Школьный музей: зачем нужен и как организовать
Сохранить статью:
Зачем нужен? Правильно организованный школьный музей с интересными экспонатами способен выполнять сразу несколько функций: образовательную и воспитательную, культурную и коммуникативную.
На что обратить внимание? Формы работы музея также могут быть самыми разными, начиная от проведения традиционных экскурсий и заканчивая организацией ярмарок, тематических вечеров, конкурсов и викторин. Поэтому если есть возможность организовать подобный уголок, то ею обязательно нужно воспользоваться в интересах школьников.
Цели создания школьного музея
Школьные музеи – важный компонент образовательной среды в современных учреждениях. С их помощью можно решить следующие задачи:
- Образовательная. Музеи позволяют изучить историю, культуру, традиции и природу региона, страну или мир (в общих чертах). Музейные экспонаты можно использовать в таких формах обучения, как уроки, семинары, исследовательские проекты и так далее. Также они способны развить критическое мышление и навыки исследовательской деятельности у обучающихся.
- Воспитательная. В процессе занятий музейным делом у подрастающего поколения развивается чувство преданности Родине, уважение к историческому прошлому и традиционной культуре, а также формируется чувство долга, согласно которому нужно защищать культурное богатство и историю страны.
Музей – это своего рода хранилище биографических материалов, например, о судьбе выдающихся выпускников и педагогических работников школы. Детям проще понять историю государства, видя наглядный пример из жизни отдельных людей.
- Культурная. Это важный инструмент, с помощью которого можно ознакомить школьников с искусством, наукой и техникой, а также с многообразием исторических и культурных памятников. В школьных музеях собраны предметы, которые связаны с особенностями региона, что способствует сохранению культурного наследия.
- Профориентационная. Экспозиции могут способствовать выбору будущей профессиональной деятельности учащихся. Исследование экспонатов может дать толчок к углубленному изучению истории, археологии, вызвать интерес к краеведению или другим наукам (в зависимости от тематики музея).
- Ориентированная на укрепление семьи. Благодаря музеям родители учащихся могут привлекаться к образовательному процессу. Также появляется возможность для проведения досуга всей семьей, обучения и выполнения исследовательских проектов.
- Коммуникационная. Если сотрудничать с местными организациями и сообществами, то создание музея будет способствовать укреплению связи между школой и окружающей средой.
На основании типовой документации каждая образовательная организация разрабатывает свое Положение о школьном музее, регулирующее его деятельность, где акцентируется внимание на том, что музей создается с целью обучения, воспитания, духовного, культурного и интеллектуального развития, социализации обучающихся и формирования у них чувства патриотизма.
Виды школьных музеев
- Музей-экспозиция. Экземпляры музейной экспозиции обычно размещены под стеклом закрытых витрин или шкафов. Выставочный зал выполняет строго ограниченные функции и используется с единственной целью – организация экскурсий с узкой специализацией.
- Музей-мастерская или студия. Для того, чтобы создать школьный музей такого вида, необходимо оборудовать выставочный зал зоной для занятий творчеством.
Именно поэтому для организации музейных мастерских школы часто используют кабинеты для занятий технологией или изобразительным искусством. Выставка экспонатов не всегда находится в одном помещении, часто она рассредоточена по учебным классам. Такой музей может по максимуму применяться в образовательном процессе.
- Музей-лаборатория. Основным отличием от музея-мастерской является профиль выставочных атрибутов, которые здесь подобраны по естественно-научному и техническому направлениям. Часть экспозиции представлена в предметных кабинетах, где демонстрируется исследовательская лаборатория и специальное оборудование.
- Музей-клуб или музей-театр. С помощью музейного фонда можно обеспечить работу внеклассной кружковой деятельности в школе. В нем обычно собраны театральные костюмы, фотографии, видеозаписи и аудиоматериалы о кино и театре, а также печатные издания с заметками о национальных обычаях и традициях народов мира. Экспонаты используют в театральных спектаклях, на уроках географии и истории.
- Музей – адаптационный центр. Деятельность школьных музеев данного вида организуют в коррекционных образовательных учреждениях. Так выполняется социально-психологическая функция, например, в рамках создания благоприятной среды для общения. Руководитель адаптационного центра должен иметь образование психолога, опыт работы с детьми, у которых девиантное поведение, сложными подростками и инвалидами. Одной из главных задач музея является обеспечение доверительной коммуникации, основанной на понимании и уважении.
- Музей – экскурсионное бюро. Данный вид школьного музея специализируется на краеведческих и исторических данных региона или города. В то же время он играет роль бюро, организующего экскурсии и лекции как на месте, так и на выезде. Программа школьного музея может стать отличным подспорьем для изучения краеведения и экологического туризма.
- Музей-игротека. Основой выставки становятся игры и игрушки, изготовленные детьми или принятые в качестве подарка. Руководитель музея и педагоги проводят театрализованные обучающие уроки и выездные игровые мероприятия для учеников начальной школы.
- Кафе-музей. Здесь организуются чаепития и тематические мастер-классы по приготовлению блюд, где учащихся знакомят с культурой приготовления пищи, столовым этикетом, рецептами и обычаями разных народов.
На самом деле, существует множество тем для современного школьного музея, можно даже комбинировать их. Любой проект будет эффективнее развиваться, если использовать разнообразные формы работы.
Условия для открытия школьного музея
Что необходимо, чтобы открыть музей на базе школы?
Ознакомление с нормативными актами
Существует нормативная документация, регламентирующая создание и деятельность школьных музеев в России:
- Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О музейном фонде и музеях Российской Федерации»;
- Положение о музее образовательной организации (школьном музее);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 г. № 613-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».
Согласно федеральному положению о школьном музее, профиль и направления музейной деятельности определяются задачами образовательного учреждения, а также традициями, которые сложились с целью сохранения культурно-исторического наследия. Иначе говоря, школьная администрация самостоятельно определяется со специализацией выставок, событий и поисковой активности.
Подготовка необходимых документов
В соответствии с законодательством каждое образовательное учреждение организует деятельность школьного музея на основании приказа директора о его создании.
Следующим обязательным документом школьного музея является приказ о назначении руководителя, где отражены условия работы, форма оплаты труда и должностные обязанности. Согласно Трудовому кодексу РФ, сотрудник, ответственный за музейное дело, может работать исключительно руководителем музея или совмещать эту должность.
Например, он может занимать 1 ставку в качестве педагога, а на 0,5 ставки быть директором школьного музея. Допускается альтернативное формирование оплаты труда: ставка, доплата за совмещение должностей или премия сверх базового оклада.
Кроме вышеупомянутых приказов, пакет учредительных документов для создания музея образовательной организации должен содержать устав, а также свидетельство или паспорт.
Выбор помещения для школьного музея
Идеальное место для расположения экспозиции – помещение с наименьшим попаданием света. Иначе придется думать о дополнительной защите экспонатов от солнечных лучей, например, в виде жалюзи, плотных штор, раскидистых комнатных растений или деревьев с внешней стороны здания.
на наши новости
500 000 пользователей!
В демонстрационном зале необходимо поддерживать нужную температуру. Требуется бережное хранение выставочных атрибутов в герметично закрытых витринах и их размещение вдали от отопительных приборов. Удачным местом для крупных предметов станет центр витрины чуть выше или ниже уровня глаз. А мелкие детали лучше расположить ближе к зрителю и на высоте взгляда. Освещение должно быть направлено от смотрящего к предметам выставки.
Подбор экспонатов
Каждый экспонат имеет художественную ценность и смысловую значимость, характерную среду обитания и принадлежность к определенному этапу развития эпохи. Потенциальные экспонаты отбираются в связи с:
- информативностью – содержательным значением предмета;
- аттрактивностью – способностью привлечь внимание посетителей;
- репрезентативностью или представительностью – преимуществом перед аналогами;
- экспрессивностью – интенсивностью влияния на эмоциональную сферу человека.
Создание музейной коллекции – это непрерывный и увлекательный процесс. Фонд должен регулярно пополняться, в том числе при участии детей. Они проявляют огромный интерес к поисковым работам, исследованиям исторических архивов, принимают участие в изготовлении экспонатов своими руками.
Вся документация, а также учет фондовых позиций не терпит халатного отношения. Все атрибуты имеют свою ценность, утрата или надлежащее хранение любого из них влечет за собой ответственность.
Возможные источники экспозиций для школьного музея
Формирование экспозиции школьного музея может основываться на различных источниках, например:
- исторических и краеведческих исследованиях учащихся и учителей;
- материалах, переданных школам местными жителями, организациями и учреждениями или семьями обучающихся;
- экспонатах, обнаруженных в процессе археологических раскопок и экспедиций, в которых участвовали обучающиеся;
- сохранившихся вещах и документах, связанных с историей школы, города или региона;
- предметах, переданных в дар музею учениками, учителями и другими людьми;
- репродукциях и копиях исторических документов, произведений искусства и других экспонатов;
- материалах, хранящихся в библиотеках в оцифрованном виде.
Экспозиция должна формироваться постоянно, то есть все время, пока существует музей. Новые экспонаты добавляются, а старые модернизируются или заменяются.
Формы работы школьного музея
Традиционные экскурсии – это не единственная форма работы школьных музеев. Существует масса других разнообразных вариантов:
Вахта памяти
Как правило, проводится в день какой-либо памятной даты. Школьный музей может непосредственно участвовать в организационных мероприятиях. Например, готовить материалы для митинга, встречаться с ветеранами у мемориала или памятника, проводить тематические беседы, встречи, вечера.
В этот день можно открыть выставку коллекции музея, а также новых экспонатов. Вахта памяти может длиться один или несколько дней в зависимости от конкретных обстоятельств.
Тематические или общешкольные вечера
Такая форма работы достаточно часто используется в музейной практике. Подготовкой вечера может заниматься и сам музей, однако в этом случае в центре внимания будут музейные коллекции или поисковая краеведческая работа.
Музей может принимать участие в общешкольных вечерах. Тогда его активисты будут выступать, используя музейную атрибутику, аудиозаписи, слайдовые презентации и так далее, в зависимости от тематики вечера, его целей и задач.
Мероприятие может носить разнообразный характер по содержанию: вечер, посвященный знаменательной дате, вечер-портрет, творческий вечер и так далее.
Викторина по краеведению
Это своеобразное состязание в игровой форме, в результате которого выявляются знатоки родного края. Зачастую викторины проводят во время краеведческих конференций, вечеров, слетов музейного актива и тому подобного. С их помощью удается выделить наиболее подготовленных и любознательных учащихся, для того, чтобы попытаться в дальнейшем привлечь их к музейной работе. Викторина ориентирует ее участников на знание дат, событий, имен, названий улиц, населенных пунктов, предприятий, способов ведения хозяйства и так далее.
Школьная ярмарка
Это досуговое мероприятие с целью продажи товаров, изготовленных самими школьниками.
Встречи в узком кругу
Эти встречи не носят официального характера и проводятся в пределах одного коллектива (класса, отряда или музейного кружка). Здесь можно устроить задушевную беседу на любую животрепещущую тему, например, общественно-политическую, или просто обсудить насущные проблемы. Можно пригласить ветеранов войны и труда, передовиков и новаторов производства, представителей трудовых династий, руководителей предприятий, народных депутатов, учителей, выпускников школы и так далее.
Дни музея
План работы и круг решаемых вопросов при проведении таких дней может быть самым разнообразным. Прежде всего это дни открытых дверей для посещения музея школьниками, их родителями и местными жителями. В такой день работают все экскурсоводы, музейные кружки и секции, организовано проведение различных занятий и внешкольных мероприятий. Каждый посетитель может получить любую консультацию по теме дня, сделать выписки и снять копии с интересующих его музейных документов и так далее. Особенно актуальным станет открытие дверей музея для всех желающих в Международный день музеев, 18 мая.
Различные конкурсы
Школьный музей может самостоятельно организовывать конкурсы или оказывать помощь при их проведении на уровне школы, города и района. Это могут быть выставки прикладного творчества, изобразительного искусства, поделок из природного материала и тому подобное. Есть возможность разбавить экспозицию работами участников прошлых лет, хранящимися в коллекции музейного фонда.
Можно провести конкурс докладов и сообщений о поисковой работе, лучшие из которых будут демонстрироваться на выставках, или организовать экспозицию по результатам конкурсов родительского профессионального мастерства, работ рационализаторов и изобретателей, народных умельцев и так далее.
Музейные праздники
Это новая форма работы музеев в области научного просвещения, состоящая из комплекса тематических элементов экскурсии, вечера, театрализованного представления, встречи на экспозиции и иных.
Работа над проектами
Важная составляющая образовательного процесса в школе – проектная деятельность. Она всегда предполагает решение определенной проблемы и создание продукта, ориентированного на потребителя. Учащиеся могут использовать музейную среду для определения проблемы проекта, а также осуществления поиска необходимой информации.
>На современном этапе продукты проектной деятельности могут быть выполнены на базе цифровых технологий (3D-модели, видеоролики, виртуальные экскурсии, интерактивные карты, объекты дополненной и виртуальной реальности и другое). Важным моментом является то, что в школьном музее можно также защитить проект.
Часто задаваемые вопросы о школьном музее
Отвечаем на популярные вопросы.
Какие документы нужны?
Каждый школьный музей, занесенный в официальный реестр, должен иметь паспорт и номерное свидетельство (при наличии). Номерное свидетельство подтверждает звание школьного музея и выдается Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения по результатам паспортизации школьных музеев. Каждые пять лет это звание подтверждается.
Что представляет собой регистрация музея?
Регистрация школьных музеев – это оформление страницы школьного музея на Портале школьных музеев Российской Федерации, которая включает в себя данные о профиле музея, его деятельности и музейном фонде.
После регистрации музею присваивается бессрочный номер и выдается номерное свидетельство установленного образца «Школьный музей» ЦДТЮТиК ФГБОУ ДО ФЦДО.
Что такое профиль школьного музея?
Профилем музея в школе является его деятельность и специализация музейной коллекции. Он зависит от выбранного направления работы.
Какие могут быть направления экспозиций?
Музеи в учреждении общего среднего образования можно классифицировать по следующим профильным группам: общеисторический, военно-исторический, историко-монографический, история ученических организаций, история школы, история религии, археологический, этнографический, музей современной культуры, мемориальный, архитектурный, технический, отраслевой, другие варианты музея.
Какое название можно дать школьному музею?
В качестве названия могут выступать отдельные слова («Память», «Исток», «Горница» и т. д.), простое словосочетание или несколько отдельных слов («Наша школа», «Люди. События. Факты», «Защитники Отечества»), фиксирование словосочетание с оттенком официоза («Музей истории школы», «Музей боевой и трудовой славы»), поэтическое словосочетание («Это нашей истории строки») или целые предложения.
Территория школьного музея становится пространством для получения детьми новых знаний, участия в образовательных мероприятиях и реализации собственных идей. Это все происходит без лишних формальностей, в доброжелательной обстановке. Создание музея в образовательной организации – это дополнительная возможность для сплочения детей, учителей и родителей, а также привлечения интереса общественности и повышения рейтинга школы.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: