Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
ИОМ педагога и его особенности
Главная > Блог > ИОМ педагога и его особенности
15.03.2023
1238
Время чтения: 15 минут

ИОМ педагога и его особенности

Что это? ИОМ педагога – индивидуальный образовательный маршрут, одна из технологий развития его профессиональной компетенции. Ее реализация возможна при методическом сопровождении. Когда преподаватель формирует свой индивидуальный образовательный маршрут, его уроки становятся уникальными, непохожими на другие.

В чем суть? Ключевыми параметрами ИОМ являются мотивация педагога к развитию с одной стороны и его индивидуальные способности – с другой. Так, преподаватель становится субъектом собственного развития.

Оглавление:
  1. Что такое ИОМ педагога
  2. Для чего педагогу необходим ИОМ
  3. Направления ИОМ педагога
  4. Какие разделы нужно включить в ИОМ педагога
  5. Что может входить в каждое из направлений работы педагога
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что такое ИОМ педагога

Работа над индивидуальной образовательной программой, направленной на развитие профессиональной компетентности, предполагает методическое сопровождение. В процессе реализации ИОМ педагога нарабатываются профессиональные навыки, повышается самооценка учителя, растет уверенность в себе, увеличивается творческий потенциал. Все это отвечает профессиональному стандарту педагога.

ИОМ педагога

Специалист сам занимается разработкой своей образовательной программы повышения квалификации в рамках непрерывного образования, планируя, в какие сроки и в каких формах ему удобнее проходить различные курсы.

ИОМ педагога считается технологией развития в профессиональной сфере, в рамках которой происходит формирование эффективной образовательной программы с четкой структурой. Ее целью является повышение профессионального мастерства.

При помощи данного инструмента педагог оценивает личные успехи, получает возможность расти и справляться с аттестацией.

Подобный индивидуальный образовательный маршрут не входит в число обязательных документов. Есть две причины, по которым его выбирают в качестве способа развития профессиональных качеств:

  • изменение требований к компетентности сотрудников образовательных организаций;
  • необходимость давать школьникам более глубокие знания.

Для чего педагогу необходим ИОМ

Учебный процесс все время претерпевает изменения, что объясняется нюансами развития современных ребят школьного возраста, ускоренными темпами научно-технического прогресса, появлением новых образовательных стандартов. Теперь учитель должен постоянно заниматься самообразованием, изучать цифровые технологии, а целеустремленность становится его основным качеством.

ИОМ педагога

Благодаря ИОМ педагогу проще добиться высокого уровня компетенции, отслеживать результаты труда, замечать достижения, формировать отчетность.

Направления ИОМ педагога

ИОМ содержит в себе несколько направлений работы:

Профессиональное направление

В его рамках учитель выполняет следующие задачи:

  • изучение новых образовательных стандартов;
  • ознакомление с образовательной программой ДОУ, уяснение существующих в ней особенностей и требований;
  • разработка комплексно-тематического планирования по темам с учетом требований ФГОС и образовательной программы дошкольного образовательного учреждения;
  • знакомство с технологиями, недавно появившимися в сфере педагогики – для этого используют предметные издания и Интернет;
  • прохождение планового повышения квалификации на соответствующих курсах для воспитателей;
  • сдача плановой аттестации, позволяющей подтвердить или повысить квалификационную категорию;
  • публикации в профессиональных изданиях, брошюрах;
  • участие в профессиональных конкурсах для педагогов ДОУ.

Психолого-педагогическое направление

Предполагает:

  • ознакомление с литературой методической, педагогической и психологической направленности, систематизацию изученных материалов;
  • повышение квалификации, изменение принципов собственной работы ради применения инновационных технологий обучения.

ИОМ педагога

Методическое направление ИОМ

Требует от педагога:

  • углублять знания в области системно-деятельностного подхода;
  • осваивать новые формы, методы, приемы воспитания и обучения;
  • повышать уровень мастерства в сфере педагогики на МО;
  • знакомиться при помощи сети Интернет с опытом лучших педагогов ДОУ города, региона;
  • изучать принципы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и одаренными;
  • посещать занятия, которые проводятся коллегами, обмениваться опытом;
  • анализировать собственную работу;
  • переходить на новые формы индивидуализации;
  • участвовать в семинарах, готовить выступления для МО, педсоветов, конференций;
  • обобщать и делиться своим профессиональным опытом.

Информационно-компьютерные технологии как отдельное направление ИОМ педагога и психолога

Предполагают следующую работу:

  • изучение соответствующих технологий и их применение в процессе обучения ребят, а также совершенствование собственных навыков как пользователя ПК;
  • формирование и ежемесячное пополнение личного сайта;
  • создание e-mail для общения с единомышленниками;
  • освоение новых программ и технических средств обучения, к которым относится, например, мультимедийный проектор;
  • подготовка мультимедийных презентаций, содержащих информацию о работе учителя, классного руководителя, руководителя МО;
  • сбор и анализ доступной в Сети информации, касающейся начального обучения, педагогики, психологии, подготовка комплекта сценариев уроков при помощи IT, создание копилки методических материалов;
  • формирование пакета тестового материала в электронном виде;
  • разработка комплекта тематических занятий, родительских собраний, пр. – все материалы создаются в электронном варианте и задействуются во время воспитательной работы с коллективом;
  • участие в онлайн-конкурсах;
  • размещение собственных разработок на сайтах в Сети.

Какие разделы нужно включить в ИОМ педагога

Оформляют ИОМ согласно требованиям ФГОС. Документ имеет четкую структуру, которая включает в себя:

Титульный лист, где указываются:

  • название образовательной организации;
  • фамилия, имя и отчество педагога;
  • квалификационная категория данного специалиста.

Персональные сведения:

  • фамилия, имя и отчество педагога;
  • должность, которую он занимает в конкретном учреждении;
  • сведения об основном образовании и профессиональной переподготовке;
  • дата последней аттестации;
  • квалификационная категория, присвоенная педагогу, подготовившему ИОМ;
  • стаж работы в педагогической сфере;
  • сведения о пройденных курсах повышения квалификации.

ИОМ педагога

Пояснительную записку с указанием:

  • методической темы общешкольного уровня;
  • темы, над которой работает методическое объединение или МО;
  • индивидуальной темы, выбранной для самообразования;
  • поставленных педагогом в рамках ИОМ целей и задач;
  • последовательности действий для их реализации;
  • сроков работы, формы, используемой для предоставления отчетности о выполненной работе.

Дорожную карту, которая может иметь вид таблицы и содержит в себе:

  • направления работы: профессиональное, психолого-педагогическое, методическое;
  • список мероприятий, запланированных для каждого направления;
  • сроки их проведения;
  • предполагаемые итоги каждого мероприятия – это могут быть повышение компетентности педагога, изменение качественных показателей его работы, переход на новые методы обучения;
  • формы представления результатов: УПК, сертификат, выступление на заседаниях МО, проведение открытого урока, разработка пакета типов педагогической диагностики, подготовка презентации, портфолио, методического пособия, пр.;
  • отметка о достижении цели, оценка эффективности проведенной работы.

Формы самообразовательной деятельности, а именно педагог может:

  • проходить курсы, предлагаемые институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования;
  • участвовать в методических практикумах в ДОУ в рамках ИОМ педагога;
  • обсуждать с коллегами специальную литературу педагогической, психологической тематики;
  • готовиться к аттестации;
  • участвовать в научно-практических конференциях;
  • обобщать полученный опыт работы, делать соответствующие публикации;
  • изучать информационные технологии в сфере образования и воспитания;
  • участвовать в теоретических семинарах, касающихся проблем повышения качества образования и личностно-профессионального развития педагога;
  • обсуждать проблемы самообразования в рамках заседаний методического совета, методических объединений воспитателей, в проблемных группах;
  • работать в творческих мастерских;
  • анализировать собственную деятельность в течение года, оценивать полученный опыт.

ИОМ педагога

Формы представления результатов в ИОМ педагога:

  • подготовка портфолио;
  • предоставление творческого отчета;
  • проведение мастер-класса;
  • организация творческой мастерской;
  • создание педагогического проекта;
  • подготовка отчета об итогах внедрения или ходе инновационной деятельности;
  • проведение презентации опыта работы над конкретной проблемой.

Отдельно выделяют графы, в которых фиксируется результативность реализации педагогом ИОМ за текущий год. В них указывают:

  • Достижения по каждому направлению – нужно представить конкретный педагогический продукт. Это может быть сценарий праздника, пакет видов педагогической диагностики, методические рекомендации, консультации, статьи, разработки занятий, пр.
  • Субъективную оценку результатов, то есть рефлексию деятельности и полученного результата по каждому из направлений. Здесь допускаются формы самоанализа, творческого отчета, самопрезентации.
  • Формы представления достижений, в том числе только планируемых – обязательно фиксируются место и время проведения презентации.

Работа педагога с ИОМ требует обязательного выполнения следующих правил:

  • Заполнение документа нельзя откладывать на конец учебного года, важно делать все сразу после завершения каждого этапа.
  • Не нужно пытаться равномерно заполнить все пункты. Разумнее взять одно направление педагогической деятельности, в котором педагог добивается максимальных результатов.
  • Необходимо стараться быть объективным, оценивая свою работу. Такой подход позволяет верно выбирать цели и направления деятельности.

Накопленные в течение учебного года материалы используются для анализа педагогической деятельности. Результаты сопоставляют с изначально выбранными целями и задачами. Таким образом удается внести изменения в ИОМ педагога, чтобы пользоваться им в течение следующего года.

Что может входить в каждое из направлений работы педагога

Каждый ИОМ содержит в себе три направления работы, предполагающих самосовершенствование педагога.

ИОМ педагога

Профессионально-предметное направление

Имеет непосредственное отношение к предмету, которому учит детей педагог школы, составивший ИОМ. Здесь учитель:

  • изучает ФГОС, новые программы, учебники, учебно-методические комплексы;
  • читает профильные журналы, выпускаемые для педагогов;
  • готовит рабочие программы для преподавания своего предмета;
  • проходит плановые аттестации;
  • публикует собственные материалы в СМИ, Интернете;
  • участвует в профессиональных конкурсах;
  • проходит переподготовку, повышает квалификацию.

Психолого-педагогическое направление

Целью которого является эффективное взаимодействие с ребятами и их родителями. Педагог занимается:

  • изучением психолого-педагогической литературы;
  • внеклассной работой с учениками;
  • проведением родительских собраний.

Методическое направление

Предполагает, что педагог (автор ИОМ):

  • на регулярной основе анализирует свою работу;
  • знакомится с технологиями, методами, приемами, применяемыми для обучения его дисциплине;
  • участвует в методических объединениях, педсоветах, конференциях;
  • проводит открытые уроки, присутствует на занятиях коллег с целью обмена опытом;
  • выступает на олимпиадах, конкурсах;
  • делится собственным опытом в профессиональной сфере.

Это три ключевых направления из образца ИОМ педагога. Их можно дополнить и другими: эстетическое направление, в области ИКТ, использование технологий, направленных на сохранение здоровья, пр.

Учебный процесс не стоит на месте, что объясняется повышением темпов научно-технического прогресса, появлением новых образовательных стандартов, особенностями развития ребят школьного возраста. Учитывая актуальные тенденции, каждый преподаватель должен регулярно изучать и применять на практике современные цифровые технологии, а его основными чертами становятся потребность в самообразовании, готовность добиваться целей.

Готовый ИОМ позволяет педагогу достичь высокого уровня развития в профессиональной сфере. Данный документ упрощает фиксацию успехов, позволяет следить за результатами работы, формировать отчетность.

Важно не относиться к созданию ИОМ как к формальности, а использовать творческий подход, учитывать собственные интересы и цели образовательного учреждения и учеников. Тогда индивидуальный образовательный маршрут позволит добиваться успехов на пути к педагогическому мастерству.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw