Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Проверка учителя
Главная > Блог > Проверка учителя: необходимость и особенности проведения
16.09.2022
8248
Время чтения: 12

Проверка учителя: необходимость и особенности проведения

Когда проводится? Необходимость в проверке учителя может возникать в том случае, когда есть сомнения в уровне и качестве его компетенций.

На что обратить внимание? Но стоит отметить, что данная проверка проводится на основании поданных документов. И если возникает необходимость, нужно провести всестороннее тестирование.

Оглавление:
  1. Зачем проводить проверку компетентности учителя
  2. Стандарт компетенций педагога
  3. Обновление программы аттестации учителей с 2023 года
  4. Увольнение учителя, не прошедшего проверку
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Зачем проводить проверку компетентности учителя

Больше всего родители учеников переживают о том, что их дети попадут к некомпетентному учителю. Требования, которые предъявляют к педагогическому составу, неуклонно снижаются, а вот требования к уровню знаний учеников, наоборот, постоянно возрастают. Поэтому проверка учителя на профпригодность проводится один раз в 5 лет в соответствии с утвержденной программой учебного учреждения.

Проверка учителя

Кроме того, родители школьников, которые заметили снижение уровня знаний у своих детей, могут инициировать проведение такой проверки. Для этого подаются заявления в следующие организации:

  • Министерство образования и науки.
  • Уполномоченному по правам детей.

При обнаружении нарушений в образовательном процессе, незамедлительно следует реакция школы. В зависимости от тяжести нарушения, учителя могут подвергнуть дисциплинарному взысканию. Это и будет подтверждением того, что он не выполняет возложенные на него обязанности или выполняет с какими-либо нарушениями.

По закону проверка учителя должна осуществляться один раз в пять лет. Но у любого правила есть исключения. Ниже перечислены несколько категорий преподавателей, на которых это требование не распространяется:

  • педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию;
  • если стаж учителя в учебном заведении, где проводится проверка, составляет менее двух лет;
  • беременные женщины;
  • преподаватели, находящиеся в отпуске или отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине более четырех лет.

Встречаются случаи, когда результаты проверки методических компетенций учителя указывают на наличие пробелов в его подготовке. Но это не является поводом сразу применять к нему карательные санкции. Как правило, таких сотрудников отправляют на курсы повышения квалификации, дополнительное обучение или переводят на должность, требования к которой немного ниже.

Понять отличия некачественного обучения от того, что ребенок просто не усваивает материал, можно по следующим критериям:

  • у ребенка есть тяга к учебе, но он никак не может реализоваться в классе;
  • успехи в учебе достигаются только после посещения репетитора;
  • общий уровень знаний становится хуже;
  • ребенку на занятиях не позволяют себя проявить.

Проверка учителя

При проявлении хотя бы одного из перечисленных критериев необходимо задуматься о первопричине. Может быть, проблема не в том, что ребенок не хочет учиться, а в непрофессиональном исполнении педагогом своих обязанностей. При явно выраженном подтверждении этого следует незамедлительно попытаться исправить ситуацию. Первым шагом в этом направлении будет диалог с преподавателем. Если в результате разговора ничего не изменится, то решением вопроса нужно заниматься на более высоком уровне.

Директор образовательного учреждения вправе взять на работу специалиста, который не имеет педагогического образования. В соответствии с письмом Министерства просвещения № ТС-817/08 от 28.03.2019, педагог имеет право работать в школе, если у него есть среднее или высшее профессиональное образование по своему предмету.

Стандарт компетенций педагога

Под термином «компетенции» понимают совокупность взаимосвязанных качеств человека (умений, знаний, навыков, способов их применения), задаваемых относительно определенного круга предметов и процессов и необходимых для результативной деятельности по отношению к ним.

Компетенции подразделяются на:

  • когнитивную, которая предполагает использование теории, понятий и скрытых знаний, приобретенных по ходу своей деятельности;
  • функциональную, т.е. это те обязанности, которые человек должен выполнять в соответствии со своими должностными инструкциями;
  • личностную, которая предполагает наличие этической составляющей, выражающейся в определенных личностных и профессиональных ценностях.

Проверка функциональной или предметной компетенции учителя показывает, насколько хорошо он подготовлен в плане знания своего предмета, как преподносится материал ученикам и как он будет усвоен. Ведь одну и ту же тему можно преподнести по-разному: либо просто сухо изложить материал, либо рассказать с интересными примерами из практики.

Компетенции не появляются в одночасье, а проявляются и формируются в результате решения профессиональных и жизненных задач различной сложности при использовании необходимых ресурсов. Именно по результату решения задач и выявляется совокупность всех видов компетенций, которые присущи каждой профессии, так как происходит оценка знаний, умений применять эти знания, личностных отношений.

Стандарт компетенций педагога

Проверка учителя администрацией школы или специалистами Минобра осуществляется последовательно:

  1. Диагностическая работа, которая включает в себя:
    • тестирование, во время которого необходимо за два часа выполнить от 10 заданий;
    • решение методических задач с выдачей развернутого ответа, время решения трех задач ограничено двумя часами;
    • решение задачи профессионального уровня.
  2. Опросник для учителей, который включает более 15 вопросов. По результатам ответов определяется опыт работы и квалификация учителя, особенности исполнения им должностных обязанностей, уровень использования информационно-коммуникационных технологий и методического материала, оцениваются учебные достижения и т.п.
  3. Проведение урока по видеосвязи или его просмотр в записи, что позволяет дать более точную оценку реального опыта преподавателя, в плане предлагаемого им решения задачи профессионального уровня.

В зависимости от способности учителя решать задачи из диагностической работы, делают вывод о его умении решать задачи профессионального характера, которые могут возникнуть в реальной ситуации педагогической деятельности, с применением накопленных знаний и опыта. Проверка работы учителя позволяет ему получить один из трех уровней диагностируемых компетенций:

  • 1 уровень. Преподаватель обладает способностью решать задачи, которые характеризуют знание предметных материалов и методику преподавания, в рамках утвержденных программ. Также умеет приводить в пример ситуации из реального опыта работы.
  • 2 уровень. Преподаватель обладает способностью решать задачи, которые характеризуют знание предметных материалов и методику преподавания, в рамках программ в измененных ситуациях, обладает умением приводить примеры из реальной педагогической деятельности.
  • 3 уровень. Преподаватель обладает способностью решать задачи, которые характеризуют знание предметных материалов и методику преподавания, в рамках программ в ситуациях с неопределенностью условий задачи, обладает умением приводить примеры из реальной педагогической деятельности.

Обновление программы аттестации учителей с 2023 года

Главной целью новой аттестации преподавателей, которая вводится в действие с 2023 года, является рост мотивации педагогического состава к профессиональному и карьерному росту, отсеивание учителей, чьи профессиональные знания не соответствуют общепринятым стандартам в области образования.

Обновление программы аттестации

Помимо главной цели, Министерство просвещения планирует решить следующие задачи:

  • Запустить процесс стимулирования непрерывного роста квалификации учителей, сделать так, чтобы их личностный рост происходил в комфортных условиях. В связи с этим, все требования учебного процесса актуализированы в единый стандарт, а также была создана национальная система учительского роста – НСУР.
  • Создание более эффективного процесса преподавания за счет привлечения более сильного в профессиональном плане кадрового состава.
  • Создание единой системы оценки преподавателей.
  • Развитие системы наставничества. Это позволит распространить лучшие практические решения во всех учреждениях образования.
  • Отрегулировать систему мотивации сотрудников в зависимости от их квалификации.

За содержание аттестации до 2021 года отвечали министерства и департаменты на региональном уровне. Так, например, в одном регионе преподавателям нужно было только заполнить портфолио, а в соседнем – провести открытые уроки. После введения в действие новых стандартов, все навыки учителей (предметные, коммуникативные, методические, психолого-педагогические) будут оцениваться в соответствии с едиными федеральными оценочными материалами (ЕФОМ). В социальных сетях этот стандарт в шутку называют «единым государственным экзаменом для педагогов».

Планируемые изменения в проведении аттестации преподавательского состава должны были принять в 2020 году, но пандемия коронавируса дважды отодвигала это мероприятие. В 2022 году новая процедура проводится в тестовом режиме в некоторых регионах.

Старая система проверки деятельности учителей имела ряд недостатков:

  • Для того чтобы подтвердить свою категорию или повысить ее, преподаватели должны были собрать много документов (дипломы, грамоты, свидетельства и т.д.).
  • Была региональная система оценки, так как единого стандарта в аттестации учителей по всей стране просто не существовало.
  • Уровень педагога не оказывал никакого влияния на карьерный рост сотрудника.

Новый порядок аттестации работников системы образования, который планируется запустить со следующего года, должен исправить все существующие недоработки. Путь новоиспеченного учителя после окончания вуза до уровня высококвалифицированного педагога будет максимально простым и прозрачным.

Преимущества новой системы оценки:

  • на карьерный рост выслуга лет теперь влияет;
  • объективная оценка результатов знаний учеников и навыков преподавателей;
  • образуется рейтинг преподавателей, на который оказывает прямое влияние профессиональная деятельность;
  • у преподавателей будет возможность самостоятельно разрабатывать оптимальную методику подготовки учеников по нормам и правилам новой системы образования.

Обновленные категории преподавателей:

  • Молодой специалист – учитель без категории после окончания педагогического вуза.
  • Учитель, соответствующий должности – молодой специалист, отработавший в учебном заведении три года и прошедший аттестацию.
  • Учитель-методист – преподаватель, в чьи обязанности входит разработка учебных пособий, методических материалов, новых технологий обучения. Также методист может выступать в роли эксперта при проведении мастер-классов и семинаров.
  • Учитель-наставник – педагог с высшим уровнем квалификации. Ему поручают консультировать молодых специалистов и учеников.

Увольнение учителя, не прошедшего проверку

Единственным законным способом увольнения учителя, в случае если его знания не соответствуют требованиям профессионального стандарта, является подтверждение факта того, что его квалификационный уровень не достаточен для выполнения работы, на заседании аттестационной комиссии. Расторгнуть трудовой договор нужно на том основании, что учитель не может продолжить работу вследствие своей низкой квалификации. В этом случае он не сможет обжаловать решение в суде.

Увольнение учителя, не прошедшего проверку

Перед увольнением следует убедиться, что в наличии есть вся документация, свидетельствующая о том, что проверка учителя была проведена в соответствии с законом, и комиссией было принято взвешенное и справедливое решение. Необходимо доказать, что педагог не мог выполнять порученную ему работу вследствие недостаточного уровня квалификации.

В случае если учитель долгие годы успешно работал и выполнял свои обязанности, то его невозможно уволить только за то, что его квалификация не отвечает требованию профессионального стандарта.

Если преподаватель попадает под требования обязательного стандарта и не имеет соответствующих документов об образовании, то работодатель обязан направить его на обучение или курсы повышения квалификации.

Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ работодатель сам определяет необходимость наличия профессионального образования или обучения сотрудников. В случае, когда определенный уровень образования необходим для выполнения работы, образовательное учреждение обязано провести профессиональное обучение. Причем оплачивает учебу или курсы повышения квалификации не сам сотрудник, а его работодатель.

Если есть согласие сотрудника на учебу, то с ним следует заключить договор, в котором прописывается его обязанность отработать в организации определенный период после учебы. Так появляется возможность вернуть потраченные средства, если работник захочет уволиться раньше.

Проверка учителя на соответствие занимаемой должности актуальна на сегодняшний день, так как происходит постоянная ротация преподавательского состава. Знания детей не должны страдать от непрофессионализма и недостаточной квалификации учителей.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Учительская газета
  4. Портал Российской образование
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw