Перемена в школе: задачи и правила организации
Сохранить статью:
О чем речь? Перемена в школе необходима для восстановления сил учеников. В эти 10–20 минут между занятиями учащиеся должны переключиться с учебы на отдых, а также проветрить классы перед уроком.
На что обратить внимание? Дети ведут себя на переменах либо слишком активно, что приводит к травмам, ссорам и дракам, либо, наоборот, чересчур пассивно, уткнувшись в телефоны. Задача учителя – организовать отдых так, чтобы не впадать в крайности.
Задачи перемены в школе
Уверены, и вы помните то золотое время, когда самыми серьезными проблемами в жизни были предстоящие контрольные или большое домашнее задние, которое лень делать. Но желанной и долгожданной в школе всегда была и есть перемена. Как только звенит звонок, школьники разных возрастов устремляются по своим делам: кто-то поболтать с подружкой, кто-то перекусить в столовую, а кто-то уединиться у окна и любоваться ярким солнцем или шумным дождем. Но давайте разберемся, зачем в школе нужны перемены? Какова их истинная роль?
Перемена в школе – это понятие, которое говорит само за себя и означает отдых, смену рода деятельности, переключение внимания на что-то другое, кроме учебы. В перерыве между уроками необходимо набраться сил перед новым учебным этапом.
Скорее всего, вы слышали, что во время рабочего дня рекомендуется делать небольшие перерывы, менять вид деятельности. По такому же принципу построен день в школе. Дети гораздо лучше воспринимают разнопрофильную информацию, чем взрослые, тем не менее им также требуется отдых в процессе учебной деятельности.
Значит, в переменах нет ничего плохого? В целом да. Перерывы нужны детям, чтобы не потерять мотивацию к учебе. Время, отведенное на перемены в школе, определено с учетом возрастных особенностей учеников, расписания завтраков, обедов и т. д. Поэтому можно сказать, что наличие небольших перерывов между уроками научно подкреплено и продиктовано физиологической необходимостью.
Но все же есть некоторые минусы:
- Если во время перемены тревожные ученики бесконечно что-то повторяют и готовятся к следующему уроку, то им перемена явно не на пользу. Организм не отдыхает, не происходит разгрузки мозга и перенастройки.
- Если ученик всю перемену «зависает в смартфоне», также не случается никакой перезагрузки. Кроме того, напрягаются глаза, которые должны были бы отдохнуть, может возникнуть сонливость и обостриться чувство усталости. Таким образом, получается, что телефоны в школе на перемене не нужны.
- Если ребенок не дружит ни с кем из класса, то перемена вместо отдыха может стать для него испытанием и плохо отразиться на эмоциональном состоянии.
Санитарные требования к перемене в школе
Итак, перемены нужны, в первую очередь, для восстановления работоспособности и отдыха. И важное условие организации правильной перемены в школе – это их продолжительность. Самая маленькая не должна закончиться раньше, чем через 10 минут. Это минимальный порог времени, которое необходимо ребенку для восстановления работоспособности и снятия утомления. Если за перемену дети не успеют качественно отдохнуть, то вся их нереализованная энергия выплеснется на следующем уроке в виде неподобающего поведения.
Кроме того, в расписании перемен в школе должны быть две большие – по 20 минут (10–20–20–10; 10–10–20–20–10). В это время дети ходят на завтрак, обед, полдник и ужин. Более длинные перемены не рациональны, из-за них пришлось бы много времени тратить на врабатывание.
Перемена в школе должна стать полной противоположностью урокам. Во время отдыха не стоит нагружать мозги, повторять пройденный материал, читать книги, играть в шахматы или шашки. Дети должный выйти из класса, и в это время необходимо организовать сквозное проветривание.
Важно, чтобы на перемене в рекреациях и коридорах окна были закрыты. В теплое время года хорошо было бы пойти с детьми на пришкольный участок. Учитель не должен ограничивать двигательную активность учащихся. Отлично, если получится организовать для всех подвижные игры. Но важно помнить об опасности травм и следить за тем, чтобы дети не перевозбуждались.
Нормой считаются перемены по 10 минут, и к ним добавляются две перемены по 20 мин. Либо в школе может быть одна большая перемена – 30 минут. Недопустимо сокращение перемены. Учитель не может задерживать детей на уроке, жертвуя их временем отдыха. И звонок, означающий конец перемены, не должен быть преждевременным. Для детского организма будет хорошо, если ребенок проведет это время активно и на свежем воздухе.
Администрация образовательного учреждения должна позаботиться о том, чтобы обеспечить безопасность на переменах в школе, организовывая условия для двигательной активности учеников и исключая при этом вероятность получения травм.
на наши новости
500 000 пользователей!
Классы и коридоры не должны содержать предметы, упав на которые ребенок может получить травму. Игры на улице заканчиваются за 2–3 минуты до начала следующего занятия. Перемены призваны удовлетворять по крайней мере 10 % от потребности движения детей в сутки. А норма двигательной активности для возраста 11–15 лет составляет примерно 20 тыс. шагов в день.
Организация перемены в школе со стороны учителя
Задача учителя – объяснить правила поведения на переменах в школе, организовать занятия ребятам и научить их играть. Необходимо на практике показать наиболее экономные и целесообразные приемы, выгодные тактические действия, применяемые в игровых ситуациях. Школьникам нужно объяснять важность такого рода занятий для укрепления здоровья. Знакомить детей с новой игрой необходимо образно, четко, лаконично, эмоционально.
Алгоритм объяснения игры включает следующие шаги:
- обозначается название;
- выделяются роли играющих и их расположение;
- рассказывается содержание;
- ставится цель;
- объясняются правила.
Огромное значение имеет наличие достаточно четких правил игры. Они способствуют упорядочиванию взаимодействия между участниками, нейтрализуют случаи излишнего возбуждения и хорошо влияют на проявление положительных эмоций у игроков.
Важная особенность применения подвижных игр у детей заключается в том, что ребята должны сами контролировать себя и проводить оценку своих игровых действий, так как перед началом каждому были озвучены роли, и для всех разбирались правила.
После окончания игры обязательно подводятся ее итоги, где происходит коллективный разбор выполнения заданных действий, и каждый ученик может проверить правильность своего выбора поведения, способы контроля и объективность оценки своего участия в игре.
То есть подвижные игры на перемене в школе можно использовать в качестве вида контроля. В этом случае выделяют семь уровней выполнения игровых заданий:
- Первый уровень. Школьник не понимает, как ему самому осуществить игровое действие, и поэтому делает то же, что другие участники. Задача ребенка – правильно выбрать игровое действие, отделив его от неправильного.
- Второй уровень. Ученик может правильно выполнить двигательные действия, предусмотренные игрой, как самостоятельно, так и коллективно.
- Третий уровень. Ребенок может сам организовать двигательную игру по заданию педагога.
- Четвертый уровень. Школьник сам выбирает игровые действия, при условии, что у него есть несколько вариантов выполнения правил игры.
- Пятый уровень. Учащийся способен сам организовать подвижную игру для себя и других.
- Шестой уровень. Ученик по заданию учителя может сам придумать подобную подвижную игру.
- Седьмой уровень. Ребенок в состоянии провести подобную подвижную игру по заданию учителя.
Что нежелательно делать на перемене в школе? Готовиться к следующему уроку, заниматься любым видом умственной деятельности, читать литературу, играть в «умные» игры: шашки, шахматы, слова, электронные викторины и т. д. На перемене лучше организовать ритмические упражнения, разминку, танцы.
Каждому возрасту ребенка соответствует свой так называемый ведущий вид деятельности, который влияет на все стороны жизни в конкретном периоде детства.
Для дошкольников главный вид деятельности – это игра. Для школьников – учебные занятия. Довольно часто учителя применяют только репродуктивную методику обучения, недостаточно используя активные методы. Преподаватели в своей практике в сфере воспитания используют далеко не все педагогические ресурсы. И довольно часто игнорируют именно подвижные игры, которые, в свою очередь, могли бы способствовать тренировке функций головного мозга, и ребенку было бы легче усваивать знания в текущем моменте.
Рекомендация преподавателям: в начальной школе перемены использовать для организации активного отдыха с применением подвижных игр.
От того, как дети проведут перемену, во многом зависит их работоспособность на уроке. Тем более, что внимание детей и их вовлеченность остаются непостоянными даже в течение одного урока. Сначала идет фаза врабатывания, которая длится 2–7 минут, затем работоспособность достигает своего максимума примерно на 20 минут, после уже идет снижение.
Такую закономерность отмечают в своих работах многие педагоги-исследователи. Зная об этом, учителя стараются включать в структуру урока различные физкультурные паузы. Достаточно даже на 1–2 минуты переключиться на отдых, чтобы не случилось переутомление и повысилось активное внимание школьников.
Примеры игр для перемены в школе
Чтобы организовать досуг детей в школе на перемене, отлично подойдут простые настольные игры. Только не сложные и не долгие (типа шахмат, шашек и нардов). Подойдет что-то быстрое и не заумное, например, домино, уно, 7 на 9, дубль и т. д. Простые игры с коротким коном – идеальный вариант. Даже самые элементарные кости, любимая игра пиратов, отлично впишутся в перемену.
Внимание: учителю необходимо приглядывать за ходом игры, чтобы между детьми не образовывались ссоры и недопонимания. В спорных ситуациях наставник выступает в качестве судьи и даже главного арбитра.
И конечно, в классе должны присутствовать наборы для творчества: краски, карандаши, мел, бумага, конструкторы, пазлы и т. д. Стоят они недорого, но зато внесут хороший вклад в душевное и физическое здоровье детей. Пусть ученики много рисуют, можно разрешить художества и на школьной доске, если есть интерес. Пусть дети строят и конструируют.
Любая творческая деятельность, несомненно, пойдет на пользу. Если школьники сами не видят, чем бы могли заняться, учитель может помочь им с выбором, подогреть интерес и развить фантазию. Тогда спокойная и качественно проведенная перемена вам гарантирована.
Отлично, если получится организовать подвижные игры. Хорошим вариантом будут те, где дети выполняют задания по очереди. Классики, резиночки, камень–ножницы–бумага и другие. Подойдет даже элементарное пускание самолетиков.
В коридоре можно устроить классную подвижную игру сокс. Здесь необходимо небольшой мягкий мячик перекидывать ногами. Игра потрясающе развивает координацию и моторику. Она обычно нравится детям, и, самое главное, играя в нее, невозможно ничего разбить.
Даже нелюбимый всеми учителями смартфон можно применить с пользой. Раскроем секретную схему. Учитель задает одному из учеников, которые скучают, непринужденный, но цепляющий вопрос по любой интересной теме. Завязывается беседа, затем учитель начинает говорить чуть громче, чтобы охватить и заинтересовать как можно больше детей. А после предлагает посмотреть всем интересный, красочный и емкий ролик – ответ на первоначальный вопрос. Остальные дети, заметив, что рядом с учителем происходит что-то любопытное, также присоединяются к процессу.
Данный прием может стать неплохой «затравкой» к уроку. Но чтобы все прошло гладко, преподаватель должен обладать определенным уровнем профессионального мастерства.
Часто задаваемые вопросы о перемене в школе
Отвечаем на популярные вопросы.
Может ли учитель не отпускать детей на перемену?
Не может. Нормы СанПиН обязывают делать перерыв между уроками хотя бы 5 минут. Иногда учителя вообще лишают детей перемены или не отпускают вовремя, если, например, у них сдвоенные занятия, но это нарушение, так делать нельзя. Из-за отсутствия перемены школьники гораздо хуже усваивают информацию. Отпускать класс на перемену вовремя – это знак уважения к другому учителю. Если один педагог задержит детей, то они либо опоздают на следующий урок, либо не успеют отдохнуть.
Обязательно ли выходить из класса?
По нормам СанПиН обязательно. Так как на перемене в школе класс должен быть проветрен, а для этого всем нужно выйти. И дело даже не в том, что дети могут простыть, это маловероятно. Суть в другом: если школьники останутся в классе, то будут участвовать в воздухообмене, и пользы от проветривания будет в разы меньше.
Можно ли покидать школу на перемене?
По закону ограничений нет. Но вот устав школы говорит об обратном. Учитель несет ответственность за своих учеников даже на перемене. Если во время перерыва с ребенком что-то случится, даже за пределами школы, то виноват будет преподаватель. Для того чтобы у ребят не было стремления выйти за пределы учебного заведения, необходимо создать условия, удовлетворяющие их потребности: работающий буфет, возможность позвонить, доступ в Интернет и т. д.
Перемены – неотъемлемые составляющие деятельности как учащихся в школе, так и взрослых людей в повседневной жизни. Они позволяют переключиться, восстановиться, зарядиться энергией, отдохнуть, настроиться на работу или учебу, замедлиться, быть здесь и сейчас, увидеть прекрасное вокруг и насладиться текущим моментом.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: