Что такое инженерный класс: зачем детям в нем учиться
Сохранить статью:
Что это? Проект «Инженерный класс» стартовал 1 сентября 2022 года. В современных реалиях задача подготовки высококвалифицированных специалистов ставится уже перед школой, а не только перед вузами и ссузами.
Кому подходит? Здесь школьная программа дополняется линейкой профильных предметов, которые позволяют в будущем существенно облегчить получение высшего образования по выбранной инженерной специальности. Чем же занимаются дети в таких классах?
Задачи проекта «Инженерный класс в школе»
Согласно информации пресс-службы Министерства просвещения, инженерные классы будут открыты в 96 школах в 23 регионах. В данных образовательных учреждениях был проведен капремонт, установлено все необходимое оборудование, к примеру 3D-принтеры, квадрокоптеры и осциллографы. Поэтому ученики смогут отрабатывать полученные теоретические знания на практике.
Инженерные классы в школах в 2022 году появились благодаря решению главы государства. Это значит, что со школьного возраста детей будут готовить к тому, чтобы они стали высококвалифицированными сотрудниками, обеспечивающими технологический суверенитет Российской Федерации.
На рынке труда в области авиа- и судостроения к соискателям выдвигаются достаточно жесткие требования. Чтобы специалист был востребован, он должен получать углубленные знания и навыки, начиная со средней и старшей школы.
Поступление в инженерный класс – это шанс для школьников стать инженерами, узнать больше о будущей профессии, выбрать область, в которой они будут работать в дальнейшем.
В следующем учебном году увеличится список участников данного проекта, поскольку откроются школы, а также появятся новые субъекты РФ.
В заявлениях пресс-службы Министерства просвещения говорится о том, что в проекте могут поучаствовать профильные высшие учебные заведения, а также компании-работодатели.
В качестве основных индустриальных партнеров выступают Объединенная авиастроительная корпорация и Объединенная судостроительная корпорация. Флагманские вузы – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Московский авиационный институт. Данные организации обеспечат методическое сопровождение, а также повышение квалификации учителей в школах.
Чтобы открыть инженерный класс в РФ, необходимо вести профильные предметы для будущих технических специалистов высшего звена. Поэтому педагоги должны освоить следующие направления:
- «Авиамоделирование».
- «3D-моделирование и 3D-печать».
- «Оптика лазеров».
- «Морская робототехника и судомоделизм».
На сайте проекта содержится следующая информация: изучать судостроение нужно с пятого класса, а авиастроение с десятого. Чтобы записаться в инженерно-технологический класс, ребенок должен пройти отбор.
Профильные направления в новых школах конкретизировал заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко в своем докладе на совещании 11.04.2022.
Согласно его заявлению, компетенция должна быть наращена в таких областях, как микроэлектроника, фармацевтика, генетика, агроинженерия, электротранспорт и возобновляемая энергетика.
Специализироваться молодые инженеры будут по направлениям цифрового проектирования и моделирования. Сюда относятся робототехника, искусственный интеллект, большие данные, цифровые двойники. На конец 2022 года было разработано 30 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров.
Специализированные инженерные классы будут полностью оснащены. В них оборудуют лаборатории, умные виртуальные фабрики, технопарки с современным оборудованием и мощными системами вычисления.
Поскольку денежных средств, полученных из Федерального бюджета, будет недостаточно для создания инженерных классов и покупки оборудования, то Правительство РФ рассчитывает на поддержку крупных организаций.
В качестве партнеров будут выступать российские компании, в которых есть острый недостаток квалифицированных специалистов: «Яндекс», «Ростех», РЖД, КамАЗ, «Синара».
На сегодняшний день они готовы предоставить полтора миллиарда рублей на создание научно-инженерных классов. Однако Правительство России уверено, что сумма финансирования вне бюджета увеличится в ближайшее время.
В постановлении указано, что государство рассчитывает получить спонсорские средства на организацию инженерных классов в РФ на уровне 35 % в 2022 году, 25 % – в 2023 году, 20 % – в 2024 году.
Специалисты высокотехнологичных фирм будут привлечены в качестве преподавателей в школах. Они начнут проводить стажировки магистрантов технических направлений. Также обучаться юные инженеры смогут на производственных площадках региональных компаний.
Опытные профессионалы будут передавать знания и умения по обслуживанию сложных систем тем ученикам, кто прошел конкурс в инженерный класс. Такой формат наставничества предложил руководитель сборочного цеха завода «Пермские моторы».
В профильных инженерных классах к концу 2024 года будут обучаться 90 человек, к концу 2030 выпускниками таких классов станут уже 333 человека. Кроме того, через 8 лет в отечественных фирмах будут трудоустроены 1335 выпускников таких классов.
Отличие инженерного класса от обычного физико-математического
В классе с физико-математическим уклоном на изучение профильных предметов отведено больше времени. Ученики изучают теорию, после чего овладевают технологиями.
Но что это такое – инженерный класс в школе? В нем, помимо профильного изучения технических предметов, можно параллельно знакомиться с инженерными специальностями, чтобы выбрать сферу деятельности, в которой юный специалист будет трудиться в дальнейшем. Помимо углубленного изучения математики, физики и информатики, школьники могут пройти элективные курсы по следующим направлениям:
- компьютерное черчение;
- коллоидная химия и основы нанотехнологии;
- альтернативная электроэнергетика;
- программирование в среде SCRATCH;
- 3D-моделирование в программе SketchUp.
Обязательное мероприятие для учеников инженерного класса – сдача предпрофессионального экзамена. Успешно справившись с этим испытанием, школьники смогут получить дополнительные баллы и поступить в технический вуз.
Ученики подготавливают проекты, чтобы представить их на конференции «Инженеры будущего», соревнованиях по робототехнике, на всевозможных конкурсах проектных и исследовательских работ. Если школьник займет призовое место, то ему также будут начислены баллы, и поэтому он легко поступит в высшее учебное заведение.
Осознанный выбор предметов и посещение инженерного класса позволяет школьникам правильно определиться с инженерной специальностью, по которой они станут трудиться в будущем. При поступлении в технический вуз студенты будут знать, как решать инженерные задачи, у них появится четкое видение учебного процесса и дальнейшей работы.
Программа инженерных классов
Инженерные классы по техническим профессиям нужны для того, чтобы сформировать у школьников:
- системное инженерное мышление;
- коммуникативную компетенцию;
- цифровые навыки;
- функциональную грамотность.
Обладая этими навыками, молодой специалист сможет быстро адаптироваться к существованию и работе в цифровой среде.
на наши новости
500 000 пользователей!
Если ребенок поступает в первый инженерный класс в школе, у него развивается мышление, которое направлено на обеспечение деятельности с техническими объектами, оно осуществляется на когнитивном и инструментальном уровнях. Такое мышление можно характеризовать как:
- политехничное;
- конструктивное;
- научно-теоретическое;
- преобразующее;
- творческое;
- социально-позитивное.
Свойства инженерного мышления ребенка младшего школьного возраста:
- Познавательные универсальные учебные действия: анализ, синтез, аналогия, моделирование, обобщение, планирование.
- Качества мышления: гибкость, вариативность, рациональность.
- Конструктивные способности.
Выбрав профиль и поступив в инженерный класс, ребенок получает возможность учиться по новой модели по программам общеобразовательных и дополнительных предметов.
Данный проект призван помочь детям школьного возраста выбрать будущую техническую специальность, а также обеспечивает получение дополнительных навыков и умений.
Цели проекта:
- Развить предпрофильные и профильные инженерные классы, которые реализуют естественнонаучное техническое направление.
- Создать качественную модель профильного обучения, чтобы дети могли освоить профессию по инженерной специальности.
- Сформировать контингент поступающих в вузы на технический профиль.
- Привлечь школьников к научно-исследовательской работе.
Поступить в инженерный класс смогут одаренные дети, они получат шанс развиваться и самореализовываться, при этом проявляя интерес к инженерному творчеству.
При обучении в инженерно-техническом классе у ребенка сформируется и усовершенствуется самостоятельность, он станет мотивирован к исследовательской и проектной деятельности.
Посещая занятия по робототехнике, школьник сможете узнать, как осуществляются производственные и социально значимые процессы.
Педагоги должны разработать индивидуальную образовательную программу для каждого ученика, обеспечить условия для того, чтобы ребенок мог выбрать направление, которое ему будет интересно в дальнейшем.
В открытом инженерном пространстве действуют строгие научные принципы:
- Внедрение проектных инициатив.
- Организация пространства свободного выбора форм деятельности для школьников.
- Индивидуальный подход к обучению.
- Поддержка готовности к саморазвитию и постоянному образованию.
- Оптимальная организация учебного процесса.
- Продуктивность и партнерские отношения.
Обеспечение материально-технической базы в инженерном классе осуществляется за счет использования конструкторов и наборов по робототехнике российского и иностранного производства.
Наборы по робототехнике и конструкторы, которыми оснащаются инженерные классы, помогают наглядно показать школьникам физические процессы и явления.
Комплекты предназначены для изучения тематических циклов: простые машины и механизмы, оптические явления, жидкости и гидравлические процессы, мощность и движение.
С помощью проекта «Инженерные классы» получится реализовать модель непрерывного образования в единой цепочке «школа – вуз – компания», обеспечив условия для создания квалифицированных кадров, которые будут трудиться в высокотехнологичных организациях нашей страны.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: