Игровые технологии в обучении и как ими пользоваться
Сохранить статью:
Кому подойдет? Применение игровых технологий в обучении возможно как для детсадовцев, так и для учащихся школы. По сути, они представляют собой заданные ситуации, в основе которых лежит социальный опыт.
Чем хороши? Общеизвестно, что игра позволяет достичь большего удовольствия во время выполнения, нежели при достижении результата. А значит, с ее помощью можно развить в человеке не свойственные ему качества. Как же это сделать?
Эффективность игровых технологий в обучении детей
Игровая технология обучения — это форма организации учебного процесса, основанная на преобразовании ситуаций, в том числе социального жизненного опыта, в заданные условия.
Истоки «игры» как технологии обучения уходят корнями очень далеко. Игры появились в глубокой древности и использовались для развлечения и воспитания подрастающего поколения. Кроме того, они имели религиозный и политический подтекст. В Древней Греции, например, считалось, что игры обладают божественной силой и были созданы богами, поскольку являлись единственно возможным способом проведения досуга.
Также были распространены народные игры. Все они были направлены на передачу социального опыта подрастающему поколению и носили воспитательный и развивающий характер.
В 1932 году в Советском Союзе играм нашли широкое применение в педагогике: они стали использоваться в качестве основного метода обучения детей дошкольного возраста и были внедрены в высшее профессиональное образование.
На сегодняшний день игровые технологии заняли центральное место в воспитании и образовании подрастающего поколения. Их использование в образовательном процессе обусловлено принципом активности обучения. Поскольку он является ключевым доктринальным принципом, то и образовательный процесс строится на его основе. Игровые технологии стали ведущими в образовании, поскольку способствуют повышению мотивации у детей к обучению и развитию.
Сегодня игры все чаще используются в качестве основного инструмента в дошкольном образовании, а также в начальной школе. Такая деятельность может быть использована как средство для изучения конкретного понятия, темы школьной программы или даже целой части учебной дисциплины.
Со временем игровые технологии стали важным инструментом профессионального обучения на разных этапах школьного образования, поскольку они включены в состав классных и внеклассных занятий.
Основные направления применения игры как технологии обучения
Как уже говорилось, игра была средством развлечения с начала времен. В то же время, как развивающая ценность, она является важным атрибутом образования.
Ее использование в образовательной сфере реализуется в следующем:
- использование как метода организации внеклассной деятельности;
- может быть элементом технологии в общей образовательной деятельности;
- используется при изучении отдельных тем концепций, курсов и разделов образовательной области;
- внедрение игровой технологии происходит как метода организации учебной деятельности или на отдельных этапах учебной деятельности.
В общеобразовательной школе использование игровых технологий как метода организации уроков может включать в себя следующие виды применения:
- соревнование в учебном процессе;
- постановка целей урока в игровом формате;
- весь учебный процесс используется как инструмент для реализации игры;
- вся учебная деятельность представлена правилами в игровом формате;
- положительный результат выполнения дидактического задания связан с результатом игры.
Игровая форма обучения помогает мотивировать детей. Она делает процесс обучения интерактивным, а не односторонним, то есть позволяет обучающемуся выступать в качестве полноправного субъекта обучения.
Благодаря игре обучение носит взаимный характер: все участники учебной деятельности не только учатся, но и сами учат других за счет постоянного контакта между собой. Такая деятельность является наиболее развивающей и продуктивной.
7 функций игровых технологий в обучении и воспитании
Считается, что применение игровых технологий носит в себе несколько центральных функций. Их еще называют основными миссиями, рассмотрим их подробнее.
- Игровая терапия. Проекция трудностей из разных областей на конкретную ситуацию.
- Развлечение. Цель — вызвать интерес к процессу, развлечь и вдохновить.
- Когнитивная функция. Акцент на самоисследовании в игровой деятельности.
- Коммуникативная функция. Это идеальное поле для основной практики. Цель задания — разговор, ведущий к общей цели.
- Межкультурная коммуникация. Основана на социокультурных ценностях человека.
- Модифицирующая функция. Игроки пытаются найти варианты возможных событий и в процессе привнести позитивные изменения в ситуацию.
- Социальные навыки. Хорошим примером этого является общежитие. Участники игр помещаются в среду, где неизбежны объективные взаимоотношения.
Плюсы и минусы использования игровых технологий
Игровые технологии в обучении младших школьников приносят пользу. Они позволяют ученикам погрузиться в процесс обучения, часто перенося знания на практику или используя свой мозг, чтобы прийти к определенным выводам из учебника. Если игра рассчитана на длительный период времени и имеет несколько этапов, то ученики будут с нетерпением спешить на урок, чтобы узнать продолжение истории, укрепить свою позицию в игре или просто начать все сначала.
В целом, благодаря большой эмоциональной вовлеченности и радости учащимся легче запомнить материал, и они более мотивированы к обучению.
Однако для того, чтобы создать игру с вышеперечисленными характеристиками, преподавателям необходимо вложить много времени и усилий. Простое проставление звезд вместо оценок или видеороликов вместо лекций не даст необходимого долгосрочного эффекта или уровня вовлеченности, а качественные игры требуют разработки сюжетов, адаптации правил под конкретную аудиторию, разработки игровых артефактов (карточки, карты, фишки, награды, видеоролики) и т.д.
Еще один недостаток — нехватка времени в учебном процессе: 40-минутный урок не позволяет провести полноценную игру, включая анализ результатов (рекомендуемое время на игру — 1,5-2 часа).
на наши новости
500 000 пользователей!
В то время как необходим образовательный компонент, когда учитель вводит тему, объясняет правила, проводит занятие, анализирует результаты и делает выводы, время, отведенное на саму игру, составляет всего 15-20 минут. В такой ситуации можно говорить только об элементах игры в классе, то есть о геймификации.
Как применять игровые технологии в обучении
Игровые технологии, используемые в образовании, основаны на следующих принципах организации игровой деятельности:
- Принцип динамичности. Игра должна обладать динамизмом действия и сюжетной линией. В данном контексте имеет место развитие событий;
- Принцип связи игровой деятельности с реальной жизнью. В игру переносятся события и переживания реальной жизни учащегося;
- Принцип перехода от простого к сложному. Игры должны постепенно усложняться и развиваться по мере развития учащихся и их способностей;
- Принцип добровольности, предполагающий добровольное участие учащегося в игровом процессе;
- Принцип зависимости от реальности. Чувства ученика должны быть реальными в действии игры.
Стоит подробнее рассмотреть, что представляет собой игровая технология. Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать во время игры.
- Игры ради игр не следует внедрять в учебный процесс. Важным моментом является осознание целей метода. Преподавателям необходимо четко систематизировать процесс и понять, оправдан ли игровой метод по отношению к конкретной учебной теме. Введение развлекательной ценности стоит отслеживать и контролировать, поскольку педагогические и познавательные ориентиры имеют приоритет.
- Внедрение игровой технологии создает элемент соревнования и превращает дидактические задания в игровые.
- Вся работа на уроке полностью зависит от хода и правил конкретной игры.
- Качество поставленной задачи полностью определяется результатами.
- Правила воспроизводятся только в форме игр.
Разнообразие педагогических игр
Педагогические игры подразделяются на мыслительные, физические и рабочие (общественные и психологические). Такое деление структурирует целый раздел интерактивной педагогики. Однако это не единственная типология. В зависимости от типа образовательного процесса существуют 4 группы игр: познавательные, коммуникативные, учебные, репродуктивные.
В зависимости от того, как происходит игра, ее можно разделить на несколько групп, различие между которыми заключается в построении правил процесса: первые — игры со строгими правилами, вторые — игры, в которых правила определяются в процессе игры, третьи — игры с элементами свободной игры.
Игры, в которых действуют строгие правила, — это чаще всего игры с вещами, спортивные, интеллектуальные, строительные и музыкальные игры. В свободной игре вы увидите более творческие типы, такие как художественные, театральные, свадебные и профессиональные игры.
Также существует довольно много типов игр. Так можно выделить предметные, деловые, ролевые, имитационные, сюжетные, игры-драматизации.
Специфика каждого типа зависит от других факторов. Они также могут быть на открытом воздухе, в помещении или компьютерными. Наличие оборудования, местоположение и все эти факторы влияют на ход игры, и репетитор должен принимать их во внимание.
Профессионалы классифицируют игры по типам и организуют их соответствующим образом:
- обучение;
- противоборства, соревнования;
- праздники в виде игр;
- игровой фольклор;
- импровизация;
- драматические мероприятия;
- опросы, анкеты, тесты;
- старты, конкурсы и т.д.
Игровая ситуация в педагогике — один из важнейших аспектов интерактивного обучения детей. Эта система может быть применена как к дошкольникам, так и к старшеклассникам. Со временем она превращается из учебной деятельности в социально-профессиональную. Она накладывает свой отпечаток на процесс развития и становления ребенка, позволяя ему усваивать и запоминать больше информации.
Учителям бывает трудно оптимально сочетать игровые методы с другими направлениями обучения. Эффект заключается в том, что игровые технологии сочетают в себе несколько важных элементов. Здесь есть свобода действий и четкое разделение ответственности, напряжение и веселье, реальность и тайна, эмоциональное и рациональное мышление.
Игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников позволяют развить у детей чувство ответственности через личный интерес и отработку навыков работы в команде. Часть работы педагога заключается в том, чтобы способствовать мотивации. Поскольку дети мотивированы целями, которые они ставят перед собой во время игры, они в любом случае будут стараться полноценно запомнить весь материал, потому что это необходимо для победы.
Материал основан на следующих источниках:
- Учительская газета
- Всероссийский педагогический портал
- Портал Российской образование
- Воспитатели России
- Портал учителя РФ
Игровые технологии в обучении становятся все более популярными среди педагогов и родителей. Игры могут быть эффективным инструментом для развития детей и помощи им в усвоении новых знаний. Они позволяют детям активно участвовать в этапах обучения и решать разнообразные задачи. Групповые игры способствуют развитию коммуникативных и социальных навыков, а ролевые игры помогают детям развивать свою креативность и воображение.
[elementor-template id=»11299″]
Понравилась статья? Поделитесь: