиеся: развивать свой творческий потенциал, принимать участие в разных мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, спортивных соревнованиях).
- Экстерны могут получать необходимую социально-педагогическую и психологическую поддержку, а также бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию (на основании статьи 42 Федерального закона).
- Взаимодействие между экстерном и учреждением образования возникают на основании заявления родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации и распорядительного акта данной организации о приеме обучающегося для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (соответственно части 1 статьи 53 Федерального закона).
- При обучении ребенка в стенах образовательного учреждения оно, соответственно требованиям статьи 28 Федерального закона, отвечает за качество получения образования. А если ребенок учится в домашних условиях, образовательная организация несет ответственность только за аттестацию и за соблюдение соответствующих академических прав ученика.
По правилам современного законодательства, принятого в нашей стране, родители (законные представители) могут выбирать тот способ обучения, который считают наиболее подходящим для своего ребенка.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: