Методики обучения в школе: классические и современные
Сохранить статью:
Зачем нужны? Методики обучения в школе необходимы для эффективного процесса педагогической деятельности. Каждая из них поможет донести учащимся определенные знания, сформировать навыки и поведение.
Какие бывают? Четкой классификации методик не предусмотрено, но можно выделить классические, которые зарекомендовали себя временем, и современные, которые показывают эффективность сегодня, но используются не повсеместно.
Суть методики обучения в школе
Само определение «метод» в переводе с греческого «methodos» означает движение к результату. В педагогике этот термин используется для обозначения системы действий, направленной на достижение учебно-воспитательных целей. Непременно стоит отметить, что методы преподавания и учения имеют неразрывную связь, другими словами способы учебных действий учеников и учителей тесно взаимодействуют между собой.
Методика обучения в школе отвечает трем основными признакам, среди которых: цель обучающего процесса, способы донесения и усвоения информации, особенность коммуникации участвующих лиц. Таким образом, методы, используемые в обучении, отражают:
- взаимосвязь учебной работы преподавателей и учащихся;
- характерные особенности деятельности каждого субъекта, направленной на достижение конкретных целей.
Фактически, методики обучения детей в школе ориентированы на решение дидактических задач обучающего процесса.
Функции методики обучения в школе
При грамотном подходе к разработке методов, они выполняют такие функции как:
Обучающая
Это первоочередная задача, стоящая перед каждым педагогом и учеником. Заключается в передаче и усвоении знаний, умений и навыков. Эффективность метода измеряется качеством информации, которой владеют учащиеся. При неправильно выстроенном процессе обучения отмечается низкая успеваемость и недостаточный уровень компетенций класса в целом либо отдельных учеников.
Целью обучающего процесса становится подбор методов обучения, способных обеспечить выполнение поставленных дидактических задач и полноценную передачу материала. Судить о целесообразности дальнейшего использования методики можно, основываясь на умении учащихся использовать приобретенные знания при реализации новых навыков.
Мотивационная
Методики обучения в современной школе имеют все шансы стать успешными, если с их помощью удается воодушевить учеников старательно впитывать новые знания и применять их на практике. Добиться и удержать внимание учащихся, подогревая их интерес к изучаемому материалу, педагог сможет, если правильно определит комплекс приемов и действий.
Как правило, увлеченность школьников возникает на почве эмоциональных впечатлений. Иначе говоря, чем более неординарной является подача материала, тем выше степень вовлеченности в процесс учащихся. Удивление, восторг, веселье – любая из этих эмоций может дать ребенку достаточную мотивацию для глубокого погружения в обучение.
Развивающая
Задачей этой функции является развитие умений учащихся. Полученные знания должны применяться на практике методом от простого к сложному. Усвоение материала происходит постепенно, перемежаясь с практическими занятиями, на которых ученики совершенствуют свои навыки.
Чем лучше информация укладывается в голове, тем труднее становятся задачи. Правильно подобранная методика обучения в школе позволит развить интерес учащихся, сформировать жизненные ценности, научит самостоятельности и смелости использовать новаторские идеи в решении тех или иных проблем.
Воспитательная
Служит для формирования характера учеников, а так же для развития их способностей объективно оценивать различные ситуации. Кроме того, воспитательная функция призвана помочь учащимся выражать собственное мнение относительно тех или иных событий и явлений, имеющих отношение к изучаемому предмету.
Классические методики обучения в школе
Педагогика выделяет следующие виды методик обучения в школе, классифицируя их по признаку источника информации для учеников:
- Устные
Это словесный способ подачи материала, который сегодня используется чаще всего. Как правило, происходит в форме лекций, во время которых учащиеся конспектируют излагаемую учителем информацию. К этому же виду можно отнести личную консультацию, необходимую для решения того или иного вопроса.
- Наглядные
Методика разработана с учетом использования вспомогательных средств, позволяющих визуально представить материалы, относящиеся к предмету изучения.
Наглядные методы обучения включают в себя:
- схемы, таблицы, модели, к примеру, человеческий скелет или подробная карта исторического сражения;
- технические приспособления (оборудование для изучения физических явлений, химических реакций);
- аудио или видеозаписи, например, документальные фильмы.
Исследования показывают, что совокупность устной и наглядной методики позволяет ученикам лучше запомнить и усвоить информацию, что делает процесс обучения более эффективным. Поэтому многие школы приобретают специальную аппаратуру и обеспечивают техническую оснастку классов.
- Практические
Такого вида методики базируются на необходимости активного участия учеников в образовательном процессе. Этот прием внедряется повсеместно благодаря своей доказанной результативности.
Реализация данной методики происходит в одном из двух направлений, либо комбинирует оба:
- тренинги и практические задания;
- сюжетно-ролевые игры, целью которых является поиск решения поставленных задач.
Правда, использовать только практический вид методики обучения в школе специалисты-педагоги не рекомендуют. Он должен быть составляющей частью всего образовательного комплекса, но отнюдь не главной. Применение метода оптимально в ситуациях, если изучаемый материал сложен для восприятия и осмысления учащимися в теории.
Современные методики обучения в школе
Нужно сказать, что нынешние основные методики обучения в школе имеют отличия от предшествующих им традиционных способов. Для них характерно следующее:
- Разработка определенного метода обучения происходит в соответствии с замыслом педагога, на основе его методологических и философских взглядов.
- При определении порядка действий и специфики взаимодействия субъектов точкой отсчета служит конкретная цель методики, предполагающая достижение четких результатов.
- Внедрение разработанной системы обучения в общий образовательный процесс происходит на договорной основе. При этом важным фактором реализации выбранных методик становится связанная деятельность учеников и учителей, строящаяся на принципах индивидуализации и дифференциации. Не менее важным ключевым моментом является коммуникация между ними.
- Планирование педагогических методов осуществляется постепенно, также последовательно они воплощаются в жизнь. Непременным условием разработки методик становится возможность их выполнения каждым педагогом и гарантия результатов учащихся.
- При разработке методики обучения учитываются измеримые показатели деятельности учеников. Для этого прежде проводится диагностика, позволяющая установить определенные критерии.
Создать единую классификацию методик обучения в современных школах довольно проблематично, отчасти потому, что их обоснование не является истинного психолого-педагогическим.
Тем не менее, их применение целесообразно и весьма эффективно. Ниже перечислены наиболее популярные методики, которые активно внедряются в образовательный процесс учебных заведений.
Тренинги
Тренинг представляет собой групповое занятие, направленное на получение практических навыков. Выдаваемая теоретическая база составляет всего 10-20 % общего времени. Оставшуюся часть занятия участники активно взаимодействуют друг с другом, отрабатывая имеющиеся знания на практике.
Как способ обучения тренинг – это одно из самых результативных средств, позволяющее найти решение различных проблем, нормализовать психологический климат в коллективе, а также способствовать адаптации учеников.
на наши новости
500 000 пользователей!
Метод проектов
Это способ достижения дидактической цели путем детальной проработки проблемы. При данном подходе задачей учащихся становится самостоятельной определение результата и поиск путей, способствующих его наступлению. Сюда включается поиск, обработка и систематизация необходимой информации, проведение аналитической работы. Задачей педагога становится помощь ученикам, координирование их деятельности, консультации.
Проектный метод призван решать следующие задачи:
- развитие умения учащихся самостоятельно определять конечную цель и способы ее достижения;
- приобретение навыков работы с информацией;
- практическое применение учениками теоретических знаний;
- получения исследовательского опыта и умения презентовать полученный результат.
По усмотрению педагога реализация данного метода может иметь индивидуальную направленность или групповую. Во втором случае коллективная работа учащихся, помимо прочего, помогает совершенствовать навыки общения.
Кейс-стади
В переводе с английского «case study» означает «анализ случая». Иными словами, это метод разбора конкретной ситуации, в процессе реализации которого ученики используют свои знания и дают обоснованную оценку имеющихся фактов. Несомненным достоинством данного способа является развитие в учащихся способностей аргументированно отстаивать свою позицию, так как целью кейс-стади является проведение анализа и поиск оптимального решения ситуации.
Важно отметить, что применять этот метод обучения может только высококвалифицированный педагог, а учащиеся, в свою очередь, должны быть хорошо ориентированы в заданной области.
Коучинг
Коучинг есть не что иное, как наставничество. Лицами, берущими на себя функции коуча, могут быть как педагоги, так и ученики, обладающими достаточными компетенциями. Целью метода является достижение конкретной цели.
Наставник помогает учащимся сформировать представление о том, каким должен стать конечный результат и содействует в поиске путей решения задачи. Помимо этого, коучинг направлен на осознание учениками своих сильных и слабых сторон, устранение пробелов в знаниях и совершенствование имеющихся у них способностей.
Мозговой штурм
Данный метод подразумевает постановку задачи, поиск решения которой производится коллективно. Здесь не просто допускается, но и поощряется высказывание участниками своих идей и мнений. Каждое из них подлежит разбору и обсуждению в команде. Обязанность педагога: четко поставить цель и объяснить правила.
Достоинства мозгового штурма, как методики обучения в школе:
- способствует развитию интереса учащихся;
- помогает применять знания на практике;
- позволяет скорее усвоить программу;
- содействует в обогащении творческим опытом и навыками коммуникации;
- подпитывает умения учеников находить выход из неординарных ситуаций;
- способствует развитию интеллектуальных способностей;
- дает возможность наладить коммуникацию в коллективе.
Деловая игра
В основу метода положено моделирование различных ситуаций и сопровождающих их факторов. Целью деловой игры учащихся является использовании ими своих знаний для практического решения поставленной задачи.
Данный метод позволяет:
- развить знания, навыки и умения учеников;
- провести аналитику процессов взаимодействия;
- внедрить новые методы работы или усовершенствовать имеющиеся;
- сформировать проектные и постоянные команды;
- уменьшить количество ошибок, которые часто имеют место быть в реальности;
- развить навыки общения участников.
Интеллект-карта
Представляет собой схему, центром которой является определенная задача или тема. Периферия – это связанные с ней идеи. Преимуществом данного метода становится наглядное представление взаимосвязи задачи со всеми ее составляющими. Это способствует более быстрому и осмысленному запоминанию информации. Кроме этого, интеллект-карты могут быть использованы для генерации идей, реализации различных проектов, долгосрочного планирования.
Мифологемы
Являются одним из видов методик обучения в школе, часто применяемые педагогами с целью развития у учеников творческого мышления. Представляет собой модель ситуации, сценарий которой отвечает реальным условиям. Требуется найти решение поставленной задачи, используя креативный и нестандартный подход. Метод хорош также тем, что позволяет существенно снизить уровень стресса, испытываемого учащимися в процессе обучения.
Выбор метода обучения
Какую же выбрать методику обучения в начальной или средней школе среди их великого множества? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, потому что каждая из них отвечает своим целям и имеет разное обоснование. Это не значит, что один метод хороший, а другой плохой.
Также нецелесообразно утверждать о несомненных преимуществах новаторского подхода перед консервативным. К слову, в некоторых ситуациях традиционные способы гораздо более результативны, чем инновационные. И порой ожидаемый эффект может принести не деловая игра, а знакомая всем подача материала в виде лекции.
Говорить об оптимальности выбора метода обучения можно, только ориентируясь на конкретные учебные задачи и цели. Поэтому прежде чем внедрить ту или иную методику в программу, педагогу следует четко понимать их преимущества и недостатки.
Цель – далеко не единичный фактор выбора. Немаловажное значение имеет возраст и соответствующие ему особенности учеников, специфика предмета и изучаемой темы, некоторые психологические аспекты. Стоит понимать, что система обучения детей младшего школьного возраста и выпускников кардинально отличается друг от друга, и применение одной и той же методики недопустимо.
Гуманитарные дисциплины предоставляют больший спектр возможностей в их изучении, допускают использование творческих подходов, нежели естественные науки, где все подчиняется единым правилам и законам логики. И, разумеется, не стоит забывать еще об одном важном факторе – времени.
Ведь разработать и внедрить в образовательный процесс эффективную методику – очень трудоемкое, требующее немалых усилий, занятие. Альтернативный привычный метод применить гораздо проще, и, вероятней всего, он будет таким же результативным.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на выбор методики обучения в школе должны влиять не модные и популярные тенденции, но их проверенная и доказанная эффективность. Совет всем педагогам: не стоит внедрять новые методы, не будучи уверенным в том, что их влияние на образовательный процесс будет положительным.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: