Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Методы обучения и воспитания
Главная > Блог > Методы обучения и воспитания, особенности их применения
02.10.2022
5296
Время чтения: 10 минут

Методы обучения и воспитания, особенности их применения

Что это? Методы обучения и воспитания представляют собой набор способов педагогического воздействия, которое осуществляется для достижения определенных целей и задач в рамках работы с детьми. Все попытки учителя направлены на вызов ответного действия со стороны ученика и формирование в его сознании правильных для жизни установок.

Почему важно? Благодаря грамотно выбранным методикам становится возможным воспитание зрелых и здоровых личностей, способных выстраивать гармоничную и счастливую жизнь. Важно не обойти вниманием все ключевые сферы: патриотизм, нравственность, умение любить себя и окружающий мир.

Оглавление:
  1. Понятие метода обучения
  2. Классификация методов обучения и воспитания
  3. 15 наиболее эффективных современных методов обучения и воспитания
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Понятие метода обучения

Такому понятию, как метод обучения и воспитания в педагогике, можно дать множество различных определений. Так, по мнению Юрия Бабанского, известного педагога времён СССР, метод обучения обозначает “способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения”.

Его коллега Исаак Лернер, автор книги “Дидактические основы методов обучения”, даёт этому термину несколько иное определение: “Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения”.

Понятие метода обучения

Несмотря на разницу в деталях, эти определения содержат нечто общее: любой метод обучения всегда является организованной деятельностью во имя образовательных целей и сотрудничеством ученика и преподавателя.

На методы обучения и воспитания влияют культурный, технологический, социальный контексты. Исторически первым среди таких методов было подражание, господствовавшее на заре человечества. Молодые члены первобытной общины следили за старшими и повторяли за ними их действия, обучаясь добывать пищу, изготавливать орудия труда, и т. п.

Когда развилась речь, передача знаний и навыков потомкам стала осуществляться устно. Впоследствии на смену устному обучению пришли письменные, а затем и печатные тексты. И, наконец, компьютеры и интернет произвели очередную революцию в методах обучения и воспитания.

Поиск наиболее эффективных способов обучения во все века интересовал философов. Они пробовали различные варианты. Сократ, в частности, изобрёл эвристический метод, при котором знание не передаётся напрямую от учителя к ученику, а самостоятельно отыскивается учеником, а учитель лишь искусно направляет его в ходе беседы.

Гораздо позже, уже в XVI в., Мишель Монтень начал пропагандировать индивидуальный подход к каждому ученику, развитие самостоятельности и любознательности при исследовании явлений природы.

Классификация методов обучения и воспитания

Как ни странно, в педагогике нет какой-либо общепринятой классификации и типизации различных методов и подходов к обучению. Педагогический процесс включает в себя огромное количество составных частей, и его можно рассматривать как с позиции преподавателя, так и с позиции ученика.

Классификация методов обучения и воспитания

Но всё это многообразие образовательных и воспитательных методов как-то надо систематизировать. Исследователи делают это по нескольким критериям:

  • Дидактические задачи. Методы могут быть нацелены на развитие творческих способностей, усвоение знаний, их проверку или закрепление, тренировку практических навыков. Авторы концепции — Б. Есипов и М. Данилов.
  • Канал коммуникации. Методы обучения и воспитания делятся на наглядные (такие как просмотр учебных фильмов и роликов, инфографики, иллюстраций), словесные (от чтения и конспектирования учебников до семинаров, лекций), практические (лабораторные и практические работы, дидактическая игра). Эту классификацию развивали М. Верзилин, Е. Голант и ещё некоторые педагоги.
  • Характер познавательной активности учеников. Методы обучения могут быть информационно-рецептивными (учитель выдаёт информацию, учащиеся принимают), репродуктивными (если ученик повторяет действия за учителем), эвристическими (когда учащиеся решают отдельные задачи, на которые учитель разбил крупную проблему), исследовательскими (при котором ученики решают новые задачи самостоятельно), методами проблемного изложения (если учитель формулирует проблему и намечает пошаговый план её решения). Данный подход, классифицирующий методы по степени самостоятельности ученика, придумали М. Скаткин и И. Лернер.
  • Логика изложения и восприятия. Образовательный процесс можно выстраивать индуктивно (от изложения лектором конкретных фактов к общим положениям, либо посредством решения учениками задач, которые приводят их к общей формуле) или дедуктивно (сперва объясняются общие законы и абстрактные термины, а затем уже разбираются конкретные следствия из них; сначала теория, потом решение задач). Эта классификация предложена А. Алексюком.

Классификация методов обучения и воспитания

Заслуживает внимания авторская система Ю. Бабанского, который ратовал за целостность подхода и объединение всех возможных классификаций. В концепции Бабанского все методы воспитания и обучения (неважно, дошкольников или взрослых студентов) попадают в одну из трёх категорий:

  • Организация учебно-познавательной активности и её реализация. Состоит из наглядных, словесных, практических, дедуктивных и индуктивных, проблемно-поисковых и репродуктивных методов, самостоятельной работы учащихся.
  • Мотивация и стимулирование учебной активности. Это различные приёмы похвалы и порицания (с целью сформировать у учеников ответственность за результаты работы), пробуждение и стимулирование исследовательского интереса.
  • Контроль за эффективностью обучения, самоконтроль. Это различные тесты с использованием ПК, лабораторные контрольные работы и прочие формы письменной и устной оценки результатов учёбы.

Все вышеперечисленные методы применяются в любых дисциплинах, а вот их конкретное воплощение зависит от изучаемого предмета. К выделенным Скаткиным и Лернером репродуктивным методам обучения и воспитания относятся как химический опыт, проводимый по плану, так и простое повторение за преподавателем иностранных слов.

15 наиболее эффективных современных методов обучения и воспитания

  • Лекция

Это форма передачи знаний, при которой словесные методы сочетаются с наглядными.

Главные плюсы лекции — одновременное присутствие на уроке большого числа учеников, полный контроль преподавателя за порядком изложения и смысловым содержанием лекции, возможность сориентировать студентов в большом массиве информации.

Минусы лекции — жёсткая зависимость от расписания и графика занятий, отсутствие обратной связи от учеников, невозможность индивидуального подхода и учёта начального уровня студентов. Поэтому данный метод обучения и воспитания плохо подходит для детей с нарушениями развития, например.

  • Семинар

В ходе семинара учащиеся обсуждают между собой и с преподавателем изучаемую тему, совместно ищут пути решения тех или иных задач.

У формата семинара есть существенный плюс: педагог может оценить и учесть текущий уровень знаний и навыков студентов, привязать тему семинара к уже имеющемуся у них опыту.

Но есть две проблемы: от педагога требуются развитые коммуникативные навыки, чтобы вести семинары, а группа не может быть многочисленной.

  • Тренинг

Тренингом называется особый метод обучения, фокусирующийся исключительно на практических аспектах применения знаний и отодвигающий теорию на второй план.

Тренинг

У тренинга есть один серьёзный минус: чтобы студенты не растеряли полученные навыки и знания, необходимо их сопровождать и поддерживать после тренинга.

  • Модульное обучение

Этот метод обучения и воспитания нашёл отражение в новых ФГОС. Учебный материал разбивается на отдельные части, более или менее самостоятельные — модули. У всех модулей есть собственные цели и набор приёмов изложения информации.

К достоинствам модульной системы обучения можно отнести избирательность, гибкость, возможность переставлять модули местами.

Минусы этого метода — в разрозненности информации. Ученики могут усвоить не все знания, и их картина мира будет неполной. Кроме того, смысловая связь между модулями не всегда очевидна, а это значит, что студенты получат фрагментарные знания.

  • Дистанционное обучение

Дистанционное обучение, при котором педагог находится вдали от учащихся, осуществляется с помощью специальных телекоммуникационных средств.

Плюсы “дистанционки” как метода обучения и воспитания для педагога — в возможности охватить огромное число учеников, в том числе тех, кто учится из дома; для учеников — возможность выбирать комфортное время занятий, при необходимости фиксировать результаты выполнения учебных заданий на различных цифровых носителях.

Минусы, однако, тоже есть. Техническая оснащённость педагогического процесса должны быть на высоте. Мотивация учащихся может падать из-за того, что между ними и педагогом нет непосредственного личного контакта. Данный метод воспитания и обучения неприменим, например, для ДОУ.

  • Ценностная ориентировка

Данный метод воспитания и обучения практикуется даже в специальном образовании. Цель педагога — привить ученикам определённые ценности, познакомить с существующими обычаями, традициями, социальными нормами. Для этого применяют инструменты, иллюстрирующие эти нормы.

Достоинство ценностной ориентировки — в том, что она помогает ученикам адаптироваться к реальной жизни, социальным или профессиональным требованиям.

Недостатком метода является то, что ученик может напрочь разочароваться в педагоге, которые слегка приукрасил какие-либо аспекты, и утратить доверие к нему и его словам.

  • Кейс-стади

Термин “кейс-стади” переводится как разбор конкретных ситуаций, случаев. Он основан на глубоком исследовании, анализе часто возникающих и потенциально возможных ситуаций, с которыми учащиеся могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Кейс-стади

К достоинствам данного метода обучения и воспитания относятся возможность эффективно мотивировать студентов, результативно обсудить текущую ситуацию и актуальные проблемы, интегрировать новые знания с тем опытом, который уже имеется за плечами у участников.

Чтобы кейс-стади принесло плоды, дискуссия должна быть организована правильно (в противном случае анализировать ситуацию участники будут намного дольше и менее результативно), все члены группы — обладать достаточными компетенциями в предметной области, а ведущий — быть настоящим профессионалом в ней.

  • Коучинг

Обычно коучинг у нас принимает форму наставничества — коллективного или индивидуального управления неопытным учеником со стороны более опытных учеников либо преподавателей. Коучинг — это не только способ передать навыки и знания по интересующей теме, но и подстроить их под текущий уровень личностного развития ученика.

Ценность коучинга — в максимальной отдаче от учеников при введении их в исследуемую область, высокой мотивации и познавательном интересе, быстром формировании уникальных компетенций.

Главная проблема наставничества — поиск коуча или тренера, который не просто обладает нужными знаниями и личностными особенностями, но и является высококлассным специалистом своей области, превосходным коммуникатором.

  • Ролевые игры

В ходе ролевой игры по тому или иному предмету или теме участники отыгрывают определённые роли в условиях, соответствующих игровым задачам.

Если нужно развить у учеников рефлексию, способность распознавать чужие мотивы, сократить количество типичных ошибок, часто совершаемых на практике, то ролевая игра — прекрасный выход.

Впрочем, в ролевых играх не раскрываются глубинные психологические мотивы, толкающие людей к тем или иным решениям в условиях реальной жизни и работы.

  • Деловая игра

Это инновационный обучающий метод представляет собой процесс моделирования возможных ситуаций либо особенностей работы, относящихся к той или иной теме или осваиваемых в рамках конкретной дисциплины.

Деловая игра

Деловая игра хороша тем, что в ходе неё проблема изучается всесторонне, тут же вырабатываются и проверяются на практике варианты решения. Деловые игры позволяют заметно сократить число ошибок, которые люди совершают при реальной работе.

Обязательными требованиями к методу являются необходимость в сценарии для каждой игры и наличие у ведущего экспертности в рассматриваемой проблеме или ситуациях. Кроме того, его коммуникативные навыки тоже должны быть очень высоки.

  • Действие по образцу

Этот метод обучения и воспитания очень прост и подходит даже для младших школьников. Учитель демонстрирует модель поведения, которая должна стать эталоном для учеников в выполнении тех или иных заданий. Учащимся остаётся лишь подражать ей как можно точнее и отрабатывать новые навыки на практике.

Плюс этого метода заключается в его соответствии актуальной ситуации и исследуемой теме, учёте индивидуальных особенностей учеников.

  • Креативные группы

В креативные группы обычно включают, в основном, преподавателей разных дисциплин. Цель такой группы — придумать способы усовершенствовать педагогический процесс в рамках той или иной дисциплины. Но часто в подобные группы собираются и сами студенты, если надо быстро найти способы решения тех или иных проблем.

Креативные группы

Работа в креативных группах приучает студентов к самостоятельному творческому поиску, тренирует умение принимать решения.

Но если лидер такой группы пошёл по неправильному пути, то все остальные участники могут отреагировать резко негативно, и общая продуктивность группы упадёт.

  • Разбор «завалов»

Суть этого метода — моделирование типичных для реальной жизни или рабочего процесса проблемных ситуаций, когда накапливается много невыполненных задач и нужны максимально эффективные способы их решения.

Плюс разбора завалов — в том, что ученики очень мотивированы получить результат, они активно участвуют в поиске решений, в процессе обучения их мышление становится более системным, они применяют аналитический подход.

Однако, чтобы практиковать такой метод, от учащихся требуется как минимум базовый уровень компетенций для решения поставленных задач.

  • Работа в парах

Парная работа предполагает разбивку на группы по два человека (обычно — с равными правами), которые дают друг другу оценку и обратную связь в ходе какой-то новой деятельности.

Этот метод обучения и воспитания незаменим, если есть цель развить коммуникативные навыки студентов. Кроме того, оценка деятельности каждого будет объективна, и все участники поймут, в чём состоят их недоработки, слабые стороны.

Проблемы с работой в паре начинаются тогда, когда подбираются психологически несовместимые партнёры.

  • Метод рефлексии

Рефлексия — это самостоятельное осмысление студентами изучаемого материала. Это отличный метод обучения и воспитания, заставляющий учеников занимать активную исследовательскую позицию относительно учебного материала. Задача педагога — создать нужные условия и организовать этот процесс: выдать учебной группе задания и систематически оценивать результаты её работы, выделяя самые удачные решения, типичные затруднения и ошибки.

Педагогика активно развивается и отвечает на вызовы современности. Её инструментарий пополняется всё новыми инновационными методами воспитания и обучения (например, для детей с нарушениями зрения или особыми потребностями).

Ученик занимает всё более важное, центральное место в педагогическом процессе (в отличие от традиционных подходов, где главным был учитель). Студент перестаёт пассивно внимать учителю и сам включается в познавательную активность. Параллельно с освоением материала “прокачиваются” софт-скиллы учеников, умения и знания по разным предметам интегрируются в нечто целостное и полезное.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw