Нарушение устной речи у детей и способы коррекции
Сохранить статью:
В чем проблема? Нарушение устной речи наблюдается более чем у 80 % детей. Такие статистические данные повлияли на увеличение количества мест в вузах по направлениям «логопед» и «дефектолог». Квалифицированных специалистов не хватает. Дефекты в речи исправить без помощи профессионала очень сложно.
Какое решение? Чтобы избежать проблем с речью, необходимо отслеживать развитие ребенка на каждом этапе. Скорректировать дефект на ранней стадии всегда легче. Общение в семье – важный элемент становления детской речи, так как малыш часто подражает взрослым, учится, глядя на них, в том числе и речевому поведению.
Особенности речевых нарушений
Расстройства речевой функции считаются речевыми нарушениями, если из-за них становится невозможным общение, человек ограничен во взаимодействии с другими людьми, сталкивается с трудностями при социальной адаптации.
Есть сбои, которые происходят при рождении и в раннем возрасте, тогда как другие проявляются уже в более взрослые годы. Так, патологические отклонения могут проявляться как нарушение психофизиологических механизмов речи, ее полное либо частичное отсутствие. Еще один вариант – по уровню развития она не соответствует показателям, нормальным для определенного возраста.
Причина нарушений устной речи у детей, в том числе с дислексией, кроется в психических, физиологических, неврологических проблемах, серьезных болезнях, полученных травмах, пр. Справиться с такими дефектами без помощи специалистов не удается, при этом страдает психическое развитие личности, может наблюдаться ее изоляция от общества.
В детском возрасте достаточно часто проявляются задержка речевого развития (ЗРР) и дефекты воспроизведения звуков. Задача родителей – быть внимательными и вовремя привести малыша к специалисту. От того, когда вы начнете решать проблему, зависит возможность вывести к первому классу речевое и психическое развитие ребенка на уровень, соответствующий возрасту.
Виды нарушений устной речи у ребенка
Существуют следующие виды нарушений устной речи у детей:
- Фонетико-фонематические – сюда относят дефекты произношения отдельных звуков, голосообразования, интонации, плавности, темпа произношения.
- Общее недоразвитие речи (ОНР), а именно: алалия, афазия.
- Нарушение использования средств общения или заикание.
Если говорить более подробно, ОНР включает в себя алалию и афазию. Первая часто встречается у детей с тяжелыми нарушениями устной речи и предполагает, что звукопроизношение отсутствует почти полностью. Данный тип расстройства имеет отношение к тяжелым врожденным органическим поражениям головного мозга, на фоне которых речь не может сформироваться. Афазией называют полную или частичную утрату речи после того, как она успела сформироваться. К подобной проблеме может привести черепно-мозговая травма, поражение центральной нервной системы инфекцией.
Фонетико-фонематические нарушения устной речи
Среди фонетико-фонематических нарушений устной речи у детей выделяют:
- Дисфонию. Связана с функциональными или органическими поражениями речевого аппарата. При этом голос полностью отсутствует либо наблюдаются значительные нарушения его силы, тембра.
- Дислалию. Слух и иннервация артикуляционного аппарата являются нормальными, однако у ребенка присутствуют серьезные дефекты произношения. Он неверно воспроизводит отдельные звуки, использует вместо них другие. Причина патологии кроется во врожденных или травматических дефектах звукоформирующего аппарата, кроме того, может быть нарушено восприятие звуков, не сформированы речевые навыки.
- Брадилалию. Так называют выраженное замедление речи, при котором прослеживается нечеткое произнесение звуков. Данное нарушение устной речи у детей относится к категории тяжелых и объясняется преобладанием процессов торможения в нервной системе.
- Тахилалию. Это состояние является противоположностью брадилалии. Ребенок говорит быстро, звукопроизношение остается нормальным, но в речи могут наблюдаться нелогичные паузы.
- Ринолалию. Проявляется как гнусавость, дефекты произношения большинства звуков. Ее причина состоит в особенностях анатомии речевого аппарата детей с нарушением устной речи. Например, могут присутствовать расщелины неба.
- Дизартрию. Представляет собой дефект иннервации воспроизводящего звуки аппарата. Данное нарушение устной речи у детей объясняется врожденным или более поздним поражением центральной нервной системы.
Среди специалистов принято отдельно говорить о заикании как разновидности нарушения устной речи у детей. При этом дефекте происходят судорожные сокращения артикуляционного аппарата, провоцирующие запинки. В корне проблемы лежат факторы органического или функционального характера.
У одного ребенка могут наблюдаться сразу несколько речевых расстройств. Допустим, он не произносит отдельные звуки, при этом заикается. Подобные нарушения требуют сложной коррекции, на которую уходит немало времени. Чтобы сформировать правильную речь, помочь малышу стать частью общества, требуется помощь специалистов и прием медикаментов, оказывающих воздействие на причину проблемы.
Причины задержки развития речи
Нарушения речи представляют собой проблемы с вербальной коммуникацией, речевой моторикой, а также трудности в смежных сферах. Подобные особенности могут носить совершенно разный характер, будучи связанными как с отсутствием возможности высказаться, так и с недержанием речи. Причина проблем бывает связана с физиологией, неврологией, психикой либо недостатком педагогического влияния. Вне зависимости от типа нарушения устной речи, не нужно винить в нем детей.
Органические причины нарушения речи или связанные с повреждением соответствующих органов
- Наследственные. В этом случае проблема передается ребенку от родителей. Например, кто-то из них в детстве начал говорить позже, имеет особенности прикуса, посадки зубов.
- Врожденные или внутриутробные патологии. Они бывают связаны со сложным течением беременности, приемом препаратов, гипоксией, инфекционной болезнью во время вынашивания, несовместимостью крови, недоношенностью или переношенностью, пережитыми матерью стрессами, интоксикацией.
- Перинатальные, то есть спровоцированные осложнениями при родах. Больше всего внимания требуют малыши, которые пережили асфиксию, травму головы, связанную с узкими родовыми путями, а также дети, вес которых при рождении составлял менее 1,5 кг либо им потребовалась реанимация.
- Постнатальные (появившиеся по причине заболеваний, перенесенных в первые месяцы, годы жизни). Речь может пострадать из-за инфекций, таких как менингит, воспаление среднего уха, а также травм головы и повреждений неба.
- Социально-бытовые. Этот тип нарушений устной речи у ребенка связан с недостатком эмоционального и вербального общения. Такая ситуация может сложиться даже в благополучных семьях, где у успешных родителей нет времени на чадо.
на наши новости
500 000 пользователей!
Помимо этого, выделяют речевые расстройства эндокринной природы, то есть связанные с особенностями психомоторного развития, психосоматические или спровоцированные окружающей средой. Еще одна разновидность нарушений – функциональные, то есть дефекты или особенности строения речевых органов.
Признаки речевых нарушений
Для речевого и психического статуса установлены возрастные нормы. Любой ребенок развивается в своем темпе и может отличаться от ровесников, однако важно обратиться к специалисту, если есть серьезное отставание в речевом и психическом развитии. Лучше как можно раньше провести диагностику ЗРР, в том числе при помощи методики психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей, чтобы с большей вероятностью решить проблему.
Специалисты утверждают, что определить нарушение можно очень рано. Необходимо общаться с малышом, начиная с самого рождения и не обращая внимания на то, что он пока не может реагировать осознанно. Нужно задуматься, когда ребенок не проявляет коммуникативную активность, свойственную ребятам его возраста. Однако не стоит воспринимать подобное замечание как диагноз.
Очевидные признаки тяжелых нарушений в артикуляционном аппарате, центральной нервной системе заметны с рождения. Появившись на свет, малыш должен громко кричать, если хочет кушать либо его что-то беспокоит. Рекомендуется обратиться к неврологу, если крик слабый и вовсе отсутствует.
Еще один важный фактор, который может считаться признаком будущих нарушений устной речи у детей – то, как малыш берет грудь. Быстрая утомляемость во время еды, отказы, плохое сосание нередко свидетельствуют о проблемах с губами, небом, уздечкой языка. В таком случае проконсультируйтесь с педиатром и хирургом. Короткая уздечка языка подрезается, а расщелины неба требуют коррекции хирургическим путем.
Гипоксия во время родов, повышенное внутричерепное давление, гиперкинезы, повышение тонуса конечностей, вялый язык – это все поводы для лечения у невролога.
В норме к 1,5–3 месяцам ребенок начинает гулить, в 4–6 – уже может формировать цепочки из звуков, а к 6-7 – старается произносить отдельные слоги. В 8–11 месяцев родителям предстоит услышать от малыша первые короткие слова. На первом году жизни ребенок живо реагирует, когда к нему обращаются, понимает свое имя, отдельные слова.
До полутора лет формируется осмысленная устная речь, состоящая из коротких фраз. Ребенок пока не может похвастаться большим словарным запасом, зато понимает знакомые слова и использует их осознанно в общении.
К трехлетнему возрасту дети оперируют тысячей слов, строят простые предложения, выражают мысли и эмоции, показывают названные предметы и хорошо понимают, когда к ним обращаются.
Как диагностировать нарушение речи
Как только вы заметили тревожные признаки, нужно отвести ребенка на диагностику к педиатру и логопеду, чтобы назначить последующее обследование и лечение.
Общение с педиатром является первым этапом диагностики ЗРР. Его задача – проверить, соответствует ли ребенок возрастным нормам речевого и психического развития. При наличии значительного отставания специалист отправит малыша на комплексное обследование.
Чтобы определить причины нарушений устной речи у детей, обязательно проверяют слух – этим занимается отоларинголог. Проблемы со слухом либо глухота делают невозможным нормальное речевое и психическое развитие даже при наличии здоровых центральной нервной системы и артикуляционного аппарата. Снижение слуха является поводом для визита к сурдологу, который поможет выполнить коррекцию.
Обязательным этапом диагностики является посещение невролога, который должен проверить состояние центральной и периферической нервной системы. Если потребуется, он назначит обследования для оценки внутричерепного давления, электрической активности головного мозга, кровообращения в мозгу. Связанные с этими факторами проблемы не являются редкостью у дошкольников, особенно при наличии отягощенного акушерского анамнеза.
Психолог также участвует в диагностике, поскольку ЗРР может появиться в результате психотравмы. Либо специалист сможет увидеть симптомы аутизма.
Характер речевых дефектов устанавливает логопед, оценивая произношение звуков, функциональность артикуляционного аппарата, словарный запас ребенка и навыки связной речи. Он является основным специалистом, позволяющим справиться с задержками речевого развития.
Методы коррекции устной речи у детей
Многие дети неверно произносят все звуки просто потому, что их артикуляционный аппарат не готов. В таком случае помогают коррекционные игры и упражнения, выполняемые дома или с логопедом. Также полезна гимнастика для языка и пальцев, дыхательные упражнения. Может показаться необычным, но свистки и мыльные пузыри помогают в развитии артикуляции, а не являются обычной детской забавой.
Существуют различные упражнения для коррекции нарушений устной речи у детей без ТНР и формирования нормального произношение свистящих, шипящих звуков, буквы «р». В первую очередь, важно попробовать выполнить их самостоятельно, а потом показывать ребенку, ведь ему нужно видеть пример артикуляции при произнесении фонемы.
Когда у детей не получается произнести один из звуков, они заменяют его доступным им образом. Глядя на малышей, взрослые тоже начинают сюсюкать, что недопустимо. Подобные «неправильные» слова и звуки надолго остаются в памяти, справиться с ними бывает очень трудно.
В развитии речи основная стадия приходится на дошкольный возраст, то есть с трех до шести лет. Важно, чтобы взрослые общались с ребенком с учетом следующих правил:
- нельзя сюсюкать;
- нужно говорить четко, с расстановкой, разборчиво;
- речь должна состоять из коротких простых предложений;
- важно периодически повторять новые слова, чтобы упростить их запоминание;
- общаться нужно, используя эмоции, разные интонацию и темп.
К школе или к 6-7 годам ребенок обычно точно произносит звуки, имеет богатый словарный запас, куда входят разные части речи. Он строит согласованные предложения с учетом рода, числа, падежа, имеет навыки диалогического и монологического общения. Если у детей в 4 года наблюдаются устойчивые нарушения устной речи, рекомендуется поработать с логопедом.
Коррекция задержки речевого развития требует комплексного подхода и предполагает одновременное лечение основного заболевания и формирование навыков правильного звукопроизношения.
При общем недоразвитии речи, фонетических дефектах и психическом отставании прибегают к следующим методам лечения:
- работа логопеда с детьми с нарушениями устной речи;
- курсы массажа;
- лечебная физическая культура;
- транскраниальная микрополяризация (ТКМП);
- применение медикаментов;
- электроакупунктура;
- нейропсихологическая коррекция.
Занятия с логопедом считаются обязательными вне зависимости от особенностей проблемы, тогда как остальные способы коррекции нарушений устной речи у детей подбираются индивидуально. Специалист должен научить ребенка правильно использовать артикуляционный аппарат, контролируя положение губ и языка при произношении звуков, также он отвечает за развитие мелкой моторики рук и мышц языка.
Если наблюдается задержка психического и речевого развития, требуются также занятия с психологом. Таким образом, удается привести в норму психологическое состояние ребенка, помочь ему адаптироваться в социуме, справиться с трудностями во время общения с другими детьми и старшим поколением. Врач помогает развить логику, расширить словарный запас.
Когда выявлено разрушение нейронных связей в коре головного мозга, не обойтись без лечения методом транскраниальной магнитной стимуляции. В ее рамках точечно стимулируются участки коры, отвечающие за формирование речи. В результате повышается скорость передачи нервного импульса и активность зон, испытавших на себе воздействие.
Массаж и ЛФК используют, чтобы улучшить кровообращение в мозгу, улучшить артикуляцию. Если наблюдается повышенная нервная возбудимость, прибегают к методам, способным успокоить центральную нервную систему. Не менее важную роль в процессе устранения нарушений устной речи у детей играют точечный массаж и массаж языка.
Методов коррекции речи существует множество: от массажа и занятий с логопедом до медикаментозных способов в более тяжелых случаях. Поэтому, если есть какие-то сомнения относительно развития ребенка, не стоит бояться, надо обращаться сразу к специалистам. В первую очередь, к педиатру, логопеду и неврологу.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: