Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Познавательные универсальные учебные действия и их роль в развитии школьников
Главная > Блог > Познавательные универсальные учебные действия и их роль в развитии школьников
26.09.2023
1186
Время чтения: 15 минут

Познавательные универсальные учебные действия и их роль в развитии школьников

Что это? Цель школьного образования определяется Федеральным государственным образовательным стандартом как развитие учеников на основе познавательных универсальных учебных действий. Благодаря ряду способов дети легче усваивают новые знания и навыки и понимают, как их применять.

Для чего? Познавательные универсальные учебные действия ориентированы на осознание школьником смысла его нахождения в школе и способность к самостоятельному обучению.

Для чего нужны универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС – это фундаментальная основа умения учиться, способность учащегося к активной познавательной деятельности, познанию окружающей действительности, саморазвитию и самосовершенствованию. УУД представляют собой комплекс различных приемов, способствующих успешному усвоению нового материала, получению новых знаний и навыков, применению их на практике.

Познавательные универсальные учебные действия

Учебные действия называются универсальными, поскольку являются надпредметными или общеучебными, их можно использовать на любом уроке.

Наряду с этим, овладение познавательными универсальными учебными действиями (ПУУД) предполагает комплексную организацию деятельности, в процессе которой происходит формирование способности к обучению, целеполаганию, развитие познавательной мотивации, планирование достижения результата. Обучающийся учится ставить перед собой цели и задачи, разрабатывать стратегический план.

Под УУД в широком смысле следует понимать формирование у ребенка школьного возраста умения учиться, а именно не усваивать знания в уже готовом виде, а уметь находить необходимый обучающий материал самостоятельно, использовать в учебной деятельности и в повседневной жизни.

УУД в узком смысле – это совокупность разнообразных способов действий, овладев которыми, обучающийся сможет сам получать новые знания. Это приведет к повышению интереса к учению, расширению опыта взаимодействия с учителями и другими учащимися.

ПУУД позволяют обеспечить непрерывность образовательного процесса, способствуют созданию благоприятных условий для гармоничного развития и самореализации каждого обучающегося. Школьник учится самостоятельно ставить перед собой цель, выстраивать стратегию ее достижения, находить пути решения поставленных задач, оценивать полученный результат.

Согласно ФГОС познавательные универсальные учебные действия делятся на четыре группы:

  • познавательные;
  • регулятивные;
  • личностные;
  • коммуникативные.

Что такое познавательные универсальные учебные действия

ПУУД называют общие учебные действия в совокупности с самостоятельным целеполаганием, умением находить и систематизировать необходимую информацию, используя различные методы, приемы и речевую деятельность: чтение, говорение, пересказ.

Познавательные универсальные учебные действия

Почему вместе с УУД употребляется термин «познавательные»? Чтобы это понять, следует рассмотреть, как было образовано слово: познавательный – познавать – познать – знать. Далее изучим значение этих слов, для этого обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова:

  • Знать – иметь сведения о ком-нибудь или о чем-нибудь; обладать какими-нибудь познаниями, иметь о ком-нибудь или о чем-нибудь представления.
  • Познать – постигнуть, приобрести знание о ком-нибудь или о чем-нибудь, узнать вполне природу, сущность вещей.
  • Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Можно сделать вывод: под ПУУД следует понимать сочетание различных приемов познания окружающего мира, умение самостоятельно выстраивать процесс исследования, осуществлять поиск актуальных данных, выполнять комплекс действий, связанных с обработкой, систематизацией, обобщением, использованием полученной информации.

В комплекс познавательных универсальных учебных действий входят логические действия и общеучебные – постановка и решение проблемных задач, поиск, исследование, отбор, обработка, структурирование и систематизация нужной информации, моделирование знания.

Что входит в познавательные универсальные учебные действия

В универсальные учебные познавательные действия входят общеучебные УУД:

  • организация и поиск информации, которая нужна для выполнения заданий с использованием учебников, справочников, дополнительной литературы и других источников;
  • устное и письменное разумное и произвольное построение речевого высказывания (общего, частного, единичного);
  • направленность на поиск и использование разных способов решения поставленных задач;
  • освоение и использование знаково-символических средств: схем, таблиц, графиков, моделей;
  • структурирование и систематизация знаний.

В комплекс познавательных универсальных учебных действий входят логические действия:

  • смысловое чтение – уметь выделять из разнообразных текстов наиболее важную информацию, необходимую для выполнения учебного задания;
  • умение анализировать – выделять существенные и несущественные признаки объектов;
  • строить рассуждения, выдвигать гипотезы, обосновывать их, приводить убедительные доказательства;
  • находить причинно-следственные связи;
  • сравнивать, выполнять сериацию и классификацию по заданным критериям.

Чему учат познавательные универсальные учебные действия

Формирование ПУУД на уроках в начальной школе предполагает приобретение обучающимися следующих умений:

  1. Читать и слушать информацию, выделять в источниках (учебниках, справочниках, конспектах, дополнительной литературе) и отбирать нужные сведения;
  2. Осуществлять операции анализа и синтеза, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
  3. Понимать поставленную задачу.
  4. При решении учебных заданий использовать знаковые и символичные средства, хорошо понимать данные, представленные схематично, в модельном и графическом виде.
  5. Совершать познавательные универсальные учебные действия в предметной и умственной форме.

В старшем звене обучающиеся продолжают развивать свои познавательные навыки – совершенствуют умение работать с первоисточниками и историческими документами, разрабатывают тесты, включая интерактивные.

Познавательные универсальные учебные действия

Что в итоге?

В результате познавательных универсальных учебных действий школьник будет:

  • произвольно и осознанно решать поставленные задачи разными способами;
  • уметь решать задачи различными способами;
  • применять для решения задач знаково-символические средства: схемы, графические изображения, модели, таблицы и т. п.;
  • модифицировать и создавать новые знаково-символические средства (схемы, модели) для решения задач;
  • знать общие приемы решения учебных задач;
  • выбирать самые эффективные способы решения учебных задач в соответствии с конкретными условиями;
  • уметь находить нужную для выполнения задания информацию;
  • выполнять расширенный поиск необходимых сведений с использованием различных ресурсов: библиотек, информационных технологий, архивов;
  • осваивать основы осмысленного чтения познавательных и художественных текстов;
  • уметь выделять из разнообразных текстов самые важные данные, необходимые для выполнения учебного задания;
  • строить рассуждения в виде связных простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • уметь анализировать, выделять существенные и несущественные признаки объектов;
  • осуществлять операции сравнения и классификации по заданным критериям;
  • владеть операцией синтеза, уметь объединять части в единое целое;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь устанавливать аналоги.

Важно знать, что формирование, применение и сохранение ПУУД возможно только при условии активной деятельности самих обучающихся.

Этапы формирования познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД формируются по определенному плану, в несколько этапов, научно обоснованных и определенных в соответствии с теорией планомерного развития действий и понятий П. Я. Гальперина.

Данная концепция предполагает раскрытие внутренней структуры действия, которая недоступна для прямого внешнего наблюдения, но объективно существует. Теория поэтапного формирования УУД объясняет механизмы, закономерности и условия развития компонентов психической деятельности.

Предмет формирования – действия, понимаемые как способы решения определенных задач. Для этого выделяется система условий, побуждающих обучающегося действовать правильно, в соответствии с заданными критериями.

Познавательные универсальные учебные действия

Система условий делится на три подсистемы:

  • обстоятельства, обеспечивающие построение и верное выполнение обучающимся нового способа действия;
  • условия, способствующие «отработке» УУД, формированию желаемого способа действия;
  • обстоятельства, которые дают возможность твердо и в полном объеме переносить выполнение действия из внешней предметной формы в умственный план.

Различают 6 этапов планомерного формирования познавательных универсальных учебных действий:

  1. Формируется мотивационная основа действия. Закладывается отношение обучающегося к целям и задачам усваиваемого поведения, к содержанию того материала, на котором УУД будет отрабатываться. В дальнейшем это условие может измениться, но роль изначальной мотивации для усвоения в целом очень значима.
  2. Развивается система ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе овладения УУД схема ориентировочной основы поведения неоднократно проверяется и уточняется.
  3. Действие происходит в материальной (предметной) форме. Его выполнение осуществляются с опорой на элементы схемы (модели), которая предоставляется обучающемуся в качестве ориентировочной основы поведения.
  4. Этап называется внешнеречевым, так как именно на этой ступени происходит преобразование поведения и исчезает необходимость использования схематичной ориентировочной основы. Вместо того чтобы опираться на представленные извне средства (схемы, модели), школьник начинает описывать действие во внешней речи, которая постепенно становится главной опорой для формирующегося УУД.
  5. Происходит дальнейшее видоизменение действия. Постепенно прекращается внешнеречевое описание УУД, а его главное содержание переносится в умственный план.
  6. На заключительном этапе действие полностью совершается в скрытой речи, выполняется в умственной форме. Как показывает опыт, при формировании УУД, понятия или образа допускается пропуск некоторых рассмотренных этапов. Иногда такой «прыжок» психологически оправдан, если обучающийся уже владеет определенными формами и может вполне успешно включить их в протекающий в настоящее время процесс формирования УУД.

Оценка уровня формирования познавательных универсальных учебных действий

Оценка уровня сформированности УУД у обучающихся выполняется по следующим критериям:

  • соответствие нормативным возрастным требованиям;
  • осознанность и целесообразность познавательной деятельности и поведения;
  • критичность собственных действий;
  • способность к конструктивному общению в коллективе.

Есть возможность использовать различные методы и приемы для определения показателей развитости ПУУД, к примеру, наблюдение, практические, исследовательские и творческие работы, создание проектов и др.

Познавательные универсальные учебные действия

Для формирования и развития познавательных универсальных учебных действий педагоги активно используют метод проектной деятельности. Обучающиеся, вовлеченные в творческий, поисковый, исследовательский процесс, не воспринимают поток информации пассивно, они приобретают навыки целеполагания, самостоятельности, учатся планировать свою работу, ставить задачи и достигать цели, развиваются интеллектуально и личностно.

Часто задаваемые вопросы о познавательных универсальных учебных действиях

Отвечаем на популярные вопросы.

Что не входит в состав ПУУД?

К познавательным УУД не относится духовное воспитание, целенаправленное формирование морального сознания и навыков нравственного поведения, а также обучение способам преодоления личных жизненных трудностей.

В УУД не входят действия, совершаемые в рамках регулятивных, личностных и коммуникативных компетентностей, например, формирование способности к саморегуляции, нравственно-этическая ориентация и др.

Что значит сформировать согласно ФГОС познавательные универсальные учебные действия у обучающегося?

Сформировать у обучающегося познавательные УУД – означает обучить ребенка различным способам действия и навыкам учебной работы, например, сравнивать объекты, анализировать, моделировать, аргументировать свою точку зрения и др.

Существует ли отдельная программа по формированию УУД?

УУД являются общеучебными умениями и надпредметными действиями, предполагающими общие способы деятельности. Для их развития подготовлена особая программа. Необходимый уровень сформированности УУД у обучающихся отражен в требованиях к результатам освоения содержания общего образования соответственно ступеням образовательного процесса.

Познавательные универсальные учебные действия

Значимость ПУУД сложно переоценить. В процессе овладения подобными навыками обучающиеся самостоятельно развиваются, активно постигая желаемый социальный опыт. Формирование УУД является стратегическим направлением оптимизации системы современного начального общего образования. Таким образом обеспечивается готовность и способность детей к овладению самой главной компетентностью – «уметь учиться».

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Портал учителя РФ
  5. Министерство науки и высшего образования РФ
  6. ФГОС
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw