Это кто? Педагоги-новаторы – это учителя, внесшие значительный вклад в развитие современного образования. Они предлагали методики обучения, основанные на новых концепциях преподавания, на гуманном подходе к детям и необходимости общаться с ними на равных, а не свысока.
Насколько актуальны? Теории, разработанные педагогами-новаторами в ХХ веке, актуальны и сегодня. Принципы, легшие в основу их теорий, используются современными учителями, считаются эталонными. Благодаря разработкам отечественных педагогов наука развивается, в ней ежегодно появляются новые имена.
Возникновение новаторской педагогики
В 1986 году в поселке Переделкино, расположенном в Московской области, собралась группа учителей-новаторов во главе с писателем и педагогом Симоном Соловейчиком. Разговор шел о том, какие перемены необходимы в школе, в ее восприятии, в отношениях, в ее пределах. Встреча проходила на даче писателя Анатолия Рыбакова – именно там временно проживал Симон Соловейчик.
Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов, Александр Адамский, Борис Волков, Евгения Ильина, Владимир Караковский, Софья Лысенкова и Борис и Елена Никитины в течение двух дней обсуждали свой педагогический опыт, озвучивались новые идеи. Все фиксировалось на магнитофон.
После этого собрания Соловейчик обработал огромный объем информации, ведь мыслей было изложено очень много. Его задача была – выделить основное, сформировать единый набор идей. В основе каждого предложения выдающихся педагогов-новаторов лежал отказ от авторитарного принуждения детей к учебе.
Когда материал был готов, оставалось его озаглавить, и Соловейчик подобрал оптимальное слово – «манифест». Так появился манифест «Педагогика сотрудничества», который для своего времени был действительно уникальным. Кстати, его авторы и другие учителя встретились через тридцать лет в Институте педагогики и психологии образования МГПУ.
Таким образом, педагоги объявили манифест и представили коллегам и политикам свое понимание того, как должны выстраиваться отношения с ребенком. Они считали, что важно отказаться от единственного верного обращения к детям, темпа и результата их деятельности, то есть от одного возможного способа преподавания.
В процессе работы Соловейчику нужно было решить немало вопросов. Например, понять, какой именно формат лежит в основе новых отношений ученика и учителя, их партнерства. Кем преподаватель и ребенок могут быть друг для друга? Насколько подходит для обозначения их деятельности педагогами-новаторами и педагогикой слово «сотрудничество», а для наставника и школьника – «сотрудники», ведь так обозначают людей, которые вместе работают на производстве. И может ли труд увлечь ребенка?
Соловейчик пришел к такому заключению: базой методик и идей, предложенных учителями-новаторами, является идея того, что труд может и должен доставлять радость. А в основу современной педагогики лег принцип сотрудничества.
Педагоги-новаторы в системе образования
Педагогом-новатором может считаться специалист, благодаря которому в процесс образования включаются новые методы, приемы организации, появляются дополнительные технологии обучения и воспитания. Подобный специалист задействует в своей работе прогрессивные принципы обучения и воспитания. Все его действия приводят к тому, что обновляется педагогический процесс и система образования.
Новаторские идеи в сфере образования могут появляться как результат социально-экономических перемен, соцзаказа, целью которого является развитие и переориентация в интересующей нас сфере деятельности. Либо подобные идеи могут быть следствием работы с детьми, целенаправленных исследований.
Педагог-новатор использует новые методики и подходы в обучении, чтобы перейти на другую образовательную концепцию, сформировать образовательную среду, где наиболее важным является ориентирование на компетенции.
Таким образом удается развивать у учащихся мышление, толерантность, умение принимать решение, способность к коммуникации, навыки информационного взаимодействия. Кроме того, дети понимают, как ориентироваться в современных потоках информации.
Педагоги-новаторы предлагают выстраивать обучение на базе исследовательского подхода, конструирования и игровой формы. Правда, не всегда использование новых технологий позволяет достигать целей и решать задачи в соответствии с современными образовательными требованиями. Необходимо менять форму самой деятельности, структуру процессов обучения и воспитания с учетом новых подходов.
Педагог-новатор занимается следующими направлениями деятельности:
- разрабатывает современные программы обучения;
- создает пособия, учебную литературу с учетом потребностей социума и актуальных тенденций социально-экономического развития;
- самостоятельно и осознанно подходит к выбору профессии;
- воплощает цели и задачи обучения посредством творческого подхода;
- развивает у детей креативное мышление, способность к самостоятельной и лабильной деятельности.
Шалва Александрович Амонашвили
Система, разработанная педагогом-новатором Ш. А. Амонашвили, носит название «Школа жизни» и активно применяется во многих отечественных и зарубежных школах.
Шалва Александрович Амонашвили входит в группу педагогов-новаторов СССР, которые провозгласили личностный подход к обучению в период повсеместно царившей авторитарной педагогики.
В основе его системы идеи В. А. Сухомлинского, В. И. Вернадского, А. С. Макаренко и восприятие любого ребенка как воплощение высшего замысла. Амонашвили отказывается от насаждения ограниченного объема знаний, предлагая ученику совместный поиск решения вместе с учителем.
В его системе нет шаблонов, что позволяет педагогу не прекращать творческий поиск. В качестве стимула ученик получает тонкую оценку со стороны учителя, поощрение активности, в том числе самостоятельной. Наставник должен создать для ребенка особую среду, где тот будет чувствовать уважение к себе, полное принятие его особенностей.
Это станет для школьника опорой, имея которую ему комфортнее развиваться, взрослеть, привыкать к самостоятельному мышлению. Амонашвили считает, что реформы школьного образования должны затрагивать в первую очередь личность педагога, а не форму организации процесса обучения.
Леонид Владимирович Занков
Л.В. Занков – советский психолог, педагог-новатор, ученик Л. С. Выготского, специалист в сфере дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. В рамках своей профессиональной деятельности он проводил экспериментальные исследования развития детей, рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, а именно использование устной речи совместно с наглядными материалами.
Вместе с сотрудниками своей лаборатории в 1960-х годах он создал новую дидактическую систему, призванную обеспечить общее психическое развитие ребят в школах, известную как система Л. В. Занкова.
В данной системе у урока нет жесткой структуры, во время него ученики обсуждают то, что прочитали или увидели, говорят об изобразительном искусстве, музыке, труде. Важное место в процессе обучения занимают дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность, коллективный поиск, в основе которого лежат наблюдение, сравнение, группировка, классификационная работа.
на наши новости
500 000 пользователей!
Также школьники сами определяют закономерности и делают выводы по итогам работы. Учитель должен уделять особое внимание развитию у детей способности мыслить, наблюдать и действовать.
Софья Николаевна Лысенкова
Создавая организационно-методическую систему обучения, она, как один из основных педагогов-новаторов, стремилась справиться с трудностями, с которыми часто сталкиваются учителя начальных классов. Ее система представляет собой конкретизацию теории управления психическим развитием ребенка в процессе обучения, о которой говорил еще Л. С. Выготский. А после него с данной теорией работали многие ведущие советские психологи.
В основе принципа ведения учебной деятельности Лысенковой лежит результат ее работы с детьми в классе. Она предлагала организовать взаимодействие с учениками таким образом, чтобы ребята могли плавно выходить на уровень осознания форм, средств взаимодействия и самоконтроля. Параллельно при общении с учителем и товарищами у детей включаются психологические механизмы саморегуляции.
Основным элементом в системе С. Н. Лысенковой является перспективная подготовка. Она предполагает обсуждение на уроке вопросов, которые по программе идут позже, но связаны с актуальной темой занятия. Когда дети неоднократно сталкивались с элементами сложного материала, последующее его объяснение превращается в обобщение и тщательное закрепление. Задача педагога – исходить не из последовательности, предложенной учебной программой, а руководствоваться логикой развития ребят в классе.
Упростить подобную работу позволяют опоры, то есть специальные схемы, таблицы, наборы карточек. Они представляют собой выводы, формирующиеся при объяснении материала ученикам, и превращаются в важное средство организации обучения, будучи способом его материализации. Многие элементы задают наиболее важные связи и зависимости в учебном материале, обеспечивают условия, которые требуются для формирования понятий.
К важным составляющим метода Лысенковой как педагога-новатора относится обеспечение детей положительными эмоциями на уроке. Данный эффект достигается благодаря предоставлению каждому ощущения собственного успеха. Учитель придерживается дифференцированного подхода к ученикам: он понимает, на что способен определенный ребенок, видит степень, в которой тот усваивает программу.
Такой подход позволяет сформировать запас времени и в последующем задействовать его для разбора наиболее трудных тем.
Людмила Георгиевна Петерсон
Л. Г. Петерсон является известным методистом и педагогом-новатором в российском образовании. Она доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования РАГС при Президенте РФ. Ей присвоено звание почетного работника высшего профессионального образования РФ.
Петерсон с 1975 года участвовала в разработке теоретических основ непрерывного математического образования в системе развивающего обучения. Впервые добиться успеха от использования системы развивающего обучения на практике удалось после выхода непрерывного курса математики «Учусь учиться», разработанного Л. Г. Петерсон в 1991–1997 гг. Он предназначался для дошкольников, учеников начальной школы и ребят 5-6 классов. По данному курсу занимались во многих школах на территории нашей страны.
Петерсон, будучи современным педагогом-новатором, создала программы по математике «Ступеньки» и «Учусь учиться», подготовила для учителей сценарии уроков к своим учебникам. Также она занимала должность научного руководителя учебно-методического комплекса «Перспектива».
В 2004 году в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования появилось новое структурное подразделение – Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…». Во главе центра встала Л. Г. Петерсон, кроме того, она является его научным руководителем.
В качестве научной психолого-педагогической базы Центр использует дидактическую систему деятельностного метода «Школа 2000…». Коллектив его авторов, отечественных педагогов-новаторов, получил Премию Президента РФ в области образования за 2002 год в соответствии с Указом Президента РФ № 1178 от 5.10.2003 года.
Симон Львович Соловейчик
Книги и статьи Соловейчика в 1980-е годы активно обсуждались как в педагогической сфере, так и среди людей, далеких от нее. Именно под влиянием этого известного педагога-новатора многие будущие учителя выбрали свою профессию. По его мнению, воспитание представляет собой обучение при помощи нравственных средств, тогда как сама нравственность является нижней границей действий и поступков, допустимых для человека с точки зрения совести.
Верхней же границы не существует, поскольку наверху – духовность, а у нее нет пределов. Слова С .Л. Соловейчика о воспитании по сей день остаются невероятно актуальными.
В конце XX века место общинной педагогики двора, в котором все были знакомы и в некоторой степени воспитывали друг друга, заняла педагогика отдельных квартир. В результате дети оказались предоставлены сами себе, а роль основного спутника и развлечения начал играть телевизор. Позже его дополнили другие гаджеты и Интернет.
По мнению психологов, существует неразрывная связь между психическими проблемами и отчуждением между людьми, представителями разных поколений. Традиционное воспитание кануло в Лету. Соловейчик, как и другие педагоги-новаторы, искал ответ на вопрос о том, каким образом изменение системы воспитания отражается на человеке и обществе. С заключениями, к которым он пришел, можно ознакомиться в его работах.
Виктор Федорович Шаталов
В. Ф. Шаталов – педагог-новатор и автор оригинальной технологии интенсивного обучения. Ему были присвоены звания заслуженного учителя УССР и народного учителя СССР в 1987 г. и в 1990 г. соответственно.
Уже в студенческие годы он стал преподавать в школе, а в 1956-м приступил к экспериментальной работе с учениками общеобразовательных школ.
В своей технологии обучения он применил авторские методические материалы преимущественно в вербально-графической форме. То есть они имели формат рисунков, схем, благодаря которым удавалось объединить наглядную и смысловую информацию, облегчив как изложение, так и восприятие информации.
В системе этого педагога-новатора нет привычных домашних заданий – вместо них обширные «предложения». Их объем и уровень сложности зависят от этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.
Также предусмотрены разнообразные необычные способы учета и контроля знаний каждого учащегося. Они применяются на каждом уроке и дают возможность избежать использования дневников и классных журналов. Шаталов продумал и собственные методы взаимной проверки учениками. Благодаря такому подходу освобождается дополнительное время на решение наиболее трудных задач и развитие у ребят продуктивного мышления.
Евгений Александрович Ямбург
Е. А. Ямбург является заслуженным учителем РФ, доктором педагогических наук, членом-корреспондентом РАО, а также возглавляет московский Центр образования № 109. Он создал адаптивную модель школы, написал ряд книг, таких как «Школа для всех», «Педагогический декамерон», пр.
Есть родители, которые готовы переехать, только чтобы их дети попали в легендарную школу Ямбурга.
В адаптивной модели школы Ямбурга компенсирующими средствами в особом реабилитирующем пространстве являются педагогическая любовь к ребенку. Не менее важную роль играют понимание проблем, с которыми сталкиваются дети, принятие ребят такими, какие они есть, их обучение элементам саморегуляции.
Дети чувствуют сострадание, участие, а при необходимости получают помощь. Важно, что вне зависимости от того, сильному или слабому ученику оказывают помощь в стенах школы, это никак не влияет на его достоинство, статус.
В сообществе этой школы нет разделения. Дети перемещаются между категориями, взаимодействуют между собой, помогают друг другу, что позволяет компенсировать отставание одних от других.
Сам педагог-новатор и автор данной методики обучения говорит о том, что ученикам не важны его академические достижения. Каждый раз, заходя в класс, ему нужно снова завоевывать их признание. Теперь появилось много альтернативных источников знаний, поэтому учителю приходится брать харизмой.
Если говорить о педагогике как о науке, то ее основная задача состоит в определении, формировании, накоплении и систематизации знаний о воспитании, образовании человека. От того, насколько качественно педагог будет влиять на развитие, становление личности, зависит состояние общества и изменения, происходящие в нем.
Настоящий мастер в сфере педагогики в своих действиях не уступает образцам, которые прошли проверку на практике и зафиксированы в методических разработках и рекомендациях. Тогда как педагогическое творчество предполагает непрерывный поиск нового – именно этим оно и отличается от мастерства.
Любой учитель влияет на педагогическую действительность, но лишь настоящие педагоги-новаторы, творцы вносят в педагогику серьезные изменения и становятся примером для окружающих. Новаторство является высшим уровнем с точки зрения профессиональной педагогической деятельности.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: