Коррекционная педагогика в начальном образовании
Сохранить статью:
Что это такое? Получив диплом или окончив соответствующие курсы, человек может работать коррекционным педагогом в начальной школе, детском центре, санатории или в качестве репетитора давать частные уроки.
Зачем нужна? По сути, коррекционная педагогика направлена на работу с трудными детьми-непоседами, гиперактивными ребятами, которым тяжело настроиться на учебу, внеурочную деятельность.
Что такое коррекционная педагогика в начальном образовании
В обществе принято считать, что коррекционная педагогика в начальном образовании – это деятельность, цель которой – коррекция трудного поведения у детей, а также помощь в обучении для детей с ограниченными возможностями и несохранным интеллектом. Причем заболевания могут быть как с рождения, так и приобретенными в ходе взросления.
Дети с такими особенностями, как правило, проходят обучение в специальном учреждении, где как раз и трудятся те, кто обучался специальности «коррекционная педагогика в начальном образовании».
Чтобы лучше разобраться, что представляет собой коррекционная педагогика в начальном образовании, перечислим задачи, которые выполняет коррекционный педагог:
- Осуществляет педагогический контроль.
- Планирует цели и задачи уроков в соответствии с потребностями каждого ребенка.
- Оценивает процесс и результаты деятельности.
- Проводит педагогическую диагностику.
- Работает с родителями детей.
- Подбирает программу с учетом особенностей коллектива.
- Создает предметно-развивающую среду в кабинете.
- Пишет отчеты по каждому ребенку.
Кто становится подопечным коррекционного педагога?
Это довольно большой пласт детей, и проще перечислить тех, с кем такой педагог не работает. Он становится учителем для детей с аутизмом, синдромом Дауна, СДВГ, с различными задержками психического развития, нарушениями опорно-двигательной системы, а также слабовидящих и слабослышащих.
Поэтому часто, решившись пройти программу подготовки «Коррекционная педагогика в начальном образовании», человек получает сразу целый букет специальностей. Такая профессия дает возможность никогда не прерывать процесс получения новых знаний, так как отраслей коррекционной педагогики очень много.
Типы нарушений в начальном образовании
Коррекционная педагогика имеет широкий набор инструментов, пригодных для использования при появлении даже первых признаков дезадаптации у ребенка в начальной школе. Эти симптомы представлены на следующих уровнях:
- Педагогический уровень.
Проявления заметны в явных трудностях с обучением, в принятии социальной роли ученика, итогом которых становится отставание ребенка в освоении учебной программы, появление существенных пробелов в объеме знаний, проявляющихся в полной или частичной неуспеваемости. Дети часто проявляют открытое сопротивление процессу обучения, и, как результат, взаимодействие всех участников процесса становится сложным и напряженным, возможны даже конфликтные ситуации.
- Психологический уровень.
Проявляется, когда дидактические требования оказываются чересчур высокими для ребенка, что вызывает автоматическую защиту на уровне инстинктов: понижается или исчезает мотивация к получению новых знаний, приоритет деятельности смещается с учебной на прочие замещающие виды. Появляется открытый протест против школьной системы образования.
- Физиологический уровень.
Это основа, фундамент для проявления и развития психологических и физиологических патологий самого разного характера. Такие проявления еще называют психосоматическими. В стремлении обойти школьное образование и проживание чувства неудачи и неполноценности, психические механизмы ребенка вызывают мнимые, а затем и настоящие недомогания, плохое самочувствие, признаки различных заболеваний, предневротические состояния.
Направления деятельности коррекционной педагогики в начальном образовании
ФГОС предполагают различные направления коррекционно-развивающей деятельности:
- Образовательно-воспитательная деятельность.
Основная задача – создание и проработка обучающих программ для специализированных начальных школ коррекционного типа. Эти программы призваны признать приоритетность таких ценностей, как здоровье ребенка и характеристики его развития в образовательном процессе.
Сюда также включены различные мероприятия, направленные на формирование способствующего поддержанию здоровья педагогического пространства в начальной школе, внешкольные занятия для учеников младшей школы. Во всех этих видах деятельности применяется личностно-ориентированный подход к обучению учеников младших классов с особенностями развития, формируются эффективные направления воспитательного процесса.
- Диагностическая деятельность.
Происходит разработка программ для диагностики уровня развития каждого ребенка, функциональных особенностей его организма, наличия мотивации к учебе, а также анализируется уровень формирования знаний и умений ученика начальной школы в соответствии с особенностями его развития.
- Коррекционно-развивающая деятельность.
Этот раздел включает разработку учебной деятельности, направленной на развитие детей с отклонениями, положительно влияющей на уровень социальной адаптации, вовлеченность в учебный процесс, развивающей мотивацию к получению новых знаний, сглаживающей дефекты развития, воспитывающей высокоморальные личностные качества.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Учебно-методическая деятельность.
Разработка методических пособий по ведению коррекционных методик обучения, наглядных дидактических материалов и технологий коррекционного развития. Также сода входит планирование и прогнозирование образовательной деятельности в начальной школе.
- Социально-педагогическая деятельность.
Развитие учащихся начальных классов рассматривается в свете социальных аспектов его жизнедеятельности. Методы коррекционной работы формируются исходя из различных социальных параметров: условия проживания, семейная обстановка, отношения с родными и близкими, а также вопросов правового статуса ребенка, обеспечение его прав и свобод и степени социального развития страны, социальных тенденций.
Методы коррекционной педагогики
В начальной школе, работающей с детьми с ограниченными возможностями развития или какими-то отклонениями, коррекционная педагогика использует широкий спектр методов коррекционного воздействия, направленных на полноценное развитие учеников, смягчение проявления или устранение дефектов в развитии, мешающих достижению целей и задач образования. Такими методами являются:
- Метод сбора психолого-педагогической информации.
Его суть – беседа с учащимися. Расположив ребенка к доверительному общению, можно получить всю нужную информацию об уровне его развития, потребностях, желаниях и устремлениях, способностях, желании учиться и развиваться. Применение этого метода имеет свои ограничения, они заключаются в уровне умения педагога строить успешные коммуникативные связи, располагать к себе.
Важную роль играет развитие речи ребенка, так как есть те или иные дефекты, то пользоваться данным методом может быть проблематично.
- Методы наблюдения.
Один из самых важных и приоритетных методов исследования коррекционной педагогики. Он делает возможным провести анализ поведения ученика в различных социальных сценариях, составить общую картину его развития. Но нужно помнить, что трактовать полученные данные необходимо грамотно и адекватно.
- Метод изучения педагогической документации.
Для каждого ученика заводится личное дело, в котором хранятся вся информация об особенностях его развития.
- Метод анкетирования.
Анкеты заполняются родителями учеников начальной школы коррекционной направленности. В бланках содержится ряд вопросов, касающихся уровня и динамики развития ребенка, имеющихся отклонений или дефектов развития и т. д.
- Метод экспериментального исследования.
В нем применяется комплекс диагностических методов по работе с учениками начальной коррекционной школы. В массиве полученных данных устанавливаются логические связи и зависимости.
- Метод изучения медицинской карты.
У каждого ученика имеется история болезни, которая подробно рассматривается, анализируется на предмет динамики заболевания.
Обучение на коррекционного педагога
Обучение коррекционной педагогике в начальном образовании происходит в высших учебных заведениях, колледжах и техникумах. После завершения учебного курса по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» выпускнику присваивают квалификацию «Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования».
Для специалистов с педагогическим образованием есть курсы повышения квалификации, дающие возможность получить знания по коррекционной педагогике в начальном образовании. При выборе места обучения нужно смотреть не на стоимость обучения, а прежде всего на соответствие ФГОС.
Решив стать специалистом по коррекционной педагогике в начальном образовании помните, что эта профессия не из простых. Нужно иметь твердый характер и чувствовать профессиональное призвание. Часто подростки не задумываются при выборе учебного заведения о том, как они будут развиваться в своей деятельности в дальнейшем, поэтому будет полезно ознакомиться с некоторыми научными книгами, способными помочь определиться с будущей специальностью.
Всем студентам педагогических вузов и тем, кто интересуется этой специальностью, рекомендуют ознакомиться с книгой «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Г.Ф. Кумарина. Она повествует об основных постулатах коррекционной педагогики.
В ней вы сможете найти информацию:
- Об основных понятиях педагогики и ее частной области — специальной (коррекционной) педагогики.
- О дезадаптации учеников начальной школы.
- О воспитательных отношениях и организации коррекционно-развивающего образования.
- О диагностических методиках в педагогике.
- Об основных направлениях коррекционной педагогики.
- О развитии и совершенствовании пространственных представлений, координации движений кистей и пальцев рук, зрительного восприятия.
Книга представляет собой вводный курс в профессию коррекционного педагога, где, помимо прочего, описаны основные проблемные ситуации, с которыми специалист может столкнуться в ходе своей профессиональной деятельности.
Где и кем можно работать после окончания колледжа, техникума, вуза
Специалист по коррекционной педагогике в начальном образовании может работать в обычных школах и детских садах, а также в организациях, где проходит обучение детей с ограниченными возможностями здоровья:
- в центрах социальной реабилитации;
- некоммерческих организациях для детей с ОВЗ;
- детских санаториях;
- центрах детского развития.
Какие вакансии подходят педагогу:
- Учитель младших классов.
- Педагог компенсирующего образования.
- Тьютор.
- Педагог инклюзивного образования.
Педагог может работать репетитором: проводить частные коррекционные занятия.
Сколько зарабатывает
По данным сервисам JobFilter.ru, средняя зарплата учителя начальной школы в России – 40 000 рублей.
- в Москве — 62 000 рублей,
- в Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге — 50 000 рублей,
- в Новосибирске — 35 000 рублей,
- в Перми — 31 000 рублей.
Уровень заработной платы зависит от региона, места и опыта работы.
Однако выбирая, поступать в вуз по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» или нет, стоит ориентироваться не только на зарплату и востребованность в вашем регионе, а прежде всего на свою внутреннюю потребность помогать особенным детям и профессиональное призвание!
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: