Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Пальчиковые игры для детей и их польза
Главная > Блог > Пальчиковые игры для детей и их польза
19.01.2023
1412
Время чтения: 14 минут

Пальчиковые игры для детей и их польза

Оглавление:
  1. Польза пальчиковых игр для детей
  2. Правила пальчиковых игр для детей
  3. Виды пальчиковых игр для детей разного возраста
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее


В чем польза? Пальчиковые игры для детей – не только способ развить их и пообщаться. Благодаря им развивается мелкая моторика и, как следствие, улучшается мозговая деятельность. Подобными занятиями детей занимали с давних пор, даже еще не подозревая об их пользе. Сегодня в дошкольных учреждениях им также уделяют немало времени.

Какие выбрать? Такие игры напоминают маленький спектакль. Это позволяет развить воображение. Причем для разного возраста подходят различные пальчиковые игры. Какие же из них самые эффективные?

Польза пальчиковых игр для детей

Любой родитель, заинтересованный в развитии своего ребенка, наверняка знает о таких видах времяпрепровождения. Ведь это простой и доступный способ развития и развлечения малыша. Пальчиковые игры для детей – своего рода гимнастика и массаж для пальцев рук, выполняемые под короткие ритмичные стишки, которые ребята охотно повторяют. Для детворы это самостоятельные занятия, для дошкольников – разминка между другими упражнениями.

Пальчиковые игры для детей

Подобные занятия позволяют проводить время не только весело, но и с пользой. Пальчиковые игры для детей преследуют следующие цели:

  • развитие мелкой моторики и речи;
  • разработка координации движений;
  • подготовка руки к письму;
  • расширение словарного запаса;
  • улучшение внимания, памяти, воображения;
  • снятие эмоционального и умственного напряжения;
  • установка телесного контакта ребенка с взрослым.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи ребенка и используются родителями на протяжении многих поколений. Еще до того, как связь между мелкой моторикой и речью нашли научное подтверждение, наши предки отмечали пользу, которую приносит малышам массаж пальцев.

Правила пальчиковых игр для детей

Пальчиковые игры бывают как простыми (для самых маленьких), так и более сложными (для тех, кто старше и может самостоятельно учить и повторять стишки). А чтобы запоминать слова было проще, можно сопровождать их спектаклем, в котором пальчики выступают в роли действующих персонажей.

Годовалые дети еще не смогут повторить за взрослыми движения, поэтому им делают массаж каждого пальчика, приговаривая, к примеру: «Этот пальчик – маленький, этот пальчик – слабенький, этот пальчик – длинненький, этот пальчик – сильненький, этот пальчик – толстячок, а все вместе – кулачок».

Правила пальчиковых игр для детей

После года малыши уже могут повторять за взрослыми простые движения, например, сжимать кулачок, хлопать и пр. Дошкольники в состоянии выполнять разнообразные действия, способствующие развитию координации и ловкости.

Ниже приведены простые правила проведения пальчиковых игр для детей, при соблюдении которых польза от упражнений будет максимальной:

  • Заниматься нужно, когда ребенок доволен и в хорошем настроении.
  • Игра должна быть в радость как малышу, так и взрослому.
  • Нельзя принуждать ребенка, он должен сам заинтересоваться выполнением упражнений.
  • Правила игры нужно доступно объяснить малышу (рассказать, что надо повторять движения за мамой или самому выполнять определенные действия, сопровождая их стишками).
  • Не стоит играть слишком долго, в день достаточно выполнять одно-два упражнения. Увеличить их число можно, если малыш сам просит об этом. Максимальное время одного занятия – 5 минут.
  • Важно хвалить ребенка за то, что у него получается, и не ругать, если что-то идет не так.
  • Не нужно использовать слишком большое количество пальчиковых игр для детей, в этом случае подходит пословица: «Лучше мало и хорошо, чем много и плохо».
  • Начинать учить упражнения лучше с правой руки, потом перейти к левой. Только выучив всю последовательность, нужно делать их одновременно обеими руками.
  • Если у ребенка портится настроение, игру лучше прервать и вернуться к ней позже.

Еще одно достоинство пальчиковых игр для детей – их доступность. Гимнастикой можно занять ребенка в очереди, в поездке и т. п. Когда нет возможности достать игрушки, на помощь придут упражнения для пальчиков.

Виды пальчиковых игр для детей разного возраста

Ниже приведены пальчиковые игры для детей разных возрастов. С малышами могут заниматься родители, с дошкольниками – воспитатели в детском саду.

Пальчиковые игры для детей младше до года

  • «Сорока-ворона».

Взрослый берет ребенка за руку и проводит пальцем по его открытой ладошке, приговаривая:

«Сорока-ворона кашку варила,

Кашку варила, деточек кормила».

Затем берет каждый пальчик, поглаживает его и пригибает к ладони:

«Этому дала,

этому дала,

этому дала

этому дала,

а этому (покачивает большой пальчик) – не дала!

Ты в лес не ходил,

дрова не рубил,

печку не топил!

Нет тебе ничего!»

«Сорока-ворона».

  • «Пальчики-грибочки».

Взрослый берет каждый пальчик малыша по очереди, поглаживает его и загибает к ладошке:

«Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал.

Ну а этот (качает большой палец) – взял и съел,

От того и потолстел!»

  • «Два козленка».

Взрослый берет малыша за обе ручки, большим пальчиком прижимает к ладошке средние и безымянные пальцы:

«Как-то раз к кому-то в гости

Шел козленок через мостик».

Сближает ручки малыша, держа кисти в горизонтальном положении:

«А навстречу шел другой,

Возвращался он домой».

Воспитатель соединяет обе ручки, проговаривая первые слоги последних двух строк.

Пальчиковые игры для детей младше до года

  • «Пять утят».

Одна ручка изображает маму утку, ее надо поставить на локоток на стол, сложить большой, указательный и средний пальчики. Вторая ручка изображает утят, которые плывут к маме. Этой рукой нужно выполнять волнообразные движения, приближая ее к первой руке. Разогнутые пальцы соответствуют числу утят, плывущих к маме:

«Пять утят плывут вперед,

На берегу их мама ждет.

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут (один палец прижат к ладошке)…

Трое утят плывут (два пальца прижаты)…

Двое утят плывут (три пальчика загнуты к ладони)…

Вот один плывет вперед (четыре пальца прижаты)

На берегу его мама ждет (покивать ручкой, изображающей маму-утку).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад».

Пальчиковые игры для детей от года до трех лет

В пальчиковых играх для детей 2-3 лет (помимо пальцев) участвуют также запястные, локтевые и плечевые суставы.

  • «Зайка».

– Зайка, зайка, где твой хвостик (малыш хлопает в ладоши)?

– Вот, вот, вот (убирает руки за спину)!

– Зайка, зайка, где твой носик (хлопает в ладоши)?

– Вот, вот, вот (показывает на свой нос)!

– Зайка, зайка, лапки где (хлопает)?

– Вот, вот, вот (показывает свои ручки)!

– Зайка, зайка, ушки где (хлопает в ладошки)?

– Вот, вот, вот (показывает на свои ушки)!

– Зайка, зайка, глазки где (хлопает в ладошки)?

– Вот, вот, вот (показывает на свои глаза)!

– Зайка, зайка, ротик где (хлопает в ладошки)?

– Вот, вот, вот (показывает на свой рот)!

  • «Ворона».

«У вороны голова (ребенок поднимает руки к голове)

Ва-ва-ва-ва (4 раза хлопает в ладоши).

Клюв и крылья (подносит руки к носу, потом машет в стороны, изображает крылья),

Хвостик, ноги (убирает ручки за спину, топает ногами)

Оги-оги-оги-оги (4 раза хлопает в ладоши)».

  • «Машинка».

«Заведу свою машину (ребенок изображает звук заводимого мотора),

Би-би-би, налью бензину (3 раза хлопает в ладоши и топает ногами).

Крепко-крепко руль держу (вытягивает руки вперед, как будто держит руль),

На педаль ногою жму (топает правой ножкой)».

  • «Кораблик».

«Вот плывет кораблик мой (малыш сгибает руки в локтях, держит их перед собой и слегка покачивает).

Он плывет ко мне домой (вытягивает ручки вперед, соединяет ладошки под углом).

Крепко я держу штурвал (руки по-прежнему вытянуты вперед, делает вид, что держится за штурвал).

Я ведь главный капитан (4 раза хлопает в ладоши)».

  • «Кошки-мышки».

«Вот кулак (показывает кулачок левой руки),

А вот – ладошка (раскрывает кулачок, ладошку поворачивает к верху),

На ладошку села кошка (ноготками правой руки проводит по левой ладони),

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять (правой рукой загибает пальчики на левой),

Мышки очень испугались (крутит кулачком),

В норки быстро разбежались (прячет кулачок под правую подмышку)».

  • «Паровоз».

«Ехал, ехал паровоз (ребенок складывает руки замочком, крутит большими пальчиками),

Прицепил вагон, повез (соединяет указательные пальцы).

Ехал, ехал паровоз,

Прицепил вагон, повез… (соединяет средние пальцы, затем безымянные и мизинцы)».

Пальчиковые игры для детей 3 лет и старше

  • «Дни недели».

«В понедельник я стирала (ребенок сжимает руки в кулаки и трет их друг об друга),

Пол во вторник подметала (расслабляет кисти рук и «подметает» ими стол),

В среду я пекла калач (соединяет ладошки, как будто лепит пирожки),

Весь четверг искала мяч (подносит правую ладошку перпендикулярно ко лбу, делает козырек),

Чашки в пятницу помыла (ставит ладонь левой руки с полусогнутыми пальчиками на стол, указательным пальцем правой руки делает круговые движения внутри левой ладошки),

А в субботу торт купила (соединяет раскрытые ладони мизинчиками.)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения (машет руками, как будто подзывает подружек)».

Пальчиковые игры для детей

  • «Горох».

«Пять маленьких горошин

Заперты в стручке (ребенок соединяет руки в замок.)

Вот выросла одна

И тесно ей уже (выпрямляет большие пальчики на обеих руках).

Но вот растет вторая (выпрямляет указательные пальцы),

И третья, а потом (выпрямляет средние пальцы),

Четвертая, пятая… (выпрямляет по очереди безымянные пальчики и мизинчики),

Сказал стручок: «Бом!» (хлопает в ладоши)».

  • «Зима».

«Раз, два, три, четыре, пять (ребенок по очереди загибает пальцы),

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили (складывает ладошки, как будто лепит снежный ком),

Птичек крошками кормили (проводит большим пальцем по остальным пальчикам, как будто крошит хлеб).

С горки мы потом катались (проводит правой ладонью по левой),

А еще в снегу валялись (кладет ладони на стол, переворачивает их внутренней и тыльной стороной).

Все в снегу домой пришли (стучит ладошками друг о друга, отряхивает),

Съели суп и спать легли (делает движения, как будто берет ложку и подносит ее ко рту, потом складывает ладошки вместе и кладет под щечку)».

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Во время пальчиковых игр в 4 года дети не только выполняют движения, но и слушают и понимают стишки, которыми взрослые сопровождают упражнения.

  • «Капустка».

«Мы капустку рубим-рубим (ребенок постукивает ребром ладони по столу),

Мы капустку солим-солим (сначала подушечками пальцев правой руки поглаживает подушечки пальцев на левой, потом наоборот),

Мы капустку трем-трем (сжимает кулаки, трет их друг об друга),

Мы капустку жмем-жмем (сжимает и разжимает кулачки)».

Пальчиковые игры для детей

«Пчелки».

Одна рука будет елкой: ребенок растопыривает пальчики, ручку ставит на стол на локоток. Вторая – улей, пальцы складывает колечком и прижимает к елке.

«Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки (ребенок подносит сложенные кольцом пальчики к глазам, заглядывает в «улей»)?

Надо в дом постучать (стучит кулаком о кулак),

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки (поочередно стучит кулаком о кулак)?

Стали пчелки вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять (разводит руки в сторону, шевелит растопыренными пальчиками)!

Пальчиковые игры для детей

  • «Веселая мышка».

«Веселая мышка перчатку нашла (ребенок разводит руки в стороны, растопыривает пальчики, крутит ладошками),

Гнездо в ней устроив (складывает руки ковшиком), мышат позвала (сгибает и разгибает пальцы, подзывает),

Им корочку хлеба дала покусать (подушечкой большого пальца стучит по подушечкам других пальцев),

Погладила всех (поочередно гладит ручки) и отправила спать (соединяет ладошки и кладет их под щеку)».

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет.

Для 5-6-летних детей пальчиковые игры – не только способ развития и интересное времяпровождение, но и возможность установить телесный и эмоциональный контакт с взрослым.

  • «Помощники».

«Вот помощники мои (ребенок раскрывает ладошки и шевелит пальцами),

Как их хочешь поверни (крутит пальчиками),

Раз, два, три, четыре, пять (загибает и разгибает пальцы),

Не сидится им опять (трясет пальчиками).

Постучали, повертели (стучит по столу, вращает пальцами)

И работать захотели (постукивает по столу).

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть (встряхивает пальцы, сжимает их в кулак)».

Пальчиковые игры для детей

  • «Белка».

«Сидит белка на тележке (ребенок сжимает пальцы в кулачок),

Продает она орешки (крутит кистями вправо, потом влево):

Лисичке-сестричке (разгибает большой палец),

Воробью (разгибает указательный),

Синичке (разгибает средний),

Мишке толстопятому (разгибает безымянный),

Заиньке усатому (разгибает мизинчик).

Вот так (растопыривает пальчики, потом сжимает в кулачок)!»

  • «Дружная семейка».

«Этот пальчик большой – это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка – милая девчонка.

И самый маленький крепыш – это славный наш малыш (ребенок сжимает кулачок, начиная с большого, по очереди разгибает пальчики).

Дружная семейка (несколько раз сжимает кулачок)!»

  • «На базар ходили мы…».

«На базар ходили мы (ребенок соединяет подушечки пальцев друг с другом),

Много груш там и хурмы (по очереди разъединяет пальцы),

Есть лимоны, апельсины (разводит ладошки),

Дыни, сливы, мандарины (сжимает кулак, поднимая вверх большие пальцы),

Но купили мы арбуз – это самый вкусный груз!»

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет.

В 6-7 лет пальчиковые игры помогают детям подготовить руку к письму.

  • «Домик».

«На поляне дом стоит (ребенок соединяет пальцы правой и левой руки, изображая крышу домика).

Ну а к дому путь закрыт (поворачивает руки ладошками к себе, соединяет средние пальцы, большие поднимает вверх).

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем (ставит ладони параллельно друг другу)».

Пальчиковые игры для детей

  • «Зимние забавы».

«Лепим мы из снега дом,

Звери будут в доме жить,

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить».

Ребята сжимают руки в кулаки, соединяют подушечки пальцев, отводят ладошки друг от друга, хлопают, переплетают пальцы в замочек.

  • «Снежок».

«Раз, два, три, четыре, пять (ребенок загибает пальцы),

Мы с тобой снежок слепили (складывает ладошки, как будто лепит снежки),

Круглый, крепкий, очень гладкий (изображает круг, сжимает кулаки, по очереди одной ладошкой поглаживает другую)

И совсем-совсем несладкий (грозит пальцем).

Раз – подбросим (делает движение ладошкой, как будто подкидывает снежок вверх),

Два – поймаем (делает движение, как будто ловит его),

Три – уроним (делает движение ладонями, как будто роняет снежок),

И… сломаем (хлопает ладошками по столу)».

  • «Повар».

«Повар готовил обед,

А тут отключили свет (ребенок постукивает ребром ладони по столу).

Повар леща берет

И опускает в компот (загибает большие пальчики),

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье (загибает средние),

Угли бьет поварешкой (загибает безымянные),

Сахар сыплет в бульон (загибает мизинчики),

И очень доволен он (разводит ладони в стороны)».

Не всем детям сразу нравится играть в пальчиковые игры. Кому-то надо много раз повторить одни и те же упражнения, а кто-то начинает сразу выполнять задания. Бывает и так, что малыш изначально не проявляет интереса к игре, и взрослые решают, что больше не стоит пытаться.

Пальчиковые игры для детей

Не надо делать поспешных выводов, можно попробовать разные занятия, подключить к ним старших детей, которые покажут малышу, что игра – это весело и интересно.

По мнению нейропсихологов и логопедов, в пальчиковые игры для детей надо начинать играть с 1,5-2 лет и продолжать до школы. Просто для малышей следует выбирать упражнения немного проще, а для старших дошкольников – чуть сложнее.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Воспитатели России
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw