Что это? ИОМ педагога – индивидуальный образовательный маршрут, одна из технологий развития его профессиональной компетенции. Ее реализация возможна при методическом сопровождении. Когда преподаватель формирует свой индивидуальный образовательный маршрут, его уроки становятся уникальными, непохожими на другие.
В чем суть? Ключевыми параметрами ИОМ являются мотивация педагога к развитию с одной стороны и его индивидуальные способности – с другой. Так, преподаватель становится субъектом собственного развития.
Что такое ИОМ педагога
Работа над индивидуальной образовательной программой, направленной на развитие профессиональной компетентности, предполагает методическое сопровождение. В процессе реализации ИОМ педагога нарабатываются профессиональные навыки, повышается самооценка учителя, растет уверенность в себе, увеличивается творческий потенциал. Все это отвечает профессиональному стандарту педагога.
Специалист сам занимается разработкой своей образовательной программы повышения квалификации в рамках непрерывного образования, планируя, в какие сроки и в каких формах ему удобнее проходить различные курсы.
ИОМ педагога считается технологией развития в профессиональной сфере, в рамках которой происходит формирование эффективной образовательной программы с четкой структурой. Ее целью является повышение профессионального мастерства.
При помощи данного инструмента педагог оценивает личные успехи, получает возможность расти и справляться с аттестацией.
Подобный индивидуальный образовательный маршрут не входит в число обязательных документов. Есть две причины, по которым его выбирают в качестве способа развития профессиональных качеств:
- изменение требований к компетентности сотрудников образовательных организаций;
- необходимость давать школьникам более глубокие знания.
Для чего педагогу необходим ИОМ
Учебный процесс все время претерпевает изменения, что объясняется нюансами развития современных ребят школьного возраста, ускоренными темпами научно-технического прогресса, появлением новых образовательных стандартов. Теперь учитель должен постоянно заниматься самообразованием, изучать цифровые технологии, а целеустремленность становится его основным качеством.
Благодаря ИОМ педагогу проще добиться высокого уровня компетенции, отслеживать результаты труда, замечать достижения, формировать отчетность.
Направления ИОМ педагога
ИОМ содержит в себе несколько направлений работы:
Профессиональное направление
В его рамках учитель выполняет следующие задачи:
- изучение новых образовательных стандартов;
- ознакомление с образовательной программой ДОУ, уяснение существующих в ней особенностей и требований;
- разработка комплексно-тематического планирования по темам с учетом требований ФГОС и образовательной программы дошкольного образовательного учреждения;
- знакомство с технологиями, недавно появившимися в сфере педагогики – для этого используют предметные издания и Интернет;
- прохождение планового повышения квалификации на соответствующих курсах для воспитателей;
- сдача плановой аттестации, позволяющей подтвердить или повысить квалификационную категорию;
- публикации в профессиональных изданиях, брошюрах;
- участие в профессиональных конкурсах для педагогов ДОУ.
Психолого-педагогическое направление
Предполагает:
- ознакомление с литературой методической, педагогической и психологической направленности, систематизацию изученных материалов;
- повышение квалификации, изменение принципов собственной работы ради применения инновационных технологий обучения.
Методическое направление ИОМ
Требует от педагога:
- углублять знания в области системно-деятельностного подхода;
- осваивать новые формы, методы, приемы воспитания и обучения;
- повышать уровень мастерства в сфере педагогики на МО;
- знакомиться при помощи сети Интернет с опытом лучших педагогов ДОУ города, региона;
- изучать принципы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и одаренными;
- посещать занятия, которые проводятся коллегами, обмениваться опытом;
- анализировать собственную работу;
- переходить на новые формы индивидуализации;
- участвовать в семинарах, готовить выступления для МО, педсоветов, конференций;
- обобщать и делиться своим профессиональным опытом.
Информационно-компьютерные технологии как отдельное направление ИОМ педагога и психолога
Предполагают следующую работу:
- изучение соответствующих технологий и их применение в процессе обучения ребят, а также совершенствование собственных навыков как пользователя ПК;
- формирование и ежемесячное пополнение личного сайта;
- создание e-mail для общения с единомышленниками;
- освоение новых программ и технических средств обучения, к которым относится, например, мультимедийный проектор;
- подготовка мультимедийных презентаций, содержащих информацию о работе учителя, классного руководителя, руководителя МО;
- сбор и анализ доступной в Сети информации, касающейся начального обучения, педагогики, психологии, подготовка комплекта сценариев уроков при помощи IT, создание копилки методических материалов;
- формирование пакета тестового материала в электронном виде;
- разработка комплекта тематических занятий, родительских собраний, пр. – все материалы создаются в электронном варианте и задействуются во время воспитательной работы с коллективом;
- участие в онлайн-конкурсах;
- размещение собственных разработок на сайтах в Сети.
Какие разделы нужно включить в ИОМ педагога
Оформляют ИОМ согласно требованиям ФГОС. Документ имеет четкую структуру, которая включает в себя:
Титульный лист, где указываются:
- название образовательной организации;
- фамилия, имя и отчество педагога;
- квалификационная категория данного специалиста.
Персональные сведения:
- фамилия, имя и отчество педагога;
- должность, которую он занимает в конкретном учреждении;
- сведения об основном образовании и профессиональной переподготовке;
- дата последней аттестации;
- квалификационная категория, присвоенная педагогу, подготовившему ИОМ;
- стаж работы в педагогической сфере;
- сведения о пройденных курсах повышения квалификации.
Пояснительную записку с указанием:
- методической темы общешкольного уровня;
- темы, над которой работает методическое объединение или МО;
- индивидуальной темы, выбранной для самообразования;
- поставленных педагогом в рамках ИОМ целей и задач;
- последовательности действий для их реализации;
- сроков работы, формы, используемой для предоставления отчетности о выполненной работе.
на наши новости
500 000 пользователей!
Дорожную карту, которая может иметь вид таблицы и содержит в себе:
- направления работы: профессиональное, психолого-педагогическое, методическое;
- список мероприятий, запланированных для каждого направления;
- сроки их проведения;
- предполагаемые итоги каждого мероприятия – это могут быть повышение компетентности педагога, изменение качественных показателей его работы, переход на новые методы обучения;
- формы представления результатов: УПК, сертификат, выступление на заседаниях МО, проведение открытого урока, разработка пакета типов педагогической диагностики, подготовка презентации, портфолио, методического пособия, пр.;
- отметка о достижении цели, оценка эффективности проведенной работы.
Формы самообразовательной деятельности, а именно педагог может:
- проходить курсы, предлагаемые институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- участвовать в методических практикумах в ДОУ в рамках ИОМ педагога;
- обсуждать с коллегами специальную литературу педагогической, психологической тематики;
- готовиться к аттестации;
- участвовать в научно-практических конференциях;
- обобщать полученный опыт работы, делать соответствующие публикации;
- изучать информационные технологии в сфере образования и воспитания;
- участвовать в теоретических семинарах, касающихся проблем повышения качества образования и личностно-профессионального развития педагога;
- обсуждать проблемы самообразования в рамках заседаний методического совета, методических объединений воспитателей, в проблемных группах;
- работать в творческих мастерских;
- анализировать собственную деятельность в течение года, оценивать полученный опыт.
Формы представления результатов в ИОМ педагога:
- подготовка портфолио;
- предоставление творческого отчета;
- проведение мастер-класса;
- организация творческой мастерской;
- создание педагогического проекта;
- подготовка отчета об итогах внедрения или ходе инновационной деятельности;
- проведение презентации опыта работы над конкретной проблемой.
Отдельно выделяют графы, в которых фиксируется результативность реализации педагогом ИОМ за текущий год. В них указывают:
- Достижения по каждому направлению – нужно представить конкретный педагогический продукт. Это может быть сценарий праздника, пакет видов педагогической диагностики, методические рекомендации, консультации, статьи, разработки занятий, пр.
- Субъективную оценку результатов, то есть рефлексию деятельности и полученного результата по каждому из направлений. Здесь допускаются формы самоанализа, творческого отчета, самопрезентации.
- Формы представления достижений, в том числе только планируемых – обязательно фиксируются место и время проведения презентации.
Работа педагога с ИОМ требует обязательного выполнения следующих правил:
- Заполнение документа нельзя откладывать на конец учебного года, важно делать все сразу после завершения каждого этапа.
- Не нужно пытаться равномерно заполнить все пункты. Разумнее взять одно направление педагогической деятельности, в котором педагог добивается максимальных результатов.
- Необходимо стараться быть объективным, оценивая свою работу. Такой подход позволяет верно выбирать цели и направления деятельности.
Накопленные в течение учебного года материалы используются для анализа педагогической деятельности. Результаты сопоставляют с изначально выбранными целями и задачами. Таким образом удается внести изменения в ИОМ педагога, чтобы пользоваться им в течение следующего года.
Что может входить в каждое из направлений работы педагога
Каждый ИОМ содержит в себе три направления работы, предполагающих самосовершенствование педагога.
Профессионально-предметное направление
Имеет непосредственное отношение к предмету, которому учит детей педагог школы, составивший ИОМ. Здесь учитель:
- изучает ФГОС, новые программы, учебники, учебно-методические комплексы;
- читает профильные журналы, выпускаемые для педагогов;
- готовит рабочие программы для преподавания своего предмета;
- проходит плановые аттестации;
- публикует собственные материалы в СМИ, Интернете;
- участвует в профессиональных конкурсах;
- проходит переподготовку, повышает квалификацию.
Психолого-педагогическое направление
Целью которого является эффективное взаимодействие с ребятами и их родителями. Педагог занимается:
- изучением психолого-педагогической литературы;
- внеклассной работой с учениками;
- проведением родительских собраний.
Методическое направление
Предполагает, что педагог (автор ИОМ):
- на регулярной основе анализирует свою работу;
- знакомится с технологиями, методами, приемами, применяемыми для обучения его дисциплине;
- участвует в методических объединениях, педсоветах, конференциях;
- проводит открытые уроки, присутствует на занятиях коллег с целью обмена опытом;
- выступает на олимпиадах, конкурсах;
- делится собственным опытом в профессиональной сфере.
Это три ключевых направления из образца ИОМ педагога. Их можно дополнить и другими: эстетическое направление, в области ИКТ, использование технологий, направленных на сохранение здоровья, пр.
Учебный процесс не стоит на месте, что объясняется повышением темпов научно-технического прогресса, появлением новых образовательных стандартов, особенностями развития ребят школьного возраста. Учитывая актуальные тенденции, каждый преподаватель должен регулярно изучать и применять на практике современные цифровые технологии, а его основными чертами становятся потребность в самообразовании, готовность добиваться целей.
Готовый ИОМ позволяет педагогу достичь высокого уровня развития в профессиональной сфере. Данный документ упрощает фиксацию успехов, позволяет следить за результатами работы, формировать отчетность.
Важно не относиться к созданию ИОМ как к формальности, а использовать творческий подход, учитывать собственные интересы и цели образовательного учреждения и учеников. Тогда индивидуальный образовательный маршрут позволит добиваться успехов на пути к педагогическому мастерству.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: