Педагогический проект: задачи, виды, этапы составления
Сохранить статью:
О чем речь? Педагогический проект стал логическим следствием инновационных процессов, происходящих в современном образовании. Динамичные изменения порой ставят педагога перед отсутствием готовых рецептов решения тех или иных задач.
На что обратить внимание? Но это вовсе не значит, что от учителя требуется изобретать что-то совершенно новое. Порой нужно лишь взять за основу классическое решение профессиональных задач и наслоить на него современные инструменты. Так каким же должен быть педагогический проект?
Что такое педагогический проект учителя
Педагогический проект — это не просто специфическая форма представления результатов своей работы в рамках аккредитации, а настоящее средство решения проблем, с которыми учителя сталкиваются в своей работе.
Педагогический образовательный проект отражает деятельность учителя в конкретных условиях и ресурсном обеспечении. Он представляет собой основу для:
- определения стиля ведения педагогической деятельности;
- создания новых методов взаимодействия с учащимися, их родителями и другими лицами;
- разработки подходов к обучению, развитию и воспитанию детей;
- определения оптимального направления учебно-развивающего процесса для разных возрастных групп и в конкретных условиях;
- концепций построения образовательной деятельности и педагогических теорий;
- разработки приемов и методов организации воспитательного и учебного процесса.
Педагогический проект в школе – это направление исследовательской деятельности учителя. Полученные результаты могут лечь в основу научных работ в различных областях образования.
5 ключевых видов современного педагогического проекта
Существует всего 5 видов педагогических проектов:
- Ориентированные на исследование
Имеют четкую структуру и подтверждают последовательность действий учителя. Эти проекты требуют конкретных целей и методов реализации, соответствующих определенным условиям. Примерами являются исследовательские рефераты и учебные эссе.
- Творческие
Характеризуются неоднозначной структурой. Они не требуют от учителя соблюдения конкретной последовательности действий и разрабатываются в процессе реализации. Масштаб таких проектов гибкий. Он разрабатывается и модифицируется согласно логике поставленных задач и интересам участников.
Творческие педагогические проекты представляют собой разработку внеклассных мероприятий учителя с детьми, написание стенгазет, организацию выставок и спортивных мероприятий.
- Информационные
Представляют собой сбор информации о каком-либо процессе или объекте: направлены на выявление его существенных свойств, особенностей и функциональной роли в образовательном процессе. К информационным проектам относятся репортажи, ведение педагогических блогов, медийные проекты и разработка образовательных веб-сайтов.
- Игровые
Они предполагают разделение обязанностей между участниками, имеют свободную структуру, которая разрабатывается по ходу деятельности. Игровые проекты имеют творческую направленность. К ним относятся написание сценариев праздников в образовательных учреждениях, разработка планов учебных занятий или их частей, создание программ образовательных мероприятий.
- Практические
Они ориентируются на итоговые результаты, поскольку имеют конкретную задачу. Цели практического проекта утверждаются до начала работы и не меняются. Все участники выполняют конкретные роли и действия, направленные на достижение определенных результатов, предназначенных для удовлетворения интересов и потребностей учащихся.
на наши новости
500 000 пользователей!
Такие проекты связаны с методической работой учителей, разработкой учебной литературы, планированием внеурочной деятельности, разработкой учебных программ.
То, каким педагогическим проектом преподаватель будет заниматься, зависит от выбранной им темы. Считается, что детям помладше интереснее творчество и игры. Поэтому воспитатели в ДОУ зачастую выбирают темы педагогического проекта, связанные с героями сказок, поделками или рисованием. А вот детей постарше уже можно завлечь наукой. Школьные учителя вполне могут заниматься со старшеклассниками инновационными педагогическими проектами.
Помимо представленных видов, педагогические проекты различаются по количеству вовлеченных участников (индивидуальные, групповые, коллективные) и продолжительности их реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Этапы составления педагогического проекта
Чтобы разработать хороший педагогический проект, стоит придерживаться следующих этапов его создания:
- Анализ текущей ситуации (определение проблем или противоречий, требующих решения).
- Предложение идей.
- Формулировка конкретного замысла проекта и цели его реализации.
- Определение задач, имеющихся и требуемых ресурсов, наличие необходимых условий.
- Установление планируемых результатов и их точного назначения, определение критериев оценки ожидаемых итогов.
- Предположение последствий реализации проекта (социокультурных и самообразовательных).
- Разработка реализации проекта.
- Непосредственно само осуществление проекта посредством непрерывной диагностики, анализа и координации всей деятельности.
- Формирование итоговых результатов, представление проекта на ознакомление педагогической общественности.
Пример структуры педагогического проекта
-
-
Титульный лист:
- наименование образовательного учреждения (полностью);
- название проекта;
- по виду деятельности: ориентированный, творческий, информационный, игровой, практический;
- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный;
- по особенностям контактов: между детьми одной группы, между группами детей, между детьми в дошкольном образовательном учреждении;
- по продолжительности: краткосрочный (1 или более уроков 1-2 недели), среднесрочный (1 неделя 1 месяц), долгосрочный (от 1 до 6+ месяцев);
- претенденты: дети (возрастная группа);
- авторы проекта: должность, Ф. И. О.;
- дата написания.
-
-
-
Структура программы педагогического проекта:
- проблема: описание проблемы, которую затрагивает проект;
- актуальность рассматриваемой темы;
- цель: какой результат ожидается в итоге. Он выражается в положительных изменениях у детей, проявленных при реализации проекта;
- задачи: шаги или действия, применяемые для определения промежуточных результатов, направленных на достижение конечной цели.
-
Этапы проекта:
- организация;
- учитель (воспитатель) обозначает конкретную проблему;
- учитель определяет цель и ставит задачи для ее достижения;
- вовлечение в проект детей;
- вызов положительной реакции родителей;
- составление плана работы;
- преподаватель создает руководство по проекту, организует тематические беседы и экскурсии, подбирает игры или придумывает их, продумывает практическую и экспериментальную деятельность, а также проводит занятия совместно с родителями;
- дети разучивают стихи, участвуют в экспериментальной и продуктивной работе и ищут новые знания о том, что они изучают вместе со своими родителями и учителем;
- родители ищут информацию и работают над созданием развивающей среды для детей (делают газеты, листовки, сочиняют стихи и т. д. вместе с детьми, следуя указаниям педагога);
- заключительный этап: получение ожидаемого результата, достижение поставленной цели;
- подведение итогов: анкетирование, выпуск книги, создание альбома или фотовыставки, постановка спектакля, выставка и др.
-
-
План реализации педагогического проекта.
-
Ожидаемые результаты: оговариваются конкретные знания и навыки, которыми вы хотите, чтобы дети обладали в результате работы над проектом. Далее в соответствии с этим устанавливается высокий, средний или низкий уровень развития.
-
Представление проделанной работы на публику. Как правило, в завершение темы проекта педагоги организуют масштабное или интересное событие. Это дает детям возможность продемонстрировать знания и умения и выразить свое эмоциональное отношение к тому, что происходило раньше и что происходит сейчас. Это своего рода презентация.
-
Размышление:
- Ответы на вопрос «Чему мы научились?» помогают педагогу определить, что нового узнали дети в ходе работы над проектом.
- Анализ отдельных уроков поможет понять, что нужно будет учесть в будущем при работе над проектами. Преподаватель должен ответить на вопросы: «Что получилось лучше всего?», «Что мне следует изменить в следующий раз?», «Что получили дети от проекта?», «Что пошло не так и по какой причине?».
Итоговые результаты любого педагогического проекта всегда обсуждаются с группой:
- Вас что-то удивило? Что именно произвело наиболее сильное впечатление?
- Познакомились ли вы c чем-то новым?
- Какое занятие вам понравилось больше всех остальных?
Размышления на тему проекта должны быть организованы не только для детей. В процессе обсуждения обязательно должен принимать участие педагог. Ему необходимо ответить на следующие вопросы:
- Что в предложенной теме было самым эффективным в реализации итоговых целей?
- Что необходимо учесть или изменить при написании проекта в следующий раз?
- Что получилось хорошо, а что не очень и почему?
- Предвидение возможных неблагоприятных последствий и пути их исправления.
4 критерия оценки индивидуального педагогического проекта
Существует 4 основных критерия оценки педагогических проектов по ФГОС:
- Осуществимость. Практическая реализуемость проекта в решении педагогических целей и задач, реальность плана мероприятий по его использованию и актуальность апробированных методов и средств.
- Образовательная ориентация. Насколько проект направлен на личностное развитие всех его участников.
- Технологичность. Имеющаяся проблемная ситуация и способ ее соответствующего решения, технологическая разработанность проекта.
- Реалистичность. Соответствуют ли идеи проекта и его целевое назначение актуальным тенденциям в развитии образовательных процессов, а также конкретным ситуациям в обучении.
Новый педагогический проект – это всегда теоретическая работа, разработка будущей деятельности учителей и учащихся. Он ориентирован на инновации, ведь его авторы предлагают новые способы организации образовательного процесса. Лучшие педагогические проекты осуществляют непосредственное формирование методов обучения будущего.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: