Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Орфографическая зоркость: понятие, этапы развития, полезные упражнения
Главная > Блог > Орфографическая зоркость: понятие, этапы развития, полезные упражнения
06.06.2023
1180
Время чтения: 15 минут

Орфографическая зоркость: понятие, этапы развития, полезные упражнения

Почему навык так важен? Орфографическая зоркость обеспечивает грамотную письменную речь. Благодаря умению замечать «проблемные» моменты в тексте, человек вовремя применяет нужное правило русского языка и не делает ошибок при написании даже сложных слов.

На что обратить внимание? Существуют различные виды восприятия орфографического материала, последовательная работа с которыми оказывает влияние на формирование у детей грамотности при письме. Каждый из них развивается с помощью специальных упражнений.

Оглавление:
    1. Понятия орфограммы и орфографической зоркости
    2. Опознавательные признаки орфограмм
    3. Компоненты орфографической зоркости
    4. Этапы развития орфографической зоркости
    5. Факторы, влияющие на формирование грамотности при письме
    6. Упражнения на совершенствование орфографической зоркости
    7. Не менее полезные упражнения
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Понятия орфограммы и орфографической зоркости

Некоторые ученики путают понятие «орфограмма» и считают её местом, где звук слышится нечетко или где слово не пишется так, как слышится. Чтобы избежать неправильных выводов, необходимо детально разобраться с определением термина «орфограмма» уже на начальном этапе обучения.

Орфографическая зоркость

Ученые-методисты определяют понятие «орфограмма» следующим образом: орфограмма — это написание, которое соответствует правилам орфографии и требует применения определенных правил. Определения Д.Э. Розенталя и В.В. Бабайцевой указывают на специфику орфограмм в отличие от неорфографических написаний, но не сообщают, как можно определить наличие орфограммы в слове.

Существуют и другие определения понятия «орфограмма». М.Т. Баранов определяет орфограмму как написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но только один из них признан правильным. Согласно определению М.Р. Львова, орфограмма представляет собой такое явление письма, при котором при передаче речи с помощью письменных символов возникают графические варианты, однако только один из них соответствует правилам орфографии.

Оба определения успешно указывают на отличительную особенность орфограмм, которая позволяет отличить их от неорфографических написаний: наличие различных графических знаков (букв) в слове означает наличие орфограммы.

Изучение литературы говорит о том, что орфографическая зоркость представляет собой способность учащихся распознавать и классифицировать орфограммы в начальной стадии обучения, основанной на последовательной фиксации отдельных признаков, а на более продвинутой стадии — на основе одновременного поиска интегрального образа-ориентира.

Орфографическая зоркость

При восприятии орфограмм пишущим человеком используются два основных вида орфографической зоркости — зрительное и слуховое. Высокий уровень грамотности предполагает, что оба подхода будут использованы.

Опознавательные признаки орфограмм

При изучении орфографии и формировании орфографической зоркости в начальной школе следует уделить внимание работе над различными группами опознавательных признаков, таких как:

    1. Фонетические признаки, которые включают позицию звука в слове и необходимость доверять правильному произношению. Например, положение гласных в безударном слоге или согласных перед парными согласными. Работа над этими признаками направлена на формирование языкового чувства и развитие речевого слуха у учащихся.
    2. Звуки, звукосочетания и буквы, которые могут иметь несколько возможных вариантов нормативного написания. Например, гласные а, о, е, и, я, парные звонкие и глухие согласные б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с, сочетания стн (сн), здн (зн) и т.д.
    3. Морфемные признаки, которые учитывают положение звука и буквы в слове относительно морфемы, место «опасных» звуков и букв в приставке, корне, суффиксе или окончании.
    • Морфологические признаки, которые указывают на положение звука или буквы в слове определенной части речи. Например, безударное падежное окончание имени существительного, которое усваивается при изучении основных грамматических категорий.
    • Семантические признаки, которые помогают выделять собственные имена и наименования и усваиваются в процессе наблюдения за собственными и нарицательными именами существительными.

Компоненты орфографической зоркости

Орфографическая зоркость состоит из трех компонентов: мотивационного, операционного и контролирующего.

Мотивационный компонент связан с осознанием необходимости грамотного письма и постановкой задачи на правильное написание слов.

Операционный компонент связан с умением опознавать орфограммы на основе знания их признаков и их использованием в речевых ситуациях. На начальных этапах формирования орфографической зоркости операционный компонент предусматривает активное использование фонематического слуха и звукового анализа при проговаривании слов, а на более продвинутых этапах — целенаправленное зрительное восприятие.

Контролирующий компонент формируется на основе самопроверки написанного текста через сравнение зрительных образцов со следами в памяти.

Этапы развития орфографической зоркости

В современной методике обучения орфографии утвердился подход, в соответствии с которым основным содержанием является развитие орфографической зоркости, а не изучение правил. Орфографические умения включают в себя способность обнаруживать орфограммы, определять их тип и соотносить с определенным правилом, а также исполнять действие в соответствии с правилом.

Орфографическая зоркость

Для развития навыков орфографической зоркости на уроках русского языка необходимо начинать работу с детьми с момента начала изучения букв. Например, на основе объяснения несоответствия произношения и написания (например, слова «пенал», «снег») и введения понятия «опасное место», чтобы подчеркнуть возможность ошибки.

Орфографические правила должны вводиться через выполнение соответствующих упражнений и поэтапное использование памятных материалов для работы над ошибками. Также следует развивать фонематический слух, обучать правильному списыванию текста и внушать интерес к чтению, чтобы расширять словарный запас детей.

При формировании орфографической зоркости младших школьников можно выделить несколько этапов:

  1. Обучение постановке ударения, используя задания, где написание соответствует произношению.
  2. Слова орфографической зоркости, где написание отличается от произношения. Определение ударного звука как сильной позиции и безударного — как «опасного места» в слове.
  3. Работа над правописанием безударных гласных. Например, использование упражнений с пропуском сомнительных гласных.
  4. Обучение умению проверять безударную гласную. Дети знакомятся с орфограммой в случаях, когда произношение и написание неоднозначны. Возможны упражнения на замену букв.
  5. Развитие слухового восприятия, особенно в отношении различия звуков и букв в словах.

Факторы, влияющие на формирование грамотности при письме

Существуют люди, которые обладают врожденной грамотностью. Однако, маловероятно, что они писали без ошибок еще с детского сада, когда только запоминали буквы. Обычно это просто начитанные люди с широким кругозором и отличной зрительной памятью. Они визуально запоминают правильную орфографию слов и иногда не нуждаются в заучивании некоторых правил.

Орфографическая зоркость

Формирование орфографической зоркости должно учитывать несколько факторов. Зрительный фактор заключается в запоминании правильного написания слова. Чтобы избежать ошибок, ученик должен тщательно проверять написание незнакомых слов. Слуховой фактор основан на умении определять фонему в слабой позиции и подбирать проверочное слово.

Для развития этого навыка желательно писать как можно больше от руки, а не на компьютере или планшете. Артикуляционный фактор основан на запоминании произношения слов через многократное повторение. Важно четко произносить каждое слово так, как оно пишется, а не как мы привыкли его произносить в разговорной речи.

Упражнения на совершенствование орфографической зоркости

Ниже будут представлены способы формирования орфографической зоркости на основании факторов, перечисленных выше.

Орфографическая зоркость

Для развития зрительного фактора, который заключается в запоминании правильного написания слова, можно использовать несколько упражнений.

Первый метод – учитель диктует слово, и ребенок записывает проверочное слово, чтобы отработать правильную букву, а затем уже пишет проверяемое слово. Такой подход обучает быстро и верно выбирать нужную букву.

Второй метод – учитель пишет на доске текст с объяснением всех орфограмм, дети читают его выразительно и фиксируют в памяти самые сложные слова. Затем они закрывают глаза и стараются «увидеть» эти слова мысленным взором.

Если ребенок не уверен в правильности выбранной буквы, учителю разрешается поставить на месте орфограммы просто точку. Некоторые учителя начальных классов также рекомендуют показать текст диктанта самым слабым ученикам перед началом упражнения, чтобы они лучше запомнили слова и написали их правильно.

Для развития слухового фактора, который заключается в умении определять сложные места в слове, можно использовать два упражнения.

Первый метод – во время диктовки учитель или родитель стучит карандашом по столу в тот момент, когда в тексте встречается слово с орфограммой. Это помогает детям насторожиться и попытаться найти сложное место, если они его сами до этого не заметили.

Второй метод – устный диктант. Когда взрослый произносит слово с орфограммой, например, безударной гласной, дети должны хлопнуть в ладоши. Если в лексеме несколько сложных мест, то каждое из них сопровождается хлопками. Эти упражнения способствуют постепенному развитию у детей умения определять сложные места в словах на слух.

Для развития рукодвигательного фактора, который связан с механическим запоминанием «двигательного» образа слова при его написании на бумаге, можно использовать несколько упражнений.

Первый метод – писать от руки как можно больше тех слов, которые нужно запомнить, чтобы их графический образ зафиксировался в памяти. Это также способствует формированию каллиграфического почерка и обучению грамотности.

Второй метод – усовершенствовать процесс списывания текста из учебника. Для этого дети в 1-2 классах должны прочитать лексему или словосочетание, повторить вслух, выделить орфограммы, прочитать еще раз и повторить так, как слово будет написано.

Затем нужно записать его в тетрадь, действуя только по памяти, и проверить (выделить слоги, подчеркнуть орфограммы). В 3-4 классах алгоритм сокращается до чтения словосочетания и повторения по памяти, записи с диктовкой по памяти и проверки со сравнением с учебником. Такие упражнения помогают развивать механическую память руки и улучшать написание слов.

Орфографическая зоркость

Для развития артикуляционного фактора, который связан с правильным произношением и запоминанием слов, особое значение имеет орфографическое проговаривание.

Первый метод – использование специальных диктантов, где ребенок при написании должен проговаривать каждое слово.

Второй метод – диктование текста не взрослым, а самим ребенком, который читает каждое слово по слогам и максимально четко произносит каждую согласную и гласную, не только ударную. Этот подход особенно эффективен при отработке написания самых сложных слов, так как они лучше запоминаются. Такие упражнения помогают развивать правильную артикуляцию и улучшать запоминание слов.

Не менее полезные упражнения

Кроме уже описанных упражнений, существуют и другие полезные приемы формирования орфографической зоркости:

  1. Орфографические зарядки — упражнения, которые проводятся на каждом уроке русского языка и направлены на обнаружение и распознавание орфограмм как в зрительном, так и в слуховом восприятии.
  2. Использование принципа какографии, то есть письма с намеренно допущенными ошибками, чтобы ученики могли выявить и исправить ошибки.
  3. Упражнения, включающие орфограммы в загадках, помогающие развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас и развивать логическое мышление.
  4. Использование карточек-сигналов с нужной орфограммой.
  5. Этимологический анализ слов, который помогает ученикам понять происхождение слов и правильное написание орфограмм.
  6. Работа в парах, где ученики рассуждают и доказывают друг другу правильное использование орфограмм.
  7. Создание опорных таблиц и памяток для учеников, содержащих алгоритмы работы с орфограммами. Эти методы помогают разнообразить работу на уроке, формировать интерес к изучению языка и эффективно развивать навыки работы с орфограммами.

Важно не только знать упражнения и задания на орфографическую зоркость, но и уметь эффективно их комбинировать и интегрировать в общую систему обучения. Только так можно добиться значительного повышения эффективности работы с орфографией на уроках русского языка.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw