Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Практические методы обучения в педагогике
Главная > Блог > Практические методы обучения в педагогике
09.10.2023
1406
Время чтения: 13 минут

Практические методы обучения в педагогике

Что это? Практические методы обучения – способы применения полученных знаний в реальных ситуациях. Вместо традиционных пассивных уроков, где дети слушают или читают материалы, учителя акцентируют внимание на активном участии в процессе.

В чем эффективность? Благодаря практическому опыту обучение становится увлекательным, интерактивным и запоминающимся. Ученики лучше понимают, как применять теоретические знания на практике, а также обретают уверенность

Оглавление:
  1. Что собой представляют практические методы обучения
  2. Эффективность практических методов
  3. Примеры практических методов обучения
  4. Часто задаваемые вопросы о практических методах обучения
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что собой представляют практические методы обучения

Практические методы обучения – это совокупность приемов и действий, нацеленных на формирование знаний и умений обучающегося в процессе прикладной деятельности.

Практические методы состоят из таких приемов обучения, как:

  • составление плана выполнения задания;
  • постановка конкретной задачи;
  • оперативное стимулирование и поощрение;
  • осуществление контроля и регулирование;
  • тестирование или предварительная проверка полученных результатов;
  • выявление неверных данных, анализ, корректировка недоработок, исправление ошибок.

Практические методы и приемы обучения предполагают проявление учеником определенной самостоятельности, но при необходимости могут сочетаться с наглядными и словесными.

Рассмотрим практические методы обучения в школе и узнаем, какие из них применяются в образовательном процессе:

  • упражнение;
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • учебно-трудовое задание;
  • познавательная развивающая игра.

Каждый способ имеет свои особенности и характеристику.

Метод упражнений

Упражнение – это планомерно организованное, систематическое выполнение обучающимися различных действий с целью формирования новых навыков и совершенствования умений.

Для педагога очень важно соблюсти все основные требования к методу упражнений. Только при правильной организации выполнения заданий и многократном повторении ребенок может без ошибок справиться с задачей и развить необходимые навыки.

Практические методы обучения

Упражнение – один из наиболее результативных методов обучения. Практические занятия с целенаправленным неоднократным повторением действий и приемов способствуют лучшему усвоению полученных знаний по всем предметам. Создание комплекса заданий, их содержание, выбор инструментов и способов выполнения зависят от изучаемой дисциплины, характера и объема учебного материала, уровня подготовки и возрастных особенностей обучающихся.

Практические методы процесса обучения, основанные на систематическом многократном повторении, очень эффективны для развития речи, мышления и когнитивных способностей обучающихся. Выделяют три основных типа упражнений:

  • Устные. Широко используются в процессе обучения. Позволяют быстро включаться в работу, динамично, без лишних временных затрат развивать память, внимание, логическое мышление, навыки устного счета, технику чтения, связную речь и т. д. Метод устных упражнений незаменим при изучении родного и иностранных языков. Постепенно сложность заданий должна повышаться с учетом усвоенных ребенком знаний.
  • Письменные. Основные практические методы обучения. К ним относят: составление конспекта, различные диктанты (грамматический, орфографический, стилистический), сочинения, эссе, изложения, решение задач, описание опытов и экспериментов и т. д. Они нацелены на формирование и закрепление умений и навыков, развитие самостоятельности у учащихся.
  • Графические. Тесно связаны с письменными заданиями, имеют похожие цели, направлены на составление схем, чертежей, графиков, технологических карт, рисование постеров, плакатов, выполнение зарисовок во время посещения культурно-просветительских мероприятий и научно-практической деятельности и т. д. С помощью черчения и рисования развиваются навыки ориентировки на листе бумаги, опосредованная память, пространственное воображение, творческое мышление. Схематические изображения способствуют лучшему осмыслению, пониманию, запоминанию информации.

Производственно-трудовые учебные упражнения занимают особое место среди практических форм и методов обучения, их не всегда включают в общую классификацию. Основной целью этого типа заданий является связь теории с практикой, а именно: демонстрация обучающимся правильного применения полученных знаний в реальной трудовой деятельности.

Неоспоримо преимущество подобных упражнений. Они предоставляют возможность осуществлять трудовое воспитание учеников, облегчают и сокращают время усвоения теоретического материала, позволяют педагогу контролировать ход выполнения задания, анализировать ошибки. Периодическое повторение обеспечивает максимальную эффективность метода.

Метод лабораторных работ

Практические методы обучения детей предусматривают получение новых знаний посредством самостоятельной деятельности под контролем педагога. В системе работы по усвоению нового учебного материала широко применяются лабораторные работы с использованием специального технического оборудования: устройств, приборов, инструментов и т. п.

Практические методы обучения

Лабораторная работа может быть исследовательской или вспомогательной – иллюстрирующей изучаемую тему. Обучающиеся под руководством учителя по заранее разработанному плану проделывают опыты или выполняют практические задания, чтобы максимально осмыслить новый материал. Чаще всего метод лабораторных работ применяется при изучении предметов естественно-научного цикла: химии, биологии, природоведения, физики, географии.

Самым эффективным является проблемный вид лабораторных работ, когда перед началом практического занятия выдвигается гипотеза, которую необходимо подтвердить или доказать ее ошибочность. Форма работы может быть как индивидуальной, так и групповой. Обучающимся предоставляется возможность выбирать необходимые приборы и материалы самостоятельно.

Практический метод

Похож на лабораторный, главное отличие заключается в направленности деятельности. Если во время работ в лаборатории обучающиеся могут получить новые знания, то в ходе прикладных занятий дети закрепляют и совершенствуют уже имеющиеся умения.

С помощью практического метода обучения задачи, поставленные перед учащимися, решаются поэтапно, совершенствуется алгоритм действий, углубляются уже приобретенные знания и умения, формируется способность контролировать выполнение своей работы, находить и исправлять допущенные ошибки, возрастает учебная мотивация.

В процессе выполнения практической работы выделяют следующие этапы:

  • ознакомление обучающихся с теоретическим материалом и постановка проблемы;
  • подготовительный инструктаж;
  • демонстрация способа выполнения работы на примере педагога;
  • самостоятельное выполнение задания учениками;
  • контроль, проверка и оценка результатов.

Практические методы обучения школьников носят обобщающий характер, их целесообразно применять по окончании изучения каждого тематического раздела. Прикладную работу можно проводить не только в классном помещении, но и за пределами школы, например, в мастерской или на пришкольном участке.

Практические методы обучения – это продуктивное обучение, позволяющее не только повысить эффективность усвоения учебного материала, но и сформировать у обучающихся такие качества, как трудолюбие, добросовестность, аккуратность, рациональность и др.

Практические методы обучения

В процессе практических занятий ребенок учится осмысливать цель, составлять план своей деятельности, осуществлять постановку задач, выбирать способы их решения, готовить необходимые инструменты и материалы, самостоятельно контролировать качество работы, подводить итоги и анализировать полученные результаты.

Игровой метод

Среди практических методов обучения в педагогике особо следует выделить познавательные игры. Их главная цель – стимулировать когнитивный процесс у обучающихся. Детям предлагается найти выход из специально смоделированной ситуации, максимально приближенной к реальной.

Погружаясь в игровой сюжет, ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения, развивает внимание, память, фантазию, повышает познавательный интерес. Правильно организованное игровое занятие увлекает, побуждает к действию. Как правило, в игру включаются даже ученики с низкой учебной мотивацией, они стараются не подвести своих одноклассников и проявляют значительную активность.

В игре создается особый позитивный настрой, который благоприятно влияет на эмоциональную сферу всех ее участников. В рамках разнообразной игровой деятельности ученики с удовольствием повторяют пройденный материал.

В современном образовательном процессе очень популярны такие практические методы обучения, как моделирование реальной ситуации и игры-симуляции, направленные на проявление определенных качеств.

В этом случае игровой прием используется с целью активизации познавательной деятельности обучающихся – чтобы найти выход из инсценированной ситуации, дети генерируют новые идеи, учатся мыслить нестандартно. Подобные действия могут происходить в форме театрализованного представления или диалога на конкретную тему.

Эффективность практических методов

В 1980-х годах американским национальным институтом прикладных поведенческих наук было проведено исследование, направленное на определение степени эффективности различных приемов обучающей деятельности. На основании сравнения среднего процента усвоенного учебного материала ученые сделали вывод, что практические методы организации обучения наиболее результативны.

70 % эффективности выявили активные практические методы обучения, например, дискуссии, диалоги, выступления, круглые столы, в которых обучающиеся сами являются преобразователями процесса. Максимальную продуктивность – 90 % – показали следующие практические методы обучения: упражнения, прикладные и лабораторные работы, инсценировки и имитация реального опыта посредством игровой деятельности, а также обучение других людей.

Любые практические действия человек выполняет с определенной целью. Намерение решить поставленную задачу придает его действиям осмысленность, ценность знаний, полученных в ходе пассивного обучения, учащиеся понимают, только активно практикуясь. Результаты исследования показали, что обучающая деятельность в группе способствует лучшему усвоению учебного материала, чем индивидуальная.

В педагогике невозможно применение только практических методов обучения (без сочетания их с наглядными и словесными). В этой связке каждый способ применяется с определенной целью. Комплексный подход усиливает успешность учебной деятельности.

Примеры практических методов обучения

Практические игровые методы обучения должны органически включаться в обучающий процесс, находиться в тесной связи с другими видами учебной деятельности.

Практические методы обучения

Рассмотрим более подробно пример применения практических методов обучения – имитационно-моделирующей игры, которая предназначена для проведения на уроке биологии в 8 классе и называется «Прием у врача».

Цель игры: закрепление знаний о дыхательной системе человека.

Задачи: повторить симптомы заболеваний дыхательной системы человека, назвать специализацию врачей, определить методы диагностики, закрепить знания о всевозможных способах профилактики.

Весь класс делится на три группы:

  • медицинские работники (врачи и медсестры);
  • пациенты;
  • эксперты.

Сюжет игры: пациенты приходят на прием к врачам, имитируя симптомы болезней органов дыхания, а медицинские работники внимательно выслушивают заболевших, задают уточняющие вопросы, стараются поставить правильный диагноз, информируют о способах профилактики.

За ходом игры наблюдают эксперты, которые определяют точность диагностики, оценивают знания, отмечают допущенные ошибки, ставят баллы участникам игры. В конце практического занятия каждый специалист озвучивает результаты. За артистичность играющим добавляются дополнительные баллы.

Часто задаваемые вопросы о практических методах обучения

Отвечаем на популярные вопросы.

Что предполагает такой практический метод обучения, как моделирование?

В педагогике моделирование рассматривается как технология создания и исследования разнообразных моделей, позволяющих получить новые знания об объекте изучения.

В широком смысле под моделированием понимают замену действий с реальными предметами на манипуляции с их моделями, муляжами, макетами, образцами или графической имитацией (схемами, рисуночными изображениями, чертежами и т. п.). Объект исследования (например, человек, животное, растение, предмет) на рисунке может быть изображен не только реально, но и обозначен условно, схематично, в виде символов или знаков.

Какие есть практические методы обучения дошкольников?

Для обучения детей дошкольного возраста широко применяются практические методы. Определяют следующие их виды:

  • Словесные: беседа, рассказ (педагога и детей), чтение художественной литературы.
  • Наглядные: наблюдение, демонстрация различных средств наглядности.
  • Игровые: дидактическая игра, сюжетно-ролевая инсценировка, воображаемая ситуация.

Что предполагает такой практический метод обучения, как эксперимент?

Эксперимент занимает особое место среди практических методов обучения. Экспериментальное исследование позволяет изучить объект или явление, если это невозможно сделать в реальных условиях или возникает потребность внести искусственный компонент в естественный процесс.

Обучающиеся проявляют интерес к экспериментальной деятельности, в процессе работы у них развиваются творческие способности, активизируются различные виды мышления, формируются новые навыки и умения.

Метод обучения – это способ достижения определенной дидактической цели: усвоить понятие, развить определенное качество, сформировать умение или навык. Для обеспечения максимальной эффективности учебного процесса необходим комплексный подход к выбору приемов. Как показывает практика, невозможно ограничиться только практическими средствами, исключая словесные и наглядные.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Портал учителя РФ
  6. Всероссийский педагогический портал
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw