Индивидуальная образовательная траектория: понятие и задачи
Сохранить статью:
Что это такое? Индивидуальная образовательная траектория – это новый тренд в образовании, который учитывает личные качества учащегося, его потенциал, склонности и запросы. Все это позволяет не просто передать знания, а научить ребенка тому, чем он интересуется больше всего.
Как организовать? Для создания ИОТ необходима работа родителей и педагога. Последний, в свою очередь, отвечает за успешную реализацию траектории и выступает помощником и наставником учащегося.
Понятие индивидуальной образовательной траектории
Перед современным школьным образованием не в последнюю очередь ставится задача учить детей проявлять и развивать свои личностные и индивидуальные качества. Под индивидуальностью подразумеваются некие особенности характера, психики человека, имеющие социальную ценность, делающие людей неповторимыми и непохожими друг на друга.
Всё это достигается путем применения индивидуализации. Имеется в виду многоступенчатый подход к работе с учениками, при котором непременно принимаются во внимание личностные особенности каждого, что позволяет детям в полной мере проявить себя, свои скрытые таланты, способности и возможности.
Индивидуализация реализуется в виде индивидуальной образовательной траектории (индивидуального образовательного маршрута).
Под индивидуальной образовательной траекторией обучающегося понимают именно его направление последовательного личностного развития и роста, где каждый следующий шаг обозначен своими составляющими и целями, а школьник, при содействии педагога, учится действовать самостоятельно, осмысленно, получает ценные жизненные знания и опыт.
Индивидуальный образовательный маршрут – это, собственно, образовательная деятельность школьника, осуществляемая постепенно, шаг за шагом. Потребности и задачи при этом могут быть разными, меняться быстрее или медленнее, что влечет за собой изменение и индивидуального образовательного маршрута. Он, в отличие от учебного плана, делает взаимодействие учителя и ученика более гибким, при том последовательным, расширяет спектр возможных работ и форм реализации поставленных задач.
Как происходит формирование индивидуальной образовательной траектории? Она, в виде дополнения к обязательным образовательным предметам, складывается из внеурочных занятий, свободной деятельности учеников, каких-либо дополнительных (элективных) курсов и т.п. И всё это школьник осваивает как самостоятельно, так и при непосредственном участии и поддержке преподавателя.
Компоненты ИОТ
Две основные составляющие индивидуальной образовательной траектории – это индивидуальный образовательный маршрут (представляющий собой содержательную часть) и выбранные для осуществления процесса образования технологии.
Индивидуальная образовательная деятельность учащегося должна включать в себя следующие важные компоненты:
- смысл выполняемой работы (то есть, отвечать на вопрос «Для чего мне это нужно?»);
- личностную цель (то есть, будущий ценный, значимый результат);
- план действий;
- шаги по исполнению этого плана;
- момент рефлексии (то есть, четкого понимания того, что и зачем делается);
- оценка достигнутых результатов;
- внесение корректив в цели и дальнейшие действия.
Вот факторы, под влиянием которых происходит выбор подходящей для того или иного случая индивидуальной образовательной траектории:
- понимание родителями и учеником необходимости результативной образовательной деятельности, индивидуальные потребности, интересы, личностные качества;
- если речь идет об одаренной личности, то образовательные потребности будут выше, и это надо учитывать;
- достаточность имеющихся ресурсов.
В качестве технологического инструмента для движения по ИОМ выступает персональная дополнительная образовательная программа. Чтобы она действовала максимально адресно и полностью выполняла возложенные на нее функции, эта программа должна:
- Давать ученику и его законным представителям право выбора направления образовательной деятельности, темпа её реализации и достижения личных намеченных целей. По сути, механизм самообразования и самореализации как раз и формируется, исходя из составленной программы, с возможностью на своё усмотрение выбирать основные виды деятельности.
- Адаптироваться в случае изменения требований.
- Быть максимально индивидуализированной (касательно целей, содержания, применяемых технологий) и подстроенной под запросы, особенности и потребности конкретного одаренного индивидуума.
- Способствовать развитию способностей детей, делать этот процесс максимально творческим, интересным и продуктивным.
Далее перечислены компоненты, из которых осуществляется построение индивидуального образовательного маршрута:
- Целевой компонент: формирование цели индивидуальной образовательной траектории и, собственно, образования, с учетом действующих стандартов (утвержденных на государственном уровне), запросов и мотивов учащегося.
- Содержательный компонент: подбор и системное группирование намеченных к изучению учебных предметов, с установлением необходимых связей как внутри этих предметов, так и между ними, а также между циклами образовательного процесса.
- Технологическая составляющая: подбор обучающих и воспитательных методик, технологий, систем и подходов.
- Диагностика: определение подходящих способов диагностики.
- Организационно-педагогическая составляющая: как именно будет осуществляться движение к намеченным педагогическим целям.
Задачи педагога как организатора учебно-воспитательного процесса здесь следующие:
- Придание педагогическому процессу ясной и четкой структуры: формирование целей, мотивации, персонального образовательного маршрута с учетом запросов ребенка и особенностей существующей образовательной среды.
- Обеспечение сопровождения: содействие учащемуся на протяжении всего индивидуального образовательного маршрута.
- Осуществление регулирования образовательного процесса путем подбора подходящих видов деятельности.
- Формулировка предполагаемых результатов.
Организация индивидуальной образовательной траектории педагогом
Рассмотрим поэтапное описание действий преподавателя, направленных на организацию учебного процесса и построение плана индивидуальной образовательной траектории по выбранному разделу, теме или области знаний.
- Этап первый.
Учитель определяет уровень развития учеников и степень проявления индивидуальных качеств характера, с учетом того, какую именно сферу (или её отдельное направление) предстоит изучать. Необходимо выявить, какой именно объём навыков и знаний уже есть у каждого, какие мотивы движут детьми, кому какая деятельность больше по душе, какие методологии и формы проведения уроков предпочтительнее.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Этап второй.
Каждый ученик выделяет и формулирует для себя главные аспекты намеченной для изучения темы, вычленяет в ней значимые образовательные объекты. То же самое проделывает и преподаватель.
- Этап третий.
Выработка личностного подхода к выбранной образовательной области знаний (или теме). Задача каждого ученика – вычленить здесь фундаментальные объекты, связанные с ними вопросы и проблемы, а затем определить собственное, личностное отношение к ним, понять для себя степень их значимости, разобраться, будет ли он (ученик) своей дальнейшей деятельностью оказывать на всё это влияние (и если да, то какое).
Основные аспекты будущей деятельности, требующие особого внимания, и ученику, и учителю следует зафиксировать и подобрать подходящие технологии и формы для ведения дальнейших действий.
- Этап четвертый.
Ученик (каждый – для себя) составляет собственную программу обучения, принимая во внимание и общие фундаментальные темы, и выбранные «свои». Данная программа рассчитывается на конкретный временной промежуток и представляет собой продукт оргдеятельного типа.
Она призвана подталкивать ученика к максимальному раскрытию своих внутренних личностных качеств и возможностей. Оценка результатов оргдеятельности осуществляется по аналогии с оценкой предметных знаний (теми же методами диагностики и контроля).
- Этап пятый.
Параллельное выполнение общей, принятой для всего коллектива программы образования и собственных персональных программ каждого обучающегося. Для этого в каждом отдельном случае отводится конкретный временной отрезок. Например, урок в случае с учениками младших классов либо неделя (и более) для учащихся старшего звена.
На данном этапе обучающийся последовательно шаг за шагом занимается образовательной деятельностью, то есть, ставит цели, составляет план, затем (следуя этому плану) достигает их, рефлексирует, сравнивает, насколько достигнутый результат соответствует целям, выносит оценку собственным действиям.
- Этап шестой.
Ученики выносят на всеобщее обсуждение собственные образовательные продукты, полученные в ходе вышеописанной деятельности. Учитель при этом демонстрирует культурные аналоги личным продуктам (разработанным учениками). В качестве таких аналогов выступают некие идеальные объекты (законы, теории, понятия и прочие элементы познания), взятые из уже накопленного человеческого опыта и объёма знаний.
На данном этапе перед учащимися стоит задача обнаружить в окружающей действительности именно те составляющие (проблемы, вопросы или конечные продукты), которые удалось сгенерировать в ходе движения по своей собственной образовательной траектории.
- Этап седьмой.
Рефлексия и оценка результатов. Ученики смотрят, какие были поставлены цели (как коллективные, так и персональные), и что в итоге получилось.
Оценка и самооценка результатов образовательной деятельности (лично каждого учащегося, всего коллектива, и преподавателя тоже) происходит, во-первых, путем рефлексивного осмысливания проделанной работы. А во-вторых, с привлечением существующих методов контроля. Тут необходимо проверить, насколько полно достигнуты поставленные цели, каково качество полученного в итоге продукта. Всё тщательно анализируется, делаются соответствующие выводы.
В целом ученик, планомерно двигаясь по индивидуальной образовательной траектории, получает прекрасные возможности для развития, саморазвития и роста. Сначала он, придерживаясь персональной программы, знакомится с некими фундаментальными основами образования и дает им собственную оценку, а заканчивает формированием уникального личностного мировосприятия, образа жизни и отношения ко всему окружающему.
Пример использования ИОТ
Учащийся средней школы Андрей уже несколько лет член волейбольной команды. Спорт любит, старается попасть и на тренировки, и на уроки, но успеваемость всё же в какой-то момент падает из-за частых отлучек на соревнования. Плюс еще добавилась травма, пришлось её лечить в больнице и снова пропускать школу. В итоге по математике он «съехал», оценки стали совсем плохими, и улучшений не намечалось.
Родители, посовещавшись, решили, что без репетитора не обойтись. Пригласили учителя математики с внушительным опытом работы за плечами. Тот сначала поговорил, вник в ситуацию, посмотрел, какие записи велись в тетрадях, что есть из учебников. А дальше составил для Андрея план индивидуальной образовательной траектории сроком на 2 месяца (3 занятия в неделю по 2 часа каждое).
С репетитором были проработаны все пропущенные темы, он помогал справляться с домашними заданиями, хоть временами материал давался Андрею очень нелегко.
Контрольная, проведенная через две недели, показала очень хорошие результаты. Работу Андрей проверял самостоятельно по известным ему критериям. Вместе с учителем они разобрали ошибки, выявили их причины. Далее продолжали делать упражнения по проблемным темам, использовали схемы, таблицы, доступный цифровой и электронный инструментарий.
Ученику все легче давалось выполнение заданий, в итоге он уже нарочно сам искал задачи посложнее, чтобы постараться их решить. Андрею и раньше нравилась математика, а теперь он даже собирается связать с нею свою будущую профессиональную деятельность.
Прошло полтора месяца, снова появились хорошие отметки. Более того, через месяц юноша даже стал участником общегородской олимпиады по математике. В этом была заслуга и его, и родителей, и отличного репетитора. Уровень знаний и личностных качеств стал выше, именно благодаря грамотно построенной индивидуальной образовательной траектории.
В развитии детей и подростков индивидуализация образования имеет большое значение. Оно помогает качественно улучшать познавательную деятельность, корректировать личную образовательную траекторию, проявлять большую самостоятельность в выборе действий и при принятии решений. Именно так воспитывается ответственность, умение всю жизнь стремиться к повышению качества знаний и применять это в выбранной профессиональной деятельности.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: