Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду и в школе
Главная > Блог > Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду и в школе
30.05.2023
999
Время чтения: 16 минут

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду и в школе

Зачем нужна? Каждый год на дорогах нашей страны гибнут дети. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна. Только мы, взрослые, можем защитить будущее поколение. Проще всего – обучить их правильному поведению на дорогах.

Как проводится? Подобная работа должна обязательно проводиться в учебных заведениях, к примеру, в детском саду в виде тематических целевых прогулок. В школе же разрабатывается целый комплекс мероприятий, начиная с классных и заканчивая общешкольными.

Оглавление:
    1. Актуальность мер по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
    2. Причины детского дорожно-транспортного травматизма
    3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду
    4. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в школе
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Актуальность мер по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Как показывает практика, в каждом седьмом дорожно-транспортном происшествии участвуют дети. Лишь в 2022 году таких ДТП было зарегистрировано 15 849. В них погибли 554 ребенка, а 17 289 несовершеннолетних пострадали. Стоит отметить, что на аварии с участием детей приходится порядка 12 % от их общего количества.

Несмотря на такие устрашающие показатели, количество ДТП в 2022 году (по сравнению с 2021-м) снизилось на 4,7 %, а число пострадавших несовершеннолетних уменьшилось на 4,9 %. При этом количество жертв увеличилось на 6,1 %.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Как показывает статистика, число детей, участвовавших в дорожно-транспортных происшествиях по собственной вине, снижается уже на протяжении нескольких лет. Это можно объяснить тем, что обучению ПДД уделяется самое пристальное внимание. Тем не менее, малолетние продолжают страдать по вине тех, кто их перевозит.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – главное направление, на котором базируется деятельность федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

В рамках последнего ежегодно проводится более 30 000 профилактических мероприятий, к которым относятся плановые рейды, тематические акции, занятия с детьми, родителями и педагогами. В их организации принимают участие образовательные учреждения, органы здравоохранения и общественные организации.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

Именно психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улицах и дорогах – главные причины дорожно-транспортных происшествий. У несовершеннолетних еще не до конца сформирована координация движений, недоразвито боковое зрение, они не могут сопоставить скорость и расстояние и плохо ориентируются в пространстве. Кроме того, сложности с ориентацией могут быть вызваны одеждой (мешает капюшон или тугой шарф и пр.).

Среди других причин детского дорожно-транспортного травматизма выделяют:

  • Пересечение проезжей части вне зоны действия знака «Пешеходный переход».

Как правило, это происходит, когда детям кажется, что они находятся в безопасности. Несовершеннолетние уверены, что успеют перебежать дорогу в неположенном месте. Возрастные и психофизиологические особенности поведения демонстрируют, что мальчики и девочки не умеют распознавать опасность.

Также здесь стоит отметить и вину водителей, которые, даже после того как заметили детей, не снижают скорости, будучи уверенными, что пешеходы успеют перебежать проезжую часть.

  • Неподчинение сигналам регулирования.

Здесь также играют роль психофизиологические особенности, которые демонстрируют несколько замедленную реакцию ребенка на смену сигнала светофора. Дети обычно уверены в том, что если транспорт отсутствует, но горит красный свет, то они успеют перебежать дорогу, не думают о том, что появление автомобиля может быть неожиданным.

Кроме того, несовершеннолетние не всегда понимают значения мигающего сигнала светофора, а время его горения составляет всего 3 секунды. Они бегут через дорогу, не успевают, в итоге происходит ДТП.

  • Нахождение детей на дороге и вблизи нее без сопровождения старших.

Так как мальчики и девочки дошкольного и младшего школьного возраста не умеют ориентировать в пространстве, они не понимают, какую опасность представляют собой транспортные средства. Им часто кажется, что раз они видят машину, то и водитель за рулем способен оценить ситуацию на дороге.

Как показывает статистика, шофер может не заметить ребенка из-за его невысокого роста. Следовательно, вина за такие ДТП ложится на плечи взрослых, которые разрешают малолетним переходить дорогу без сопровождения. Согласно рекомендациям, не стоит отпускать ребят одних до достижения ими возраста 7 лет.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

  • Игры рядом с проезжей частью.

Здесь определяющее значение имеют возрастные особенности детей, которые не осознают опасности игры рядом с дорогой. В процессе они настолько сильно увлекаются, что не могут даже представить себе последствий. К примеру, если мяч улетит на дорогу, они отправятся за ним, не обращая внимания на приближающееся транспортное средство, водитель которого не успеет среагировать.

  • Недисциплинированность детей.

Статистика показывает, что летальным исходам, как правило, подвержены те несовершеннолетние, которые плохо учатся в школе, систематически нарушают дисциплину. Как правило, они отличаются слабым типом нервной системы и двигательной заторможенностью.

  • Неправильный выбор места перехода дороги после выхода из общественного транспорта.

Очень часто дорожно-транспортные происшествия случаются вблизи остановок. Ребенок может попытаться обойти маршрутку или автобус спереди, из-за чего происходит наезд следом движущегося транспорта. Если же он обходит сзади, несовершеннолетний не видит машин, которые движутся навстречу. Все дело в том, что многие дети не знают о том, что гораздо безопаснее дождаться, когда транспорт отъедет от места стоянки.

  • Езда на велосипедах, самокатах, роликах по дороге.

ПДД разрешают ездить на велосипеде по проезжей части только после достижения 14-летнего возраста. Но многие дети игнорируют это правило и ездят там, где им удобно.

  • Попытка убежать от опасности, находясь в потоке автомобилей.

Когда ребенок оказывается на проезжей части, он не всегда может рассчитать свои возможности. Ему кажется, что безопасность зависит от скорости. Если дети попадают в поток машин, вероятность того, что случится ДТП, стремительно растет.

  • Переход проезжей части по диагонали.

Дети нередко таким образом сокращают путь, чтобы, к примеру, успеть на автобус. Хотя, согласно ПДД, переход должен осуществляться под прямым углом. В итоге они не замечают приближающихся машин, из-за чего случается ДТП.

Приведенные причины ДТП с участием детей, а также условия, характерные для их возникновения, должны знать как водители, так и родители. Тема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма сегодня особенно актуальна. Специалисты в сфере образования и сотрудники ГИБДД проводят различные мероприятия с целью предупреждения подобных ситуаций.

Стоит отметить, что безответственность взрослых и игнорирование важности этой проблемы в значительной мере увеличивают число аварий. От родителей требуется подавать своим детям хороший пример, демонстрировать младшим соблюдение ПДД.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду

Ежегодно количество транспортных средств значительно растет, и это влечет за собой увеличение числа ДТП. Особенно тревожным критерием в статистике аварий является показатель, характеризующий численность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей.

В связи с этим возникает необходимость проведения профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ, в рамках которой воспитанникам детских садов рассказывают о правилах дорожного движения, а также проводят целевые прогулки. Последние считаются одним из самых эффективных мероприятий для мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Задача целевых прогулок, которые являются частью работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, заключается в закреплении детьми на практике тех знаний, полученных ими во время бесед и занятий в образовательном учреждении. Конкретные цели, темы и периодичность подобных мероприятий зависит от возрастной группы.

К примеру, целевые прогулки в младших группах ДОУ проводятся каждые два месяца. Воспитатель объясняет детям смысл работы светофора, знакомит их с различными видами транспортных средств: легковыми, грузовыми, пассажирскими, рельсовыми. В ходе мероприятия ребята учатся различать кабину, колеса, окна и двери, ответственный специалист задает им вопросы, также подопечные наблюдают за играми «в улицу» старших детей.

Целевые прогулки имеют свою тематику, которая определяется с учетом возрастной группы.

Младшая группа:

  • Знакомство с улицей.
  • Наблюдение за светофорами.
  • Знакомство с транспортом и пешеходным переходом.

Средняя группа:

  • Знакомство с улицей вообще и конкретно с той, на которой находится детский сад.
  • Сравнение легкового и грузового транспорта.
  • Наблюдение за светофором.

Старшая группа:

  • Продолжение знакомства с улицей и правилами поведения на ней.
  • Наблюдение за транспортом.
  • Пешеходные прогулки.
  • Пешеходный переход, перекресток.
  • Наблюдение за светофором.
  • Знакомство с тем, как работают сотрудники ГИБДД.
  • Прогулка до остановки общественного транспорта.

Подготовительная группа:

  • Изучение улиц и перекрестков.
  • Знакомство с ПДД.
  • Наблюдение за светофором, транспортными средствами и действиями водителей.
  • Изучение некоторых дорожных знаков.
  • Наблюдение за тем, как работают сотрудники ГИБДД.
  • Знакомство с остановкой общественного транспорта, с подземными и наземными пешеходами, островками безопасности.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Начиная со среднего дошкольного возраста, программа целевых прогулок расширяется, но их периодичность остается той же – раз в два месяца. Во время мероприятия воспитанников ДОУ знакомят с жилыми и общественными зданиями, показывают дорогу, которая ведет к детскому саду, рассказывают о видах транспорта на примере проезжающего рядом, а также о правилах дорожного движения, при этом воспитатель использует такие слова, как «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «переход».

Периодичность целевых прогулок в старших группах увеличивается до одного раза в месяц. В рамках занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма детям рассказывают подробнее о проезжей части, осевой линии, перекрестках, ПДД, знакомят с дорожными знаками.

Воспитанники из подготовительных групп также ходят на целевые прогулки раз в месяц. Они следят за движением транспорта и работой водителя, уже понимают сигналы светофора. Воспитатели рассказывают, в чем заключаются обязанности инспекторов ГИБДД, показывают большее количество дорожных знаков, объясняют, что они означают.

Во время прогулок ответственный использует пространственную терминологию (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и пр.). Важно, чтобы дети научились хорошо ориентироваться в пространстве, умели замечать изменения в нем и реагировать на них правильно.

Пройдите онлайн тестирование и получите сертификат, позволяющий осуществлять и реализовывать меры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также проводить занятия по этой теме. .

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в школе

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма включает в себя мероприятия по приобретению учениками школы навыков по безопасному поведению на дороге. Такие уроки предусмотрены планом образовательного учреждения. Стабильно увеличивающееся количество автотранспортных средств на дорогах говорит об увеличении опасности, поэтому проблема сегодня считается особенно актуальной.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма включает в себя обучение детей ПДД, что способствует приобретению ими навыков по безопасному движению и снижает риск ДТП. Задача образовательного учреждения и родителей – повышать культуру поведения на дороге с детства.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Добиться положительных результатов можно лишь в том случае, если подходить к проблеме комплексно, решая вопросы детской безопасности на дорогах и проводя собрания и классные часы с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Этот подход включает учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и административный контроль.

Учебный процесс

  • Проведение занятий по основам безопасности жизнедеятельности.
  • Изучение ПДД с использованием программы, которая согласована и утверждена педагогическими и (или) методическими советами.
  • Проведение учебных экскурсий.
  • Просмотр учебных видеофильмов и фрагментов из них, применение компьютерных программ.

Внеурочная деятельность

  • Проведение классных часов на тему безопасности на дороге.
  • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: беседы с сотрудниками ГИБДД.
  • Участие ребят во Всероссийской профилактической операции «Внимание – дети!».
  • Обучение детей на примерах ДТП, произошедших в рамках населенного пункта или региона, в которых приняли участие несовершеннолетние, обсуждение подробностей.
  • Индивидуальные беседы с подопечными образовательного учреждения, которые нарушили ПДД.
  • Заполнение журналов проведения инструктажей перед тем, как группа учеников отправляется в общественное место.
  • Создание и работа отряда юных инспекторов движения.

Информационное и материально-техническое обеспечение

  • Применение педагогами, воспитателями, учителем ОБЖ и ответственным за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении специальных программ и методической литературы.
  • Оформление и размещение на базе школы стенда по безопасности дорожного движения (БДД), а также плана-схемы безопасного подхода к зданию, уголков по БДД в кабинетах младшей школы.
  • Наличие индивидуальных схем у учеников младших классов.
  • Проведение инструктажей для воспитателей, учителей и ответственных за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на методических и педагогических советах.
  • Создание кабинета по БДД, оборудование которого осуществляется на основании требований к оснащению таких помещений.

Работа с родителями

  • Обсуждение вопросов, касающихся БДД, на встречах с классным руководителем.
  • Обсуждение мероприятий по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма с представителями родительского комитета.
  • Проведение очных встреч с родителями и обсуждение случившихся ДТП, в которых участвовали дети.

Административный контроль

  • Контроль правильности и систематичности ведения журналов.
  • Обсуждение вопросов профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма на встречах с руководством и педагогическим составом.
  • Личное присутствие ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на уроках и внеурочных мероприятиях.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – одна из актуальнейших проблем современного общества, поэтому учить ребенка правильно вести себя на дороге необходимо с раннего детства. Важно, чтобы дошкольники стали грамотными и дисциплинированными участниками дорожного движения.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. ФГОС
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw