Продуктивное обучение: описание технологии
Сохранить статью:
Что это? Продуктивное обучение — технология, которая обеспечивает персональный подход к ученику. Дети учатся работать креативно и без помощи учителя. Роль педагога заключается в том, чтобы направлять учащихся и корректировать образовательный процесс.
Как работает? Результативность продуктивного обучения напрямую зависит от мотивации учеников и их навыков самостоятельной работы. Учителя, в свою очередь, должны непрерывно развиваться сами, повышать квалификацию и способствовать созданию творческой атмосферы в классах.
Определение продуктивного обучения
Под данным термином подразумевается личностно-ориентированная педагогическая технология, которая предоставляет возможность участникам (обучающимся) получить образование с помощью индивидуальных образовательных маршрутов — последовательных учебных и производственных модулей, выбираемых учащимися самостоятельно и создающих условия для повышения уровня культуры и общеобразовательной подготовки, реализации разных ступеней профессионального образования, уверенной социализации с учетом интересов и характеристик развития.
Основной отличительной характеристикой продуктивного обучения считается направленность процесса образования на самостоятельную творческую работу обучающихся.
Целевыми ориентациями являются:
- Предоставление всем детям возможности успешной социализации, обретения своего места в обществе.
- Формирование и совершенствование личности в образовательной, социальной и профессиональной областях, активация индивидуального психологического потенциала.
- Получение жизненных навыков.
- Личностное самоопределение.
- Обеспечение учащихся индивидуально-ориентированной педагогической помощью и поддержкой.
- Формирование стремления к саморазвитию и самореализации, а также самостоятельности у обучающихся.
- Развитие качеств для конкурентоспособности личности на трудовом рынке.
- Получение общественно значимого результата.
Продуктивной системой обучения называется процесс образования, осуществляемый путем использования индивидуальных маршрутов, организованных в виде ряда последовательных этапов с конкретно сформулированными результатами, представляющими собой продуктивно-ориентированные действия в жизненных обстоятельствах.
4 основные характеристики продуктивного обучения
Поиски и обретение смысла
«Какой в этом смысл?» – спросил Кролик. – «Ну, – сказал Пух, – мы все время ищем Дом и не находим его. Вот я и думаю, что если мы будем искать эту Яму, то мы ее обязательно не найдем, и тогда мы, может быть, найдем то, чего мы как будто не ищем, а оно-то, есть то, что мы на самом деле ищем».
Данная цитата из замечательной книги Алана Милна «Винни Пух и Все-Все-Все» хорошо иллюстрирует первую ключевую идею продуктивной деятельности. Она заключается в том, что такая работа должна быть осмысленной. Кроме того, принимающие участие в ней должны обязательно задаваться вопросом, озвученным ушастым другом Пуха.
Спрашивать нужно сначала самого себя, а потом уже и окружающих, например, педагога-тьютора. Двойственность ответа медвежонка тоже отражает суть: зачастую настоящая цель выполнения задания расходится с его формулировкой.
Использование технологий продуктивного обучения позволяет формировать и совершенствовать культуру формулирования целей и постановки вопросов. Чем более точным и в то же время более широким является осознание поставленной цели, тем более ответственно подходят учащиеся к ее воплощению в жизнь. Значимое условие продуктивности – развитие самостоятельности и ответственности обучающихся за итоги своей деятельности.
Стилевое разнообразие
Одна из возможных задач продуктивного обучения – формирование у каждого учащегося индивидуального познавательного стиля. Персонализированный подход предусматривает наличие у педагога представления о том, какой способ употребления языка больше всего отвечает склонностям ученика. При этом преподаватель подталкивает обучаемого, обычно формой предоставления задания, к применению данного стиля.
Значимая характеристика стилистического разнообразия – равенство стилей по отношению друг к другу. Например, визуальный или исследовательский не должен рассматриваться в качестве более сложного и развитого варианта, чем алгоритмический.
Расширение образовательной среды
Продуктивное обучение школьников осуществляется в расширенной образовательной среде. Система не только вносит туда новые, зачастую необычные для школы элементы, но и сама создает компоненты данной среды.
Центральная в кругу классических сред обучения – природа, окружающие физические условия, а также их модели в формате учебных кабинетов и лабораторий. Результативность ее использования заключается в переключении с адаптирования учащихся к ней на переведение ее компонентов во внутренний план, анализирование наблюдаемых феноменов, формирование научных понятий.
Техническая сфера также относится к классическим образовательным средам. Основа продуктивности обучения в ней – получение результатов до осмысления ее причинно-следственных связей и целей.
Расширению среды обучения способствует бурное развитие информационных сетей. Руководить работой учащихся с современными сетевыми ресурсами не представляется возможным. При этом возникающее расхождение с таким важнейшим положением продуктивного обучения, как целенаправленность и осмысленность учебной деятельности, возмещается формированием самостоятельности и умения находить нужные сведения.
Изменение роли учителя
Подходы продуктивного обучения предполагают кардинальную трансформацию роли преподавателя. Теперь учитель не «источник мудрости», делящийся ею с учащимися, а советник и партнер детей.
Поэтому основные составляющие преподавательской деятельности – совместное с учеником планирование индивидуального образовательного маршрута, обеспечение сведениями о потенциале образовательной среды, где обучается школьник, персональные консультации, осуществление организации групповой работы, обоюдное анализирование результатов и итогов обучения.
Необходимо подчеркнуть, что центральным вопросом внедрения новых образовательных технологий является переобучение преподавателей. Как в России, так и за рубежом накоплен большой опыт по подготовке учителей к роли «продуктивного педагога».
К перспективному направлению повышения педагогической квалификации относится объединение курсов, семинаров и других традиционных форматов с дистанционной системой дополнительного профессионального образования.
Продуктивные модули
Отличительная особенность продуктивности обучения – модульность. Структура индивидуального маршрута представляет собой граф с вершинами в виде продуктивных модулей – учебных заданий, характеризующихся определенной формой и четким изложением целей и предполагаемых результатов.
- Ресурсная точка.
Данный модуль предусматривает прохождение стажировки на действующем предприятии. Школьник непосредственно участвует в производственном процессе под руководством мастера (работника компании). Таким образом ученик приобретает предпрофессиональную подготовку.
В то же время вместе с тьютором (школьным педагогом) он выделяет общеобразовательное содержание стажирования, которое зачастую выходит за пределы практической деятельности на производстве, однако имеет с ней сущностную связь.
на наши новости
500 000 пользователей!
Результатом стажировки становится производственный отчет, оцениваемый мастером, и предметный реферат, который оценивает школьный педагог. Процесс стажирования и его итоги становятся предметом обсуждения учебной группы. Продолжительность практики варьируется от 14 до 60-90 дней.
- Мастерская продуктивного обучения.
Данный модуль имеет схожие черты с предыдущим. В соответствии с его концепцией в школе или в межшкольном центре создаются малые предприятия или специализированные учебные базы, оснащенные оборудованием для реализации индивидуальных проектов. Производственная деятельность в них вносится в учебный школьный план.
- Игровой конкурс.
Эта модульная концепция активно применяется в процессе внедрения использования технологий продуктивного обучения в практику деятельности традиционных школьных учреждений. Самый популярный формат конкурса – выполнение тестового задания, наполнение которого имеет связь с определенной образовательной областью. Мероприятие осуществляют школьные педагоги.
Основанные на методике продуктивного обучения, конкурсы содействуют развитию творческих способностей детей. Сведения об их содержании размещаются на интернет-ресурсах центральных организационных комитетов, которые занимаются их проведением.
- Предметный проект.
Такие модули представляют собой выполнение проектов по какому-либо учебному предмету. В системе продуктивного обучения аккумулирован большой опыт их создания, и допустимо прогнозировать, что в скором времени он будет активно развиваться. Причина – внесение проектной формы учебной деятельности в Федеральный Госстандарт.
- Тест готовности к продолжению образования.
Содержанием данного модуля является форма образовательного и профессионального самоопределения обучаемого методами продуктивного образования. Институт продуктивного обучения разработал многопараметрическую систему мониторинга, базирующуюся на параметрическом моделировании образовательных ценностей согласно требованиям Федеральных государственных стандартов.
Эта система заложена в основу теста готовности к продолжению образования. По итогам его выполнения выдается подробная рецензия, содержащая персональные результаты по каждому показателю, а также их сопоставительную характеристику.
Формирование универсальных умений благодаря продуктивному обучению
Достоинство данной педагогической технологии состоит в перенесении внимания с процесса изучения на предмет изучения и самообразование на базе индивидуального опыта продуктивной работы. Благодаря этому в ходе обучения в контексте продуктивных образовательных проектов формируются универсальные умения, компетенции, способности.
При выполнении таких проектов школьники приобретают широкий диапазон опыта выражения инициативы, самореализации и самоопределения, и осваивают практические универсальные умения.
В области экономических отношений и современного производства:
- действовать в настоящих жизненных и производственных обстоятельствах;
- находить решение реальных организационных, исследовательских, производственных, хозяйственных задач и проблем;
- разбираться в специфике современных трудовых требований и практической работы;
- приобретать опыт производственной практики в различных учреждениях и профессиональных областях;
- составить свое мнение о различных специальностях и сориентироваться в личных предпочтениях.
В области собственного обучения:
- осознанно и целенаправленно ставить перед собой сегодняшние и актуальные в будущем задачи, сознательно выстраивать и реализовывать учебный план;
- определять новые задачи и цели обучения;
- использовать личностные знания, чтобы решать практические проблемы – производственные, организационные, инженерные, исследовательские и т.п.;
- сопоставлять собственный план обучения с образовательными стандартами;
- устанавливать необходимое учебное наполнение сегодняшней деятельности и с вниманием применять его, чтобы совершенствовать свою работу и последующий обучающий процесс;
- своими силами осуществлять поиск нужных общеобразовательных и учебных материалов, а также использовать их в рамках реализации текущего и следующего проекта.
В области самодисциплины, самоопределения и самоорганизации:
- с ответственностью планировать и организовывать собственное обучение и практическую работу, разумно подходить к расписанию и организации различных видов деятельности;
- обладать конструктивным и критическим мышлением;
- использовать полученный опыт в других учебных и реальных обстоятельствах;
- пользоваться навыком быстрой ориентации в настоящих ситуациях выбора, умением самоопределения и принятия разумных решений;
- последовательно и целеустремленно находить выход из различных жизненных ситуаций.
В области коммуникации и общения:
- находить точки соприкосновения и поддерживать общение с людьми разных возрастных категорий, профессиональных сфер и увлечений;
- давать оценку собственным ресурсам и недостаткам в настоящих учебных и практических условиях;
- осуществлять контроль своего поведения с учетом интересов других людей;
- оказывать помощь близкому окружению, одногруппникам в поисках выхода из различных учебных, жизненных, организационных ситуаций.
В области культуры и досуга:
- составлять план и подготавливать общую групповую досуговую деятельность;
- осуществлять организацию творческой деятельности: посещение музеев и театров, проведение походов и экскурсий, постановку представлений;
- участвовать в совместных физкультурных и спортивных занятиях.
Продуктивное образование является одной из самых многообещающих форм организации учебного процесса на стадии профилизации. Данная модель объединяет персональные склонности учеников, их мотивацию и желание на практике реализовать свой потенциал, активный выбор профессии, стремление самостоятельно отвечать за направление своего обучения.
Таким образом возникает благоприятная ситуация для воспитания демократической гражданственности молодых людей, для формирования триединства общественного, управленческого и профессионального опыта. Применение продуктивных методов обучения осуществляется с учетом действующих правил организации образовательной деятельности.
Современные педагогические технологии, основывающиеся на данной методике, выводят ученика на позицию субъекта процесса обучения, обеспечивают свободу выбора, возможность реализации индивидуальных устремлений и личностного развития.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: