Предметные и методические компетенции учителей: что входит и как оценивают
Сохранить статью:
Что это такое? Предметные и методические компетенции учителей – это набор навыков и знаний, позволяющие не только качественно разбираться в своей сфере, но и уметь донести эти знания до учеников.
Как оценивают? Оценка указанных навыков необходима для формирования учительского резерва. Она проходит путем прохождения теста, разделенного на две части. Первый раздел содержит вопросы по предметным компетенциям, второй – кейсы для анализа методических умений.
Суть и примеры предметных компетенций учителя
Компетенция (в переводе с латинского языка competere означает «соответствовать», «подходить») подразумевает наличие у человека большого объёма знаний в определённой профессиональной области.
Когда говорят о предметной компетенции, имеют в виду особые навыки, которые нужны для того, чтобы продуктивно решать узконаправленные задачи в определённых ситуациях при помощи специальных знаний и умений.
Возьмём для примера математику: математическая компетенция включает в себя способность упорядочивать информацию или ситуацию, выделять математические отношения, проектировать математическую модель события, которая требует анализа и преобразования, объяснять добытую информацию. Иначе говоря, с помощью математической компетенции учащиеся могут решать различные жизненные проблемы.
Фундаментом для формирования базовой компетенции учителя является общепредметное содержание образования, начало которого – выявление его места на каждом этапе: начальном, основном, среднем.
Цели образования устанавливаются в зависимости со спецификой учебного заведения и являются прогнозированными и выявленными комплексами образовательных итогов, основных учебных знаний и умений, общих методов обучения и учебной компетенции: степени личностного развития преподавателя в паре с грамотным содержанием образования.
Чтобы иметь базовую предметную компетенцию, необходимо знать и использовать современные технологии, которые идут в ногу с тремя главными для педагога компетенциями:
- культурой взаимодействия с социумом;
- навыком поиска новой информации в своей профессиональной сфере, её видоизменение для доступной подачи и самообучения;
- умением грамотно делиться добытыми данными с другими людьми.
На качество образования влияет содержание предметных и методических компетенций учителей, которые являются педагогической приспособленной структурой:
- научных знаний;
- методов действия (навык выполнения работы по чёткому образцу);
- опыта в творческой деятельности, в частности навык генерации таких решений, которые помогут эффективно справиться с возникшей проблемой;
- опыта эмоционального и ценностного отношения к окружающей среде, обществу и отдельной личности.
Конечно же профессиональная педагогическая компетенция преподавателей в разнообразных областях знаний будет отличаться, ведь каждый предмет имеет свои особенные черты и методы его преподавания.
К примеру, компетенция в математической науке включает в себя:
- основные математические приёмы, последовательность вычислений;
- математический язык;
- саморазвитие: увеличивать объём знаний, применяя для этого разные информационные источники;
- математическую грамотность: учить школьников выявлять и осознавать роль математики в окружающем их мире, правильно формулировать обоснованные математические гипотезы;
- обучение навыку применения математических знаний в неожиданных случаях и тем умениям, которые помогут более быстро и легко добиться успеха во взрослой жизни.
Формирование методических компетенций педагога
При анализе педагогической науки и практики было выявлено, что сейчас далеко не все выпускники вузов и учителя-практики обладают методической компетенцией. Н. В. Кузьмин подметил, что нередко учитель имеет огромный багаж знаний по своему предмету и очень добросовестно относится к своей работе, но при этом он совершенно не способен обучать других людей.
Поэтому необходимо уделять больше внимания формированию методической компетенции во время обучения в высшем образовательном учреждении и в ходе работы учителя-практика её постоянно развивать.
Для качественной и продуктивной работы в данном вопросе следует разделить следующие понятия: «методическая компетенция» и «методическая компетентность». Учитывая общепринятые представления о связи определений компетенция и компетентность, можно обобщённо представить методическую компетенцию педагога как объективные нормы качества обучения определённому предмету с применением современных методик преподавания.
Значит, методическая компетентность – это категория, которая информирует об уровне владения компетенцией у конкретного специалиста. Если быть точнее, то методическая компетентность – наилучшее соотношение знаний, умений, навыков и опыта преподавателя, дающие возможность качественно и продуктивно решать методические задачи, которые могут возникнуть в большом кругу образовательных ситуаций во время обучения предмету.
Изучая научную литературу, посвящённую данной проблеме, можно увидеть, что методическая грамотность делится на методическое решение и методическое творчество. При этом необходимо помнить, что методическая компетентность педагога – это объединяющее качество взаимодействия и интеграции этих компонентов один в другого.
Вполне логично, что для качественного преподавания нужно иметь соответствующие знания и способности, по которым можно оценить методическую грамотность специалиста. Существуют очень важные особенности как предметной, так и методической компетенции учителей английского языка:
- осознание роли и ценности методики преподавания предмета в качественном современном обучении;
- желание решать возможные профессиональные проблемы, учитывая требования научной методики преподавания предмета;
- готовность к педагогическому проектированию и научно-методическому доказательству последующей работы;
- правильное использование предметных знаний, глубокое и всестороннее развитие в своей деятельности;
- понимание и грамотное применение научно-методических терминов и понятий;
- стремление разработать собственные методики преподавания предмета, деятельность, направленная на достижение этой цели;
- изучение и использование современных методов и технологий обучения;
- знание педагогического проектирования процесса преподавания в общем, а также определённого урока или внеклассного занятия по предмету.
Исходя из этого получается, что методическая грамотность представляет собой умение обучать людей, применяя основные научные технологии преподавания.
На то, насколько действенным будет использование любых методических навыков и знаний, влияет способность преподавателя применять их при решении педагогической проблемы, которая проявляется в целях нынешнего образовательного процесса, личных качествах учеников, материально-технических и учебно-методических ресурсах учебного заведения.
Степень развития научно-методического стиля мышления у педагога напрямую зависит от его способности подстраиваться под определённые условия. Поэтому так важно при решении профессиональных задач наличие методической грамотности, которая предназначена для понимания и поиска лучших научно-обоснованных методов достижения целей нынешнего образования.
на наши новости
500 000 пользователей!
По мнению исследователей, научно-методическое мышление преподавателя имеет несколько уровней, ведь в нём выражаются конкретные установки, знания в психологии и педагогике, профессиональные и личные особенности человека, способы размышления и действий.
Цели и задачи оценки предметных и методических компетенций учителей
Оценка предметных и методических компетенций учителей нужна для того, чтобы:
- Создать кадровый резерв преподавателей таких предметов, как русский язык, математика, физика, химия, география, литература, биология, история, обществознание, которые подходят в качестве методистов в ходе разработки Единой системы научно-методического сопровождения педагогов и учебных заведений, а также для решения задач по организации и кураторству личных образовательных маршрутов учителей.
- Формирование методического сопровождения педагогов для того, чтобы дать им возможность постоянно развиваться и повышать свою квалификацию, учитывая результаты оценки предметных и методических компетенций преподавателей, решение всех поставленных задач в ходе обеспечения деятельности Центров непрерывного улучшения мастерства учителей, которые являются результатом работы национального проекта «Образование».
Какие задачи решает оценка:
- организация индивидуальных образовательных направлений деятельности участников курса по повышению квалификации после их окончания;
- принятие решений, связанных с сопровождением педагогов с целью их непрерывного развития в выбранной области;
- решение всех вопросов в процессе деятельности ЦНППМ, которые возникают в ходе реализации мероприятий национального проекта «Образование».
Объекты для контроля выбираются исходя из положений Профессионального стандарта педагога, ФГОС общего образования, Закона «Об образовании в Российской Федерации». Помимо этого, берутся во внимание результаты оценки главных компетенций педагога.
Чтобы осуществить грамотную оценку, формируется набор оценочных материалов, для чего используют такие документы:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 № 91).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ — Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Примерные этапы оценки компетенций учителя
Во время оценки компетенции педагогов используют следующую диагностическую схему:
- Первый этап – тестовые задания нескольких уровней сложности.
- Второй – задачи (кейсы).
На первом этапе в каждом варианте есть двенадцать заданий, из которых семь относятся к базовому уровню, два – к повышенному, три – высокому уровню сложности, помимо этого, два задания формата PISA (два вопроса базовые, один повышенной сложности). В этой части оцениваются предметные компетенции.
Во втором этапе каждый вариант имеет три задания, в которых необходимо дать развёрнутые ответы. Они помогут понять насколько хорошо педагог владеет трудовыми действиями, которые регламентируются профессиональными стандартами. Эта часть нужна для оценки методической компетенции.
В конце диагностической работы подсчитываются баллы двух этапов, полученные за каждое выполненное задание.
Проверка предметных и методических компетенций учителей, которые отвечают за правильное усвоение основной образовательной программы, а также общего или среднего общего образования производится по таким наукам и предметам, как:
- биология;
- география;
- иностранные языки (не исключая английский язык);
- информатика;
- искусство;
- история;
- литература;
- математика;
- обществознание;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- русский язык;
- технология;
- физика;
- физическая культура;
- химия.
После оценки учителю предлагают наиболее подходящие для него способы повышения квалификации: небольшие курсы, тематические модули учебных занятий, отдельные уроки, саморазвитие, видео лекций и вебинаров на определённую тему, мастер-классы, курсы по повышению квалификации, а также занятия по переподготовке для получения дополнительной профессии.
Современные российские школы стремятся к тому, чтобы у них работали грамотные учителя, которые совмещают в себе воспитателей, дидактов, управляющих, методистов, психологов. Для это нужно постоянное и эффективное обновление педагогического образования, разработка и применение новых методов в обучении молодого поколения учителей и в их подготовке к преподаванию.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: