Программа ОВЗ в школе: задачи и принципы
Сохранить статью:
О чем речь? Программа ОВЗ в школе направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья (от первых букв и создается данная аббревиатура). Как правило, речь идет о проблемах с речью, слухом, об умственном развитии, аутизме (и его формах) и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Как составить? Программа ОВЗ составляется примерно так же, как и обычная образовательная с опорой на ФГОС, который ставит лишь рамки, наполнением же занимаются педагоги. Иногда бывает сложно написать этот документ, поэтому мы приведем структуру и правила.
Требования к обучению детей с ОВЗ
- Принцип инклюзивности
Российское образование работает с использованием принципа инклюзивности, в соответствии с которым обучение детей с ОВЗ проходит в обычных средних школах в коллективе сверстников (по ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ). Это делается с целью приобщения к социальным условиям, получения ими знаний по общеобразовательным наукам и подготовки к поступлению в колледжи и вузы.
- Сопровождение
Минпросвещения Российской Федерации своим приказом от 22.03.2021 №115 определило количество и функции специального персонала. Процесс обучения ребенка с ОВЗ в школе контролируется ассистентом (помощником) и тьютором. Рассмотрим, чем отличаются их задачи.
Тьютором называют педагога (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н), которому поручается организовать индивидуальную работу с учеником и осуществлять сопровождение педагогического процесса. Назначение тьютора производится ПМПК и только в отношении некоторых категорий учащихся.
Посмотрите on-line вебинар «Реализация адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в рамках инклюзивного подхода к образовательной деятельности» и оформите международный сертификат участника.
Претенденту на эту должность необходимо обладать дипломом университета по специальности «Образование и педагогика» и педагогическим стажем не менее 2-х лет.
На ассистента (помощника) возлагаются задачи технического характера. Он должен сопровождать подопечного с ОВЗ до учебного учреждения, помогать ему ориентироваться и передвигаться внутри здания, вести записи и прочее. Ассистентом можно назначить человека, работающего помощником воспитателя или младшим воспитателем (Письмо Минпросвещения РФ 27.08.2021 № АБ-1362/07).
Выполнять обязанности ассистента, помогающего ребенку с ОВЗ в школе, может человек, имеющий аттестат о среднем образовании и сертификат об окончании специализированного обучения (в соответствии со стандартом Минтруда).
Варианты программ ОВЗ в школе по ФГОС
Стандарт предусматривает разные программы для детей с ОВЗ в школе. Разберем их подробнее. Подходящий вариант программы подбирают, следуя рекомендациям ПМПК. Ребенка могут переводить на другую программу в соответствии с его развитием.
Обучение по первому варианту предполагает отсутствие создания для ребенка с ОВЗ специальных условий в школе. Он посещает уроки, как все другие ученики. Для удовлетворения особых образовательных потребностей с ним проводится внеклассная работа.
Образовательная программа для детей с ОВЗ. Вариант 1 | |
Какое образование получит ребенок с ОВЗ | Дети с ОВЗ обучаются по программе, одинаковой для всех учеников |
Тип школьной программы | В дополнение к основной образовательной программе с ними проводят коррекционные занятия. Если необходимо, обучение ведется по индивидуальному учебному плану (ИУП) |
Срок обучения | Совпадает со сроками обычного учебного года |
Как организовано обучение | Дети с ОВЗ наравне со всеми участвуют в школьной жизни |
Меры по организации образовательного пространства | Если имеются специфические ограничения здоровья, то используют современные информационные технологии, а рабочее место ученика снабжают специальными устройствами |
Аттестация | ГИА (ЕГЭ) – дети проходят тестирование с использованием специальных форм в соответствии с категорией программы для учеников с ОВЗ |
Наличие спецусловий | Обязательно и систематически дети получают специальную помощь |
Выдача аттестата | Ученики с ОВЗ получают стандартный аттестат о среднем образовании |
Образовательная программа, соответствующая 2-му варианту, предполагает снижение уровня сложности и дополнение учебного плана коррекционно-развивающими уроками. Детям дают знания не только по традиционным предметам, но обучают обычным жизненным навыкам.
Образовательная программа. Вариант 2 | |
Какое образование получит ребенок с ОВЗ | Уровень образования у детей с ОВЗ по окончании средней школы должен быть сопоставим с тем, что получают здоровые дети |
Тип образовательной программы | 1. Дети обучаются по адаптированной программе образования (инклюзивное обучение, организованное в школе), которая может быть изменена: предлагается несколько учебных планов или полностью индивидуальный (ИУП).
2. Предлагается пройти обучение по адаптированной образовательной программе в специализированном учреждении. |
Срок обучения | На освоение программы дается более длительный срок, который определен положениями Стандарта по всем категориям учащихся |
Как организовано обучение | Может быть обучение в обычном классе, в отдельной группе или специализированном учреждении |
Меры по организации образовательного пространства | Особенности ограничений здоровья и особые образовательные потребности являются необходимым условием для использования специальных устройств и способов донесения информации |
Аттестация | ГИА (ЕГЭ) – дети проходят тестирование с использованием специальных форм в соответствии с категорией программы для учеников с ОВЗ |
Наличие спецусловий | Предоставляются в обязательном порядке. Может быть реализована сетевая форма взаимоотношений, когда привлекаются дополнительные ресурсы (образовательные и иные) |
Выдача аттестата | Учащийся с ОВЗ получает типовой аттестат о среднем образовании |
По обучающей программе 3-го типа могут получать образование дети, имеющие основное нарушение (глухота, слабый слух, поздняя потеря слуха, слепота, слабое зрение, нарушения опорно-двигательной системы, легкая степень аутизма) плюс некоторое отставание интеллектуального развития.
на наши новости
500 000 пользователей!
Таким детям в первую очередь необходимо привить навыки самообслуживания, а академические знания отходят на второй план.
Образовательная программа. Вариант 3 | |
Какое образование получит ребенок | Уровень образования ученика с ОВЗ на момент окончания школы будет заведомо ниже, чем у здоровых детей |
Тип образовательной программы | 1. Дети обучаются по адаптированной программе образования (инклюзивное обучение, организованное в школе), которая может быть изменена: предлагается несколько учебных планов или полностью индивидуальный (ИУП).
2. Предлагается пройти обучение по адаптированной образовательной программе в специализированном учреждении. |
Срок обучения | На освоение программы дается более длительный срок, определенный положениями Стандарта по всем категориям учащихся |
Как организовано обучение | Может быть обучение в обычном классе, в отдельной группе или специализированном учреждении |
Меры по организации образовательного пространства | Учебный процесс строится в зависимости от специфических потребностей обучающихся, их физических особенностей. Обычно используются современные информационные технологии |
Школьная аттестация | В этом случае учащиеся проходят тесты в ином формате. Выбор конкретной формы определяют в соответствии с категорией учащихся с ОВЗ |
Наличие спецусловий | Предоставляются в обязательном порядке. Может быть реализована сетевая форма взаимоотношений, когда привлекаются дополнительные ресурсы (образовательные и иные) |
Аттестат | Детям выдают свидетельства о прохождении обучения в школе |
Образование по 4-му варианту предлагается при нарушениях умственного развития, которые считаются умеренными или тяжелыми. Эта рабочая программ с детьми ОВЗ в школе, называемая СИПР (специальная индивидуальная программа развития), разрабатывается с учетом потребностей и возможностей ребенка.
Образовательная программа. Вариант 4 (Д) | |
Какое образование получит ребенок | Уровень образования зависит от состояния умственного развития, так как данная категория объединяет детей, имеющих множественные и сложные нарушения |
Тип образовательной программы | Детей обучают по адаптированной образовательной программе, основанной на индивидуальном учебном плане (ИУП). Иногда уровень академического «компонента» ограничивается для ребенка с ОВЗ программой начальной школы, главное – обучить основным жизненным компетенциям |
Срок обучения | Увеличенные сроки прохождения программы, определенные Стандартом для всех групп учащихся |
Как организовано обучение | Возможно использование совместного обучения с другими детьми, в отдельном классе или специализированном учреждении. Иногда детей переводят на домашний вид обучения (семейное образование) |
Меры по организации образовательного пространства | Необходима специальная организация образовательного пространства и рабочего места ученика. Они адаптируются в соответствии с индивидуальными возможностями детей с ОВЗ |
Аттестация | Без аттестации |
Создание спецусловий | В обязательном порядке. Может быть реализована сетевая форма взаимоотношений, когда привлекаются образовательные и другие ресурсы |
Получение документа об образовании | Ребенок получает свидетельство о прохождении обучении |
Структура программы ОВЗ в школе
Остановимся подробнее о переводе ребенка на адаптированную образовательную программу, что это такое и для кого она предназначена. Из названия уже понятно, что это обучающая методика, которая адаптирована для детей с ОВЗ разной степени.
Образовательные организации разрабатывают адаптированные образовательные программы (АОП) на основании ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) с учетом нарушений, имеющихся у детей с ОВЗ. Основная образовательная программа таким образом подстраивается под насущные потребности и возможности разных категорий учащихся.
Чтобы перевести ученика с ОВЗ на обучение по программе АОП, должно быть заявление родителей или опекунов и заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
Как выглядит структура адаптированной образовательной программы АОП
№ | Состав АОП | Содержание и характеристика |
1. | Оформление титульного листа | Образовательное учреждение – аббревиатура и расшифровка названия |
Отметка о согласовании программы, где указаны дата проведения и номер протокола заседания методической комиссии | ||
Отметка об утверждении программы директором школы (образовательного учреждения) с датой и номером приказа | ||
Полное название АОП без конкретизации категорий обучающихся с ОВЗ | ||
Данные о педагоге, который создал и работает по программе – ФИО, стаж работы, категория | ||
Для кого предназначена методика – класс, параллель | ||
ФИО эксперта, который выбран педагогом или руководством школы | ||
Дата составления АОП | ||
2. | Состав пояснительной записки | Источник, на основе которого разработана данная адаптированная программа – название, авторство, время выпуска |
Что является целью и задачами коррекционной программы ОВЗ в школе | ||
Для какой категории учащихся предназначена. Указать типы нарушений ОВЗ. Если методика предназначена для работы с конкретным ребенком, то указывают его особые характеристики | ||
Список учебно-методических пособий и компьютерных программ, которые необходимо привлечь для реализации целей АОП | ||
Требуемое для освоения программы количество учебных часов | ||
Общепринятые для АОП организационные мероприятия | ||
Перечень специфических (для АОП) форм, которые помогают контролировать усвоение материала учениками с ОВЗ (текущий, промежуточный и итоговый контроль) | ||
3. | Содержание АОП | В тексте оформляют три блока: первый касается образования, второй – коррекционных моментов, третий − воспитания
При работе над содержанием блоков нужно ориентироваться на ФГОС к основному общему образованию и корректировать, учитывая уровень знаний по предметам, способности, личностные характеристики учащихся с ОВЗ |
4. | Ожидаемые результаты после обучения по АОП | Результативность по теме предмета: «Учащийся получит навыки» (минимальный обязательный результат). «Дети получат возможность» (максимальный результат от прохождения программы) |
Прогресс личностного развития | ||
5. | Контрольно-измерительные материалы для оценки эффективности АОП | Тесты, варианты текстов проверочных работ, перечни вопросов к зачетным работам |
Объем контрольного материала | ||
Параметры, позволяющие оценить выполнение контрольных и тестовых работ |
По сути АОП призвана уравновесить или сбалансировать образовательный процесс ребенка с ОВЗ по общепринятым программам и актуальную зону его развития (индивидуальность). Программы этого типа способствуют выстраиванию образовательного маршрута детей с ОВЗ с целью формирования универсальных учебных действий, соответствующих ФГОС ОВЗ.
Пример программы ОВЗ
Для примера возьмем коррекционную программу по ИЗО. Принцип составления любой АОП заключается в том, чтобы гармонично соединить вербальные, наглядные и практические методы обучения для решения учебных, воспитательных и коррекционных задач.
Программа способствует закладке первоначальных представлений о значении творчества и в целом искусства в понимании духовно-нравственных начал.
Данная программа имеет целью развитие слуховых и речевых навыков, а именно:
- научить осознанно понимать значение слов «красивый» и «некрасивый» и выражать это с помощью речи;
- научить озвучивать свои эмоции от просмотра картин, скульптур, архитектурных сооружений;
- приучить контролировать свои действия: выявлять несоответствия между своим рисунком и образцом и исправлять ошибки, сопоставлять свою работу с рисунками других детей в классе;
- научить описывать словами весь рабочий процесс;
- развивать мелкую моторику;
- развивать компенсирующее тактильное восприятие;
Например, изучение темы «Скульптурные образы» развивает у детей с ОВЗ способность наглядно воспринимать красоту композиции, выражать в словах свое отношение к объекту и затем создавать собственное творение или художественный образ из различных материалов (пластилин, глина, тесто).
В процессе творчества активизируются отделы мозга, связанные с общей моторикой и речью, тактильными ощущениями. Это дает толчок к чувственному восприятию и оздоровлению детской психики.
На заметку педагогу-психологу, работающему с детьми с ОВЗ в школе. Главное – создать коррекционно-развивающую среду для обеспечения доступности, открытости и привлекательности качественного образования, которая позволит сохранять и укреплять физическое, психическое и социальное здоровье детей с ОВЗ.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: