Проверка домашнего задания: традиционные и оригинальные методы
Сохранить статью:
Как проходит? Проверка домашнего задания входит в работу учителя и отнимает немало времени. Помимо оценки выполнения письменных заданий вне урока, необходимо организовать опрос в классе, чтобы понять степень усвоения материала каждым учеником.
Какие тенденции? Классические методы в виде ответов у доски, работы с карточками или по цепочке в современных реалиях теряют эффективность. Учителя применяют оригинальные и увлекательные подходы. Не за горами внедрение в школах автоматизированной проверки знаний.
Виды домашнего задания
Домашнее задание является неотъемлемой частью процесса обучения. С его помощью можно лучше понять материал урока, запомнить его и попрактиковаться. Для понимания того, насколько хорошо ученики усвоили ту или иную тему, учителя пользуются различными приемами и методами проверки домашнего задания. Основная их часть может применяться как при очном, так и при надомном обучении. Главная цель проверки домашнего задания – выявить слабые и сильные стороны ученика.
Разновидность домашней работы, выполняемой школьником, а также способ проверки домашнего задания, во многом зависит от задачи, поставленной педагогом. Ориентируясь на ряд определенных признаков, можно выделить огромное количество видов домашних заданий. Остановимся на некоторых из них.
По способу выполнения
Домашние задания бывают:
- устными;
- письменными;
- предметно-практическими.
Так, какие-то задания можно выполнить в устной форме, какие-то – письменно, а какие-то – на практике. Но есть и те задания, которые выполняются преимущественно устно (выучить стихотворение, прочесть упражнение, статью, подобрать примеры на определенные правила), а также письменно (написать сочинение, изложение, перевести текст, решить задачу) и, наконец, практически (провести опыт, изучить природное явление и рельеф местности). Такие домашние задания можно проверять непосредственно перед уроком.
Согласно этапам процесса усвоения
По этому принципу домашние задания могут быть нацелены на:
- изучение новой темы;
- обдумывание пройденного материала;
- его закрепление;
- применение на практике.
Разновидность задания выбирается учителем в зависимости от поставленной цели.
По характеру учебных действий
В зависимости от вида действий, которые могут быть выполнены учащимся, домашние задания делятся на:
- исполнительные (упражнения, повторение и воспроизведение материала);
- творческие (сочинения, опыты, эксперименты и так далее).
Каждый вид задач играет очень важную роль в правильном понимании темы учениками.
По степени индивидуализации
Задачи делятся на:
- общие (для всех учеников);
- индивидуальные (для конкретного учащегося);
- дифференцированные.
Главное предназначение дифференцированных заданий – создать для каждого ученика свой характер познавательной работы в ходе урока, а правильная организация учебной деятельности дает учителю возможность взаимодействовать со всеми учениками одновременно. Способные школьники совершенствуют свои знания, помогают тем одноклассникам, которые слабее, а те, в свою очередь, хорошо усваивают программу. Задания подбирают так, чтобы даже слабый ученик чувствовал, что может получать знания сам.
Также домашние задания могут быть обязательными для всех учеников или выбраны ими по желанию (с возможностью использования дополнительных источников информации и литературы). Работа по проверке домашних заданий может проводиться несколькими методами.
Основные способы проверки домашнего задания
Проверка домашнего задания является обязательной частью любого урока и занимает максимум 5–7 минут. Ее цели:
- проверка того, как ученик усвоил материал прошлого урока;
- оценка качества выполнения домашней работы;
- обнаружение пробелов в знаниях (в чем ученик не смог разобраться в ходе урока);
- подготовка к коррекции речевых и языковых навыков.
Наиболее распространенные методы проверки домашних заданий, применяемые в школе и при дистанционном обучении:
Опросы
Их проведение можно назвать одним из самых популярных методов проверки домашнего задания.
Есть несколько видов опроса, к примеру:
- фронтальный – при этом формате учитель задает вопросы касаемо изученного материала каждому ученику по отдельности или же небольшой группе учащихся;
- опрос по цепочке подразумевает то, что один ученик начинает отвечать на заданный вопрос, а другие присоединяются к нему в процессе;
- в ходе программируемого опроса учащимся предоставляется вопрос с несколькими вариантами ответа, из которых нужно самостоятельно выбрать правильный; свой выбор при этом нужно аргументировать;
- взаимный опрос наиболее сложен с точки зрения контроля процесса, ученики разбиваются на пары и опрашивают друг друга по вопросам, составленным заранее, далее проводится оценка ответов по ряду критериев;
- приглашение к доске или индивидуальный опрос – эффективный способ развития коммуникативных навыков и устной речи;
- опрос, комбинированный с работой по учебнику.
Проверка в «игровой» форме
Первоначально ее рекомендовали для работы с учениками начальной школы. Тем не менее она пригодится и для обучения школьников среднего звена (5–6 классы). Наиболее подходящей такая проверка выполнения домашнего задания считается при дистанционном обучении.
Долгое пребывание за компьютером сильно нагружает детский позвоночник, приводит к гиподинамии. Чтобы избежать негативных последствий, лучше включать в план урока небольшие перерывы на гимнастику для мышц и глаз, которая снимет напряжение. Вдобавок ко всему, она даст возможность «убить одним выстрелом двух зайцев» – укрепить здоровье школьника и проверить правильность выполнения домашнего задания. Суть этого метода – задать ученику вопрос с вариантами ответа. Если ответ верный, нужно хлопнуть в ладоши, поднять руку и так далее. Если же в ответе ошибка, необходимо топнуть ногой.
Парная и командная проверка
Пришло время рассказать о следующем интересном методе проверки домашнего задания. Техника может быть похожа на ту, которой пользуются при опросах. Однако эта форма проверки домашнего задания открывает возможность командной деятельности, вырабатывает чувство ответственности не только за себя, но и за других.
на наши новости
500 000 пользователей!
К примеру, совместно можно составить вопросы для тестирования другой группы одноклассников по изученному материалу и задавать их поочередно. Проверку домашних заданий нужно устроить так, чтобы каждый опрашиваемый ученик мог дать свой ответ максимально развернуто.
Оригинальные приемы проверки домашнего задания
Для того, чтобы урок был максимально интересным и полезным для ученика, мало его спросить, вызвав к доске. Этот формат урока покажется многим ученикам довольно скучным и нудным. Часто именно по этой причине дети не имеют никакого желания выполнять самостоятельную подготовку к занятиям. Для того, чтобы детям не было скучно, можно организовать проверку домашнего задания в формате игры.
Чтобы пробудить у ребенка интерес к учебе, педагог должен уметь правильно комбинировать традиционные и оригинальные, интересные, необычные формы и методы проверки домашних работ, которые заставляют ребенка активнее мыслить, пробуждают стремление к самостоятельности, обеспечивают и повышают мотивацию к регулярному и усердному выполнению заданий.
Вот несколько интересных идей:
- Дискуссия. Чтобы ее провести, класс необходимо разделить на группы, каждая из которых будет высказывать свой взгляд на озвученный вопрос или проблему. Одно мнение может быть взято из учебника, другое, противоположное, – озвучено учеником или педагогом. В процессе обсуждения учащимся важно рассуждать и логически объяснять приведенные аргументы, что позволит более глубоко познать изученное явление. Этот метод помогает правильно организовать устную проверку домашнего задания.
- Вопрос автору (в форме интервью). Данный способ проверки выполнения домашнего задания довольно интересен и оригинален. Учитель дает ребятам задание адресовать автору открытия (изобретения, произведения) несколько вопросов, которые помогут углубленно понять вложенный в него смысл. Отвечать на эти вопросы могут самые способные в классе, а на слишком сложные – сам учитель. К примеру, при проверке домашней работы по химии вопросы можно задать Менделееву, по физике – Ньютону, по литературе – Пушкину, а по геометрии – Пифагору.
- Тематический кроссворд. Многие дети любят разгадывать головоломки со словами, в чем проявляют завидное упорство. Для интересной проверки домашнего задания учитель может составить кроссворд по теме урока и предложить классу разгадать его. Особенно детям нравятся интерактивные головоломки, искать решение которых можно сообща, всем классом.
- Неожиданные вопросы. Учитель должен сформулировать вопросы иначе, не так, как предложено в учебнике. Если ученик действительно готов к уроку и уверен в своих знаниях, ответ не вызовет у него затруднений. Это сделает проверку домашнего задания незаурядной и внесет в нее разнообразие.
- Рецензия на устный ответ. Ученикам нужно внимательно выслушать ответ одноклассника, обдумать его, подготовить ответную рецензию и выступить с ней у доски, учитывая достоинства, недостатки, уточнения и дополнения).
- Сверка с проектором. Готовое домашнее задание по выбранной теме выводится на экран школьного проектора, а ученики, видя его, исправляют свои ошибки, попутно выслушивая комментарии одноклассников и учителя.
Рекомендации по организации устного опроса
Проверка домашнего задания с помощью опроса учащихся – стандартный и наиболее распространенный метод. Часто им пользуются для поиска пробелов в знаниях ученика, однако преподаватели часто забывают о его сути – поддержке ученика, помощи ему, его развитии.
Каким образом воплотить это в жизнь:
- Опрос-светофор. В условиях школы роль светофора может сыграть длинная полоска из картона, одна сторона которой красная, другая зеленая. Учитель задает ученику вопрос, а ученик поворачивает картон стороной того цвета, в который окрашена его готовность ответить. Зеленая сторона означает «Знаю!», красная – «Не знаю!». Если «красных» ответов больше, чем «зеленых», это значит, что материал ученик усвоил не полностью, и на нем нужно заострить внимание. Можно задавать и вопросы с возможностью креативного ответа, где красная карточка скажет, что ребенок не хочет отвечать, а зеленая о том, что он готов к размышлениям.
- Солидарный опрос. Если ученику тяжело справиться с заданием, стоя у доски, он вместе с учителем может попросить помощи у одноклассников. Задается вопрос «Кто хочет помочь?». Из вызвавшихся учитель выбирает наиболее перспективного ученика и предлагает ему шепотом подсказать товарищу верный ответ. Можно доверить ученику самостоятельно выбрать для себя помощника. Учитель же должен дать тренеру 10–15 минут на дискуссию с подопечным.
- Тихий опрос. Учитель вполголоса общается с одним или несколькими детьми, а остальные в это время занимаются выполнением другого задания.
- Лист «защиты». Он создается для тех учеников, которые по разным причинам оказываются не готовы к уроку. Любой слабый ученик может вписать свою фамилию в этот лист и быть уверенным, что сегодня отвечать у доски ему не придется. Учитель при этом должен стараться доносить материал так, чтобы лист «защиты» реже пополнялся новыми фамилиями.
Проверка домашнего задания в начальной школе
Многие учителя задаются вопросом «Как сделать проверку домашнего задания у учащихся младших классов нескучной, оригинальной и интересной?». Для взаимодействия с младшими школьниками наиболее подходящий метод проверки самостоятельных работ – игровой. Пришло время рассказать о нескольких не избитых практических идеях, как не только интересно проверить выполнение домашней работы, но и помочь учащимся «включить» активное мышление.
- Игра «Рисуем ответ». Учитель подготавливает вопросы по теме, которая была пройдена, а ребята по очереди отвечают на них в форме рисунков. Детей нужно предупредить о том, что изображенное на бумаге озвучивать нельзя.
- Командная игра «Что и почему?». Учитель создает команды из одноклассников и сам назначает в них капитанов. Задача каждой команды – придумать вопросы по теме урока и по очереди ответить на них. Решать, кто будет отвечать первым, вторым и так далее, должен капитан. В дискуссии должны участвовать все, кто входят в команды.
- Игра «Семицветик». Для ее проведения понадобится заранее сделать из бумаги цветы с семью разноцветными лепестками. Их должно быть столько же, сколько команд принимает участие в игре. За каждый правильный ответ по теме команде дается один лепесток. Игра продолжается до тех пор, пока каждая из команд не соберет семицветик.
- Игра «Лови мяч». Для нее все ученики в классе становятся в круг. Учитель задает вопрос по теме урока, одновременно подбрасывая мяч. Отвечает тот, кто поймал его.
Автоматизация проверки домашнего задания
Сейчас все чаще работники Министерства образования говорят о том, что процесс проверки домашних заданий должен быть автоматизирован. Так, кабинет министров России обдумывает привлечение искусственного интеллекта в процесс обучения уже к 2030 году. Планируется поручить ему проверку домашних работ и составление учебных программ.
Как сказано в документе, главная задача на 2022–2030 годы – привлечь к проверке домашних работ и планированию учебных программ искусственный интеллект, а точнее, самые прогрессивные его системы.
Одной из первых задач, прописанных в перечне нововведений, является создание равного доступа к официальному образовательному контенту для всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учеников. Также важно автоматизировать подачу документов в высшие учебные заведения и упростить участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, итоговых аттестациях. Кроме всего прочего, к 2030 году автоматическим хотят сделать получение аттестата об образовании.
Заместитель главы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Качанов сделал заявление о том, что механизм автоматической проверки домашнего задания будет функционировать на базе МЭШ, которую смогут использовать в регионах, где нет технической возможности изобретения собственных решений.
Педагогам требуется просканировать работы учеников и загрузить их в программу, в которой искусственный интеллект проанализирует качество их выполнения, количество ошибок, после чего выставит оценки.
Часто задаваемые вопросы о проверке домашнего задания
Сколько раз в неделю нужно проверять тетради в школе?
Это зависит от предмета, который преподает учитель, а также от класса. К примеру, для 5-го класса и первого полугодия 6-го класса работы по русскому языку и математике нужно проверять ежедневно. Для 7–8 классов частоту проверок можно урезать до одного раза в неделю.
Какие ошибки допускает учитель на этапе проверки домашнего задания?
К таким ошибкам можно отнести однообразие методов опроса и заданий для учеников; непринятие во внимание специфики предмета и индивидуальных особенностей школьника; задания и вопросы репродуктивного характера.
Какие средства автоматизации можно использовать при проверке домашнего задания?
На данный момент существует огромное количество интернет-ресурсов для автоматической проверки домашнего задания. Ими может воспользоваться любой учитель, особенно преподающий дистанционно:
- Интерактивная тетрадь Skysmart — это настоящий подарок для любого учителя-предметника. В ней есть готовые авторские домашние задания, а также материалы для самообразования, которые можно отправлять ученикам, указав желаемую дату выполнения. Преподаватель может отслеживать, выполнена ли работа, а также есть ли ошибки. Все эти возможности учитель приобретает после того, как заведет личный кабинет.
- Конструкторы онлайн-игр и тестов: Kahoot, Quizlet.
- Специальные доски для создания уроков, задач и заданий: Padlet, Miro.
- Электронные рабочие листы liveworksheets.
Эффективность выполнения учеником домашнего задания зависит от того, насколько интересно, разнообразно и, главное, продуктивно его проверит учитель. Перечисленные в данной статье способы проверки самостоятельной работы учеников, нацеленные на то, чтобы быть эффективными, должны использоваться комплексно.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: