Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие речи у детей дошкольного возраста
Главная > Блог > Каким должно быть развитие речи у детей дошкольного возраста
04.10.2022
1820
Время чтения: 15 минут

Каким должно быть развитие речи у детей дошкольного возраста

О чем речь? Развитие речи у детей дошкольного возраста – это один из важнейших этапов воспитания. Фактически, от него зависит не только общение, но и восприятие информации. А значит, оно важно на любых этапах человеческой жизни.

На что обратить внимание? Развитие речи начинается уже с первых дней. Поначалу малыш учится у своих родителей, затем начинает познавать окружающий мир и общаться с другими людьми. Как же помочь малышу сформировать речь?

Основные цели и задачи развития связной речи у детей дошкольного возраста

Пожалуй, речь – это один из важнейших приобретенных навыков в жизни человека. Ребенок достигает определенного возраста, когда пытается произнести свои первые слова. Родители должны приложить множество усилий для того, чтобы малыш развивал свою речь и говорил правильно.

Развитие речи у детей дошкольного возраста – важный этап формирования мышления и организации воспитания. Владение и способность правильного построения речи – важный критерий при устройстве ребенка в школу.

Основные цели и задачи развития связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие речи у детей дошкольного возраста должно отвечать следующим показателям согласно ФГОС:

  1. Речевые навыки должны быть развиты настолько, чтобы ребенок мог спокойно общаться и изъяснять свои мысли перед сверстниками.
  2. Словарный запас должен активно обогащаться.
  3. Приобщение к литературным художественным произведениям.
  4. Развитие творческих речевых навыков ребенка: сочинение рассказов, стихотворений.
  5. Правильная расстановка ударений и интонаций.

Посмотрите on-line вебинар «Создание в семье речевой среды для детей дошкольного возраста» и оформите международный сертификат участника.

Методы обучения и развития речи дают детям возможность общаться со своими родными и строить взаимоотношения со сверстниками. Кроме того, это позволяет ребенку выражать себя творчески.

Психологические особенности и этапы развития речи у дошкольников

Что важно знать родителям про развитие речи у детей дошкольного возраста? Разумеется, психологическую составляющую данного процесса. Особенности психологии в развитии речевых навыках объясняется тем, что в младшем возрасте каждый год жизни ребенка отличается от предыдущего своим темпом, ритмом и эмоциональным диапазоном. Ребенок активно все изучает, пробует, познает и накапливает эмоциональный опыт.

За год ребенок может сильно измениться, как и его привычки, поведение, реакции, а соответственно, и речь. Количество словарного запаса становится богаче, ярче и красочнее. Высказывания малыша формируются в определенный образ и имеют эмоциональный окрас. Каждый год дошкольник переходит на новый уровень развития.

Развитие речи у детей от 3 до 4 лет

В дошкольном периоде в словарном запасе ребенка примерно 1,5 тысячи слов, чаще встречаются глаголы и существительные. Дети стараются объяснить и описать свои действия, при этом их речь в 2-4 года аграмматична. Слова объединяются в предложения, но очень неуклюже и не всегда правильно. Таким образом дети показывают свой интерес к тому или иному явлению. Не стоит ожидать в этом возрасте логических изъяснений, все предложение короткие и простые.

Также в этом возрасте мышление ребенка формируется на окружающих предметах, наглядности и впечатлениях, поэтому его речевые навыки ситуативны. Как правило, без дополнительных подсказок и свойств предмета, не сразу можно понять, что имеет в виду ребенок.

Фонематический слух у детей этого возраста сформирован, однако произношение может даваться сложно из-за артикуляции или, например, из-за согласных звуков, которые в слове идут подряд. Такие слоги искажаются либо пропускаются детьми.

В 3-4 года с ребенком необходимо постоянно разговаривать, чтобы он слышал родную речь и развивал ее.

Развитие речи у детей от 4 до 5 лет

В возрасте 4 лет у ребенка уже имеется значительный словарный запас, который он применяет в жизни. В некоторых слогах ему уже удается произнести шипящие звуки, но произношение все еще не очень хорошее. Если родители ребенка не понимают, то дошкольник порно повторяет одно и тоже предложение.

Формируется понимание звучание слова и дети придумывает к простым и часто используемым словам забавные рифмы. Например, собака-бабака, кашка-малашка и т.п.

Такой процесс называют словотворчеством и начинается он примерно в 3 года и усиливается к 4-5 годам. Такой подход позволяет малышу намного лучше познать родной язык. Это первый признак того, что дошкольник осваивает грамоту, кроме того, это хорошо развивает творческое мышление.

В 5 лет развитие речи у детей дошкольного возраста выходит на новый уровень, и теперь они составляют из слов сложноподчиненные предложения, следят за порядком, правильно склоняют, изменяют слово в соответствии с родом и числом.

Развитие речи у детей от 4 до 5 лет

И тем не менее, часто дети такого возраста не всегда могут использовать грамматические формы. На автомате они могут произнести «я крикнул громкие Вани» или «мой дом близее» и т.п.

Посмотрите on-line вебинар «Активизация речи детей 2-3 лет. Создание игр из подручных материалов» и оформите международный сертификат участника.

Развитие речи у детей от 5 до 7 лет

В 5-7-летнем возрасте дети уже являются старшими дошкольниками и вместо ситуативной речи появляются связанные предложения.

Это говорит о том, что ребенок начал владеть связной речью. Мысли выражаются последовательно и правильно. Словарный запас намного богаче.

Старшие дошкольники выражаются понятным для взрослых языком и ориентируются на своего собеседника.

В 6 лет ребенок начинает понимать речевое планирование. Раньше слова излагались перед или после действий, сейчас же дошкольник продумывает, формирует мысль и только потом озвучивает, что именно он собирается сделать.

Развитие речи у детей от 5 до 7 лет

Появляется осознание речевых форм деятельности. В развитии речи старшего дошкольника уже есть понимание таких процессов, как слушать, рассказывать, читать, размышлять и т.д.

Речевые нормы у детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

Рассмотрим кратко уровни речевого развития у детей дошкольного возраста, опираясь на таблицу:

Возраст Словарный запас Уровень развития речи

3-4 года

до 1900 слов

Ситуативная речь, частое присутствие неопределенных форм, вроде там, такой, тут.

Предложения простые, частое использование глаголов, существительных и указательных местоимений.

Мягкое звучание, не может выгорит букву Р, иногда Л, К, Г, а все шипящие звуки заменяются на свистящие.

4-5,5 лет

2000-2500 слов

В речи все чаще появляются прилагательные.

Значения слов воспринимаются буквально, сочиняет рифмы, выдумывает слова.

Появляются уменьшительные суффиксы.

Часто в речи повторяются союзы а, и, но. Период почемучек: вопросы когда? Почему? Зачем? Что это?

Количество и качество выражается словами много-много, большой-пребольшой и т.п.

Звуки произносятся лучше, буква Р звучит четче, мягкость уходит.

5,5-7 лет

до 4000 слов

Понятная связная речь.

Составление сложных предложений из разных слов, схожих по смыслу.

Верно построенные предложения и изменение слов с помощью суффиксов.

Склонение и спряжение, числительные.

Правильное звукопроизношение.

Развитие речи у детей дошкольного возраста в ДОУ

Развитие речи может происходит в несколько этапов и разными методами. Мы приведем несколько основных.

  • Беседа. Разговор с использованием интонаций, изображений, мимики и жестов.
  • Чтение сказок или рассказов. После прочтения ребенку следует задавать наводящие вопросы, например, правильно ли поступил герой? Как ему нужно было себя повести? Это позволит дошкольнику лучше понимать причинно-следственные связи и усваивать прочитанное. Хорошей практикой будет пересказ услышанного. Кроме того, это способствует развитию монологической речи у детей дошкольного возраста.
  • Диалог. Он обеспечивает развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста. Его стоит вести на разные темы: мультфильмы, игры, сказки, увлечения и т.д. В процессе этой практики, ребенок учится слушать собеседника и не перебивать его. Во время разговора дошкольнику нужно задавать вопросы, ответы на которые с каждым разом будут все сложнее – от самого простого, до развернутого.

Посмотрите on-line вебинар «Активизация речи детей 2-3 лет. Создание игр из подручных материалов» и оформите международный сертификат участника.

  • Описательный рассказ. Он позволит ребенку сформировать у себя навыки изложения мыслей, связанных одной темой, о конкретном предмете или явлении. Благодаря этому методу обогащается словарный запас. Сначала нужно научить дошкольника описывать один предмет, а затем сравнивать его с другими.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Способствует развитию речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности, так как постепенная развернутость описаний позволяет не только предать смысл всех картинок по порядке, но даже обыгрывать ситуации, отображенные на них. В результате этого процесса получается полноценный сюжетный рассказ.

Сами картинки должны соответствовать следующим критериям:

  • Должна быть яркой и интересной, чтобы ребенок вовлекался в процесс.
  • Без перегруженного и сложного сюжета. Он должен соответствовать интеллекту ребенка.
  • Два-три действующих лица, с большим количеством трудно сосредоточится.
  • Лишние детали.
×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw