Работа школьной библиотеки и ее особенности
Сохранить статью:
О чем речь? Работа школьной библиотеки направлена на предоставление учащимся возможности формирования и развития способностей к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации.
Почему важно? В современных реалиях большую часть необходимого материала можно найти в Интернете. Это, с одной стороны, облегчает процесс обучения, а с другой, препятствует развитию навыка работы с большими объемами данных.
Зачем нужна библиотека в школе
На фоне реконструкции системы образования изменения неизбежно приходят и в сферу библиотечных услуг, на долю которых выпала необходимость в расширении спектра предоставляемых продуктов, некоторые усложнения в функционале их работы.
Если задуматься, то уже сегодня на долю школьной библиотеки выпадает не только обеспечение учебного процесса и руководство читальным залом. Библиотека XXI века – это огромная база образовательных ресурсов для педагогов и учеников. В настоящее время библиотекарь – самый настоящий проводник между педагогами-предметниками и несчетными информационными возможностями.
В последние годы все большее количество библиотек переживают период активной компьютеризации. А все для того, чтобы помочь работникам системы образования и школьникам оперативно получать доступ к актуальной верной информации. Создаваемое на территории нашей страны единое библиотечное пространство также подталкивает данные учреждения к такому развитию. Это становится необходимостью.
Работа школьной библиотеки сегодня – это новейшие технологии в повседневных трудовых обязанностях библиотекарей: работа с электронными каталогами, освоение компьютерной техники. Кроме того, это титанический труд в информационной работе, участие в жизни научного общества обучающихся и в программе «Развитие критического мышления через чтение и письмо», проведение всевозможных конкурсов, исследовательских работ.
В современной библиотечной сети постоянно проводится мониторинг качества деятельности школьной библиотеки, проводятся поиски лучших решений для информационного и методического обслуживания учителей.
Среди основных задач, решаемых библиотекой, можно выделить:
- изучение потребностей учителей в информации;
- анализ показателей, характеризующих качество и эффективность работы;
- поиск перспективных направлений в развитии библиотеки как масштабного информационно-методического центра.
Планирование работы школьной библиотеки
Для грамотной организации процесса работы библиотеки необходимо детально изучить результаты деятельности подразделения за прошедший период. При составлении плана следует отразить такие важные показатели, как затраты рабочего времени и значения (контрольные цифры), определяющие объем выполняемых функций на предстоящий период.
План работы подразделений школьной библиотеки можно разделить на следующие категории:
- По сроку действия можно выделить текущие и перспективные планы, например, месячный, квартальный, годовой.
- Исходя из объемов запланированной работы – библиотечный план на месяц, на учебный год в целом. Также можно выделить универсальные программы, которые организуют работу библиотечного подразделения в целом, или же тематические, охватывающие одно направление или, как вариант, подготовку к определенному событию или дате.
В силу того, что школьная библиотека – это часть единого образовательного пространства, то здесь необходимо согласовывать планы работ со всеми участниками рабочего процесса. Еще один момент, который требует внимания при написании программ, – это потребности библиотечных пользователей, а также трудовые затраты на обеспечение трудовой деятельности. План представляется для утверждения директору образовательного учреждения и является обязательной частью школьной программы.
Учет в школьной библиотеке
Давайте познакомимся с тем, что же позволяет увидеть организованная система учета в библиотеке:
- общий количественный состав фонда;
- процесс книгообмена;
- количественный и качественный состав читателей библиотеки;
- объемы работы библиотеки (библиографической, массовой, методической и др.), с целью детального анализа рабочего процесса подразделения, обработки полученных результатов и применения их для составления планов дальнейшего развития библиотечной сети.
Оперативный (первичный) учет – это планомерное ведение документов по регистрации всех трудовых процессов библиотечного подразделения по ходу их выполнения. Важно в режиме текущего времени оперативно оформлять поступления в книжный фонд, отображать выдачу материала, вести читательские формуляры и билеты, регулярно заполнять «Дневник работы», не стоит также забывать о планомерном оформлении документооборота библиотеки. Оперативный учет является своеобразной базой для всех других видов контроля в библиотечном деле.
В каждом отчетном периоде (месяце, квартале, году) подводятся количественные итоги о посещаемости библиотеки, книжном фонде, массовых мероприятиях, читателях, выдаче книг, библиографических справках и др. Озвученные выше данные копятся в результате оперативного контроля в «Дневнике библиотеки». Соответствующие формы учета и отчетности для библиотечных подразделений закреплены в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 7.0.20-2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления».
Учет читателей. Главным источником информации о посетителях и выдаче книжного материала является формуляр. Путем простого подсчета заполненных читательских карточек можно определить общее количество пользователей библиотеки.
Посещаемость. Этот показатель характеризует, прежде всего, качественную составляющую работы библиотеки, дает представление об активности посетителей образовательного учреждения. Факт прихода читателя в обязательном порядке фиксируется в формуляре и является учетной единицей для оценки посещаемости. При проведении массовых мероприятий все участники автоматически попадают в статистический учет общего числа посещений.
Книговыдача. Этот показатель расскажет о том, как часто эта книга была в обороте. Учет проведенных работ со школьниками и педагогическим составом в обязательном порядке ведется раздельно. Работа библиотеки оперативно фиксируется в главных учетных документах – дневниках.
Отчетность о работе школьной библиотеки
Статистическая и информационная отчетность является неотъемлемой частью работы любого подразделения, не исключение и библиотека. Каждое учреждение составляет отчеты по утвержденным формам в обязательном порядке.
«Дневник библиотеки» является главным информационным архивом для составления ежемесячных и ежеквартальных отчетов. Все показатели должны четко совпадать с данными, указанными в нем: количество формуляров равно числу читателей, данные по книговыдаче соответствуют записям в читательских формулярах и т. д.
Предлагаем познакомиться со списком библиотечных документов, наличие которых обязательно:
- Положение о школьной библиотеке.
- Паспорт библиотеки.
- Порядок учета библиотечного фонда.
- Правила пользования библиотекой.
- Планы и отчеты.
- Должностные инструкции.
- Договор о полной материальной ответственности.
- Инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности.
- Дневник работы библиотеки.
- Читательские формуляры.
- Книга суммарного учета учебной литературы (учебники, учебные пособия, рабочие тетради).
- Книга суммарного учета основного фонда (методическая, научно-популярная, художественная, справочная литература).
- Инвентарная книга основного фонда.
- Журнал или картотека учета учебной литературы.
- Ведомость (реестры) передачи учебников классным руководителям.
- Накладные на поступившую литературу (копии).
- Акты, договоры о пожертвовании, дарении.
- Журнал (тетрадь) учета книг, принятых от читателей взамен утерянных.
- Акты на списание, передачу.
- Акты о проведении инвентаризации, проверки библиотечного фонда. Сроки хранения данных документов должны быть прописаны в «Положении о библиотеке» или в «Порядке учета библиотечных фондов».
Роль библиотекаря в школе
Информационная работа школьной библиотеки – основное направление ее деятельности. Получить полезные и нужные сведения, безусловно, проще с помощью библиотекаря, который всегда подскажет, а также научит самостоятельной работе с данными, формируя у посетителей навыки самообразования.
Вы наверняка не раз слышали от библиотекарей фразу: «…А более подробно с этой темой вы можете ознакомиться, прочитав книгу…» Какое бы информационное мероприятие ни проводил работник библиотеки, он обязательно ее скажет. Похоже, это у них в крови.
Библиотекари гимназий и школ всегда окажут помощь в проведении таких школьных мероприятий, как выставки и презентации, а также предоставят информационные, узкие тематические и другие списки рекомендательного характера.
Ученики и преподавательский состав школ довольно часто участвуют в различных конкурсах, викторинах и соревнованиях, занимая при этом призовые места. И в этом определенно есть заслуга библиотекарей.
Работники библиотеки проводят разные научно-педагогические исследования, например, наблюдение за чтением, анкетирование, изучение формуляров и многое другое. А также используют элементы рефлексии – как в устной, так и в письменной форме.
В общении с посетителями библиотекарь выясняет их потребности, узнает, какие ответы должна дать та или иная книга. Сотрудник задает школьникам направляющие вопросы, пытаясь уловить ход их мышления. Допустим: «А что ты можешь рассказать о…?» (активирует ячейку головного мозга с ранее приобретенными знаниями), «Чем отличается … от …?» (анализирует навык сравнения или противопоставления), «Какая информация легче к восприятию и почему?» (оценивает умение обосновать) и т. д.
Современная библиотека – это оперативный информационно-методический центр, который всячески направляет учащихся и помогает педагогам. В образовательных учреждениях постоянно проводятся научно-практические конференции, подготовка к которым занимает много времени. Нужно собрать информацию, которая хранится на просторах сети Интернет, а также в школьных и городских фондах.
В результате проведенных работ пишутся рефераты и статьи, проекты и даже научные разработки. Некоторых учеников настолько увлекает тема, что они занимаются ею на протяжении нескольких лет.
на наши новости
500 000 пользователей!
Организация книжной выставки в период проведения конференции способствует получению дополнительной информации учениками, заставляет их мыслить (вспоминать ранее изученный материал, познавать новое и т. д.).
Библиотекари проводят встречи с читателями, работают с детьми на индивидуальных занятиях и классных часах, где обзорно разбирают книгу. Сотрудник библиотеки рассказывает о ее структуре, привлекая внимание к заголовку и автору, объясняет, что такое подзаголовок и входные данные, главы и части текста.
Во время такого рода мероприятий дети настраиваются на детальное и внимательное изучение печатного материала, приобретают навык получения тематических сведений из этого произведения. Кроме всего прочего, школьники учатся предугадывать развитие событий.
И еще немного о развитии критического мышления у учеников. Этому полезному навыку способствуют различные книжные мероприятия, например, выставки-викторины и выставки-вопросы. На них дети автоматически получают толчок к поиску нужной информации, учатся ее анализировать и применять для решения поставленных задач.
Благодаря труду библиотекарей школьники учатся самостоятельно находить необходимые материалы. Таким образом, проведя анализ работы школьной библиотеки, приходим к заключению, что развитие критического мышления посредством чтения и письма тесно взаимосвязано с информационной культурой читателей.
Школьная библиотека – самый настоящий кладезь информации на разных носителях: аудио- и видеоустройства, произведения печати, всевозможные обучающие программы. Изучение данных способствует развитию критического мышления, учит школьников максимально эффективно использовать любой источник сведений. А библиотекари, в свою очередь, направляют читателей, прививают потребность в самообразовании, учат понимать прочитанный материал, воспитывают гражданскую ответственность.
Взаимодействие учителей и сотрудников библиотеки в ходе учебного процесса способствует повышению грамотности школьников, совершенствованию навыков чтения и восприятия информации: дети лучше запоминают материал, обретают бесценные навыки работы с потоками информации.
Использование PR-технологий в рамках работы школьной библиотеки
PR-технологии все больше захватывают российскую библиотечную сферу, способствуя повышению имиджа библиотек. Таким образом, библиотечное пространство превращается в уникальную площадку для саморазвития или участия в различных интеллектуальных и досуговых мероприятиях школы, а также продолжает выполнять свою историческую задачу по предоставлению актуальной информации своим читателям.
Можно выделить следующие основные цели PR-деятельности библиотеки:
- поиск новых видов сотрудничества (контакт, построение деловых связей);
- систематизация информационных сообщений, касающихся деятельности библиотеки;
- фандрайзинг – поиск всевозможных спонсоров как источников дополнительного финансирования;
- разработка современного библиотечного имиджа (приветливого, шагающего в ногу со временем, открытого и понятного общественности);
- взаимодействие с органами власти (с целью продвижения интересов, популяризации);
- гармонизация и оздоровление внутреннего микроклимата в библиотеке;
- сбор и анализ общественного мнения, работа по устранению неясностей в работе учреждения (несмотря на то, что библиотека – это святая святых для библиотекарей, она остается terra incognita для большинства людей).
К средствам PR-деятельности можно отнести: планомерное ведение тематических каналов и блогов, организация выставок, публичных выступлений, презентаций и конференций, участие в теле- и радиоэфирах, работа в социальных сетях и многое другое.
Наиболее доступными средствами рекламы библиотечной деятельности являются плакаты и листовки, сувенирная продукция с имиджевыми логотипами, наружная реклама, тематические книжные закладки и многое другое.
Основное назначение рекламных акций – ознакомление потенциальных потребителей с конкретной пользой, которую они получат от использования каких-либо библиотечных продуктов или услуг.
До будущих читателей необходимо доносить информацию о том, что библиотека сегодня – это островок интеллектуального саморазвития, насыщающий жизнь неиссякаемыми потоками различных сведений.
Напоследок хочется напомнить о необходимости постоянного саморазвития работников школьных библиотек, повышения уровня квалификации путем изучения всевозможных информационных профессиональных ресурсов, бесценного опыта коллег и др.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: