Монологическая речь: особенности и методы развития
Сохранить статью:
О чем? Монологическая речь – рассказ от первого лица. Для нее характерны развернутость, распространенные предложения со вставными конструкциями, отсутствие грамматических ошибок, богатый словарный запас.
В чем особенности? Основными характеристиками монологической речи являются ее односторонность и отсутствие интерактивности. Монолог может быть спонтанным и заранее продуманным, но построенным по определенной структуре.
Определение и особенности монологической речи
Речь, когда говорит только один человек, без вовлечения в разговор собеседника, называется монологической. Для нее характерны такие качества, как направленность и односторонность. Человек, произносящий речь, озвучивает только свои мысли и чувства, говорит о своих намерениях и персональном отношении к тому или иному предмету, действию или явлению. При этом нет никакого прямого взаимодействия с аудиторией, которая могла бы участвовать в диалоге.
С функциональной точки зрения у монологической речи могут быть разные цели. Например, выражение эмоционального состояния говорящего, критика, убеждение или простое донесение информации. Цели и контекст монологической речи позволяют ей быть официальной, повседневной, формальной и неформальной.
У такой речи существует много отличительных черт, одной из которых является ее организация. Человек, который говорит, старается представить информацию в таком виде, чтобы вся слушающая его аудитория могла его легко воспринимать и понимать. Для этого монологическая речь должна быть четко структурирована, то есть состоять из введения, основной части и заключения.
Одним из ключевых аспектов в связной монологической речи является применение разнообразных языковых средств, с помощью которых происходит передача ясного и точного выражения мысли. К ним относятся интонация, лексические единицы, синтаксические конструкции и речевые обороты в виде использования повторов, эпитетов и метафор.
С помощью сочетания такого разнообразия языковых средств говорящий может выражать свои мысли и эмоциональное состояние наиболее точно и ярко. С психологической точки зрения монологическая и диалогическая речь совершенно разные, причем первая намного сложнее второй. Это связано с тем, что у человека должны быть способности к последовательному изложению информации.
В настоящее время практикуется широкое использование монологической речи в различных сферах, в том числе в образовании, политике, науке, искусстве, повседневных коммуникациях и т. д. Постоянное развитие и оттачивание навыков такой речи оказывает существенное влияние на совершенствование коммуникативных компетенций и умения взаимодействовать с окружающими.
Функции и цели монологической речи
Для коммуникации характерно несколько форм, и монологическая речь является одной из них. С ее помощью происходит выражение мыслей или идей посредством одного говорящего, участие собеседника не предполагается. Этот говорящий самостоятельно озвучивает и развивает свою мысль, излагает собственное мнение или просто дает информацию к размышлению.
- Передача информации. Считается основной функцией монологической речи. Говорящий озвучивает факты, сообщает свою точку зрения по поводу той или иной проблемы, знакомит слушателей с ситуацией из своего опыта и т. д. Монологическая речь очень востребована в сфере образования, так как с ее помощью происходит передача знаний.
- Экспрессия. Также для монологической речи характерна экспрессивная функция. Что это такое? Это такое поведение говорящего, через которое он выражает свои эмоции, чувства, убеждения и т. д. Данная функция необходима в тех случаях, когда перед оратором стоит задача вызвать у слушателя эмоциональную или интеллектуальную реакцию.
- Аргументация. Монологической речи присуща и аргументативная функция, когда человек в поддержку своей точки зрения предоставляет какие-либо доказательства. К примеру, с помощью данной функции появляется возможность убедить слушателей в своей правоте во время политических дебатов или на научных презентациях.
- Установление контакта с аудиторией. Для говорящего важно привлечь к себе, к своей речи внимание слушателей, постараться сделать так, чтобы они разделяли его убеждения, для чего необходимо оказывать воздействие на их чувства и мысли. Политика, образование, искусство, деловое общение и множество иных сфер жизни предполагают предпочтительное использование монологической речи для достижения своих целей.
Передача информации, выражение эмоций, а также убеждение аудитории – все это относится к основным функциям монологической речи, целью которой является установление и налаживание контакта со слушателями путем воздействия на их чувства и мысли.
Обучение монологической речи в школе
Люди, умеющие вести монолог, способны самостоятельно выражать свои идеи и мысли, им не требуются другие лица для поддержания разговора. Для развития навыков владения монологической речью у детей с ними проводят специальные тренировки, на которых обучающиеся выполняют разные задания.
В начальных классах школы учеников учат составлению простых монологических высказываний на определенную тематику. У них есть возможность выбора и описания тех событий, предметов или людей, которые им наиболее интересны. Процесс обучения характеризуется наличием различных методик, с помощью которых можно стимулировать мыслительную деятельность и плавно переходить от этапа подготовки к самостоятельному высказыванию.
У старшеклассников задачи по монологической речи имеют более высокий уровень сложности. Им предстоит проанализировать и оценить информацию, полученную из различных источников, например, книг, статей, видео и т. д. Уроки по истории и литературе характеризуются тем, что на них проводятся обсуждения, в ходе которых дети высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу. Выступление с презентацией своего проекта или исследований также является хорошей тренировкой при обучении.
Обучиться владению монологической речью можно двумя способами – дедуктивным и индуктивным:
Дедуктивный способ
Обучение этим способом заключается в трехэтапной работе над текстом-образцом:
- в задачу обучающегося на первом этапе входит придание исходному тексту содержательности и грамотной композиции; для этого необходимо найти в материале ответы на поставленные вопросы, составить план, в каждом абзаце обозначить главное предложение и т. д.;
- на втором этапе предполагается пересказ исходного текста;
- для третьего этапа характерна комплексная переработка исходного материала.
на наши новости
500 000 пользователей!
Индуктивный способ
Заключается в способности разворачивать высказывание от одного предложения к целому монологу. Вначале учащиеся должны научиться двум типам микромонолога – описанию и сообщению. Затем происходит овладение другими коммуникативными типами микромонолога, в результате чего люди учатся комбинировать различные микромонологи – сообщение и рассказ или рассуждение, рассказ и описание и т. д.
5 упражнений для развития монологической речи
Тренировка коммуникативных навыков должна содержать упражнения по развитию диалогической и монологической речи. Причем во втором случае человек учится выражению своих мыслей и идей в формате непрерывного речевого потока.
- Монолог на определенную тему. Это упражнение направлено на формирование способности выдерживать речевой темп и развивать ее в дальнейшем. В результате укрепляются навыки структурирования собственных мыслей и передачи данных.
- Монологический диалог. Здесь участники должны вести монолог путем ответов на вопросы, которые задают другие участники обучения. Так происходит развитие способностей по быстрому анализу и умению отвечать на вопросы, а также обогащение словарного запаса.
- Монолог на случайную тему. Это упражнение по развитию монологической речи заключается в том, что участник наугад берет какую-либо тему и должен определенное время рассказывать о ней. Так тренируются навыки оперативного мышления и умение выражать свои мысли на разные темы.
- Запись себя на видео или аудиозапись. Если записать свое выступление на аудио или видео, то появляется возможность анализировать свою речь, находить в ней ошибки и совершенствовать свои навыки.
- Чтение и изучение различных текстов. Наиболее эффективным способом развития монологической речи является чтение. Благодаря ему человек получает новые знания, расширяет свой словарный запас, узнает новые конструкции предложений и речевые обороты. Важно читать тексты на различные темы, так как в этом случае идет освоение разных стилей речи, развиваются навыки выразительности и т. д.
Обучение монологической речи должно быть последовательным и постепенным. При этом важно не пытаться форсировать события, а неспешно идти к поставленной цели.
Методы развития связной монологической речи
- Образец рассказывания.
При обучении детей в начальной школе практикуется применение методики обучения монологической речи, которая включает использование образцов рассказывания. Это не что иное, как подробное описание какого-либо явления или предмета, которое дают ученикам в качестве образца. Он применяется с целью продемонстрировать правила, как нужно описывать события. Ключевыми требованиями к образцу выступают понятность, компактность, запоминаемость. Произносить текст нужно четко, громко и выразительно.
- Анализ образца рассказывания.
Данный процесс способствует пониманию структуры высказывания и умению выделять компоненты, позволяет работать над модуляцией голоса. Наиболее часто его применяют в начале урока монологической речи. К примеру, берут какой-либо монолог или произвольный разговор из текста и просят обучающихся показать начало и конец беседы. Отдельным заданием идет выделение ключевых слов с помощью различных цветов.
- Совместное рассказывание.
Начальное обучение характеризуется применением креативного метода, при котором происходит совместное создание целостного предложения учителем и ребенком. Таким образом, у детей развиваются навыки самовыражения и умения работать в команде.
- Частичное рассказывание.
Монологическая речь детей старшего возраста хорошо развивается путем частичного рассказывания текстов размышлений или рассуждений на абстрактные темы. Берется начало, середина или конец рассказа, и используется методика восстановления текста. Более легким считается рассказ о каком-либо событии.
- Рассказ по картине (предметной, сюжетной, пейзажной, серии картин).
Данный подход считается наиболее эффективным способом формирования и развития монологической речи в старших классах. В начальной и средней школе преподаватели также нередко используют его на практике. Для старшеклассников рекомендуется подбирать интересные и соответствующие возрасту картины, которые будут использованы для создания сложных рассказов.
- Пересказ.
Прием пересказа педагоги используют на всех этапах обучения, начиная с первого класса и заканчивая последним. Его эффективность уже давно доказана и заключается в том, что развивается логичность изложения собственных мыслей и образность мышления. Во время пересказывания текста дети учатся понимать его структуру. Запоминание самых ярких и интересных фрагментов речи или предложения приводит к развитию памяти, а также к освоению навыков художественности при выражении мыслей.
Роль монологической речи в коммуникации
В коммуникации навыки монологической речи играют довольно существенную роль. Для того чтобы общение было максимально эффективным, необходимо понимать ее значение и важность применения в различных сферах.
В первую очередь с помощью монологической речи осуществляется передача информации. Во время монолога одного человека происходит более четкое и убедительное изложение и представление его мыслей. Особенно хорошо это просматривается в процессе образования, когда педагог передает своим ученикам новые знания.
Также посредством развития связной монологической речи происходит более точное выражение своих мыслей и эмоций. Самостоятельный разговор человека позволяет дать самое понятное описание своим идеям и чувствам, по сравнению с диалогом. Особенно важно это при решении каких-либо проблем, поскольку во время монолога человек может сделать анализ ситуации, изложить мысли по этому вопросу и найти верное решение.
Связная монологическая речь участвует в таком важном процессе, как развитие и формирование личности. Во время выступления человека с монологом у него проявляются уникальные идеи, черты и ценности, что способствует развитию самовыражения, самопознания и укреплению уверенности в своих силах.
Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что монологическая речь – это важная часть в коммуникации, поскольку с ее помощью происходит передача информации, выражение мыслей и эмоций, формируется личность и т. д.
Часто задаваемые вопросы о монологической речи
Какие бывают виды монологической речи и ее структурные компоненты?
В русском языке существует несколько видов монологической речи. В зависимости от цели выступления и тематической направленности различают монологи повествования, рассуждения и описания.
Классическая структура рассказа характерна для повествования, так как в этом случае присутствует вступление, за которым поочередно идут завязка, кульминация и логическое завершение. Обязательно должны соблюдаться последовательность и логичность событий.
Рассуждение состоит из утверждения, его доказательства и выводов.
Описание представляет собой рассказ о каких-либо событиях, предметах или явлениях. Характеризуется наличием большого количества прилагательных.
К чему приводит недостаточное развитие монологической речи?
Недостаточно сформированные коммуникативно-речевые навыки могут привести к тому, что речь у детей будет изобиловать ошибками, они не смогут грамотно и структурировано построить текст.
Когда нужно начинать работу по развитию устной монологической речи?
Работу по развитию устной монологической речи у детей нужно начинать либо с дошкольного возраста, либо с первого класса начальной школы. Ниже перечислены ключевые упражнения, которые формируют навыки устной монологической речи:
- сравнение или сопоставление небольшого текстового фрагмента и отдельных предложений, которые не объединены общей темой;
- придумывание заголовка текста;
- нахождение основной мысли текста;
- определение по тексту его начала, середины и конца;
- восстановление деформированного текста;
- воспроизведение текста по данному началу, середине, концовке;
- придумывание к рассказу начала или конца;
- выбор наиболее подходящего начала или концовки к тексту;
- определение, какой части не хватает в тексте;
- пересказ текста.
Монологическая форма речи является одной из ключевых в коммуникации. Для нее характерно высказывание только одного говорящего без вовлечения в диалог других слушателей. Такая речевая форма нашла широкое применение во многих сферах, при этом для достижения максимальной эффективности, она требует наличия определенных умений, техник и навыков.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: