Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Чем гуманитарный класс отличается от иных
Главная > Блог > Чем гуманитарный класс отличается от иных
04.01.2023
16652
Время чтения: 13 минут

Чем гуманитарный класс отличается от иных

Что это? Гуманитарный класс отличается от прочих профилей акцентированной работой в рамках определенных предметов. Как правило, это обществознание, русский язык, литература, иностранные языки и история.

В чем особенности? Дети-гуманитарии более тонко чувствуют мир вокруг в отличие от представителей математического склада ума. У таких ребят зачастую эмоции преобладают над разумом, что отражается и на восприятии учебного процесса, и на всей жизни.

Оглавление:
  1. История появления гуманитарного профиля
  2. Что такое гуманитарный класс сегодня и чем он отличается от других профилей
  3. Кому подходит гуманитарный класс
  4. Преимущества и недостатки ребенка-гуманитария
  5. Профессии для ребенка из гуманитарного класса
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

История появления гуманитарного профиля

В современном понимании термин «гуманитарные науки» сложился лишь в XIX в., а «гуманитарные классы» еще позднее, однако формирование дисциплин данного профиля началось еще в древнем мире. Их основой стала философия, зародившаяся в античной Греции, причем древнегреческим ученым было присуще стремление к всеобщему пониманию вещей.

Даже если они занимались математикой, то старались через нее выйти на постижение человека и Вселенной, то есть изучение чисел виделось как способ познания мира, частью которого являются люди. Так, по утверждению Пифагора, существует математическая и геометрическая гармония к космосу, и пифагорейское учение было намного сложнее и многообразнее, чем набор математических закономерностей типа знаменитой теоремы о соотношении размеров катетов и гипотенузы прямоугольного треугольника.

Уже после Пифагора сложилось представление, что для занятий философией предварительно требуется изучение четырех искусств – арифметики, геометрии, астрономии и музыки, из которых базовым считалась арифметика, поскольку число лежит в основе всего. Позднее за этим разделом закрепилось определение «квадривиум».

Гуманитарный класс

Древние греки ценили умственный труд, достойный лишь свободных граждан, в противоположность работе механической, которую способны выполнять и рабы. На основании этого сложилось деление искусств на свободные и несвободные. К первой категории относились также грамматика, риторика и диалектика (логика). Необходимо заметить, что эти науки, прежде всего риторика, имели и практическое применение.

В греческих полисах – городских общинах, крупнейшей из которых были Афины, граждане имели политические права, принимали участие в народных собраниях и выборах, так что умение публично выступать было необходимо для любого, кто желал чего-либо добиться на общественном поприще. Полезными подобные навыки оказывались и в ходе судебных заседаний.

Афинская система образования, которая в античном мире получила широкое распространение, была нацелена на воспитание всесторонне развитой личности, как в физическом, так и в интеллектуальном плане. Данная модель получила название «энкуклиос пайдейя», или «всестороннее образование», и ее идеалом был свободный человек, способный в одних обстоятельствах выступить как умелый и сильный воин, а в других – как активный гражданин.

Хотя древним римлянам был присущ более утилитарный подход к вопросам образования, они переняли все лучшее из греческого наследия. Знаменитый римский оратор Цицерон использовал понятие «свободные искусства», рассуждал о них и философ I в. Сенека. Однако список свободных искусств в рамках римской культуры так и не сложился окончательно.

Произошло это на заре средневековой эпохи. В работе автора V в. Марциана Капеллы семь гуманитарных наук представлены в аллегорическом виде как подружки невесты на свадьбе Меркурия с Филологией, и впоследствии этот список приобрел каноническую форму, будучи закрепленным в трудах Боэция, Кассиодора и Исидора Севильского.

Название блока «квадривиум» (музыка, арифметика, геометрия и астрономия) впервые встречается у Боэция, а термин «тривиум» (грамматика, логика и риторика) возник на рубеже VIII-IX вв. Практическую же реализацию концепция семи свободных искусств получила в средневековых университетах, начало появления которых относится к XI в. В них существовали факультеты, базовым из которых был низший – артистический, где и изучались искусства: сначала дисциплины тривиума, а далее квадривиума.

Диалектика и риторика сохранили свои античные корни, но первая видоизменилась в богословие, а вторая стала искусством ведения религиозных диспутов.

В XIV-XVI вв. Западная Европа оказалась охвачена движением гуманизма, главной особенностью которого было переориентирование с вопросов религии на проблемы человека. Именно человек, его природа оказались в центре внимания мыслителей-гуманистов.

Это обусловило повышенный интерес к античному наследию в виде древних языков, а также произведений греческих и латинских авторов. Так постепенно формируется концепция гуманитарного образования, основанного на классических языках и литературе. В XIX в. появляется общепринятое понятие «гуманитарные науки», целью которых становится изучение человека.

Хотя в ХХ в. позиции гуманитарного образования были несколько поколеблены тем, что интенсивнее стали развиваться естественные науки, оно и сейчас остается одним из направлений современных образовательных систем.

Что такое гуманитарный класс сегодня и чем он отличается от других профилей

Согласно действующим в России нормам ФГОС, старшеклассники должны выбрать направление профильного обучения. Всего их пять (естественно-научное, гуманитарное, социально-экономическое, технологическое и универсальное), и отличие между ними состоит в наборе профильных предметов и количестве часов, отводимых на изучение тех или иных дисциплин.

Гуманитарный класс

Гуманитарный класс в школе предполагает углубленное изучение предметов, связанных с человеком и его жизнедеятельностью.

Профильными при этом становятся следующие дисциплины:

  • русский язык;
  • иностранный язык;
  • литература;
  • история;
  • обществознание.

Также отдельно могут быть добавлены право, культурология, педагогика, психология и т. п.

Кому подходит гуманитарный класс

Не стоит полагать, что профили радикально отличаются друг от друга. В действительности между ними есть пересечения – скажем, у гуманитарного немало общего с социально-экономическим. Кроме того, есть базовые дисциплины, необходимые в любом случае. Поэтому выбор гуманитарного класса не означает, что ребенок не получит никаких знаний по алгебре и геометрии – эти предметы останутся.

Гуманитарный класс

Выбор направления позволяет поддержать склонность ребенка к тем ли иным дисциплинам, которые будут изучаться на углубленном уровне. Гуманитарный склад ума проявляется не только в повышенном интересе к определенным предметам, но и в способе мышления и даже наборе свойств характера. Как правило, подобные особенности заметны уже в начальной школе. Отметим черты, характерные для гуманитариев:

  • Коммуникабельность. Если ученик имеет широкий круг общения, способен легко и свободно формулировать свои мысли, аргументированно высказывать точку зрения, то это указывает на наличие социально-гуманитарных склонностей. В последующем умение находить общий язык с любым человеком пригодится управленцу, политику, телеведущему, бизнес-тренеру и представителям многих других профессий.
  • Развитая эмпатия. Это означает способность сочувствовать, выслушивать, понимать потребности окружающих. Развитый навык эмпатии особенно ценен для тех, кто рассчитывает проявить себя в сфере психологии, конфликтологии и торговли.
  • Богатая фантазия. Умение посмотреть на ситуацию под нестандартным углом, представить обычные вещи в оригинальном свете — это то, что необходимо дизайнерам, фотографам, режиссерам, PR-менеджерам и тем, кто в силу своей профессии должен проявлять творческий подход.
  • Творческие таланты. Их список разнообразен: пение, танцы, игра на музыкальных инструментах, литературное творчество, артистическая деятельность и т. д. Если ребенок проявляет интерес к данной сфере, то у него явные гуманитарные склонности, которые стоит поддержать.

    Хотя некоторые родители крайне скептически относятся к планам своих детей стать актером или художником, заявляя им, что это удел избранных, не нужно ломать формирующуюся личность. Наоборот, поддержите увлечение своего отпрыска – вполне возможно, что в нем кроется недюжинный талант.

Преимущества и недостатки ребенка-гуманитария

Любой склад ума дает определенные преимущества. Плюс гуманитарных навыков – творческие способности и умение налаживать отношения с окружающими. Вместе с тем каждая направленность, включая гуманитарные классы, имеет и недостатки.

Гуманитарный класс

Преимущества гуманитария:

  • творческие таланты;
  • хорошо развитое воображение;
  • умение оперировать образами;
  • способности к многозадачности;
  • коммуникабельность;
  • навыки выступлений перед публикой;
  • способность улавливать чужие эмоции;
  • умение сопереживать другому человеку.

Минусы:

  • недостаток рационализма в поступках;
  • частое оставление начатых дел, когда они не доводятся до конца<;
  • чрезмерная чувствительность и эмоциональность;
  • сложность концентрации на рутинной, малоинтересной деятельности.

Наиболее резкие отличия в складе ума между гуманитариями и технарями, и эту разницу нужно учитывать, оценивая дальнейшие перспективы собственного ребенка и проблемы, способные встать у него на пути. Выделим ключевые признаки, по которым не совпадают представители гуманитарного и технологического направлений:

Гуманитарный класс

  1. Восприятие окружающей действительности. Технари все оценивают строго рационально, в то время как на гуманитариев воздействуют эмоциональные порывы.
  2. Роль в рабочем процессе. Как правило, в коллективе нужны и те и другие, но их функции отличаются. Гуманитарии предлагают новые идеи, однако воплощение их на практике – это сфера деятельности технарей.
  3. Социальное взаимодействие. По определению представители гуманитарного склада ума – люди общительные, являющиеся экстравертами. Технарям общение не требуется, и многие из них предпочитают замкнутый образ жизни, чтобы было проще сконцентрироваться на стоящих перед ними задачах.

Конечно, в чистом виде эти типы встречается редко, и в одном человеке могут совмещаться гуманитарные и технические склонности. Поэтому в реальности попадаются гуманитарии, которым не чужда логика, и крайне общительные технари.

Профессии для ребенка из гуманитарного класса

Выделим приоритетные для гуманитарных классов направления деятельности – возможные будущие профессии.

  • Юриспруденция

Область права — прекрасный пример, как могут совмещаться человеческий подход со строгим формализмом закона. Наиболее востребованы для юриста все же гуманитарные навыки: умение общаться с людьми и доказывать свою точку зрения, используя все имеющиеся для этого возможности.

  • Управление (менеджмент)

Менеджер, исполнительный директор, рекрутер и т. п. – это люди, постоянно взаимодействующие с подчиненными, клиентами, партнерами. Сложно продвинуться в сфере управления, не имея коммуникативных навыков. Настоящий управленец способен совмещать мягкость с твердостью в разных обстоятельствах и при этом не бояться ответственности.

  • Маркетинг и реклама

Профессии PR-менеджера, бренд-менеджера и маркетолога стремительно ворвались в нашу жизнь, и сейчас они являются одними из самых востребованных. Для продвижения любого продукта необходимо уметь определить целевую аудиторию и правильно преподнести товар, выставив его в самом выгодном свете. Представители этих профессий должны прекрасно знать, в чем нуждаются их потенциальные клиенты, и как их можно заинтересовать.

Гуманитарный класс

  • Педагогика

В наши дни сложилось представление, что преподаватели мало зарабатывают, но это лишь общие цифры. Опытные педагоги, работающие в частных учебных заведениях, в том числе в гуманитарных классах, или занимающиеся репетиторством, имеют достойный уровень оплаты, соответствующий их профессиональным навыкам.

Еще один плюс данной сферы – учителя всегда нужны, и даже современные технологии не в силах заменить живое общение. Для педагога важно обладать коммуникативными способностями и развитой эмпатией – это заметно повышает эффективность обучения.

  • Психология

Высокая эмпатия, эмоциональный интеллект, умение слушать и анализировать – это повседневный труд психолога. В наши дни число профессий, связанных с психологической сферой, растет. Так, выделилась специальность конфликтолога, который занимается разрешением проблемных ситуаций между сотрудниками компании.

  • Переводческая деятельность

Несмотря на распространение автоматизированных переводчиков, человек, хорошо владеющий иностранными языками, не останется без работы. Особенно такие специалисты востребованы в компаниях, занимающихся внешнеэкономическими операциями, где постоянно нужны переводы технической документации, сопровождение иностранных представителей. Наиболее распространенные языки – английский, китайский, немецкий, французский и испанский.

  • Дипломатия

Работа в дипломатическом ведомстве престижна и обладает прекрасными возможностями для карьерного роста. Требования к дипломатам, помимо знания языков: проницательность, умение слушать и вести переговоры.

  • Журналистика и копирайтинг

Сейчас большинство текстовой информации на интернет-страницах создается копирайтерами. Более оригинальными являются творения журналистов. Общим в работе копирайтеров и журналистов является владение словом. Даже в современных условиях жесткой конкуренции СМИ требуются люди, умеющее грамотно и интересно писать.

Гуманитарный класс

  • Дизайн

Визуальные образы создаются с прицелом на особенности человеческого восприятия, и вновь в центре внимания оказываются люди. Дизайнеры могут найти решение, которое придется по вкусу их заказчикам. Области применения их способностей велики: от ландшафтного до веб-дизайна.

  • Фото и видео

Несмотря на то что сейчас любой может делать фото и видео с помощью обычного смартфона, то, что цепляет взгляд, создается мастерами своего дела. Профессиональные фотографы и видеооператоры способны выбрать такие ракурсы и создать такие художественные образы, которые едва ли получатся у любителя.

В целом гуманитариям присуще особое отношение к окружающей действительности. Для них важнее рациональных расчетов чувства, интуиция и мнение окружающих. Хотя им труднее даются точные науки, из них получаются прекрасные специалисты в тех сферах, где имеет значение человеческое восприятие.

Поэтому оцените, насколько подходит для вашего ребенка гуманитарный класс – сейчас даже есть специальные тесты, позволяющие объективно определить склонности и способности школьника.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Воспитатели России
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw