Школа будущего: что ждет учителей и учеников
Сохранить статью:
О чем речь? Школа будущего – некая мечта, которую носят в себе все: учителя, родители и, конечно же, сами дети. И хотя все предсказуемо расходятся в деталях, общее направление движения можно определить уже сейчас.
Какой она будет? На сегодняшний день, отслеживая текущие изменения в образовательных процессах и выстраивая прогнозы, можно предположить, какими школы станут в обозримом будущем. Нас ждут технологии, компьютеризированные способы ведения уроков, стильный интерьер и множество других новшеств.
- Психологические особенности современного школьника
- Проблемы современной школы
- Общая концепция школы будущего
- Интерьер школы будущего
- 6 приоритетных задач школы будущего
- Образовательная среда школы будущего
- 5 отличительных особенностей процесса обучения в школе будущего
- Методы обучения в школе будущего
Психологические особенности современного школьника
В компьютерный век современная молодежь очень хорошо ориентируется в интернет-среде. Для нахождения любой информации, будь то подготовка школьного реферата или решение задачи, не нужно часами сидеть в библиотеке, как это было еще несколько десятилетий назад.
Достаточно выйти в пространство интернета и без особого труда получить нужные сведения. Время диктует свои правила, и многие навыки, необходимые предыдущим поколениям, уже потеряли свою актуальность.
В период школьного обучения у детей закладываются моральные принципы и взгляды на жизнь, которые укрепляются с появлением гражданского и социального опыта. На формирование мировоззрения молодого человека большое влияние оказывает его окружение.
Отличительной чертой современного ученика является так называемое клиповое мышление, когда информация воспринимается фрагментами, яркими образами или кусками. При этом человек не может сконцентрироваться, его внимание перескакивает с одного объекта на другой. Школьника с таким типом мышления характеризуют:
- ограниченность эмоций;
- неспособность сопереживать;
- проблемы с памятью;
- скудность словарного запаса;
- необдуманность и скоропалительность суждений.
Таким ученикам сложно постигать объемный глубокий материал, поэтому они часто упрощают его. В будущем у них проявляются проблемы с системным мышлением и построением речи.
По мнению учёных клиповое мышление возникло как защитный механизм от переизбытка информации. Очевидно, что в дальнейшем такая тенденция будет только усиливаться. Поэтому данный фактор следует брать во внимание при создании школьных программ.
Проблемы современной школы
Многие считают, что качество современного школьного образования значительно снизилось в последние десятилетия. Причин этому множество, но среди них есть наиболее значительные, требующие особого внимания и принятия мер.
- Равнозначность всех предметов
Предполагается, что все изучаемые в школе предметы одинаково важны. При этом индивидуальный склад ума и интересы школьников не принимаются во внимание. Каждый учитель считает свой предмет основным и требует от учеников одинаковой отдачи.
В итоге часто получается, что на постижение нелюбимых предметов тратится огромное количество времени и энергии. Зато на те дисциплины, которые нравятся ребёнку и с которыми он хочет связать свою будущую профессию, этих ресурсов не остаётся.
- Рейтинг школы
Все школы заинтересованы в формировании высокого рейтинга, так как от него зависят получаемые преференции. На рейтинг влияют различные показатели, в том числе результаты ЕГЭ и средний балл. Нередко реальные знания не соответствуют полученной оценке. Для многих учеников и их родителей экзаменационные баллы не дают представление об уровне образованности. Поэтому приходится обращаться к сервисам, которые расшифровывают баллы ЕГЭ.
- Бюрократия
Образование, как и многие другие сферы, бюрократия не обошла стороной. Это касается как учителей, так и учащихся. С начала школы от ребёнка требуется соблюдение жёстких стандартов, к примеру, при оформлении дневника или тетради. Учителя тратят много времени и сил на заполнение журналов, составление планов и отчётов. А ведь это время они могли бы посвятить чему-то по-настоящему полезному.
- Хорошисты и отстающие
Все ученики разные: кто-то способен усвоить материал быстро, а кому-то для этого нужно более продолжительное время. Вместе с тем у всех разные психические особенности. Ввиду большого количества учащихся педагоги не имеют возможность работать с каждым индивидуально. В результате одни скучают на уроках, другие из-за неуспеваемости регулярно испытывают стресс.
- Устаревшие методики
Многим учителям старшего возраста сложно адаптироваться под меняющиеся условия жизни. Привычка работать по старинке и нежелание покидать зону комфорта мешают внедрению новых актуальных методов в образовательный процесс. Вместе с тем современные ученики не заинтересованы в получении знаний в старом формате.
- Школьные здания
Здания школ, построенные много лет назад, не способствуют проявлению и развитию незаурядных качеств личности ребёнка. Спроектированные по единому образцу без признаков уникальности, они не вызывают у учеников интерес к учебному процессу, а напротив, нагоняют скуку и пессимизм.
Все перечисленные проблемы указывают на то, что методы школьного образования морально устарели и требуют радикального реформирования. Изменения должны коснуться основополагающих принципов обучения. Очевидно, что быстро и безболезненно это сделать не получится. Однако, перемены необходимы, так как реалии настоящего времени диктуют новые правила.
Общая концепция школы будущего
Первое, с чего нужно начать изменения – это дизайн и оформление школы. Традиционные безликие строения вызывают у учеников ощущение, что они попали в конвейер по производству «однотипных людей». Помещения школы будущего, наоборот, должны располагать к проявлению креатива и индивидуальности ребёнка, быть нетривиальными, комфортными и яркими.
Школьное здание нужно разделить на три секции: для младших школьников, средних и старших классов. В начальной школе следует оформить живой уголок и помещение для игр. Для более старших учеников должны быть предусмотрены концертный, танцевальный и спортивный залы, а также стадион, лаборатории и лекционные классы.
Каждую школу нужно оснастить современным оборудованием, чтобы все ученики в процессе учёбы были обеспечены индивидуальными компьютерами с выходом в сеть. В школе будущего нужно предусмотреть наличие своего издательского цента, фото- и киностудии, медиатеки, а также современного медицинского модуля.
Интерьер рассмотрим более детально.
Интерьер школы будущего
Внутренняя отделка помещений играет значительную роль в организации учебного процесса. Она задаёт настроение и обуславливает желание к труду как учеников, так и учителей.
- Пространство школы должно вдохновлять
Как школьники, так и студенты вузов зачастую с большим нежеланием посещают учебные заведения. Их помещения выглядят шаблонно, серо и уныло. А теперь представьте офис компании «Яндекс» — это яркое, комфортное, высокотехнологичное пространство с особой атмосферой, созданное для вдохновения и проявления лучших качеств личности. Этот принцип нужно взять на заметку при подготовке проекта школы будущего.
- Школьные помещения должны быть комфортными
Инновационные компании стремятся организовать для своих сотрудников уютные и комфортные рабочие места, чтобы человек на работе чувствовал себя по-домашнему свободно. Именно в таких условиях профессиональная деятельность будет наиболее эффективной. Педагоги и учащиеся проводят в школе много времени. И для того, чтобы это времяпрепровождение было максимально полезным, необходимо правильно обустроить помещения.
- Забота о личном пространстве
Каждому человеку, взрослому и ребёнку, необходимо наличие личного пространства, где он сможет отдохнуть или просто уединиться, пусть даже на совсем непродолжительное время. Современные школьники, проводя большую часть дня в школе, зачастую не имеют такой возможности. В нынешней реальности с ее бурным потоком информации, льющейся непрерывно, это особенно актуально. Поэтому важно учесть этот фактор при проектировании и обустройстве помещений школ будущего.
6 приоритетных задач школы будущего
В образовательном учреждении должны создаваться такие условия, при которых у учеников возникало бы желание реализовывать свои уникальные способности. Учебные материалы нужно своевременно актуализировать, наполняя свежей и интересной информацией.
Важным моментом является психологическая образованность педагогов. Учителям нужно хорошо разбираться в детской и подростковой психологии для того, чтобы мотивировать учеников на продуктивную творческую деятельность.
Выявив проблемы современной школы, можно определить задачи школы будущего:
Увидеть и развить индивидуальность учеников
Параллельно школьному образованию сейчас существуют альтернативные форматы получения знаний. Современной консервативной школе очень сложно конкурировать с ними. Поэтому для ее сохранения как института начального и среднего образования нужны кардинальные изменения.
Необходимо развернуть ее лицом к учащимся: мотивировать их, помогать им в достижении поставленных целей, применять индивидуальный подход. Все дети разные, со своими умственными способностями и темпераментом. Задача школьного образования – помочь ребёнку выявить эти качества и развить их.
Принципы противостояния и конкурирования между образовательными учреждениями необходимо заменить на сотрудничество и кооперацию. И если в нынешних школах ученик выступает объектом образовательного процесса, то в школе будущего ему предстоит стать субъектом, имеющим возможность реализовывать свои видения по поводу собственных перспектив. При этом в лице педагогов он должен видеть не контролеров, а помощников и добрых наставников.
Многие современные дети учатся ради оценок. В школе будущего приоритет нужно сместить в сторону реального овладения знаниями и личного прогресса каждого, будь то первоклассник или ученик старших классов. Детей следует учить критическому мышлению, анализу собственных потребностей в познании и оценке своих результатов. Вместе с тем педагогам необходимо донести до учеников то, что совершать ошибки – это нормально, так как из них рождается опыт.
Учить общаться и сотрудничать
Абсолютной необходимостью настоящего времени является умение конструктивно коммуницировать. Школа должна прививать детям правильные ценности, учить их взаимодействовать друг с другом, искать нестандартные решения, что в настоящее время является весьма актуальным. Единого метода воспитания и обучения, подходящего каждому школьнику, нет. Необходимо адаптировать процесс образования под потребности и возможности каждого ученика.
Особое внимание следует уделять социализации школьника. В современных условиях этот процесс происходит самопроизвольно. Формат уроков не предполагает общения учащихся между собой, они это делают на переменах и вне стен школы. Кроме того, в учебных заведениях учатся дети разных социальных категорий, поэтому зачастую социализация происходит далеко не цивилизованным путём.
Применять современные технологии
В нынешних школах учителя старшего поколения составляют основу педагогического состава. Они привыкли работать консервативными методами и не желают разбираться в современных технологиях. Но если ничего не предпринимать, то прогресса в сфере образования ждать не стоит. Учебный процесс во многом зависит от учителя, от его заинтересованности и желания передавать свои знания и опыт подрастающему поколению.
В этой связи необходимо создать такие условия, при которых молодые активные специалисты будут замотивированы работать в учебных заведениях. В таком случае внедрение в образовательный процесс инновационных методов и технологий произойдёт гораздо быстрее.
Менять внешний облик школы
Век индустриализации, когда были спроектированы школьные здания, наложил свой отпечаток на их внешний облик, чем-то напоминающий завод. В учебном заведении предполагалась жесткая дисциплина – чёткое разграничение времени между уроками и отдыхом, предопределённость учебного процесса, строгое учительское руководство и т.д. Эти общие принципы сохранились и в наше время.
Школа будущего, напротив, должна быть похожа на современную высокотехнологичную организацию, в работе которой используются новейшие разработки и «умные» продукты. Так можно заинтересовать школьников учебным процессом, обеспечить конструктивное сотрудничество с педагогами и построить вектор индивидуального развития личности ребёнка.
Предоставлять ученику больше свободы для выбора
Школа должна обучать детей универсальным навыкам, востребованным в любой профессиональной деятельности. Нужно научить подрастающее поколение хорошо ориентироваться в эпоху перемен и не бояться их. Особое внимание следует уделять образовательным пробам, которые помогут школьнику наметить и реализовать свой учебный план.
на наши новости
500 000 пользователей!
Очень важно внедрить обучающие методы, предполагающие большую свободу для маневрирования в процессе освоения знаний. Например, предоставить возможность дополнительной тренировки и предварительной проверки знаний перед контрольной работой, возможность выбора наиболее интересных и актуальных тем для изучения.
Вместе с тем важно уделять внимание процессу самопознания и исследования своих реакций на внешние раздражители. Этому нужно учиться не только школьникам, но и педагогам.
Жить настоящим
Для успеха в жизни сейчас недостаточно быть хорошо образованным, необходимо гармоничное сочетание умственных характеристик и душевного комфорта. Это требует кропотливой осознанной работы, и школа должна содействовать этому процессу. На основании индивидуальных способностей ребёнка нужно совместно выстроить траекторию развития его личности.
Тогда цели и задачи обучения будут ему понятны, и сопротивление к получению знаний значительно снизится. Школьник должен видеть подтверждение нужности и важности знаний в реальности, только в этом случае учебный процесс будет осознанным и продуктивным.
Обучение в школе – это длительный процесс. И когда ребёнку говорят, что он учится ради своего будущего, ему это сложно осмыслить. Будучи учеником, он должен понимать, для чего ему это нужно.
Поэтому важным элементом учёбы должна стать практика, которую можно организовать путем встреч с представителями различных профессий или с людьми, которые могут поделиться своими историями успеха. Детям не интересно жить завтрашним днём, они хотят жить здесь и сейчас, поэтому важно иметь возможность опробовать полученные знания и навыки на практике.
Образовательная среда школы будущего
Учебный процесс в школе будущего должен отвечать следующим условиям:
- Адаптивность. То есть способность трансформироваться для соответствия меняющимся внешним обстоятельствам.
- Технологичность. Результат обучения может быть достигнут при использовании в нем современных информационных и гуманитарных технологий.
- Инновационность, динамичность, апгрейд. Качественное образование в меняющейся социокультурной среде возможно только при наличии данных факторов.
- Комфорт и оптимистичность. Условия обучения должны способствовать проявлению и развитию личностных способностей и талантов учеников.
- Открытость. Нужно привлекать педагогические ресурсы родителей и партнёров школы.
В современном образовательном учреждении фокус внимания следует сместить с обучения на самоопределение и самореализацию. При этом педагогу надлежит играть роль старшего наставника и творческого партнёра.
5 отличительных особенностей процесса обучения в школе будущего
Школа будущего должна отличаться от нынешней не только внешне, но и сутью самого образования, а также способами организации занятий.
1. Цифровые технологии станут частью учебного процесса
Виртуальная реальность сейчас является нормой. Смартфоны – это уже не просто удобство и развлечение, а неотъемлемая часть жизни современного человека, будь то ребёнок или человек преклонного возраста. Целесообразно направить интерес школьников к гаджетам в несколько другое русло, например, в саморазвитие. Это поможет им лучше ориентироваться в непрекращающемся потоке информации.
2. Персонализация процесса обучения
Применение персонализированных сервисов доказало свою эффективность во многих областях. Их популярность с каждым днем растёт. Основополагающий принцип данных инструментов – внимание к индивидуальности конкретного человека – можно использовать при организации учебного процесса в современной школе.
Например, подбор личных заданий для учеников с учётом их образовательного курса. Очевидно, что внедрить его будет не так просто для классов, состоящих из 40 учеников, но технически это возможно.
3. Командная работа сплачивает и улучшает показатели каждого
Бизнес-среда помимо конкуренции использует различные социальные инструменты. Это самооценивание, взаимооценивание, взаимообучение. Данные механизмы можно применить к учебному процессу, тогда он станет более интересным и мотивирующим. Детям нравится рецензировать, комментировать, оценивать. Круглые столы, диспуты и игры будут заинтересовывать отстающих детей и повышать их успеваемость.
Инертное слушание учителя и зубрёжка обычно не приносят положительного результата. Нужно объяснить детям, что процесс обучения будет происходить всю жизнь, и надо быть готовым к этому. Важно уметь анализировать и правильно использовать полученную информацию, а также систематизировать ее.
4. Применение разных источников информации
Использование различных источников информации задействует разные каналы ее усвоения. Прослушивание аудиокниг, экскурсии по виртуальным музеям, просмотр видео-лекций вместе с учителем – всё это будет в школе будущего. Школьникам нравятся не шаблонные, а оригинальные и неординарные уроки, на которых изучение предмета происходит через связанные темы.
5. Обучение в условиях мультизадачности
В настоящее время востребованным сотрудником является тот, кто умеет функционировать в условиях многозадачности. Однако в школах этому не учат: на уроках непозволительно отвлекаться, параллельно заниматься другим делом. Педагогам целесообразно уделять внимание обучению школьников навыкам работы при мультизадачности.
Методы обучения в школе будущего
Сейчас лишь немногие школы оснащены высокотехнологичным оборудованием, значительная часть педагогов не умеет пользоваться компьютерами и интерактивными досками. Согласно статистике лишь 17 из 42 тысяч отечественных школ подключены к высокоскоростному интернету. В таких условиях у школьников нет возможности осваивать передовые технологии, а это является необходимостью сегодняшнего дня.
Учителя школы будущего должны регулярно повышать квалификацию. Для этого существует много центров и образовательных учреждений, которые помогают актуализировать знания педагогов и уровень их профессиональной подготовки. Также там можно осваивать новые специальности.
Интерактивные инструменты
В скором времени дополненная виртуальная реальность будет применяться в школьном и высшем образовании. На уроках можно будет легко погрузиться в атмосферу каких-либо исторических событий, побывать в английских дворцах или трансформировать класс в лабораторию научно-исследовательского центра.
В учебном процессе начнут использоваться «умные» тренажёры, при помощи которых учениками станет просто и интересно получать сведения о флоре и фауне. Например, чтобы понять, как устроено растение, достаточно просто направить на него камеру планшета.
- Уже сейчас есть технологии, позволяющие без участия педагога обучать, проверять выполненные задания, оценивать их. С помощью них школьник может самостоятельно осваивать некоторые уроки, слушать лекции и т.д. Во многих процессах они могут заменить учителя, освободив его время для более полезных дел.
- Искусственный интеллект может за доли секунды обработать информацию о ребёнке, его самочувствии и настроении, скорости реакции и эффективности его деятельности. На основе полученных данных компьютер смоделирует индивидуальную программу обучения, учитывая склонности и слепые зоны ученика.
- Будут использоваться специальные пособия, помогающие учащимся в освоении материала. К примеру, учебные весы будут наглядно демонстрировать математические действия, а интерактивный глобус поможет с изучением географии.
- Искусственный интеллект отлично справится с рутинной работой: проверкой заданий, обратной связью, обучением новым знаниям. Учитель будет контролировать и корректировать ход развития школьника в соответствии с поставленными задачами.
Образование станет более продуктивным при использовании в нём интерактивных тренажеров.
Дистанционное обучение
Пандемия коронавируса 2019 года послужила толчком для развития дистанционных форм обучения. Существующие теоретические способы онлайн-обучения пришлось в сжатые сроки воплотить в реальность.
Анализ преобразований, произошедших в период пандемии, позволяет сделать вывод о том, что Россия – одна из шести лучших стран по использованию IT-технологий на уроках, а также по результативности проектной работы в ходе обучения. Большая часть российских педагогов применяет на занятиях информационно-компьютерные технологии.
Но многие учащиеся отечественных школ и вузов, а также их родители не оценили качество дистанционной формы обучения. Во-первых, возникающие технические неполадки не способствовали получению качественного материала. Во-вторых, нехватка общения со сверстниками и педагогами повышала общий уровень тревожности. Однако, плюсы данного формата обучения тоже очевидны, просто необходимо сделать правильные выводы от его применения.
В период болезни или отъезда, когда возможности очно посещать школу нет, могут быть использованы дистанционные способы получения знаний. Это поможет школьникам не прерывать учебный процесс, как было раньше. Им не придётся потом в ускоренном темпе навёрстывать упущенное, особенно если изучаемые темы сложны и требуют детального разбора с участием учителя.
Онлайн-обучение можно организовать не только с помощью чатов и видеоконференций, но и с применением VR-технологии. Используя их, у школьника появится возможность «присутствовать» на занятии.
Безусловно, дистанционные методы не смогут заменить живое общение с одноклассниками и педагогами. Поэтому важно организовывать культурные и спортивные мероприятия, кружки и секции, где дети будут общаться друг с другом офлайн.
Для нынешнего 2023 года изложенный замысел школы будущего не является чем-то очень далёким и сложно реализуемым. Развитие технологий в настоящее время даёт все основания для возможности реализации данной идеи. Для этого нужны совместные усилия специалистов всех уровней и самое главное – осознание необходимости кардинальных перемен в современном школьном обучении.
Безусловно, на реализацию всех описанных процессов, методик и форматов уйдёт немало времени. Очевидно, что такие перемены должны иметь не революционный, а эволюционный характер. То есть нужно постепенное поступательное развитие в данном вопросе, планомерное внедрение новых технологий и вытеснение старых форм, изживших себя.
Ни родители, ни педагоги не заинтересованы в экспериментах над детьми. Поэтому пусть на это уйдёт столько времени, сколько нужно для комфортного перехода на новые рельсы.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: